На уроке мы продолжим изучать основы генетики, рассмотрим дигибридное скрещивание и закон независимого наследования признаков. Узнаем об экспериментах Грегора Менделя и для чего нужна решетка Пеннета.

Чешский ученый Грегор Мендель изучал наследование отдельных признаков, что позволило ему установить ряд закономерностей. Но, в природе организмы редко отличаются по одному признаку, поэтому Мендель решил проследить, как наследуется в поколении несколько признаков одновременно.

Скрещивание, при котором прослеживается наследование двух альтернативных признаков, называют дигибридным .

В одном из экспериментов Мендель использовал растения гороха, которые отличались формой и цветом семян. Применяя гибридологический метод, ученый скрещивал растения с желтыми и гладкими семенами с гомозиготными растениями с зелеными и морщинистыми семенами. Все гибриды первого поколения имели желтые и гладкие семена (рис. 1).

Рис. 1. Дигибридное скрещивание

Используя результаты проведенных ранее моногибридных скрещиваний, ученый знал, что эти признаки доминантны, т. е. желтая окраска и гладкая форма семян доминирует над зеленым цветом и морщинистой формой семян. Его заинтересовало соотношение и характер семян разных типов во втором поколении, которое было получено от самоопыления растений первого поколения.

Условные обозначения (рис. 2)

Рис. 2. Условные обозначения

При самоопылении гибридов первого поколения получено 556 семян, из которых гладких желтых 315 шт., морщинистых желтых 101 шт., гладких зеленых 108 шт., морщинистых зеленых 32 шт. (рис. 3).

Рис. 3. Результат

Соотношение фенотипов составило 9:3, 3:1.

Мендель сделал выводы

1. В поколении F2 появилось два новых сочетания признаков: морщинистые желтые, гладкие зеленые.

2. Для каждой пары признаков получилось соотношение 3:1, характерное для моногибридного скрещивания.

Соотношение семян (рис. 4)

Рис. 4. Соотношение семян

Выполняется правило расщепления для каждой пары альтернативных признаков.

Получив такие результаты, ученый утверждал, что две пары признаков (форма и цвет семян), наследственные задатки которых объединились в первом поколении, в последующих поколениях разъединяются и ведут себя независимо. Это основа закона независимого наследования признаков.

Закон независимого наследования признаков

При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки передаются потомству независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

Реджинальд Пеннет, английский генетик, предложил результаты экспериментов записывать в таблицу, чтобы было легче понять комбинацию признаков при скрещивании двух гибридов первого поколения. По горизонтали и вертикали указаны гаметы, а на их пересечении записаны генотипы (рис. 5).

Рис. 5. Таблица

Исходные родительские организмы были гомозиготные по своим генам, могли образовывать гаметы одного типа. Растения, выросшие из желтых семян с генотипами ААВВ, могли образовывать гаметы А и В. Растения, выросшие из зеленых морщинистых семян c генотипами аbаb, могли образовывать гаметы а и b. Потому гибриды первого поколения были желтыми и гладкими, с генотипами АаВb (рис. 6).

Рис. 6. Дигибридное скрещивание

По закону независимого наследования признаков если гены, отвечающие за формирование исследуемых признаков, расположены в разных хромосомах, то при образовании гамет первого поколения они будут комбинироваться независимо друг от друга. В связи с этим у гибридов первого поколения с генотипом АаВb образуются 4 типа гамет в равных соотношениях: АВ, Аb, аВ, аb. В дальнейшем любая женская гамета может быть оплодотворена любой мужской гаметой.

Генотипы и фенотипы второго поколения представлены в решетке Пеннета (рис. 7).

Рис. 7. Второе поколение

Во втором поколении образуется 9 генотипов, которые проявляются в виде 4 фенотипических групп: желтые гладкие, желтые морщинистые, зеленые гладкие, зеленые морщинистые. Соотношение фенотипов 9:3 и 3:1. Количество фенотипических классов может быть меньше, чем число генотипов, так как растения с разными генотипами могут иметь одинаковые внешние фенотипические признаки. Желтые гладкие семена представлены 4 генотипами (рис. 8):

Рис. 8. Желтые гладкие семена

Желтые морщинистые семена представлены 2 генотипами (рис. 9).

Рис. 9. Желтые морщинистые семена

Зеленые гладкие семена представлены 2 генотипами (рис. 10).

Рис. 10. Зеленые гладкие семена

Зеленые морщинистые семена представлены одним генотипом (рис. 11).

Рис. 11. Зеленые морщинистые семена

Подсчитав соотношения между желтыми и зелеными семенами гороха, получим соотношение 3:1. Такое же соотношение будет между гладкими и морщинистыми семенами.

Дигибридное скрещивание представляет собой два независимо идущих моногибридных скрещивания, результаты которых как бы накладываются друг на друга.

Список литературы

  1. Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс. - М.: 2011. - 223 с.
  2. Сивоглазов В.И. и др. Биология. Общая биология. 10-11класс. Базовый уровень. - 6-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2010. - 384 с.
  3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005. - 367 с.
  4. Пономарева И.Н. и др. Биология. 10 класс. Базовый уровень. - 2-е изд., перераб. - М.: 2010. - 224 с.
  5. Захаров В.Б. и др. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 класс. - М.: 2010. - 352 с.
  1. Интернет портал «botan.cc» ()
  2. Интернет портал «studopedia.org» ()
  3. Интернет портал «school.xvatit.com» ()
  4. Интернет портал «sbio.info» ()

Домашнее задание

  1. О чем гласит закон независимого наследования признаков?
  2. Для чего необходима решетка Пеннета?
  3. Что представляет собой дигибридное скрещивание?
Тема урока: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Цель урока:
Продолжить знакомство с законами наследственности. Рассмотреть, какое скрещивание называется дигибридным и выяснить сущность третьего закона Г.Менделя.
Задачи урока:
Образовательные: обобщение и систематизация пройденного материала;
Сформулировань основные понятия- дигибридное скрещивание, второй закон Менделя(Закон независимого расщепления признаков);
формирование навыков и умений по решению генетических задач; ознакомление с правилами решения задач по генетике.
Воспитательные: развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний, воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи.
Развивающие: развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, развивать эмоции учащихся и познавательный интерес к изучению проблем генетики. Улучшить умение работать с интерактивной доской.
Оборудование: Интерактивная доска, беспроводные планшеты. Дидактический программный продукт (презентация), мини конспект урока с задачами на моно- и дигибридное скрещивание. Бумажные горошины для рефлексии.

Ход урока:
1.Организационный момент:
-Здравствуйте дети и участники интерактивного урока. Урок проходит в Тимирязевской общеобразовательной школе-гимназии им. Сабита Муканова, урок биологии в 10 классе. Ведет урок учитель химии-биологии Леонтьева О.А..
-Обратите внимание на этот слайд, при скрещивании черного безрогого быка с красной рогатой коровой первое поколение получилось черное и безрогое.
Какое будет второе поколение?(слайд 1)
-Сегодня мы на уроке и выясним это.
Тема урока «Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.»

Цель урока:
Изучить, какое скрещивание называется дигибридным и выяснить сущность третьего закона Г.Менделя. А также продолжить формирование навыков решения генетических задач.
-Во время урока я прошу принимать активное участие другие школы, вы можете поднять руку, использовать аплодисменты, отвечать в сессии.
(Учитель объявляет цель урока и то, что учащиеся по ходу урока будут работать в миниконспектах)
2.Мотивация: (слайд 2)
Продолжаем мы, ребята, разговор вести
Про генетику - науку о наследственности.
Трудно было, очень трудно начинать,
Столько терминов пришлось запоминать:
Генотипы, фенотипы, локусы, аллели,
Чтобы выучить все это, сил мы не жалели.
Даже ночью снились нам темные аллеи,
А по ним идут, гуляют гены и аллели.
Потихоньку все же стали понимать,
Рецессивный значит, будет подавлять,
Доминантный - значит, будет отступать.
Если видим расщепление 1 к 3 (один к трём),
Это первый Менделя закон.
Ну а если в F1 нет расщепления -
Это правило единообразия первого поколения.
-Выделите допущенные ошибки и обьясните их.
3. Повторение пройденной темы:
Задание№1(слайд 3)
А)Соотнеси понятия:
1.наследственность – Свойства организма передавать признаки будущему поколению.
2. изменчивость - Свойства организма приобретать новые признаки.
3. ген- Участок молекулы ДНК.
4. гомозигота- Зигота, получившая оба одинаковых аллеля.
5.Генотип- Совокупность всех генов вида или популяции.
6.Гетерозигота- Зигота, получившая два разных аллеля.
7.Фенотип - Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.
8.Доминантный аллель - Подавляющий аллель.
9. Аллели- Гены находящиеся в одном участке гомологичных хромосом.
10. Рецессивный аллель- Аллель, проявляющийся, фенотипически только в гомозиготном состоянии.

Задание№2(слайд 4)
Знаешь ли ты законы наследственности?

При моногибридном скрещивании гибриды
первого поколения одинаковы
фенотипически и генотипически.

Гаметы чистые, несут только
один аллельный признак из пары.

При моноибридном скрещивании у гибридов
второго поколения происходит расщепление
признаков в соотношении 3:1.

В гетерозиготном первом поколении доминантный
признак проявляется не полностью.
Во втором поколении происходит
расщепление признаков в соотношении 1:2:1.

Скрещивание особей с неизвестным генотипом
с гомозиготной по рецессивному признаку (аа).

1.Первый закон Менделя.
2.Закон расщепление признаков во втором поколении.

3.Анализирующее скрещивание.

4.Принцип неполного доминирования.

5.Второй закон Менделя.

6.Промежуточное состояние наследственности.

7.Закон единообразия первого поколения.

8.Гипотеза чистоты гамет.

Задание№3(слайд 5)

Проанализируй информацию:

1. Гетерозиготный темноволосый
отец и мать- блондинка.
2. F1 от скрещиваний длинноносых
и коротконосых муравьедов получали
только коротконосые.

3. Все потомство доброй собаки
Герды было добрым в нескольких поколениях.
4. В потомстве кота Василия и пяти черных кошек
были черные и серые котята, причем
серых было в три раза больше.
5. Белая окраска шерсти кроликов
определяется рецессивным геном.

Следовательно:
1.Доминирует ген……,
а рецессивный…….
2. Доминирует ген……,
а рецессивный…….
3.Доминирует ген……,
рецессивный……,а Грета была ……..по
данному признаку.
4. Доминирует ген…….,
рецессивный…….,а кот Василий был ……..по данному признаку.
5. Белые кролики……..по этому признаку.

Задание № 4(слайд 6)
Реши задачи:
Задача №1:У крупнорогатого скота ген комолости(безрогости) доминирует над геном рогатости. Какой фенотип и генотип будет иметь потомство от скрещивания рогатого быка с гомозиготными комолыми коровами?

Дано:
♀комолые-…..

♂рогатый-……

F1-?
Задача №2: У человека косолапость доминирует над нормальным строением стопы. От брака двух родителей, обладающих дефектом стопы, родился ребенок с нормальным строением стопы. Определите генотипы родителей и вероятность рождения следующего ребенка в этой семье без аномалии. (слайд 7)

Дано:
…- косолапость
…- норм. стопа

Задача №3:У человека ген курчавых волос не полностью доминирует над геном гладких волос, а в гетерозиготном состоянии развиваются волнистые волосы. Мужчина с волнистыми волосами женился на женщине, отец которой имел курчавые, а мать гладкие волосы. Определите фенотипы женщины и вероятность рождения ребенка с гладкими волосами. (слайд 8)

Дано:
…-курчавые

…- гладкие

…- волнистые

Р-? F1-?
- Ребята у нас в классе есть учащиеся с волнистыми волосами. Давайте спросим какую форму волос имеют их родители?

4.Изучение новой темы:

1. Так какое скрещивание будет называться моногибридным? А какое скрещивание будет дигибридным? Полигибридным?(Дигибридное скрещивание- это скрещивание особей отличающихся по двум парам признаков.)
-Гены отвечающие за эти признаки могут находится в одной паре хромосом или в разных парах. Рассмотрим случай, когда гены определяющие разные признаки находятся в разных парах гомологичных хромосом. (слайд 9)

Грегор Мендель использовал растение гороха, которые отличались по двум парам признаков- горох с желтыми гладкими и с зелеными морщинистыми семенами.
(слайд 10)
-Все гибриды первого поколения имели семена желтые и гладкие. (слайд 11)

Ребята о чем говорит этот факт? (В первом поколении при полном доминировании все поколение одинаково и проявляется доминантный признак)
-Да такой результат скрещивания показывает, что желтый цвет горошин доминирует над зеленым, а гладкая форма семян над морщинистой. (слайд 12)

Второе поколение было получено в результате самоопыления. И оно имело следующие фенотипы: гладкие, желтые
морщинистые, желтые
гладкие, зеленые
морщинистые, зеленые
-Для более полного рассмотрения результатов этого скрещивания введем обозначения: (дети обозначают буквами аллельные гены на доске) (слайд 13)

Так как родительские организмы являются гомозиготными, сколько гамет у них будет формироваться?(По одному типу)
И поэтому первое поколение будет иметь одинаков и генотип и фенотип. Оно будет гетерозиготным. (слайд 14)
-Каждый такой организм может формировать по четыре типа гамет с одинаковой вероятностью. (слайд 15)
-Чтобы определить возможные комбинации,которые могут образовать при оплодотворении гамет разных типов используется решетка Пеннета. (слайд 16)

Поскольку любая из яйцеклеток может быть оплодотворена любым сперматозоидом, то на пересечении получаем разновидности генотипов и фенотипов. (слайд 17)

Количество типов зигот равно 16, т.к.желтая окраска и гладкая форма семян является доминантной, то организмы с разными генотипами будут иметь одинаковые фенотипы их будет только четыре: (Учитель сам записывает на доске- ААВВ, АаВВ, АаВв,ААВв) (слайд 18)

Сколько будет частей семян желтых- гладких? (9 частей из 16 будут иметь семена желтые-гладкие)
-Сколько будет частей семян зеленых- гладких?(3 части из 16 зеленые- гладкие)
- Сколько будет частей семян желтых- морщинистых? (3 части из 16 желтые- морщинистые)
- Сколько будет частей семян зеленые- морщинистые?(1 часть из 16 зеленые- морщинистые) (слайд 19)
-Если рассмотреть как наследуется каждый признак отдельно то:
-Какое соотношение семян желтых и зеленных?(Отношение числа желтых семян к числу зеленых- 3: 1)
-Какое соотношение семян гладких и морщинестых?(Отношение числа гладких семян к числу морщинистых - 3: 1)
-Како вывод можно сделать?(При дигибридном скрещивании каждая пара признаков ведет себя так же, как при моногибридном скрещивании т. е. независимо от другой пары признаков.)

На основании этого Мендель сформулировал свой третий закон или закон независимого расщепления признаков: При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает расщепление 3:1, образуя при этом четыре фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9: 3: 3: 1 (при этом образуется девять генотипических групп – 1: 2: 2: 1: 4: 1: 2: 2: 1)

Основные правила, помогающие в решении генетических задач(слайд 20)
Правило 4.
Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9: 3: 3: 1, то исходные (данные) особи были дигетерозиготными. (___________________________________)

И в дальнейшем мы будем использовать данный закон при решении генетических задач.

5.Закрепление темы.

А)Запиши сколько видов гаметы образуют данные генотипы? (слайд21)
ААВВ
АаВВ
ААВв
ааВВ
Аавв

Б) Задача №4: У человека глухота и болезнь Вильсона (нарушение обмена меди)- рецессивные признаки. От брака глухого мужчины и женщины с болезнью Вильсона родился ребенок с обеими аномалиями. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка? (слайд 22)
Дано:
…- глухота
…- норм.слух
…- бол.Вильсона

…- здоров
F1-?

В)Задача №5:У человека альбинизм и способность владеть преимущественно левой рукой- рецессивные признаки, наследуются независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребенок альбинос и левша? (слайд 23)
Дано:
…-пигментация
…-альбинизм
….-правша
….-левша
Р-?

Г)Задача №6: Какое потомство получиться при скрещивании чистопородного черного комолого (безрогого) быка с красными рогатыми коровами? Каким окажется следующее поколение, полученное от скрещивания этих гибридов между собой, если известно, что комолость доминирует над рогатостью, а черная масть - над красной, причем гены обоих признаков в разных парах хромосом? (слайд 24)

Дано:
…-черный
…-красный
….-безрогие
….-рогатые
Р-?
- Вернемся к исходной задачи, так какое потомство получится во втором поколений?
- Как видите, третий закон Менделя помогает проследить, как наследуются пара признаков, если гены, отвечающие за эти признаки находятся в разных парах гомологичных хромосом. И предположить каким будут фенотип и генотип потомства.
6.Рефлексия. (слайд 25)
«Моя самооценка урока»
1.Понравился ли мне урок? Да- А Нет- В
2.Понял ли я новую тему? Да понял - А Частично- В
3.Какова была моя активность на уроке? Я работал активно- А
Я не работал- в
4. Уходя с урока я бы сказал учителю: До свидания.- а
До свидания. Спасибо за урок.- В
Уйду молча.- с
Если ты получил генотип- ААВВ, возьмите желтую гладкую горошину.

Если ты получил генотип - аавв, возьмите зеленую морщинистую горошину.

При получении другого генотипа, возьмите синюю.

(Свою горошину помести на растение –горох) (слайд 26)

Постепенно все же стали понимать,
Доминантный значит, будет подавлять,
Рецессивный - значит, будет отступать.
И задачки стали лучше мы решать.
Т.к. все патологические признаки
Находятся состоянии рецессивном
И на уроках и в жизни должны вы быть
активны
Прошу не сомневайтесь
Вы в своем таланте
Пусть в вашей жизни-
Все будет в доминанте…

7.Домашнее задание:§39, стр. 158-159 №1-5(слайд 27)

У вас возникли проблемы с поиском определенного видеоролика? Тогда эта страничка поможет вам отыскать так необходимый вам ролик. Мы с легкостью обработаем ваши запросы и выдадим вам все результаты. Неважно чем вы интересуетесь и что вы ищете, мы запросто отыщем необходимый ролик, какой бы направленности он не был бы.


Если же у вас интересует современные новости, то мы готовы предложить вам самые актуальные на данный момент новостные сводки во всех направлениях. Результаты футбольных матчей, политические события или же мировые, глобальные проблемы. Вы всегда будете в курсе всех событий, если будете пользоваться нашим замечательным поиском. Информированность предоставляемых нами видеороликов и их качество зависит не от нас, а от тех, кто их залил в интернет просторы. Мы всего лишь снабжаем вас тем, что вы ищете и требуете. В любом случае, пользуясь нашим поиском, вы будете знать все новости в мире.


Впрочем, мировая экономика это тоже довольно интересная тема, которая волнует очень многих. От экономического состояния различных стран зависит довольно многое. Например, импорт и экспорт, каких либо продуктов питания или же техники. Тот же уровень жизни напрямую зависит от состояния страны, как и зарплаты и прочее. Чем же может быть полезна такая информация? Она поможет вам не только адаптироваться к последствиям, но и может предостеречь от поездки в ту или же иную страну. Если вы отъявленный путешественник, то обязательно воспользуйтесь нашим поиском.


Нынче очень сложно разобраться в политических интригах и для понимания ситуации нужно найти и сравнить очень много различной информации. А потому мы запросто найдем для вас различные выступления депутатов ГОСДУМЫ и их заявления за все прошедшие года. Вы сможете с легкостью разобраться в политике и в ситуации на политической арене. Политика различных стран станет вам ясна и вы запросто сможете подготовить себя к грядущим переменам или же адаптироваться уже в наших реалиях.


Впрочем вы можете найти тут не только различные новости всего мира. Вы также запросто сможете подыскать себе киноленту, которую будет приятно посмотреть вечером с бутылкой пива или же попкорна. В нашей поисковой базе существуют фильмы на любой вкус и цвет, вы без особых проблем сможете найти для себя интересную картину. Мы запросто найдем для вас даже самые старые и трудно находимые произведения, как и известную всем классику - например Звездные войны: Империя наносит ответный удар.


Если же вы просто хотите немного отдохнуть и находитесь в поиске смешных роликов, то мы можем утолить и тут вашу жажду. Мы найдем для вас миллион различных развлекательных видеороликов со всей планеты. Короткие приколы запросто поднимут вам настроение и еще целый день будут вас веселить. Пользуясь удобной системой поиска, вы сможете найти именно то, что рассмешит вас.


Как вы уже поняли, мы трудимся не покладая рук, что бы вы всегда получали именно то, что вам необходимо. Мы создали этот замечательный поиск специально для вас, что бы вам удалось найти необходимую информацию в виде видеоролика и посмотреть её на удобном плеере.

Цель урока: расширение навыков решения генетических задач

  • Образовательные : изучить механизм дигибридного скрещивания как метод изучения наследственности объяснить цитологические основы дигибридного скрещивания
  • Развивающие : продолжить формирование умений пользоваться генетической терминологией, символикой, записывать схему скрещивания и решетку Пеннета
  • Воспитательные : развитие ключевых компетенций

Тип урока: урок-исследование

Форма проведения: индивидуальная

Методы: исследовательская работа, практикум по решению задач

Оборудование:

  • текст задач

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала
  3. Рефлексия
  4. Применение приобретенных знаний
  5. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

2. Изучение нового материала. Сегодня на уроке, мы продолжаем изучение закономерностей наследования признаков. Прежде чем преступить к работе послушайте легенду: Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: "Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?" Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил: "Площадь большого круга - это познанное мною, а площадь малого круга - познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне этих кругов, - это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений". Чтобы устранить ваши сомнения при решении генетических задач, я предлагаю вам побыть исследователями, и раскрыть механизм и закономерности дигибридного скрещивания.

Тема урока: Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. (Слайд 1) .Имя нашего урока: Трудное сделать легким, легкое привычным, а привычное приятным . (Слайд 2)

Цель нашего урока: Изучить теоретические основы третьего закона Г.Менделя, научиться применять полученные знания для решения генетических задач (Слайд 3)

Девиз урока: "Если есть труд - значит будет и успех "

И так мы в лаборатории, наша задача изучить закономерности дигибридного скрещивания. Какой объект мы берем для изучения? Горох (объяснение почему). Вспомните открывая свой первый и второй закон Мендель брал один признак - цвет горошины (желтый - доминантный, зеленый - рецессивный), мы возьмем еще один признак - форма горошины (гладкая- доминантный, морщинистая- рецессивный). Запишите схему скрещивания, при условии, что родительские организмы - гомозиготны по двум парам признаков, определите фенотип и генотип гибридов первого поколения. (Слайд 4,5)

Какие выводы можно сделать на основании данного опыта? (учащиеся формулируют выводы)

  • доминантные признаки - желтый цвет, гладкая форма горошин
  • родительские организмы - гомозиготны, гибриды первого поколения- дигерозиготны
  • в первом поколении проявляется первый закон Г.Менделя " Закон единообразия"

Для того, чтобы выяснить несут ли в себе гибриды первого поколения рецессивные признаки проведем анализирующие скрещивание. Скрестил гибриды первого поколения с гомозиготным организмом, несущим две пары рецессивных признаков. Запишем схему анализирующего скрещивания (ученик работает у доски)

по фенотипу расщепление в соотношении 1:1:1:1

по генотипу

  • 1 дигетерозиготный АаВв
  • 1 гетерозиготный Аавв
  • 1 гетерозиготный ааВв
  • 1 гомозиготный ааввв

Вывод : Анализирующие скрещивание показало, что гибриды первого поколения несут в себе рецессивные признаки

Проведем второй опыт, скрестим гибриды первого поколения друг с другом (работают самостоятельно). Проблема как записать гаметы, и формулы гибридов (формула, решетка Пеннета) (слайд 6)

В результате скрещивания он получил 556 семян, гибридов второго поколения, из которых (доска)

315 - желтые гладкие (доска)

101 - желтые морщинистые

108 - зеленые гладкие

32 - зеленые морщинистые

По генотипу в соотношении 9:3:3:1

Посчитайте соотношение для каждой пары альтернативных признаков, какую закономерность вы наблюдаете? (доска)

Ж: З= 416: 140 / 3:1

Г: М= 423: 133/ 3:1

Вывод: дигибридное скрещивание - это два моногибридных скрещивания, идущих независимо друг от друга.

На основании проведенного опыта сформулируйте закон для дигибридного скрещивания? (Слайд 7)

Какие цитологические закономерности лежат в основе дигибридного скрещивания? (Слайд 8).

Вывод: Изучаемые признаки должны располагаться в разных парах гомологичных хромосом, именно случайное расположение пар гомологичных хромосом на экваторе в метафазе1 и последующие разделение в анафазу 1,2 ведет к разнообразию сочетания аллелей признаков в гаметах.

3. Рефлексия.

Исходя из проделанной работы, какие выводы вы можно сделать (слайд,8,9)

4. Контроль знаний

Задачи (Слайд 10, 11,12)

5. Домашнее задание (текст задач)

У кроликов черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, дигетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку?

При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?

Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с веснушками доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей?

Урок окончен. Спасибо. До свидания.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

Учитель биологии Гусева И.В.

Тип урока: Бинарный урок-исследование с закреплением новых знаний.

Цель урока : расширить знакомство с законами наследственности и рассмотреть, какое скрещивание называется дигибридным, выяснить сущность третьего закона Г.Менделя - закона независимого наследования признаков, как метода изучения наследственности.

Задачи:

Предметные:

Сформировать знания о дигибридном скрещивании как методе изучения наследственности;

Закрепить знания о первом и втором законах Г. Менделя, сформулировать третий закон Г. Менделя;

Способствовать формированию у учащихся умения использовать специальную систематику записи результатов скрещивания (решетку Пеннета) и находить причинно-следственные связи между генотипом и фенотипом, продолжить формирование биологической картины мира;

Закрепить знания терминов и символики, применяемых в генетике.

Продолжить формирование навыков решения генетических задач;

Развивающие:

Развивать умение и навыки самостоятельной работы с учебником, с тестами;

Способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету, к генетике как науке;

Продолжить, через разрешение простейших жизненных задач и примеров, создавать условия для развития логического мышления, умения выделять главное, сравнивать, сопоставлять.

Личностно – ориентированные:

Способствовать формированию у учащихся умения выражать свое мнение, анализировать ответы и мнения других в ходе совместной работы;

Развивать эмоции учащихся и познавательный интерес к изучению проблем генетики, повышению самомотивации учебной деятельности;

Способствовать выбору будущей профессии (растениевод, животновод, селекционер).

Методы: Объяснительно-побуждающий, частично-поисковый, метод самоорганизации познавательной работы.

Оборудование: Дидактический программный продукт (презентация), мини конспект урока с задачами на моно- и дигибридное скрещивание, таблицы, иллюстрирующие законы Г. Менделя, задания для самостоятельной работы.

Формы организации : беседа, решение задач, просмотр презентации, работа с терминами.

Основные понятия: дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков, решетка Пеннета.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания: решение задачу у доски на моногибридное скрещивание, фронтальный опрос по основным понятиям.

3. Изучение нового материала. Формирование новых понятий и способов действия.

4. Закрепление темы.

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Подготовка класса к уроку. Проверка наличия учащихся.

2. Проверка домашнего задания:

Задача №1 .

Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери – карие (по данному признаку она гомозиготная). От этого брака родился ребенок, глаза которого оказались карими. Каковы генотипы всех упомянутых здесь лиц?

Решение.

А – карие глаза

а – голубые глаза

Так как у женщины отец имел голубые глаза (аа ) она от него унаследовала рецессивный аллель, значит ее генотип (Аа) . Мать женщины гомозиготная по признаку кареглазости, то есть ее генотип (АА)

Мужчина имеет генотип (аа) так как у него рецессивный признак – голубые глаза.

Р: Аа х аа

G: А,а а

F: Аа, аа

Кар гол

Ответ: кареглазый ребенок гетерозиготен – (Аа)

Фронтальный опрос по основным генетическим терминам. 1. Что изучает наука генетика?

2. Что такое наследственность?

3. Что называется генотипом? Фенотипом?

4. Что такое ген? Аллельные гены?

5. Что такое доминантный признак, как он обозначается?

6. Что такое рецессивный признак, как он обозначается?

7. Почему именно Г.Менделя считают основоположником генетики? Обоснуйте ответ.

8. Почему Г.Мендель выбрал для исследования наследственности именно горох?

9. Какие организмы называют гомозиготными, гетерозиготными? Как они обозначаются?

10. Какие законы открыл Г.Мендель?

3. Изучение нового материала. Формирование новых понятий и способов действия.

Сегодня на уроке, мы продолжаем изучение закономерностей наследования признаков. В природе не встречаются две абсолютно одинаковые особи какого - либо вида живых существ – все организмы отличаются друг от друга по многим признакам. Каждый организм характеризуется очень большим числом признаков, при этом число хромосом ограничено, следовательно, каждая хромосома должна нести большое число генов. Как же будет происходить наследование, если растения различаются не одному, а сразу по двум или нескольким признакам? Связано ли наследование одного признака с другими?

Установив определенные закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании, Г.Мендель решил проверить проявляются ли эти закономерности в том случае, если особи различаются по нескольким признакам. И мы, вместе с ним, постараемся найти ответ на этот вопрос (слайд 2).

(Запись под диктовку)

  1. Скрещивание особей, у которых учитываются отличие друг от друга по двум признакам, называется дигибридное . Например, у гороха: 1 признак - цвет семени, 2 признак - форма семени.
  2. Если родительские особи отличаются по трем признакам – тригибридным и т.д.
  3. В общем случае скрещивание особей отличающихся по многим признакам, называется полигибридным .
  4. Совокупность генов лежащих в одной хромосоме, называется группой сцепления.

Опыты Г.Менделя

Для дигибридного скрещивания Мендель брал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по окраске и форме семян. Грегор Мендель использовал растение гороха, которые отличались по двум парам признаков – горох с желтыми гладкими и с зелеными морщинистыми семенами.

Все гибриды первого поколения имели семена желтые и гладкие – о чем говорит этот факт? (В первом поколении при полном доминировании все поколение одинаково и проявляется доминантный признак )

Да такой результат скрещивания показывает, что желтый цвет горошин доминирует над зеленым, а гладкая форма семян над морщинистой.

Второе поколение было получено в результате самоопыления. И оно имело следующие фенотипы:

гладкие, желтые
морщинистые, желтые
гладкие, зеленые
морщинистые, зеленые

Вспомните, какая окраска и форма семян являются доминантными у растения гороха? (желтая окраска, гладкая форма доминирует ) . Скрещивая растения с желтыми и гладкими семенами с растением с зелеными и морщинистыми семенами, Мендель получил единообразное гибридное поколение F1 .

Назовите, каким будет фенотип и генотип поколения F1 ? В результате скрещивания чистых линий гибриды F1 все одинаковы и похожи на одного из родителей.

Какой закон соблюдается при дигибридном скрещивании чистых линий? Как определить количество гамет? Исходными формами для скрещивания были взяты, с одной стороны, горох с желтыми и гладкими семенами, с другой - горох с зелеными и морщинистыми.

Если для скрещивания взяты гомозиготные формы, то все потомство в первом поколении гибридов будет обладать желтыми гладкими семенами - проявится правило единообразия. Следовательно, в первой паре генов доминантной окажется желтая окраска, рецессивной - зеленая (А-а). Во второй паре генов (обозначим их В-Ь) гладкая форма семян доминирует над морщинистой. Во втором поколении гибридов (F2 ) было обнаружено расщепление. Мендель подсчитал, что желтых гладких семян оказалось 315, желтых морщинистых – 101, зеленых гладких – 108, зеленых морщинистых – 32. Проанализировав характер расщепления, Мендель сделал вывод, что при скрещивании особей, гетерозиготных по двум признакам, т. е. дигетерозиготных гибридов первого поколения, в F 2 проявляется расщепление в отношении 9: 3: 3: 1. Девять частей приходится на желтые гладкие семена, три части – на желтые морщинистые, три – на зеленые гладкие и одна часть – на зеленые морщинистые. Г. Мендель обратил внимание на то, что в F 2 появились не только признаки исходных форм, но и новые комбинации: желтые морщинистые и зеленые гладкие.

А - желтый цвет семени.

а - зеленый цвет семени.

В - гладкое семя,

b - морщинистое семя.

Р: ААВВ х аа bb

G: АВ ab

F1: Аа Вb желт, гладк.

На основании этого Мендель сформулировал свой третий закон (слайд 3) или закон независимого расщепления признаков (под запись):

При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает расщепление 3:1, образуя при этом четыре фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9: 3: 3: 1 (при этом образуется девять генотипических групп – 1: 2: 2: 1: 4: 1: 2: 2: 1

Мендель сделал вывод, что форма семян наследуется независимо от окраски. Объяснение этого заключается в том, что каждая пара аллельных генов распределяется у гибридов независимо друг от друга, т. е. аллели из различных пар могут комбинироваться в любых сочетаниях (слайд 4).

Таким образом, у гетерозиготной особи образуются четыре возможные комбинации генов в гаметах: AB, Ab, aB, ab. Всех гамет образуется поровну, по 25%. Естественно, что при скрещивании этих гетерозиготных особей любая из четырех типов гамет одной родительской особи может быть оплодотворена любой из четырех типов гамет, образованных другой родительской особью, т. е. возможно 16 комбинаций.

Используя решетку Пеннета (она названа по имени ученого, предложившего удобную форму записи), рассмотрим все возможные сочетания гамет при образовании генотипов гибридов второго поколения F2 (слайд 5).

При подсчете фенотипов, записанных на решетке Пеннета, оказывается, что у гибридов F2 произошло расщепление по фенотипу в отношении 9: 3: 3: 1. Если подсчитать полученные особи по каждому признаку (отдельно по окраске и отдельно по форме), то результат окажется 12 + 4, т. е. такой же, как при моногибридном скрещивании – в отношении 3: 1 (слайд 6, 7).

Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9: 3: 3: 1, то исходные (данные) особи были дигетерозиготными. (слайд 8)

Итогом проведенной Г. Менделем работы стал закон независимого комбинирования признаков (независимого наследования ) (под запись):

При дигибридном скрещивании расщепление по каждой паре признаков у гибридов второго поколения идет независимо от других пар признаков и равно 3: 1, как при моногибридном скрещивании. (слайд 9 )

В XX в. генетики установили, что закон независимого комбинирования признаков справедлив только для тех случаев, когда гены, отвечающие за развитие непарных признаков (например, окраска и форма семян у гороха), находятся в разных негомологичных хромосомах

4. Закрепление темы.

А)Запиши сколько видов гаметы образуют данные генотипы? (слайд 10)
ААВВ
АаВВ
ААВв
ааВВ
Аавв

Б) У человека глухота и болезнь Вильсона (нарушение обмена меди)- рецессивные признаки. От брака глухого мужчины и женщины с болезнью Вильсона родился ребенок с обеими аномалиями. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка? (слайд 11)
Дано:
…- глухота
…- норм.слух
…- бол.Вильсона
…- здоров
F1-?

В)У человека альбинизм и способность владеть преимущественно левой рукой- рецессивные признаки, наследуются независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребенок альбинос и левша? (слайд 12)
Дано:
…-пигментация
…-альбинизм
….-правша
….-левша
Р-?

3. Рефлексия .

Исходя из проделанной работы, какие выводы вы можно сделать (слайд 13). На доске плакат с деревом с голыми ветками. На учительском столе лежат листья на двустороннем скотче. Учащиеся проходят тест по самоорганизации и качеству проведенной на уроке своей работы, после закрепляют листочки на дереве.

«Моя самооценка работы на уроке»
1.Понравился ли мне урок? Да- А Нет- В
2.Понял ли я новую тему? Да понял - А Частично- В
3.Какова была моя активность на уроке? Я работал активно- А
Я не работал- в
4. Уходя с урока я бы сказал учителю: До свидания.- а
До свидания. Спасибо за урок.- В
Уйду молча.- с

Если ты получил генотип- ААВВ, возьмите желтый лист.

Если ты получил генотип - аавв, возьмите зеленый лист.

При получении другого генотипа, возьмите синий лист.

Постепенно все же стали понимать,
Доминантный значит, будет подавлять,
Рецессивный – значит, будет отступать.
И задачки стали лучше мы решать.
Т.к. все патологические признаки
Находятся состоянии рецессивном
И на уроках и в жизни должны вы быть
активны
Прошу не сомневайтесь
Вы в своем таланте
Пусть в вашей жизни-
Все будет в доминанте… (слайд 14)

7.Домашнее задание

1) У кроликов черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, дигетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку?

2) При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?

3) Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с веснушками доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя Тема подготовлена учителем биологии. СОШ Гусевой И.В.

Скрещивание особей, у которых учитываются отличие друг от друга по двум признакам, называется дигибридное. Если родительские особи отличаются по трем признакам – тригибридным и т.д. В общем случае скрещивание особей отличающихся по многим признакам, называется полигибридным. Совокупность генов лежащих в одной хромосоме, называется группой сцепления.

III закон Менделя При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает расщепление 3:1, образуя при этом четыре фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9: 3: 3: 1 (при этом образуется девять генотипических групп – 1: 2: 2: 1: 4: 1: 2: 2: 1

Решотка Пеннета

Результаты опытов Менделя В первом поколении 100% горошин по фенотипу – желтые, по генотипу - дигетерозиготные Во втором поколении: по фенотипу: 9 ж.г: 3ж.м:3 з.г:1з.м по генотипу: 9 генотипов: 1 ААВВ- гомозиготные; 2ААВв- гетерозиготные; 2 АаВВ - гетерозиготные; 4 АаВв-дигетерозиготные; 1ААвв-гомозиготные; 2 Аавв-гетерозиготные; 1 ааВВ - гетерозиготные; 2 ааВв - гетерозиготные; 1 аавв - гомозиготные

Скрещивание особи неопределенного генотипа с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям, называют анализирующим скрещиванием. Такое скрещивание проводят для выяснения генотипа особи. Анализ не только представляет теоретический интерес, но и имеет большое значение в селекционной работе

Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9: 3: 3: 1, то исходные (данные) особи были дигетерозиготными

Закон независимого комбинирования признаков (независимого наследования При дигибридном скрещивании расщепление по каждой паре признаков у гибридов второго поколения идет независимо от других пар признаков и равно 3: 1, как при моногибридном скрещивании

Запиши сколько видов гаметы образуют данные генотипы? ААВВ АаВВ ААВв ааВВ Аавв

У человека глухота и болезнь Вильсона (нарушение обмена меди)- рецессивные признаки. От брака глухого мужчины и женщины с болезнью Вильсона родился ребенок с обеими аномалиями. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка? Дано: …- глухота …- норм.слух …- бол.Вильсона …- здоров F1-?

У человека альбинизм и способность владеть преимущественно левой рукой- рецессивные признаки, наследуются независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребенок альбинос и левша? (слайд 23) Дано: …-пигментация …-альбинизм ….-правша ….-левша Р-?

Рефлексия «Моя самооценка урока» 1.Понравился ли мне урок? Да- А Нет- В 2.Понял ли я новую тему? Да понял - А Частично- В 3.Какова была моя активность на уроке? Я работал активно- А Я не работал- в 4. Уходя с урока я бы сказал учителю: До свидания.- а До свидания. Спасибо за урок.- В Уйду молча.- с

Если ты получил генотип- ААВВ, возьмите желтый лист. Если ты получил генотип - аавв, возьмите зеленый лист. При получении другого генотипа, возьмите синий лист.

Постепенно все же стали понимать, Доминантный значит, будет подавлять, Рецессивный - значит, будет отступать. И задачки стали лучше мы решать. Т.к. все патологические признаки Находятся состоянии рецессивном И на уроках и в жизни должны вы быть активны Прошу не сомневайтесь Вы в своем таланте Пусть в вашей жизни- Все будет в доминанте…

Предварительный просмотр:

Задачи на дигибридное скрещивание

  1. Растение с красными круглыми плодами скрестили с растением, обладающим грушевидными желтыми плодами. Впотомстве все растения дали красные круглые плоды. Каковы генотипы родителей и гибридов. Составьте схему скрещивания

Решение:

А - круглая Р ААВВ х аавв

В - красная G АВ ав

В - желтая F 1 АаВв

Круг.крас.

Р - ? F 1 - ?

2. Фенотипы родителей такие же, как в предыдущей задаче, но результат иной: 25% растений дают красные округлые плоды, 25% - красные, грушевидные, 25% - желтые, круглые, 25% - желтые, грушевидные. Каковы генотипы родителей и потомства?

Решение:

А - круглая Р АаВв х аавв

А - грушевидная круг.крас. гр. ж.

В - красная G АВ; Ав; аВ; ав ав

В - желтая F 1 25%АаВв; 25%Аавв; 25%ааВв; 25%аавв

Круг.крас. круг.ж. гр.крас. гр.ж.

Р - ? F 1 -

3. Фенотипы родителей те же, но результат расщепления иной: 50% растений дают красные, круглые плоды и 50% - красные, грушевидные плоды. Каковы генотипы родителей и потомства?

Решение:

А - круглая Р АаВВ х аавв

А - грушевидная круг.крас. гр. ж.

В - красная G АВ; аВ; ав

В - желтая F 1 50 %АаВв; 50 %ааВв;

Круг.крас. гр.крас.

Р - ? F 1 -

4. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым (а), карий цвет глаз (В) - на голубым (в). Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосового голубоглазого мужчины гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины. Составьте схему решения задачи.

5. У фигурной тыквы белая окраска плодов (А) доминирует над желтой (а), и дисковидная форма - (В) над шаровидной формой (в). Как будут выглядеть F 1 и F 2 от скрещивания гомозиготной белой шаровидной тыквы с гомозиготной желтой дисковидной?

6. Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырех фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – черное оперение (А), хохлатость (В).

7. Кареглазый мужчина, владеющий правой рукой лучше, чем левой, женился на голубоглазой женщине, которая была левшой. Определите, каких детей следует ожидать в этой семье, если известно, что доминирующим является ген, определяющий карий цвет глаз, и ген, определяющий способность лучше владеть правой рукой, чем левой. Какое число вариантов возможно в случае, если мужчина гетерозиготен по обоим генам?

8. Оба родителя с курчавыми волосами и веснушками, а дочь с прямыми волосами и без веснушек. Их дочь вышла замуж за юношу с курчавыми волосами и веснушками. Мать юноши с прямыми волосами и без веснушек. Каких детей можно ожидать в молодой семье и какова их вероятность?

9. Посеяна желтая морщинистая горошина неизвестного происхождения. Какие могут быть семена на растении гороха, выросшем из этой горошины?