МЫШЛЕНИЕ ФОРМОЙ (греч. metis - "мысль") - особенное мышление художника .

Мысль обладает огромной материализующей силой. Дух, сознание творит мыслью, которая последовательно воплощается в представления, образы , формы . Мышление человека есть внутреннее стремление овладеть собственными представлениями, побуждениями воли и чувств, воспоминаниями, ожиданиями, предчувствиями. Цель такого мышления - создать определенную ориентацию в пространстве и времени .

В философии выделяются "познающее " и "эмоциональное " мышление, однако то и другое "состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей ". Результат мыслительной деятельности, принимающий яснуюформу , называется мыслью.

В обычных условиях мысль принимает языковую форму , поэтому мышление именуют внутренней речью, а слово, образная речь являются носителями мысли. Конкретные формы мышления могут быть различными, они рассматриваются в качестве философских категорий (конкретное и абстрактное мышление, логическое, или дискурсивное, и интуитивное, или мышление по воспоминанию, априорное и апостериорное мышление...).

Художественное мышление занимает особое место. В изобразительном искусстве оно основывается на последовательном отвлечении и преображении непосредственных зрительных впечатлений. Этот процесс именуется формообразованием , его содержание заключается в изобретении форм и преображении свойств природного материала в новые эстетические и художественные качества. Один из создателей теорииформообразования - А. Хильдебранд - подчеркивал, что "истинное поэтическое воздействие " возникает в изобразительном искусстве "из способа видеть ". Однако наблюдаемое еще следует преобразить "самим способом изображения ", поэтому создание художественных форм есть "не что иное, как дальнейшее развитие способности восприятия ".

Способ художественного преображения формы , основанный на определенной системе материалов, средств и приемов, Хильдебранд назвал архитектоническим . Универсальность средств и приемов позволяет объединять термином "изобразительное искусство " архитектуру , живопись , скульптуру , графику и все разновидности декоративно-прикладного искусства . И напротив, отсутствие или слабость архитектонической организации формы , т. е. натурализм, отделяют искусство живописи , графики искульптуры от архитектурного пространства.

Без " внутреннего построения ", качеств архитектоничности любое произведение будет мертвой копией , чертежом , механическим слепком с натуры, но не художественным произведением. "Построение ", архитектоника зрительного образа и возникающие при этом профессиональные проблемы поднимают творческий изобразительный процесс на уровень художественного мышления . Поэтому художники используют определение: мышление формой .

Навыки подобного профессионального мышления вырабатываются постепенно, они требуют школы , огромного труда, многолетнего обучения, значительного "зрительного опыта ". Ведь в обыденной жизни люди пользуются понятийным мышлением , общаются с помощью слов и лишь в исключительных случаях прибегают к изобразительному языку, да и то в нехудожественной форме. Только преображенные формы могут выразить художественные идеи, здесь недостаточно наблюдательности и точности изображения .

Писатель Т. Манн в шутку говорил, что если бы наблюдательность и знание жизни были бы основными в формировании творческой личности художника, то самыми выдающимися писателями были бы врачи, адвокаты и проводники спальных вагонов. Однако этого не происходит. То же можно сказать и в отношении изобразительного искусства . Самодеятельный , не получивший специальных знаний и навыков рисовальщик может достаточно точно, особенно в деталях, изобразить что-либо, но, как правило, он не способен связать отдельные наблюдения и изобразительные элементы в целое. Этот факт подтверждает практика копиистов и фальсификаторов .

Скопировать художественное произведение, даже самое сложное, в сущности, не так трудно, это вопрос техники . Но чтобы придумать, сочинить и впервые создать некую целостность , которой до этого момента не существовало в природе, требуется художник.

Творческое начало художнику дается от Бога, но особенноепрофессиональное мышление формой воспитывается ежедневным трудом и может стать предметом специального обучения . Недостаточность, слабость профессиональной подготовки сказывается в "рыхлостиформы " (профессиональное определение художников), когдаархитектоничность , внутренняя целостность изображения подменяются внешней схожестью с объектом , случайным нагромождением деталей, тщательно списанных с натуры, отсутствием пластических связей между ними.

В произведениях примитивов (так именуют самодеятельных умельцев, не владеющих искусствомкомпозиции) подобная наивность не является недостатком, она компенсируется искренностью, простотой, свежестью восприятия и следованием традиции . Некоторые живописцы-дилетанты, вообще не подозревая о культуре мышления формой , сочиняют свои картины подобно тому, как дети строят дома из кубиков: исключительно по принципу формосложения на основе компиляции заимствованныхформ , игнорируя пространственные связи . Однако даже в творчестве многих выдающихся мастеров, часто имеющих академическое образование, в силу тех или иных причин и особенностей творческого метода наблюдаются изъяны формального мышления. Так, в картине Караваджо "Положение во гроб"ноги одной фигуры кажутся принадлежащими другой. Фигурам тесно в отведенном для них изобразительном пространстве, пластические связи между ними не выстроены, в результате возникает досадный курьез. В картине "Девочка с персиками" русского живописца В. А. Серова, увлеченного пленэрными , импрессионистическими задачами, списанные с натуры детали, такие как спинки стульев, "мешают " фигуре, поскольку не согласуются с ее силуэтом . "Касания" этих форм случайны и не осмыслены художником. В портрете О. К. Орловой того же мастера нога портретируемой "задевает" ножку стула, а угол картинной рамы "касается" ее шляпы, что противоречит изобразительному (концептуальному) пространству.

В отличие от дилетантов , не подозревающих о проблемах формальной организации картины , подобные издержки в работе мастеров не являются просчетом, поскольку вытекают из особенностей их творческого метода. Наивно было бы искать в картинах импрессионистов ясную организацию пластических связей, однако их оппонент П. Сезанн ставил перед собой именно такую задачу. Если Сезанн выстраивал на картине пластические связи в воображаемом трехмерном пространстве, то представители иного течения постимпрессионизма - неопластицисты - учитывали прежде всего организацию изобразительной плоскости.

В искусстве Классицизма и Романтизма существуют противоположные принципы мышления формой . И все же именно в таком мышлении заключается содержание изобразительного искусства . В соответствии с его спецификой подобное мышление "снимает" временное измерение, воплощая художественную идею в неповторимом пространственном решении.

Художественное мастерство заключается в качестве организации изобразительного материала - переосмыслении временных связей, существующих в окружающей действительности , и построении особых пространственно-временных отношений, действующих на плоскости холста , в массе мраморного блока или пространственном ритме

Перед вами лист бумаги. Опишите его.

Плоский лист бумаги может приобрести и другую форму. А как?


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Что видите на экране?

Что о них можете сказать?

А на что из окружающего вас мира похожи эти фигуры?


Тема урока «ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»


Все что нас окружает поражает разнообразием форм.

Величественные очертания гор.

Обтекаемые формы самолетов и автомобилей

Изящные очертания

цветов, бабочек…

Громады многоэтажных

Пластика человеческого тела


ФОРМА – ЭТО ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ И

ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА.

Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур.


Во всем окружающем мире мы стремимся искать и

устанавливать сходство форм. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми

наше сознание будет устанавливать определенные

соотношения и связи.


В природе и быту можно найти много подобий формы.

Похожи друг на друга носик слоненка и носик чайника,

пышное оперение павлина и форма морской раковины,

склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха.


Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.

Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела.


Формы растений, животных и даже человека можно

превратить в геометрические элементы.



Внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА


Наблюдая окружающие вас предметы, установите

сходство очертаний различных предметов

с геометрическими телами.


Геометрические формы мы можем найти и в

произведениях художников.

С.И. Осипов. «Васильки»

А. Лактионов.

«Февраль» 1956

И. И. Левитан.

«Одуванчики» 1889


М. Келехсаев.

«Кубистический натюрморт»

М. Келехсаев.

«с. Нар, родина Коста»

С. Кодоева – Пироева. «Натюрморт с желтой бутылкой»

М. Келехсаев. «Изобилие»


ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА?

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его

узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый

изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию.

Даже издали мы узнаем

сидящую кошку,

только по силуэту.

Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а

туловище на треугольник. В других позах этого животного

можно также найти подобие геометрическим фигурам.


Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.

Для передачи в рисунке объемной формы необходимо

представить её внутреннее строение.


Предметы простой формы в своей основе имеют одну

геометрическую фигуру, а предметы сложной формы –

несколько геометрических фигур.

Более сложные обычно называют комбинированными,

так как в своей основе представляет сумму геометрических тел.


Анализ формы предметов

Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают,

в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют

силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму.

Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.


Тестовые задания:

  • Укажите какие из изображений являются

геометрическим фигурами:


2. Укажите какие из изображений являются

геометрическим телами:


3. Основа формы, костяк, каркас, связывающий

отдельные элементы и части в единое целое – это

б) конструкция.

4. Чем передается в рисунке форма предметов:

а) линиями и светотенью;

б) анализом формы предметов.










Вывод

Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых

форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб, конус, пирамида).

Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела.

Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов,

рассматривать предмет со всех сторон.


Творческая работа

Придумать и составить из геометрических фигур разной величины:

  • животных (мышку, слона, собака разной породы…)
  • «Геометрическую семью».

Домашнее задание:

Сконструировать из бумаги геометрические тела разных форм и размеров, можно из картона. Нам они понадобятся для дальнейшей работы.

Окружающая действительность состоит из предметов, образов и явлений. Все вместе они образуют многообразие форм окружающего мира.

Понятие формы - это важная составляющая человеческого познания, которая может помочь в изучении различных направлений науки.

Еще философы древности задумывались над значением этих понятий в жизни человека, считая все предметы состоящими из формы и материи. С развитием науки изменялись все основополагающие термины, в том числе и понятие формы. В настоящее время форма, являясь философской категорией, рассматривается вместе с содержанием.

Действительно, для того чтобы описать любой предмет или явление, достаточно дать характеристику его форме и содержанию.

Форма - это структурная организация содержания, его единственно возможный вид существования.

Например, если рассмотреть молекулу воды - H 2 O, то можно увидеть, что она состоит из атомов водорода (H 2) и кислорода (O 2). Это ее содержание. Но все атомы в этой молекуле соединены между собой определенным образом, а именно: на два атома водорода приходится один атом кислорода. И это - единственно возможная форма существования молекулы воды.

Закон диалектики

Содержание и форма не могут существовать друг без друга, а при их взаимодействии проявляется действие второго закона диалектики «О единстве и борьбе противоположностей». Например, при соответствии формы содержанию она способствует его развитию, в противном случае она это развитие тормозит. Тогда содержание вынуждено избавиться от устаревшей формы. В этом заключается процесс развития всех явлений в природе, а основной движущей силой этого развития является взаимодействие формы и содержания.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

По форме какой-нибудь вещи можно ее узнать, представить и запомнить. При этом глаз воспринимает все признаки формы: величину и конфигурацию, цвет, фактуру и занимаемое в пространстве место. По конфигурации несложно узнать знакомый объект. Например, даже издалека можно по силуэту заметить сидящую кошку.

Все окружающие предметы и явления имеют форму, в этом и заключается многообразие форм окружающего мира, а понятие формы присутствует во всех областях жизни.

Например, форма государственного устройства - это способ политического и территориального построения государства, а форма мышления - это тот способ, который используется для выражения мысли. Особенно необходимо понимание формы в изобразительном искусстве.

Простые геометрические тела

Понятие и виды форм изучаются на уроках изобразительного искусства в школе, где учащимся объясняется связь между окружающими предметами и простыми геометрическими телами, к которым относятся шар, цилиндр, конус, куб, призма, пирамида и параллелепипед.

Например, мяч, яблоко, грейпфрут и апельсин похожи на шар, а на цилиндр похожи стволы деревьев и колонны архитектурных сооружений.

Сложные геометрические тела

В общем, все окружающие предметы простой формы напоминают одну из простых геометрических фигур. Художники так и говорят: «Данная вещь представляет собой шар».

Более сложные предметы для удобства их изображения на бумаге художники рассматривают как сумму простых геометрических фигур. К сложным объектам можно отнести, например, животных, птиц, автомобили и другие предметы. Для их изображения в данном случае требуется представить конструкцию предмета - его каркас, внутреннее устройство.

Учащихся нужно научить отображать на бумаге окружающий мир. Урок строится таким образом, чтобы ученики научились объемную форму представлять состоящей из простых форм. Например, для изображения кувшина нужно сначала представить его каркас. Не рассматривая пока носик кувшина и ручку, можно заметить, что его горлышко напоминает цилиндр, а самая широкая часть похожа на шар, который с двух сторон переходит в конусы. Набросав на бумаге каркас, можно переходить к прорисовке изгибов и наложению светотени. А для изображения растения круглой формы достаточно представить шар. В случае с кувшином очень важно накладывать тень так, как бы она накладывалась на его составляющие: на шар, цилиндр и конусы. В этом случае будет правильно передан объем предмета.

Связь форм механизмов с формами предметов природы

Если на уроке изобразительного искусства выбрана тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира», то учащимся нужно показать связь между конструкциями некоторых механизмов и их формой с формами предметов природы. Например, все замечали, как похож на птицу современный самолет. Но это не только красиво, но и целесообразно, так как его обтекаемая форма оказывает наименьшее сопротивление слоям атмосферы и подходит для полета лучше всего.

Сравнение форм

Среди окружающих нас вещей и в природе можно найти множество предметов, формы которых будут похожи. Например, форма самолета напоминает силуэт птицы, а формы непрерывно изменяющихся облаков напоминают формы тех предметов, на которые они становятся похожи в данный момент.

Форма в искусстве

Орнамент является самой древней изобразительной формой в искусстве. За ним следуют музыка и устное творчество, воплотившееся в мифах, сказках и фольклоре. Следующие на исторической лестнице развития искусства стоят театр и хореография, а за ними, уже в средние века, - архитектура, живопись и литература.

Технический прогресс оказал свое воздействие на все сферы жизни человечества и в частности на искусство, которое проявилось в новых формах: кино, телевидении, фотографии, а позже - граффити и боди-арте. Возникновение же 3D-видео произошло благодаря совершенствованию цифровых технологий.

Цивилизация накопила огромный художественный пласт, который является основой его духовной культуры, тогда искусство само становится формой выражения этой культуры.

Что же такое художественная форма? Это описание действительности средствами искусства.

Художественная форма имеет свои признаки и особенности:

  • Она наглядна, так как всегда представляется выразительными средствами.
  • Использует образ как средство выражения идеи.
  • Она экспрессивна.
  • Подчеркивает реальность мира или противопоставляется ей.
  • Она многообразна. Человеческая фантазия создает новые ее формы.

Виды художественных форм

Существует разделение художественной формы на внешнюю и внутреннюю:

  • Внутренняя форма произведения - это развитие его содержания.
  • Внешняя форма - это выражение художественного замысла различными средствами.

Урок об окружающем мире и его формах дает представление о многообразии, развитии и преобразовании всего живого, прививает учащимся наблюдательность и художественный вкус.












Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела. Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.













ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА? Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым. В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.






Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму. Анализ формы предметов Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.






Вывод Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых Форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб, конус, пирамида). Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела. Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов, рассматривать предмет со всех сторон.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Перед вами лист бумаги. Опишите его. Плоский лист бумаги может приобрести и другую форму. А как?

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Что видите на экране? Что о них можете сказать? А на что из окружающего вас мира похожи эти фигуры?

Тема урока «ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» Презентацию подготовила учитель ИЗО и черчения МКОУ СОШ с. Брут Гулдаева С.М.

Все что нас окружает поражает разнообразием форм. Величественные очертания гор. Обтекаемые формы самолетов и автомобилей Пластика человеческого тела Громады многоэтажных зданий Изящные очертания цветов, бабочек…

ФОРМА – ЭТО ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ И ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА. Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур.

Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми наше сознание будет устанавливать определенные соотношения и связи.

В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слоненка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха.

Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела. Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.

Формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометрические элементы.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА Внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины, и высоты.

Наблюдая окружающие тебя предметы, установи сходство очертаний различных предметов с геометрическими телами.

С.И. Осипов. «Васильки» А. Лактионов. «Февраль» 1956 И. И. Левитан. «Одуванчики» 1889 Геометрические формы мы можем найти и в произведениях художников.

М. Келехсаев. «с. Нар, родина Коста » М. Келехсаев. «Кубистический натюрморт» С. Кодоева – Пироева. «Натюрморт с желтой бутылкой» М. Келехсаев. «Изобилие»

ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА? Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым. В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.

Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое. Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить её внутреннее строение.

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур. Более сложные обычно называют комбинированными, так как в своей основе представляет сумму геометрических тел.

Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму. Анализ формы предметов Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.

Придумать и составить из геометрических фигур разной величины: ж ивотных (мышку, слона, собак разной породы…) «Геометрическая семья». Творческая работа

Домашнее задание: Конструирование из бумаги геометрических тел, можно из картона, проведем выставку творческих работ по конструированию.

Вывод Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых Форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб, конус, пирамида). Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела. Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов, рассматривать предмет со всех сторон.

Литература: Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Учебник 6 класса. Москва. Просвещение. 2008. 2. Н. М. Сокольникова. Основы композиции. Учебник для 5 – 8 классы. Изд. «Титул». 2000. 3. Б. М. Неменский. Искусство в жизни человека. Методическое пособие для 6 класа.

Тестовые задания: Укажите какие из изображений являются геометрическим фигурами:

2. Укажите какие из изображений являются геометрическим телами:

3. Основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое – это а) форма; б) конструкция. 4. Чем передается в рисунке форма предметов: а) линиями и светотенью; б) анализом формы предметов.

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

На данном уроке учащиеся проникают во «внутренний мир» предметов: знакомятся с понятиями формы и конструкции. Все предметы строятся из геометрических тел. Предметы простой формы (яблоко, книга) в свое...

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Понятие формы.Многообразие форм окружающего мира".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Понятие формы.Многообразие форм окружающего мира" по программе Б.М. Неменского....