Сегодня мы поговорим о систематическом изучении физики и первом ее разделе - механике. Физика изучает разные виды изменений или процессов, происходящих в природе, а какие процессы в первую очередь интересовали наших предков? Конечно, это процессы, связанные с движением. Им было интересно, долетит ли копье, которое они бросили, и попадет ли оно в мамонта; им было интересно, успеет ли гонец с важной вестью добежать до заката к соседней пещере. Все эти виды движения и вообще механическое движение как раз и изучает раздел, который называется механика.

Куда бы мы ни посмотрели - вокруг нас масса примеров механического движения: что-то вращается, что-то прыгает вверх-вниз, что-то движется вперед-назад, а другие тела могут находиться в состоянии покоя, которое тоже является примером механического движения, скорость которого равна нулю.

Определение

Механическим движением называется изменение положения тел в пространстве относительно других тел с течением времени (рис. 1).

Рис. 1. Механическое движение

Как физика делится на несколько разделов, так и механика имеет свои разделы. Первый из них называется кинематика. Раздел механики кинематика отвечает на вопрос, как движется тело. Прежде чем начать работать над изучением механического движения, необходимо определить и выучить основные понятия, так называемую азбуку кинематики. На уроке мы научимся:

Выбирать систему отсчета для изучения движения тела;

Упрощать задачи, мысленно заменяя тело материальной точкой;

Определять траекторию движения, находить путь;

Различать виды движений.

В определении механического движения особое значение имеет выражение относительно других тел . Нам всегда необходимо выбрать так называемое тело отсчета, то есть тело, относительно которого мы будем рассматривать движение исследуемого нами объекта. Простой пример: подвигайте рукой и скажите - движется ли она? Да, конечно, по отношению к голове, но по отношению к пуговице на вашей рубашке она будет недвижима. Поэтому выбор отсчета очень важен, ведь относительно некоторых тел движение совершается, а относительно других тел движения не происходит. Чаще всего телом отсчета выбирают тело, которое всегда есть под руками, точнее под ногами, - это наша Земля, которая является телом отсчета в большинстве случаев.

Издавна ученые спорили о том, Земля ли вращается вокруг Солнца или Солнце вращается вокруг Земли. На самом деле, с точки зрения физики, с точки зрения механического движения это всего лишь спор о теле отсчета. Если телом отсчета считать Землю, то да - Солнце вращается вокруг Земли, если телом отсчета считать Солнце - то Земля вращается вокруг Солнца. Поэтому тело отсчета - это важное понятие.

Как же описывать изменение положения тела?

Чтобы точно задать положение интересующего нас тела относительно тела отсчета, надо связать с телом отсчета систему координат (рис. 2).

При движении тела координаты меняются, а для того чтобы описать их изменение, нам необходим прибор для измерения времени. Чтобы описывать движение, нужно иметь:

Тело отсчета;

Связанную с телом отсчета систему координат;

Прибор для измерения времени (часы).

Все эти объекты составляют вместе систему отсчета. До тех пор пока мы не выбрали систему отсчета, не имеет смысла описывать механическое движение - мы не будем уверены в том, как движется тело. Простой пример: чемодан, лежащий на полке в купе поезда, который движется, для пассажира просто покоится, а для человека, стоящего на перроне, движется. Как мы видим, одно и то же тело и движется, и покоится, вся проблема в том, что системы отсчета различны (рис. 3).

Рис. 3. Различные системы отчета

Зависимость траектории от выбора системы отсчета

Ответим на интересный и важный вопрос, зависит ли форма траектории и пройденный телом путь от выбора системы отсчета. Рассмотрим ситуацию, когда есть пассажир поезда, радом с которым на столе стоит стакан с водой. Какой же будет траектория стакана в системе отчета, связанной с пассажиром (телом отсчета является пассажир)?

Конечно, относительно пассажира стакан неподвижен. Это значит, что траектория является точкой, а перемещение равно (рис. 4).

Рис. 4. Траектория стакана относительно пассажира в поезде

Какой же будет траектория стакана относительно пассажира, который ожидает поезда на перроне? Для этого пассажира будет казаться, что стакан движется по прямой линии и у него ненулевой путь (рис. 5).

Рис. 5. Траектория стакана относительно пассажира на перроне

Из вышесказанного можно сделать вывод, что траектория и путь зависят от выбора системы отсчета.

Для того чтобы описывать механическое движение, в первую очередь необходимо определиться с системой отсчета.

Движение изучается нами для того, чтобыпредсказать, где окажется тот или иной объект в необходимый момент времени. Основная задача механики - определить положение тела в любой момент времени. Что же значит описать движение тела?

Рассмотрим пример: автобус едет из Москвы в Санкт-Петербург (рис. 6). Важны ли нам размеры автобуса по сравнению с расстоянием, которое он преодолеет?

Рис. 6. Движение автобуса из Москвы в Санкт-Петербург

Конечно же, размерами автобуса в данном случае можно пренебречь. Мы можем описывать автобус как одну движущуюся точку, по-другому ее называют материальной точкой.

Определение

Тело, размерами которого в данной задаче можно пренебречь, называют материальной точкой.

Одно и то же тело, в зависимости от условий задачи, может быть или не быть материальной точкой. При перемещении автобуса из Москвы в Санкт-Петербург автобус можно считать материальной точкой, ведь его размеры несопоставимы с расстоянием между городами. Но если в салон автобуса влетела муха и мы хотим исследовать ее движение, тогда в этом случае нам важны размеры автобуса, и он уже не будет являться материальной точкой.

Чаще всего в механике мы будем изучать именно движение материальной точки. При своем перемещении материальная точка последовательно проходит положение вдоль некоторой линии.

Определение

Линия, вдоль которой движется тело (или материальная точка), называется траекторией движения тела (рис. 7).

Рис. 7. Траектория точки

Иногда мы наблюдаем траекторию (например, процесс выставления оценки за урок), но чаще всего траектория - это какая-то воображаемая линия. При наличии средств измерения мы можем замерить длину траектории, вдоль которой двигалось тело, и определим величину, которая называется путь (рис. 8).

Определение

Путь , пройденный телом за некоторое время, - это длина участка траектории .

Рис. 8. Путь

Разделяют два основных вида движения - это прямолинейное и криволинейное движение.

Если траектория тела - это прямая линия, то движение называется прямолинейным. Если тело движется по параболе или по любой другой кривой - мы говорим о криволинейном движении. При рассмотрении движения не просто материальной точки, а движения реального тела различают еще два вида движения: поступательное движение и вращательное движение.

Поступательное и вращательное движение. Пример

Какие же движения называются поступательными, а какие - вращательными? Рассмотрим этот вопрос на примере колеса обозрения. Как движется кабина колеса обозрения? Отметим две произвольные точки кабины и соединим их прямой. Колесо вращается. Через некоторое время отметим те же точки и соединим их. Полученные прямые будут лежать на параллельных прямых (рис. 9).

Рис. 9. Поступательное движение кабины колеса обозрения

Если прямая, проведенная через любые две точки тела, при движении остается параллельной сама себе, то такое движение называют поступательным .

В противном случае мы имеем дело с вращательным движением. Если бы прямая не была параллельной сама тебе, то пассажир, скорее всего, вывалился бы из кабины колеса (рис. 10).

Рис. 10. Вращательное движение кабины колеса

Вращательным называют такое движение тела, при котором его точки описывают окружности, лежащие в параллельных плоскостях. Прямая, соединяющая центры окружностей, называется осью вращения .

Очень часто нам приходится сталкиваться с комбинацией поступательного и вращательного движения, так называемым поступательно-вращательным движением. Самый простой пример такого движения - это движение прыгуна в воду (рис. 11). Он выполняет вращение (сальто), но при этом центр его масс поступательно движется в направлении воды.

Рис. 11. Поступательно-вращательное движение

Мы сегодня изучили азбуку кинематики, то есть основные, самые важные понятия, которые в дальнейшем позволят нам перейти к решению главной задачи механики - определению положения тела в любой момент времени.

Список литературы

  1. Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика (базовый уровень) - М.: Мнемозина, 2012.
  2. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. - М.: Мнемозина, 2014.
  3. Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика - 9, Москва, Просвещение, 1990.
  1. Интернет-портал «Av-physics.narod.ru» ().
  2. Интернет-портал «Rushkolnik.ru» ().
  3. Интернет-портал «Testent.ru» ().

Домашнее задание

Подумайте, что является телом отсчета, когда мы говорим:

  • книга неподвижно лежит на столике в купе движущегося поезда;
  • стюардесса после взлета проходит по пассажирскому салону самолета;
  • Земля вращается вокруг своей оси.

Урок для 9 класса на тему «Материальная точка. Система отсчёта»

Цель урока: сформировать у учащихся о материальной точке; сформировать у учащихся навык определения ситуаций, в которых можно применять понятие материальная точка; сформировать у учащихся понятие о системе отсчёта; рассмотреть виды систем отсчёта.

ПЛАН УРОКА:

5. Домашнее задание (1 мин)

ХОД УРОКА:

1. Организационный этап (1 мин)

На данном этапе происходит взаимное приветствие учителя и учащихся; проверка отсутствующих по журналу.

2. Мотивационный этап (5 мин)

Сегодня на уроке нам предстоит вернуться к изучению механических явлений. В 7 классе мы уже сталкивались с механическими явлениями и перед тем как приступить к изучению нового материала давайте вспомним:

— Что такое механическое движение?

— Что такое равномерное механическое движение?

— Что такое скорость?

— Что такое средняя скорость?

— Как определить скорость если мы знаем расстояние и время?

В 7 классе мы с вами решали достаточно простые задачи на нахождение пути, времени или скорости движения. Если вспомнить, то самой сложной задачей было найти среднюю скорость.

В этом году мы более подробно рассмотрим, какие виды механического движения существуют, как описать механическое движение любого вида, что делать, если скорость на протяжении движения меняется и т.д.

Уже сегодня мы с вами познакомимся с основными понятиями, которые помогают описать как количественно, так и качественно механическое движение. Эти понятия являются очень удобными инструментами при рассмотрении любого вида механического движения.

Пишем число и тему урока «Материальная точка. Система отсчёта»

Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопросы:

— Что такое материальная точка?

— Всегда ли можно применять понятие материальная точка?

— что такое система отсчёта?

— Из чего состоит система отсчёта?

— Какие виды систем отсчёта существуют?

3. Изучение нового материала (25 мин)

В окружающем нас мире всё находится в непрерывном движении. Что же понимается под словом «Движение»?

Движение – любое изменение, происходящее в окружающем мире.

Наиболее простым видом движения является уже известное нам механическое движение.

При решении любых задач, касающихся механического движения, необходимо уметь описывать это движение. А что значит «описать движение тела»?

Это значит, что нужно определить:

1) траекторию движения;

2) скорость движения;

3) путь пройденный телом;

4) положение тела в пространстве в любой момент времени

и др.

Например, запуская марсоход на Марс, астрономы тщательно рассчитывают положение Марса в момент приземления марсохода на поверхность планеты. А для этого нужно вычислить, как меняются со временем направление и модуль скорости движения Марса и траекторию движения Марса.

Из курса математики нам известно, что положение точки в пространстве задаётся с помощью системы координат.

А что нам делать, если у нас не точка, а тело? Ведь каждое тело состоит из огромного количества точек, каждая из которых имеет собственную координату.

При описании движения тела, которое имеет размеры, возникают и другие вопросы. Например, как описать движение тела, если при движении тело ещё и вращается вокруг собственной оси. В подобном случае помимо собственной координаты, каждая точка данного тела обладает собственным направлением движения и собственным модулем скорости.

В качестве примера можно привести любую из планет. При вращении планеты противоположные точки на поверхности имеют противоположное направление движения. Причём чем ближе к центру планеты, тем меньше скорость у точек.

Как тогда быть? Как описать движение тела, которое имеет размер?

Оказывается во многих случаях можно воспользоваться понятием, которое подразумевает, что размер тела как бы пропадает, а масса тела остаётся. Такое понятие называется материальной точкой.

Записываем определение:

Материальной точкой называется тело, размерами которого в условиях решаемой задачи можно пренебречь.

Материальных точек в природе не существует. Материальная точка – это модель физического тела. С помощью материальной точки решается достаточно большое количество задач. Но применять замену тела на материальную точку не всегда можно.

Если в условиях решаемой задачи размер тела не оказывает особого влияния на движение, тогда можно такую замену произвести. Но если размер тела начинает влиять на движение тела, то замена невозможно.

Есть ситуации, в которых тело можно принимать за материальную точку:

1) Если расстояние, которое проходит каждая точка тела намного больше, чем размер самого тела.

Например, за материальную точку очень часто рассматривают Землю, если исследуют её движение вокруг Солнца. Действительно суточное вращение планеты мало повлияет на годовое обращение вокруг Солнца. Но если мы решаем задачу с суточным вращением, то нужно обязательно учесть форму и размер планеты. Например, если требуется определить время восхода или захода Солнца.

2) При поступательном движении тела

Очень часто бывают случаи, когда движение тела поступательно. Это значит, что все точки тела движутся в одном направлении и с одинаковой скоростью.

Например, человек поднимается на эскалаторе. Действительно, человек просто стоит, но каждая точка движется в том же направлении и с той же скоростью, что и человек.

Чуть позже мы с вами потренируемся определять ситуации, в которых можно принимать тело за материальную точку, а в каких нет.

Помимо материальной точки нам нужен ещё один инструмент, с помощью которого можно описать движение тела. Этот инструмент называется системой отсчёта.

Любая система отсчёта состоит из трёх элементов:

1) Из самого определения механического движения вытекает первый элемент любой системы отсчёта. «Движение тела относительно других тел». Ключевая фраза – относительно других тел. Т.е. чтобы описать движение нам нужна отправная точка, от которой будем отсчитывать расстояние и вообще оценивать положение тела в пространстве. Такое тело называется телом отсчёта .

2) Опять же из определения механического движения следует второй элемент системы отсчёта. Ключевая фраза – с течением времени. Это значит, что для описания движения нам необходимо определить время движения от начала в каждой точке траектории. А для отсчёта времени нам нужны часы .

3) А третий элемент мы с вами уже озвучивали в самом начале урока. Для того, чтобы задать положение тела в пространстве нам нужна система координат .

Таким образом, системой отсчёта называется система, которая состоит из тела отсчёта, связанной с ним системой координат и часов.

Системы отсчёта бывают множества видов. Мы с вами рассмотрим виды системы отсчёта по системам координат.

Система отсчёта:

декартова система отсчёта

полярная система отсчёта

сферическая система отсчёта

одномерная

двумерная

трёхмерная

Мы с вами будем пользоваться декартовой системой двух видов: одномерной и двухмерной.

4. Закрепление изученного материала (13 мин)

Выполняются задания на презентации; + №№ 3,5.

5. Домашнее задание (1 мин)

§ 1 + №№ 1,4,6.

Выписать в физический словарь определения:

— механическое движение;

— поступательное движение;

— материальная точка;

— система отсчёта.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Разуменская средняя общеобразовательная школа №2»

Белгородского района Белгордской области

Конспект урока по физике
в 9 классе

«»

подготовила

учитель математики и физики

Елсукова Ольга Андреевна

г. Белгород

2013

Тема: Законы взаимодействия и движения тел.

Тема урока: Материальная точка. Система отсчета.

Форма учебного занятия: урок

Тип: I + II (урок изучения знаний и способов деятельности)

Место урока в разделе: 1

Цели и задачи:

обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися понятий материальная точка, поступательное движение, система отсчета;

организовать деятельность учащихся по воспроизведению изученного материала;

обобщить знания о понятии «материальная точка» ;

проверить применение на практике изученного материала ;

развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся;

воспитывать навыки творческого усвоения и применения знаний;

развивать коммуникативные способности учащихся;

развивать устную речь учащихся;

Оснащение урока: доска, мел, учебник.

Ход урока:

    Организация начала учебного занятия:

Поприветствовать учащихся;

Проверить санитарно- гигиеническое состояние класса (проветрен ли класс, вымыта доска, наличие мела ), если есть не совпадения с санитарно-гигиеническими нормами попросить учеников их исправить вместе с учителем.

Познакомится с учащимися, отметить отсутствующих на уроке;

    Подготовка к активной деятельности учащихся:

Сегодня на уроке нам предстоит вернуться к изучению механических явлений. В 7 классе вы уже сталкивались с механическими явлениями и перед тем как приступить к изучению нового материала, давайте вспомним:

Что такое механическое движение?

Механическим движением – называется изменение положение тела в пространстве с течением времени.

Что такое равномерное механическое движение?

Равномерное механическое движение – это движение с постоянной скоростью.

Что такое скорость?

Скорость – это физическая величина, которая характеризует быстроту перемещения тела, численно равная отношению перемещения за малый промежуток времени к величине этого промежутка.

Что такое средняя скорость?

Средняя скорость - это отношение всего пройденного пути ко всему времени.

Как определить скорость если мы знаем расстояние и время?

В 7 классе вы решали достаточно простые задачи на нахождение пути, времени или скорости движения. В этом году мы более подробно рассмотрим, какие виды механического движения существуют, как описать механическое движение любого вида, что делать, если скорость на протяжении движения меняется и т.д.

Уже сегодня мы с вами познакомимся с основными понятиями, которые помогают описать как количественно, так и качественно механическое движение. Эти понятия являются очень удобными инструментами при рассмотрении любого вида механического движения.

    Изучение нового материала:

В окружающем нас мире всё находится в непрерывном движении. Что же понимается под словом «Движение»?

Движение – любое изменение, происходящее в окружающем мире.

Наиболее простым видом движения является уже известное нам механическое движение.

При решении любых задач, касающихся механического движения, необходимо уметь описывать это движение. А это значит, что нужно определить: траекторию движения; скорость движения; путь пройденный телом; положение тела в пространстве в любой момент времени др.

Например, на учениях в РА чтобы запустить снаряд, необходимо знать траекторию полета, на какое расстояние упадет.

Из курса математики нам известно, что положение точки в пространстве задаётся с помощью системы координат. Допустим нам нужно описать положение не точки, а всего тела, которое как мы знаем, состоит из множества точек, а каждая точка имеет свой набор координат.

При описании движения тела, которое имеет размеры, возникают и другие вопросы. Например, как описать движение тела, если при движении тело ещё и вращается вокруг собственной оси. В подобном случае помимо собственной координаты, каждая точка данного тела обладает собственным направлением движения и собственным модулем скорости.

В качестве примера можно привести любую из планет. При вращении планеты противоположные точки на поверхности имеют противоположное направление движения. Причём чем ближе к центру планеты, тем меньше скорость у точек.

Как тогда быть? Как описать движение тела, которое имеет размер?

Для этого можно воспользоваться понятием, которое подразумевает, что размер тела как бы пропадает, а масса тела остаётся. Такое понятие называется материальной точкой.

Записываем определение:

Материальной точкой называется тело, размерами которого в условиях решаемой задачи можно пренебречь.

Материальных точек в природе не существует. Материальная точка – это модель физического тела . С помощью материальной точки решается достаточно большое количество задач. Но применять замену тела на материальную точку не всегда можно.

Если в условиях решаемой задачи размер тела не оказывает особого влияния на движение, тогда можно такую замену произвести. Но если размер тела начинает влиять на движение тела, то замена невозможна.

Например, футбольный мяч. Если он летает и быстро перемещается по футбольному полю, то он материальная точка, а если лежит на прилавки спортивного магазина, то это тело не является материальной точкой. Самолет летит в небе – материальная точка, приземлился – его размерами пренебречь уже нельзя.

Иногда можно принимать за материальную точку тела, размеры которых соизмеримы. Например, человек поднимается на эскалаторе. Он просто стоит, но каждая его точка движется в том же направление и с той же скоростью, что и человек.

Такое движение называется поступательным. Запишем определение.

Поступательное движение это движение тела, при котором все его точки движутся одинаково. Например, всё тот же автомобиль совершает по дороге поступательное движение. Точнее, поступательное движение совершает только кузов автомобиля, в то время как его колёса совершают вращательное движение.

Но с помощью одной материальной точки мы не сможем описать движение тела. Поэтому введем понятие системы отсчёта.

Любая система отсчёта состоит из трёх элементов:

1) Из самого определения механического движения вытекает первый элемент любой системы отсчёта. «Движение тела относительно других тел». Ключевая фраза – относительно других тел. Тело отсчёта – это тело, относительно которого рассматривается движение

2) Опять же из определения механического движения следует второй элемент системы отсчёта. Ключевая фраза – с течением времени. Это значит, что для описания движения нам необходимо определить время движения от начала в каждой точке траектории. А для отсчёта времени нам нужны часы .

3) А третий элемент мы с вами уже озвучивали в самом начале урока. Для того, чтобы задать положение тела в пространстве нам нужна система координат .

Таким образом, системой отсчёта называется система, которая состоит из тела отсчёта, связанной с ним системой координат и часов.

Системы отсчета Мы с вами будем пользоваться декартовой системой двух видов: одномерной и двухмерной.

Урок № 1

Тема. Механическое движение и его виды. Основная задача механики и способы ее решения в кинематике. Физическое тело и материальная точка. Система отсчета

Цель: охарактеризовать задачи изучения раздела «Кинематика», ознакомить со структурой учебника; дать представление о механическое движение, основную задачу механики и способы ее решения в кинематике; сформировать понятие поступательного движения тел, материальной точки, системы отсчета; показать роль знаний по механике в других науках, в технике; показать, что механическое движение - одна из форм существования материи, один из многочисленных видов изменений в природе, а материальная точка - модель, идеальный объект классической механики.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Наглядный: демонстрация поступательного движения тела, случаев, когда тело можно (и не можно) считать материальной точкой, ППС «Физика-9» от «Квазар-Микро».

Ожидаемые результаты. После урока учащиеся:

Различат физическое тело и материальную точку, прямолинейное и криволинейное движение материальной точки;

Смогут обосновать содержание основной (прямой) задачи механики;

Научатся объяснять суть физических идеализаций - материальной точки и системы отсчета.

II. Объявление темы и цели урока

Формирование новых понятий. Во время беседы с применением демонстрационного эксперимента и ППС «Физика-9» от «Квазар-Микро» рассмотреть следующие вопросы:

Механическое движение и его виды;

Основная задача механики и способы ее решения в кинематике;

Что изучает кинематика;

Физическое тело и материальная точка, система отсчета.

Мы часто называем одни тела подвижными, другие неподвижными.

Деревья, различные здания, мосты, берега рек - неподвижные. Вода в реке, самолеты в небе, автомобили, едущие по дороге, - подвижные.

Что дает нам основание разделять тела на подвижные и неподвижные? Чем они отличаются друг от друга?

Когда мы говорим об автомобиле, который движется, то имеем в виду, что в определенный момент времени он был рядом с нами, а в другие моменты расстояние между нами и автомобилем менялась. Неподвижные тела в течение всего наблюдения не меняют своего положения относительно наблюдателя.

Опыт. Разместим вертикальные вешки на столе на некотором расстоянии друг от друга по одной прямой. Поставим возле первой из них тележка с ниткой и начнем его тянуть. Сначала он перемещается от первой вешки ко второй, затем к третьей и т. д. То есть тележка будет менять свое положение относительно вышек.

Механическое движение - это изменение положения тела относительно других тел или одних его частей относительно других. Примеры механического движения: движение звезд и планет, самолетов и автомобилей, артиллерийских снарядов и ракет, человек идет относительно Земли, движение рук относительно туловища.

Другие примеры механического движения показано на рис. 1.

Механические движения окружающих тел разделяют на: поступательное, вращательное и колебательное (система периодически возвращается в положение равновесия, например колебания листьев на дереве под действием ветра) движения (рис. 2).

Особенности поступательного движения (движение пассажиров вместе с эскалатором, движение резца токарного станка и т.п.):

Произвольная прямая в теле, остается параллельной к себе;

Все точки имеют одинаковые траектории, скорости, ускорения.

Эти условия не выполняются для вращательного движения тела (движение колеса автомобиля, колеса обозрения, Земли вокруг Солнца и своей оси и т.д.).

Механическое движение нередко являются частью более сложных немеханических процессов, например тепловых. Изучением механического движения занимается раздел физики, который называется механикой.

Механическую форму движения материи изучает раздел физики «Механика». Основная задача механики - найти положение тела в пространстве в любой момент времени. Механическое движение происходит в пространстве и времени. Понятия пространства и времени - фундаментальные понятия, которые невозможно определить через какие-то более простые. Для изучения механического движения, что происходит в пространстве и времени, нужно прежде всего уметь измерять промежутки времени и расстояния. Частным случаем движения является покой, поэтому механика рассматривает также условия, при которых тела находятся в покое (эти условия называются условиями равновесия).

Чтобы сформулировать законы механики и научиться их применять, нужно сначала научиться описывать положение тела и его движение. Описание движения составляет содержание раздела механики, называется кинематикой.

Для описания механического движения, как и других физических процессов, происходящих в пространстве и времени, используют систему отсчета. Система отсчета - это совокупность тела отсчета, связанной с ним системы координат (декартовой или другой) и прибора для отсчета времени (рис. 3).

Систему отсчета в кинематике выбирают, руководствуясь лишь соображениями насчет того, как удобнее всего математически описать движение. Никаких преимуществ одной системы над другой в кинематике не существует. Из-за сложности физического мира реальное явление, которое изучается, всегда приходится упрощать и вместо собственно явления рассматривать идеализированную модель. Так, для упрощения в условиях определенных задач размерами тел можно пренебречь. Абстрактное понятие, которое заменяет реальное тело, которое движется поступательно и размерами которого можно пренебречь в условиях реальной задачи, называется материальной точкой. В кинематике, когда решают задачу, вопрос о том, что именно движется, где движется, почему именно так движется, в основном не рассматривают. Главное одно: как тело движется.

III. Закрепление изученного. Решение задач

1. Самостоятельная работа над материалом ППС «Физика-9» от «Квазар-Микро», в ходе которой учащиеся составляют опорный конспект.

IV. Домашнее задание

1. Выучить конспект урока; соответствующий параграф учебника.

2. Решить задачи:

Маленькому ребенку кажется, что секундная стрелка часов движется, а минутная и часовая стрелки неподвижны. Как доказать ребенку, что она ошибается?

Приведите примеры задач, в которых Луну: а) можно считать материальной точкой; б) нельзя считать материальной точкой.

3. Дополнительное задание: подготовить презентации.


Технологическая карта урока физики 9 класс по ФГОС .

УМК: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник – М.: Дрофа, 2009.- § 65.

Тема урока: Вводный инструктаж по технике безопасности. Механическое движение.Система отсчёта. Путь. Перемещение .

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:учебник: Перышкин А.В. «Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений», М.: Дрофа. 2013 ; презентация, videouroki «Физика 9класс»,2014,ООО «КОМПЭДИ»,compedu.ru; штатив,шарик,желоб; маятники.

Цель урока: знакомство с техникой безопасности работы в кабиненте физики, знакомство с одним из важнейших разделов физики- механикой и ее задачей; ввести основные понятия: материальная точка, система отсчёта, путь, перемещение.

Задачи:

Дидактические ─ создать условия для усвоения нового учебного материала, используя ИКТ

Познавательные – знать понятия «механическое движение», «материальная точка», «тело отсчета», «система отсчета», «траектория», «путь», «перемещение»

Развивающие – продолжить работу по овладению методами научного познания, развивать интеллектуальные умения учащихся (наблюдать, сравнивать, анализировать, применять знания, делать выводы).

Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения и интереса к физике.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют:

регулятивными УУД:

преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями;

познавательными УУД:

определять способы решения проблем под руководством учителя;

выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя;

формулировать новые знания совместными групповыми усилиями;

коммуникативными УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблем;

личностными УУД:

проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу .

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Организационный этап.

Эмоциональный настрой.

Вводный инструктаж по технике безопасности.

Беседа с учащимися

Фронтальная

Даёт инструкции для подготовки к уроку. Обеспечивает учащихся всем необходимым для урока. Проводит вводный инструктаж по технике безопасности.

Готовятся к уроку. Слушают учителя.

Постановка цели и задач курса физики и данного урока

Осознание учащимся неполноты имеющихся знаний; вызвать познавательный интерес к проблеме, организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.

Создание проблемной ситуации.

Работа в группах

Ребята, у вас на столах в каждой группе находится оборудование. Подумайте, какую демонстрацию можно показать и что она демонстрирует.

Какие явления вы наблюдали? (Механическое движение)

Какой раздел физики изучает механическое движение? (Механика в разделе кинематика)

Какова основная задача механики?

Основные понятия кинематики: Система отсчёта. Путь. Перемещение.

Слайд 1. Тема урока.

Учащиеся проводят эксперимент с наклонным жёлобом и шариком, штативом и шариком на нити, грузом на пружине, тележкой.

Формулируют цели и задачи урока. Записывают тему урока.

Предметные УУД: осознавать важность понятия механического движения;

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности;

Познавательные УУД:

видеть проблему, осознавать возникшие трудности;

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Изучение нового материала

Познакомиться с новыми понятиями в кинематике.

Беседа.

Фронтальная

Ребята, если основная задача механики- знать положение тела в любой момент времени, нам важны такие характеристики как размер, масса. (Нет). Таким образом одно из понятий кинематики – материальная точка.

Слайд 2.

Рассказывает о древнем документе, относящемуся к началу эры, в котором сказано: «Стань у восточной стены крайнего дома лицом на север, и, пройдя 120 шагов, повернись лицом на восток. Затем, пройдя 200 шагов, вырой яму в 10 локтей и надёшь 100 золотых монет»

Если бы этот документ попал в ваши руки, смогли бы вы найти клад?

Слайд 3.

Слайд 4.

Система отсчёта бывает одномерная, двухмерная и трёхмерная. Приведите примеры каждой из них.

Какой была система координат в проведённом вами опыте?

Обратите внимание, что следующее понятие знакомо вам из уроков математики.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слушают, отвечают на вопросы.

Приходят к понятию системы отсчёта.

Записывают в виде схемы. Система отсчёта:а) тело отсчёта; б) система координат; в) прибор для измерения времени.

Приводят примеры одномерной, двухмерной и трёхмерной системы координат.

Записывают определения: путь, перемещение, траектория.

Предметные УД: осознавать важность понятий кинематики для дальнейшего изучения движений тел;

Регулятивные УУД: принимать предложенный способ решения проблемы;

Познавательные УУД: участвуют в создании формулировок основных понятий;

Коммуникативные УУД: умение слушать имеющиеся знания учащихся;

Этап закрепления.

Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов.

Беседа.

Фронтальная.

Предлагает ответить на вопросы с пояснением.

Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси?

Мяч упал с высоты 3м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1м. Найти путь и перемещение мяча.

Отвечают на вопросы.

Слушают ответы учащихся.

Регулятивные УУД:

уметь планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать полученные знания;

Предметные УД: формулировать определения нового физического понятия, объяснять смысл и результаты опыта;

Коммуникативные УУД: уметь сформулировать ответ;

Этап первичной проверки знаний.

Выявить первичное понимание основных характеристик движения для дальнейшей корректировки.

Работа по карточкам.

Работа в парах (с взаимопроверкой)

Предлагает заполнить таблицу с заданиями.

Меняются работами и осуществляют проверку по ключам.

Регулятивные УУД:

Саморегуляция. Оценка степени достижения цели;

Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения знаниями.

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание.

Беседа

Поясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Итоги урока

Рефлексия

Беседа

Учитель оценивает совместную работу «учитель-ученик» на уроке

Учащиеся оценивают «+» и «-» урока

Вариант 1

Система координат

одномерная

двухмерная

трёхмерная

а)шахматная фигура

б) вертолёт

в) самолёт в небе

г) лифт

Материальная точка

Да

Нет

Идет из дома на работу

Выполняет гимнасти-ческие упражнении

Совершает путешествие на пароходе

А при измерении роста человека

Вариант 2.

Напротив правильного ответа поставить «+»

Система координат

одномерная

двухмерная

трёхмерная

а) люстра в комнате

б) подводная лодка

в)поезд

г)самолёт на взлётной полосе

Материальная точка

Да

Нет

при расчете расстояния от Земли до Луны

при измерении ее диаметра

при посадке космического корабля на ее поверхность

при определении скорости ее движения вокруг Земли