«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.



Программа разработана в соответствии с требованиями внеурочной деятельности, обозначенной в федеральных государственных стандартах (2009 г.) и направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Программы реализуются как научно-познавательное направление. Их педагогическая целесообразность обусловлена важностью для ребенка развития общего интеллекта и таких навыков, как пространственное мышление и математическая грамотность. Система практических заданий и занимательных упражнений из программы позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий. Конструирование в рамках программ – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в школе после уроков. При этом дети через развивающие практические занятия учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели. И в этом несомненная актуальность программ.


Основной целью программ является формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире. Для этого педагог ставит перед собой и решает следующие задачи: создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и личных достижений учащихся на основе предметно- преобразующей деятельности; развитие познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);


Развитие регулятивной структуры деятельности в процессе реализации проектных работ (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); развитие сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики) через формирование практических умений; воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку- творцу, умения сотрудничать с другими людьми. Кроме общих метапредметных программа предполагает реализацию предметных целей и задач. Программа состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование».


Творческие умения – дети придумывают, фантазируют оригинальные фигуры, необычные конструкции из ТИКО, тем самым развивая воображение и творческое мышление. Интеллектуальные умения – чтобы сконструировать фигуру, ребенку нужно осмыслить – какие детали он возьмет для конструирования; в какой последовательности будет их соединять; что нужно сделать для того, чтобы фигура была прочной и устойчивой Коммуникативные умения – дети очень увлекаются совместным ТИКО-конструированием, в процессе работы они активно общаются, совместно решают возникшие в ходе конструирования проблемы, развивая тем самым коммуникативные умения.


Организационные и оценочные умения развиваются, когда учащиеся отвечают на вопросы – как организовать собственную деятельность, чтобы вовремя в срок закончить работу? Чья фигура собрана верно, без ошибок – моя или моего друга? Кто придумал самую оригинальную конфигурацию фигуры по заданной теме? И т.д. Умения, которые формируются у ребенка в процессе конструирования, хорошо накладываются на Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. Стандарты второго поколения требуют от педагога формирование у учащихся организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений.


Одним из ведущих методов организации деятельности учащихся на занятиях является метод проектов. Алгоритм организации и проведения конструкторского проекта: 1. Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» учащимися проблемы. 2. Целеполагание и ожидаемый результат: достижение цели способствует решению проблемы проекта.


3. Планирование: а) постановка задач, исходящих из цели: какие шаги необходимо осуществить для реализации цели? б) определение последовательности предстоящих шагов:в какой последовательности будут осуществляться эти шаги? в) выбор способов работы (технологии): какие потребуются детали, как они будут соединяться между собой? 4. Реализация плана: осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов их соединения между собой. Внесение по ходу работы обоснованных изменений в первоначальный замысел.


5. Рефлексия: оценивание – - удалось ли решить имевшуюся проблему, достичь поставленной цели (построить башню); - сравнение полученного продукта с ожидаемым результатом - анализ хода работы (какие возникали идеи, почему от них пришлось отказаться, что не удалось и почему, какие имеются перспективы работы); - самооценка (как проявили свои личностные качества участники проекта, какие испытали эмоции, какие приобрели новые знания и умения). 6. Презентация:демонстрация проектной конструкции и доказательство того, что цель проекта достигнута, проблема решена; самопрезентация приобретенного участниками нового опыта.









ПЛАН – - сбор информации о поселке - составить и начертить план будущего поселка - распределить работу над конструкциями между учащимися - конструирование отдельных построек - объединение отдельных построек в цельную композицию - объединение композиционных работ в коллективную постройку - презентация поселка мечты в форме репортажа с места события перед гостями - экскурсия по поселку для других классов






Татьяна Цыдыпова

В истории педагогики игры со строительным материалом представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста (система Ф. Фребеля, вальфдорфская педагогика, система Л. К. Шлегер и др.). Этот вид игры достаточно хорошо изучен в отечественной дошкольной педагогике (В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова и др.). Термин «строительно-конструктивная игра » появился сравнительно недавно (П. Г. Саморукова, В. Р. Лисина) . Одной из основных особенностей данной игры является то, что в ее основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего она в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближается к созидательной практической деятельности ребенка, в частности, к конструированию .

Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств : положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор и т. д. Но при неосторожной игре эти постройки ломаются и надо снова их восстанавливать, их сложно перенести на другое место, а это некоторое неудобство для игровой деятельности детей. И в такой ситуации на помощь детям придет конструктор «ТИКО » .

«ТИКО » – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения . Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия , которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка» , «двери» , «глазок» . Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур : от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.

В игре с конструктором «ТИКО » , ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники, малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера.

Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать : это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Конструктор «ТИКО » создает для этого самые благоприятные возможности . Уже через 2 – 3 месяца обучения воспитанники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. Используя конструктор «ТИКО » в собственной деятельности, дети успешно овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, конструируют поделки как плоскостные, так и объемные, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.

Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через самостоятельную или совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду. При этом дети через развивающие практические задания учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения цели.

Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО ) состоит из 10 наборов, рассчитанных для детей дошкольного и школьного возраста.

Из конструктора можно конструировать большое количество игровых фигур (от дорожки и забора до коттеджа, ракеты, корабля и т. п.) и геометрических объемных фигур.

Набор «Малыш» предназначен для детей от 4-х лет и включает, в основном, небольшие детали, удобные для маленьких ручек ребёнка. Из набора "Малыш" можно собрать большое количество фигур : мебель (шкаф, стол, стул, пуфик, кровать, дерево, башню, скворечник, крепость, клумбу, корону, забор, скамейку, различные виды домиков, дорожки из квадратов и треугольников, шары и др.


Набор «Школьник» позволяют конструировать следующие фигуры : подставка под блок бумаги (размером 90*90*90 мм) для записей; трех-, четырех-, пяти-, или шестигранный стакан для карандашей, ручек, линеек, угольников и т. п. ; трех-, четырех-, пяти-, или шестигранная подставка для канцелярских мелочей (скрепок, кнопок, резинок) ; цветок; корзинка; утенок; цыпленок; карусель; котенок; кораблик; ракета; гриб; стаканчики для ручек, карандашей; различные виды домиков; танк. Также набор "Школьник" позволяет конструировать многогранники , кубы, пирамиды, параллелепипеды, призмы и их развертки.

Набор «Объём» - позволяет изучать объёмы геометрических фигур и соотношения объёмов. С помощью набора можно наглядно постигать такие понятия, как ёмкость тела или объём наполнителя. Крышки фигур могут открываться и закрываться. Таким образом, геометрические тела можно трансформировать во время занятий, многократно их наполнять и опорожнять. Также все трехмерные тела могут раскладываться в плоские развертки.

Набор «Геометрия» - для сборки геометрических тел. Можно собрать 86 многоугольников (куб, прямоугольный параллелепипед, четырехгранная призма, шестигранная призма и др.). Все модели раскладываются в развёртки. Также набор «Геометрия» позволяет составлять орнаменты и паркеты.

Набор «Мячи» - специально позволяет собирать мячи (шары) различного размера - от теннисного мяча до футбольного. Наглядно показывают возможности сборки шара из различных многоугольников. Представляют шар как предельный случай выпуклого многогранника при дальнейшем увеличении количества граней. Позволяют сочетать игру с мячом и изучение таких достаточно сложных фигур, как икосаэдр и додекаэдр. Показывают возможность сборки шара из ромбов, треугольников и пятиугольников, а также из пятиугольников и шестиугольников.

Наборы «Грамматика» - включает буквы со знаками препинания. Количество отдельных букв соответствует частоте их употребления в письменной речи.

Набор "Эрудит" состоит из 312 квадратов, позволяет детям старшего возраста составлять кроссворды, пополняя словарный запас и тренируя правильность написания слов.

Набор «Фантазёр» - набор для школьников младших и средних классов, включающий 127 многоугольников и позволяющий развивать фантазию.

Набор «Класс» - включает 71 многоугольник, раздаточный набор для построения и изучения объёмных фигур.

Набор «Арифметика» - содержит цифры и арифметические знаки и позволяет составлять примеры на арифметические действия.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Конструктор для объемного моделирования ТИКО!

Краткий экскурс в историю По инициативе Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в 2005 году ЗАО «НПО РАНТИС» изготовило Конструктор для объемного моделирования «ТИКО».

Что развивает ТИКО? И интеллектуальные умения К коммуникативные умения О организаторские и оценочные умения Т творческие умения

Конструктивные особенности ТИКО Конструктор для объемного моделирования «ТИКО» представляет собой скомплектованные в наборы многоугольники, которые соединяются между собой, создавая двух- и трехмерные фигуры и тела.

Конструктивные особенности ТИКО Шарнирное соединение ТИКО-деталей позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого.

Конструктивные особенности ТИКО Наличие дополнительных креплений на некоторых деталях ТИКО делает возможным их перпендикулярное соединение.

Конструктивные особенности ТИКО Отверстия внутри больших фигур конструктора можно использовать как «окошко» или «дверной проем» при сборе игровых форм.

Конструктор ТИКО и его возможности в обучении Сочетание игровой функции и обучающей – обучение через игру

Конструктор ТИКО и его возможности в обучении - работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком. -способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии. -обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования.

Работа с дошкольниками Занятие – 1 раз в месяц Кружок – 1 раз в неделю

Работа с родителями Родительское собрание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВО – СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МОДЕЛИРОВАНИЯ) В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Небольшой обзор опыта работы по формированию речевых навыков с помощью метода моделирования....

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс...

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций.

Жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в современных условиях....

Мастер-класс "Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники"

В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-к...