Павел Давыдович Коган (4 июля 1918, Киев - 23 сентября 1942, под Новороссийском, Краснодарский край) - советский поэт романтического направления.

В 1922 году вместе с родителями переехал в Москву. В 1936-1939 годах учился в ИФЛИ, затем также занимался и в Литературном институте им. Горького. Выделялся из группы молодых поэтов, собиравшихся на поэтическом семинаре И. Сельвинского (А. Яшин, М. Кульчицкий и другие). При жизни не публиковался, хотя его стихи были популярны в кругу московской литературной молодёжи. Совместно с другом Георгием Лепским сочинил несколько песен, в том числе песню «Бригантина» (1937), с которой позже, уже в 1960-е годы, началась его известность.

Ещё школьником дважды исходил пешком центральную Россию. Побывал в геологической экспедиции в Армении (где его застала война). Хотя по состоянию здоровья имел бронхит, стал военным переводчиком, дослужился до звания лейтенанта. Коган и возглавляемая им разведгруппа попали в перестрелку на сопке Сахарная Голова под Новороссийском 23 сентября 1942 года, Коган был убит.

Творчество Когана, из которого многое утрачено, обнаруживает влияние Э. Багрицкого, что типично для вре¬мён его молодости. Революционная патетика сочетается с патриотизмом и темой военной уг¬розы. Некоторые стихи Когана, не связанные с политикой, позволяют уловить горечь, по¬иски сути жизни, но цельного впечатления они не оставляют. В стихах Когана преобладает повествовательность, для него важен ритм. - Вольфганг Казак

Биография

Павел Коган родился 4 июля 1918 г. в Киеве . В 1922 г. вместе с родителями переехал в Москву. В 1936-1939 гг. учился в ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории), затем также занимался и в Литературном институте им. Горького. Выделялся из группы молодых поэтов, собиравшихся на поэтическом семинаре И. Сельвинского (Яшин, Кульчицкий и другие). При жизни не публиковался, хотя его стихи были популярны в кругу московской литературной молодёжи. Совместно с другом Георгием Лепским сочинил несколько песен, в том числе песню «Бригантина» (1937), с которой позже, уже в 1960-е гг., началась его известность.

Ещё школьником дважды исходил пешком центральную Россию . Побывал в геологической экспедиции в Армении (где его застала война). Хотя по состоянию здоровья имел бронхит, стал военным переводчиком, дослужился до звания лейтенанта. Коган и возглавляемая им разведгруппа попали в перестрелку на сопке Сахарная Голова под Новороссийском 23 сентября 1942 года, Коган был убит.

Творчество Когана, из которого многое утрачено, обнаруживает влияние Э. Багрицкого , что типично для вре­мён его молодости. Революционная патетика сочетается с патриотизмом и темой военной уг­розы. Некоторые стихи Когана, не связанные с политикой, позволяют уловить горечь, по­иски сути жизни, но цельного впечатления они не оставляют. В стихах Когана преобладает повествовательность, для него важен ритм.

Вольфганг Казак

Избранные цитаты

«Бригантина»

Надоело говорить и спорить, И любить усталые глаза… В флибустьерском дальнем море Бригантина подымает паруса…

«Гроза»

Я с детства не любил овал! Я с детства угол рисовал!

«Лирическое отступление»

Есть в наших днях такая точность, Что мальчики иных веков, Наверно, будут плакать ночью О времени большевиков. И будут жаловаться милым, Что не родились в те года, Когда звенела и дымилась, На берег рухнувши, вода. Они нас выдумают снова - Сажень косая, твердый шаг - И верную найдут основу, Но не сумеют так дышать, Как мы дышали, мы дружили, Как жили мы, как впопыхах Плохие песни мы сложили О поразительных делах. Мы были всякими, любыми. Не очень умными подчас. Мы наших девушек любили, Ревнуя, мучась, горячась. Мы понимали: в наши дни Нам выпала такая участь, Что пусть завидуют они. Они нас выдумают мудрых, Мы будем строги и прямы, Они прикрасят и припудрят, и всё-таки __________пробьемся мы! Но людям Родины единой, Едва ли им дано понять, Какая иногда рутина вела нас жить и умирать. И пусть я покажусь им узким И их всесовестность оскорблю, Я - патриот. я воздух русский, Я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете Второй такой не отыскать, Чтоб так пахнуло на рассвете, Чтоб дымный ветер на песках… И где еще найдешь такие Березы, как в моем краю! Я б сдох как пес от ностальгии В любом кокосовом раю. Но мы еще дойдем до Ганга, Но мы еще умрем в боях, Чтоб от Японии до Англии Сияла Родина моя.

Издания

  • Гроза, 1960
  • Стихи // «Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне», 1965

Источники

  • Коган, Павел Давидович - статья из Краткой литературной энциклопедии
  • Казак В.

Несмотря на то, что генетика - наука относительно молодая, спорить с ней в большинстве случаев абсолютно бесполезно: она объясняет все закономерности, касающиеся как наследственности, так и гениальности. И биография Павла Когана - ярчайшее тому доказательство.

Трио скрипачей

1966 год, новогодняя передача "Голубой огонек", ведущий Менглет объявляет выступление трио скрипачей: Леонид Коган, Елизавета Гилельс, Павел Коган. Это, пожалуй, первое выступление Павла Когана на телевидении. Семейное трио играет как единый живой организм, звучание трех скрипок невозможно разделить: они поют как один голос. Говорят, что скрипка - инструмент, наиболее близкий к тембру человеческого голоса, но когда несколько инструментов звучат как один - это показатель не просто высокого профессионализма, а гениальности исполнителей.

Таким образом, Павел Коган унаследовал все лучшее, что могли передать ему родители. Впрочем, генетики сказали бы, что у ребенка просто не было другого выбора: мало того, что наследственность с обеих сторон музыкальная, так еще и окружение - на самом высоком творческом уровне. Следует отметить. что в доме Коганов бывали величайшие музыканты и композиторы того времени, такие как Артур Рубинштейн, Дмитрий Шостакович, Исаак Стерн.

Обыкновенная история

Биография Павла Когана действительно совершенно обыкновенная, если учесть контекст, в котором рос и развивался будущий выдающийся музыкант.

Павел Коган родился 6 июня 1952 в городе Москве, в СССР. Его родители, как уже упоминалось выше, были музыкантами высочайшего уровня. Тем, кто не знаком с творчеством Леонида Когана, возможно будет интересно посмотреть фильм 1982 года "Никколо Паганини", в котором гениальный советский скрипач исполняет произведения Паганини на скрипке, принадлежавшей когда-то итальянскому гению.

Для Павла отец был не просто авторитетом, а еще и кумиром. Леонид Коган много гастролировал, и воспитанием детей в основном занималась мать - Елизавета Гилельс, однако в биографии Павла Когана множество моментов, в которых прослеживается влияние отца, передавшего сыну высочайшую работоспособность и преданность музыке.

Павел Коган, будучи учеником Ю. Янкелевича по классу скрипки, одновременно обучался на дирижерском отделении Московской консерватории. В одном из интервью Павел Коган расскажет о том, что увлечение дирижированием у него возникло в детстве и было связано с подарком отца на день его 12-го дня рождения. Это были часы, которые Павел в скором времени разобрал: ему было необходимо понять принцип работы этого механизма, в котором множество деталей действовали как единый организм - так организован оркестр, управляемый дирижером... Кстати, тот подарок положил начало коллекции часов, которая пополняется до сих пор.

Первые достижения

1970 год, Международный конкурс скрипачей им. Я. Сибелиуса в Хельсинки. В биографии скрипача Павла Когана завоевание Первой премии стало отправной точкой его пути в музыке: с этого времени началась его концертная деятельность в СССР и за рубежом.

А когда в 2010 году для газеты «Хельсингин Саномат» выбирался лучший из победителей состязаний за всю историю проведения конкурса, жюри единогласно присудило это звание именно Павлу Когану.

На полученную премию Павел приобрел свой первый автомобиль: это была "копейка", однако в 1970 году для парня 18 лет такая покупка была по-настоящему "крутым" достижением, особенно если учесть, что заработал он на машину самостоятельно.

Кстати, биография Павла Леонидовича Когана была бы неполной без упоминания о его страстной любви к автомобилям. Он не просто пользователь - он прекрасно разбирающийся во всех тонкостях автомобильных узлов знаток. Причем, как человек с абсолютным слухом, он может безошибочно определить неисправность по "неверно звучащей ноте" автомобиля и со знанием дела устранить поломку.

Первый среди равных

По мнению талантливого пианиста Дениса Мацуева, Павел Коган представляет собой исключение из правила, согласно которому инструменталист редко может быть талантливым дирижером.

Дирижерскому искусству Коган учился у выдающихся мастеров И. Мусина и Л. Гинзбурга. И последующие изменения в биографии дирижера Павла Когана показали, что он был хорошим учеником, возможно, превзошедшим своих учителей.

В 1972 году Коган дебютировал как дирижер с Государственным Академическим Симфоническим Оркестром СССР. С того момента именно это станет основным направлением его творчества. Павел Коган никогда не упускал возможности поучиться у великих мастеров, среди которых Е. Мравинский, К. Кондрашин и др.

В 1988—1989 гг. состоялась премьера оперы Д. Верди "Травиата" в постановке Павла Когана. Так Большой театр открыл сезон.

В этом же сезоне Коган стал дирижером Загребского Филармонического Оркестра.

Движение вверх как стиль жизни

В 1994 году Павлу Когану присуждено звание Народного артиста России, а в 1997 году он стал Лауреатом Государственной премии РФ.

В 1989 году Коган принял пост художественного руководителя и главного дирижера Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО), сменив завершившую дирижерскую деятельность Веронику Дударову, которую называли "огненным дирижером".

В том же 1998 году Симфонический оркестр штата Юта (США, Солт-Лейк-Сити) пригласил Павла Когана на должность Главного приглашенного дирижера. Маэстро проработал в этом качестве по 2005 год.

Биография Павла Когана была бы неполной без упоминания о его сыне - талантливом, но, к сожалению, рано ушедшем скрипаче Дмитрии Когане.

Сегодня Павел Коган продолжает активную концертную деятельность по всему миру, выступая с известными оркестрами.

Павел Коган

Павел Леонидович, поскольку вы из семьи знаменитых музыкантов, скрипачей Леонида Когана и Елизаветы Гилельс, наверное, все спрашивают вас про династическую предопределенность? Поди, и в раннем детстве не хотели быть пожарным или космонавтом, а только музыкантом?

На самом деле не хотел. Среда, генетика, предопределенность... Пожалуй, что называется, с пеленок, пребывая в атмосфере высокой классической музыки, я был органично в нее погружен. Не я один «пошел» в музыку - моя сестра (Нина Коган - Ред. ) стала пианисткой, мой сын (Дмитрий Коган - Ред. ) стал скрипачом... В советское время семейные династии - педагогов, сталеваров, ученых - были распространенным явлением, они традиционно приветствовались. Еще была хорошая традиция - люди общались друг с другом, встречались, ходили друг к другу в гости, и неважно было, что там накрыто на столе. Я бы даже сказал, была мощь общения! Вообще девизом времени было: «Возьмемся за руки друзья!». Сейчас мы, на мой взгляд, живем очень обедненной жизнью - все бегают, как волки в поисках пропитания, а волк, как известно, одиночка. Разобщенность, разрозненность - одна из примет сегодняшнего времени. Жизнь убыстрилась невероятно, вместо живого общения - электронное: , и дружат, и женятся.

Увы, мир меняется к худшему, аксиома - чем больше цивилизации, тем меньше культуры. Другие приметы времени - деньги во главе угла и засилье непрофессионализма - в силу специфики профессии вас не особо коснулись?

Ну как же, профессия наша требует громадного умения и опыта, профессионалов и в нашей области становится все меньше и меньше, все больше наших заняты коммерческими думами. Я убежден: погоня за материальными благами убивает духовные аспекты. Все выливается в потребление, а оно неуемно. Ничего из ничего возникнуть не может, а удержаться тем более. Нужны постоянные усилия и работа. С обучением, кстати, больной вопрос... Я, будучи студентом первого курса, не удивлялся, регулярно раскланиваясь в коридорах с Шостаковичем , Хачатуряном , другими великими музыкантами. Тогда была концентрация великих людей, это было привычно, и это было замечательно.

Кого сейчас встречает в коридорах консерваторский студент?

Это хороший вопрос (Смеется... ).

Вижу, вы не в горних высотах пребываете...

Абсолютно! С одной стороны вижу все происходящее, с другой, стараюсь как-то заградиться в собственном мире, чтобы максимально донести те традиции... Сохранить их без ущерба сложно, но необходимо. Хочется как можно дольше протянуть эту ниточку, чтобы конец ее зацепился куда-то дальше. На мне лежит огромный груз ответственности - ведь я являюсь, условно говоря, последним поколением, которое получило лучшую в мире исполнительскую школу. Россия своей культурой проросла во всем мире, культура ее - величайший мировой пласт, но сейчас для культуры настали тяжелые времена.


Московский государственный академический симфонический оркестр и его худрук

Послушайте, так не лучше ли жить в тоталитарном государстве с мощными и развитыми искусством и культурой, чем в демократическом с культурой в упадке?

Да почему все время надо выбирать? В то старое время никому неохота возвращаться, и мне первому. Обратно в стойло - ни за что, ни в коем случае! Но. В тоталитарные времена государство пропагандировало классическое музыкальное искусство - шли постоянные радиотрансляции великих произведений в замечательном исполнении, телевизионные трансляции... Вследствие чего простые люди разбирались в классическом искусстве , писали благодарственные письма и лихо разгадывали кроссворды на тему культуры. Радиоточка «Маяк» - это было и духовное воспитание, и отдохновение, и подпитка. Кто говорит, что все должно упираться только в классическую музыку? Вовсе я не строгий поборник классики, однако во всех жанрах необходимы уровень и качество. Советская эстрада была замечательная, профессиональная, образованная, а сейчас это помойка. Попса - это что-то грязное духовно. Сейчас у нас огромное количество радиостанций, но львиная доля их передает чудовищную попсу. Лекарство, на мой взгляд, есть: если бы обладал такими возможностями, запустил бы с помощью СМИ пропагандистскую машину на всю страну. Народ наш в силу тоталитарного прошлого все-таки еще достаточно внушаем, и при определенно направленной пропаганде можно было бы исправить положение. Сдвинуться с ужасной точки необходимо, это сродни национальной безопасности.

Российская публика изменилась за последние 20-30 лет?

Конечно, изменилась. Когда я начинал свою карьеру, существовала широкая прослойка интеллигенции, регулярно посещавшая концерты, запасавшаяся абонементами. Когда открылся железный занавес, огромное число любителей классической музыки покинуло страну, плюс естественный процесс - многие ушли из жизни. Одно время был явный провал, мы его очень ощущали. В последнее время на концертах стала появляться молодежь , что меня очень радует. Мне кажется, это показатель определенного выздоровления общества.

Вы много работаете на Западе, люди там в общении, в работе другие?

Люди другие, потому что общество другое. В нас еще очень крепко сидит совковость во всем - в отношении к работе, к обязанностям, к честному слову. В западном обществе генетически передается, что работа - это святое, контрактное или иное обязательство, у нас же ничего подобного нет. Видимо, очень сложно интегрироваться в мировое сообщество в столь короткие строки - исторически они малы, миг практически. Хочется верить, что Россия уж слишком велика, чтобы пропасть. То, что пережила Россия в ХХ веке, не пережила бы ни одна другая страна, она бы просто самоуничтожилась.


Павел Коган говорит, что у отечественной культуры сейчас тяжелые времена

Как вам «Золотой петушок» и «Евгений Онегин» в Большом?

Можете считать меня ретроградом, я абсолютно не воспринимаю те эскапады, которые сегодня происходят на ведущих оперных сценах, в Большом и Мариинском театрах. Хотите оригинальничать, самоутверждаться - ради Бога, но не в академических театрах! В экспериментальном где-нибудь, на районе - да на здоровье, можете делать все, что вам угодно. Если на великой академической сцене ставится великое произведение двух великих авторов - Пушкина и Чайковского, и вмешивается третий, интерпретатор, который уничтожает первых двух - это безобразие. Если хотите представлять «Евгения Онегина» на первой сцене страны, дух не должен быть поруган. Интерпретация должна быть максимально приближена к автору, а режиссер должен понимать, что он лишь авторский проводник. Навязать свое, поломать все, чтобы выставить самого себя - по сути преступно. Уверен, есть множество постановщиков, способных талантливо воплотить классическое произведение, не поругав и не уничтожив его при этом.

А вам не кажется, что обществу нравится подобное выдрючивание - «Золотой петушок» как современный политический памфлет?

Обществу ничего это не нравится, общество просто потеряло критерии. Должна быть общественная совесть, не допускающая подобного. Сейчас пиар решает все. Если показать картинку с кошкой и из каждого утюга кричать, что это собака - люди поверят.


Павел Леонидович уверен, дирижер - это не женская профессия

Вы посмотрели фильм Павла Лунгина «Дирижер» ? Узнаваем характер главного героя?

Сложно однозначно сказать. Реалии дирижерской профессии в жизни совсем иные. Я ревностно и болезненно отношусь ко всем атрибутам, связанным с профессией дирижера. «Репетицию оркестра» Феллини тоже нельзя считать учебником по взаимоотношению оркестра и его руководителя... Что касается характера главного героя - это лидерство , авторитарность, властность, без которых в определенный момент не обойтись. Руководство людьми подразумевает организационный момент, когда без воли и цельности натуры лидера все станет расползаться и в середине, и по краям. Профессия для героя Лунгина является первым и главным в жизни, поэтому неизбежно возникают проблемы с близкими.

Вы - такой?

Моя профессия, мой путь в искусстве - первостепенны и превыше всего. Не могу сказать, что я киноман, в сегодняшнем кино , как и в других областях, много шелухи, и так жалко времени - минус два часа из жизни, которые невосполнимы. Я, скорее, читатель - очень люблю жанр мемуаров, недавно с большим удовольствием перечитал воспоминания князя Юсупова - какая была удивительная Россия...

Дирижер - профессия редкая, штучная, и совсем уж мало женщин-дирижеров. Почему?

Был бы в Америке - не стал бы отвечать на этот вопрос. Да простят меня феминистки - все же есть на свете малое количество действительно не женских профессий, таких как танкист, пилот истребителя или дирижер.

К 100-летию со дня рождения выдающегося советского поэта Павла Давыдовича Когана

4 июля 2018 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося советского поэта Павла Давыдовича Когана (1918 – 1942).

Павел Коган был одним из самых талантливых поэтов поколения, сформировавшегося во второй половине 1930-х годов накануне Великой Отечественной войны. Большая часть юношей, принадлежавших к этому поколению, погибла на фронте. За стихами Павла Когана стоит яркий портрет его поколения со своим восприятием мира. Тем он и интересен.

У Павла Когана почти нет стихотворений политического характера. Его стихи важны другим. Они показывают психологию, круг интересов и взгляд на мир молодого представителя советской интеллигенции, стоящего на советских позициях. В стихах Павла Когана мир прекрасен и удивителен. Хотя и трагичен.

Павел Коган родился в Киеве в интеллигентной семье. В 1922 году его родители переехали в Москву. Павел Коган вырос в писательском доме в Камергерском переулке (в советское время Камергерский переулок назывался проездом МХАТа) и в детстве и ранней юности общался и со многими выдающимися деятелями советской культуры, и со своими сверстниками с широким кругом интересов. Один из них, Эвальд Васильевич Ильенков (1924 – 1979), станет в будущем выдающимся советским философом.

Всё это, несомненно, оказало большое влияние на развитие поэта.

В детстве Павел был увлекающимся подростком. Он любил путешествовать, исходил пешком многие районы Центральной России. В более старшем возрасте ездил в геологические экспедиции. И достаточно рано начал писать стихи.

В 1936 году Павел Коган поступил в лучший гуманитарный ВУЗ СССР – Институт истории, философии и литературы (в дальнейшем слившийся с Московским университетом). Его сокращенное название – ИФЛИ веселые студенты расшифровывали, как Институт флирта и любовной интриги. Одновременно Павел посещает семинар в Литературном институте, которым руководил Илья Львович Сельвинский (1899 – 1968), и вскоре становится признанным лидером кружка молодых поэтов.

Кумиром юного поэта был Эдуард Георгиевич Багрицкий (Дзюбин) (1895 – 1934) – один из ярких представителей революционно-романтического направления в советской поэзии. Герои произведений Багрицкого жили яркой насыщенной жизнью, которая очень привлекала подростка.

Однако в начале 1930-х годов революционно-романтическая линия в советской поэзии отходит на второй план. Лидерами советской поэзии становятся такие молодые поэты, как Борис Петрович Корнилов (1907 – 1938), Павел Николаевич Васильев (1910 – 1937), Ярослав Васильевич Смеляков (1913 – 1972). Отличительной чертой их поэзии был оптимизм, реализм и любовь к самым разным сторонам повседневной жизни. Романтические мечтания о яркой и красивой жизни были им совершенно чужды. Поскольку нужно работать, а работа автоматически делает жизнь насыщенной. Такой взгляд на мир, несомненно, подпитывался социально-экономическими преобразованиями начала 1930-х годов.

Ещё в конце 1920-х годов любимый Павлом Коганом Э.Г. Багрицкий обменялся стихотворными посланиями с молодым поэтом нового поколения Николаем Ивановичем Дементьевым (1908 – 1935). Из этого обмена посланиями очень хорошо видны глубокие психологические различия и даже несовместимость Эдуарда Багрицкого и поэтов, входивших в литературу на рубеже 1920-х – 30-х годов. Хотя личные отношения между Багрицким и Дементьевым были хорошими.

В начале 1930-х годов романтические стихи Эдуарда Багрицкого теряют свою популярность у массового читателя. А Николай Дементьев пишет в 1933 году небольшую поэму «Мать», в которой, по-видимому впервые в отечественной литературе, говорится о преемственности между до- и послереволюционной Россией.

Пользуясь случаем, хочу отметить, что обстоятельства гибели Николая Дементьева, изображенные в современном российском сериале «Дело следователя Никитина», являются продуктом богатой фантазии авторов этого сериала. Никаких объективных подтверждений они не имеют.

Но в 1936 году с франкистским мятежом в Испании начинается Вторая мировая война. И это приводит к резким изменениям в советской культуре. Становится понятным, что страну ждут великие испытания. Поэтому добродушный и отчасти телячий восторг предыдущего поколения поэтов уходит на второй план. К тому же, наряду с революционными ценностями, начинают цениться и ценности патриотические. Ведущими поэтами становятся принявший советский строй сын царского генерала и княжны Оболенской Константин Михайлович Симонов (1915 – 1979) и крестьянский сын Михаил Васильевич Исаковский (1900 – 1973). Первый пишет стихи для будущих офицеров, второй – для будущих солдат. В стихах Михаила Исаковского девушка желает своему любимому «Если смерти, – то мгновенной… ». Такого в отечественной поэзии ещё не было.

В новые тенденции поэзии хорошо вписывается и романтика. В первую очередь, воинская. И на этом повороте истории спор между Багрицким и Дементьевым решается в пользу Эдуарда Багрицкого.

С романтической линией и связано главное направление творчества Павла Когана.

Стихи Павла Когана большей частью грустные. Поэт очень хорошо чувствует красоту окружающего мира и понимает, что эта красота не для него. Ибо жить ему осталось недолго.

Павел Коган вместе со своим другом Георгием Соломоновичем Лепским (1919 – 2002) стояли у истоков бардовской песни. Они написали ряд песен, получивших известность в студенческой среде. Павел Коган писал слова, Георгий Лепский – музыку. Одна и этих песен – «Бригантина» приобрела среди молодежи огромную популярность в начале 1960-х годов. Однако при этом из неё как-то исчез самый главный куплет, совершенно менявший смысл песни:


С самою заветною мечтой,
Флибустьеры и авантюристы
По крови горячей и густой .

В результате «Бригантина» из глубокого стихотворения о взрослении и преодолении иллюзий детства и юности превратилась в красивую сказку про яркую пиратскую жизнь в духе стихотворения Эдуарда Багрицкого о том, как три грека в Одессу везут контрабанду. Павел Коган с горечью осознавал, что «Бригантина» — это всего лишь красивая сказка о яркой жизни, его поклонники 1950-х годов на эту тему толком и не задумывались.

В одном из своих стихотворений Павел Коган писал:

Люди не замечают, когда кончается детство,
Им грустно, когда кончается юность,
Тоскливо, когда наступает старость,
И жутко, когда ожидают смерть.
Мне было жутко, когда кончилось детство,
Мне тоскливо, что кончается юность,
Неужели я грустью встречу старость
И не замечу смерть?

В 1939 году Павел Коган начал работать над романом в стихах «Владимир Рогов» («Первая треть»), поставив своей целью создать портрет молодого человека своей эпохи, вышедшего из среды интеллигенции. Поэт поставил перед собой очень высокую планку, рассматривая свой роман в качестве современного «Евгения Онегина». Закончить эту работу Павел Коган не успел. Написана первая глава, посвященная диалогу с молодым представителем интеллигенции, не приемлющего советской действительности, и главы, посвященные детству героя.

К сожалению, у Павла Когана есть стихи, которые не заслуживают одобрения. Например:

Но мы ещё дойдем до Ганга,
Но мы ещё умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

Это было написано, разумеется, из самых лучших побуждений. Но экспорт революции, как известно, ни к чему хорошему не приводит.

Павел Коган женился на студентке ИФЛИ, которая училась курсом младше. У них родилась дочь Ольга. В дальнейшем жена Павла Когана стала писательницей. Свои произведения она публиковала под псевдонимом Елена Ржевская.

Для понимания сути какого-то явления бывает полезно поставить это явление в какой-то ряд.

Павла Когана можно поставить в два ряда. Во-первых – это ряд талантливых поэтов из числа предвоенного студенчества. Таких, как Михаил Валентинович Кульчицкий (1919 – 1943), Николай Петрович Майоров (1919 – 1942). Их стихи, хоть и почти не печатались, но пользовались большой популярностью в своем кругу. А с другой стороны, Павла Когана можно сравнить с поэтами, которые писали стихи исключительно для себя и чье творчество стало известным лишь в силу случайности. Из таких поэтов, принадлежавших к поколению П. Когана, можно вспомнить Юрия Федоровича Баранова (1922 – 1942) и Василия Михайловича Кубанева (1921 – 1942), из предыдущего поколения — Сергея Ивановича Чекмарева (1910 – 1933). В этот список можно, наверное, включить и московского школьника Льва Федоровича Федотова (1923 – 1943). Он не писал стихов, но зато писал дневник, в котором делал предсказания о грядущих событиях. И эти предсказания большей частью сбывались. Вот что Лева написал в своем дневнике 5 июня 1941 года:

«Хотя сейчас Германия находится с нами в дружественных отношениях, я твёрдо уверен, что всё это только видимость. Тем самым она думает усыпить нашу бдительность, чтобы в подходящий момент всадить нам отравленный нож в спину… С тех пор, как в мае немцы высадились в Финляндии, меня не покидает твердая уверенность в том, что идет тайная подготовка нападения на нашу страну со стороны не только бывшей Польши, но и со стороны Румынии, Болгарии и Финляндии…

Рассуждая о том, что, рассовав свои войска вблизи нашей границы, Германия не станет долго ждать, я приобрел уверенность, что лето этого года у нас в стране будет неспокойным. Я думаю, что война начнется или во второй половине этого месяца, или в начале июля, но не позже, ибо Германия будет стремиться окончить войну до морозов. Я лично твердо убежден, что это будет последний наглый шаг германских деспотов, так как до зимы они нас не победят. Победа победой, но вот то, что мы сможем потерять в первую половину войны много территории, это возможно.

Честно фашисты никогда не поступят. Они наверняка не будут объявлять нам войну, а нападут неожиданно, чтобы путем внезапного вторжения захватить побольше наших земель. Как ни тяжело, но мы оставим немцам такие центры, как Житомир, Винница, Псков, Гомель и кое-какие другие. Минск мы, конечно, сдадим, Киев немцы тоже могут захватить, но с непомерно большими трудностями. О судьбах Ленинграда, Новгорода, Калинина, Смоленска, Брянска, Кривого Рога, Николаева и Одессы я боюсь рассуждать. Правда, немцы настолько сильны, что не исключена возможность потерь даже этих городов, за исключением только Ленинграда. То, что Ленинград немцам не видать, в этом я твердо уверен. Если же враг займет и его, то это будет, лишь тогда, когда падет последний ленинградец. До тех пор, пока ленинградцы на ногах, город Ленина будет наш!..

За Одессу как за крупный порт мы должны, по-моему, бороться более интенсивно, чем даже за Киев. И я думаю, одесские моряки достойно всыпят германцам за вторжение в область их города. Если же мы и сдадим по вынуждению Одессу, то гораздо позже Киева, так как Одессе сильно поможет море. Понятно, что немцы будут мечтать об окружении Москвы и Ленинграда, но я думаю, что они с этим не справятся.

Окружить Ленинград фашисты еще смогут, но взять его - нет! Окружить же Москву они не смогут вообще, потому, что не успеют замкнуть кольцо к зиме. Зимой же для них районы Москвы и ее округи будут просто могилой…»

О будущей войне писал и Юрий Баранов в своем стихотворении «Голубой разлив». В отличии от Льва Федотова он не конкретизировал ход военных действий, ограничившись утверждением о том, что война будет исключительно тяжелой, но в конце концов закончится победой Советского Союза. И в этой войне большая часть его поколения погибнет. Из контекста видно, что сам Юрий относил себя к этой части.

В начале войны Павла Когана из-за близорукости в армию не призвали. Тогда он записался на курсы военных переводчиков, после окончания который всё-таки был направлен на фронт. Вскоре ему было присвоено звание лейтенанта. В армии поэт не только переводил на допросах «языков», но и участвовал в боях, ходил в разведку.

Павел Давыдович Коган погиб в бою 23 сентября 1942 года под Новороссийском. Первый сборник его стихов был издан только в 1960 году.

Стихи Павла Когана наглядно показывают мощный творческий потенциал его поколения. К сожалению, он не смог реализоваться в полной мере – большинство сверстников П.Д. Когана не вернулись с войны.

С.В. Багоцкий

Некоторые стихи Павла Когана:

Бригантина

Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза…

Бригантина подымает паруса…
Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас…
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют.

Люди Флинта песенку поют.
Так прощаемся мы с серебристой,
Самою заветною мечтой,
Флибустьеры и авантюристы
По крови, упругой и густой.
И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза.
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют,
И, звеня бокалами, мы тоже
Запеваем песенку свою.
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза…
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса…

Гроза

Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.
И, громом возвестив весну,
Она звенела по траве,
С размаху вышибая дверь
В стремительность и крутизну.
И вниз. К обрыву. Под уклон.
К воде. К беседке из надежд,
Где столько вымокло одежд,
Надежд и песен утекло.
Далеко, может быть, в края,
Где девушка живет моя.
Но, сосен мирные ряды
Высокой силой раскачав,
Вдруг задохнулась и в кусты
Упала выводком галчат.
И люди вышли из квартир,
Устало высохла трава.
И снова тишь. И снова мир.
Как равнодушье, как овал.
Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!

Звезда

Светлая моя звезда.
Боль моя старинная.
Гарь приносят поезда
Дальнюю, полынную.
От чужих твоих степей,
Где теперь начало
Всех начал моих и дней
И тоски причалы.
Сколько писем нес сентябрь,
Сколько ярких писем…
Ладно — раньше, но хотя б
Сейчас поторопиться.
В поле темень, в поле жуть –
Осень над Россией.
Поднимаюсь. Подхожу
К окнам темно-синим.
Темень. Глухо.
Темень. Тишь.
Старая тревога.
Научи меня нести
Мужество в дороге.
Научи меня всегда
Цель видать сквозь дали.
Утоли, моя звезда,
Все мои печали.
Темень. Глухо. Поезда
Гарь несут полынную.
Родина моя. Звезда.
Боль моя старинная.

Монолог

Мы кончены. Мы отступили.
Пересчитаем раны и трофеи.
Мы пили водку, пили «ерофеич»,
Но настоящего вина не пили.
Авантюристы, мы искали подвиг,
Мечтатели, мы бредили боями,
А век велел — на выгребные ямы!
А век командовал: «В шеренгу по два!»
Мы отступили. И тогда кривая
Нас понесла наверх. И мы как надо
Приняли бой, лица не закрывая,
Лицом к лицу и не прося пощады.
Мы отступали медленно, но честно.
Мы били в лоб. Мы не стреляли сбоку.
Но камень бил, но резала осока,
Но злобою на нас несло из окон
И горечью нас обжигала песня.
Мы кончены. Мы понимаем сами,
Потомки викингов, преемники пиратов:
Честнейшие — мы были подлецами,
Смелейшие — мы были ренегаты.
Я понимаю всё. И я не спорю.
Высокий век идет высоким трактом.
Я говорю: «Да здравствует история!»
— И головою падаю под трактор.

Поэту

Эта ночь раскидала огни,
Неожиданная, как беда.
Так ли падает птица вниз,
Крылья острые раскидав?
Эта полночь сведёт с ума,
Перепутает дни — и прочь.
Из Норвегии шёл туман.
Злая ночь. Балтийская ночь.
Ты лежал на сыром песке,
Как надежду обняв песок.
То ль рубин горит на виске,
То ль рябиной зацвел висок.
Ах, на сколько тревожных лет
Горечь эту я сберегу!
Злою ночью лежал поэт
На пустом, как тоска, берегу.
Ночью встанешь. И вновь и вновь
Запеваешь песенку ту же:
Ах ты ночь, ты моя любовь,
Что ты злою бедою кружишь?
Есть на свете город Каир,
Он ночами мне часто снится,
Как стихи прямые твои,
Как косые ее ресницы.
Но, хрипя, отвечает тень:
«Прекрати. Перестань. Не надо.
В мире ночь. В мире будет день.
И весна за снега награда.
Мир огромен. Снега косы,
Людям — слово, а травам шелест.
Сын ты этой земли иль не сын?
Сын ты этой земле иль пришелец?
Выходи. Колобродь. Атамань.
Травы дрогнут. Дороги заждались дождя…

…Но ты слишком долго вдыхал болотный туман.
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя».