конкретный физиологический аппарат, механизм саморегуляции и гомеостаза, осуществляющий избирательное вовлечение и обьединение структур в процесс выполнения какого-либо очередного акта поведения или функции организма (по П.К. Анохину); психологический подход к данному механизму близок к теории установки Д.Н. Узнадзе.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

англ. functional system) - единица интегративной деятельности организма, представляет собой динамическую морфофизиологическую организацию центральных и периферических образований, избирательно объединенных для достижения полезного для организма приспособительного результата. Теория Ф. с. разработана П. К. Анохиным.

Ф. с. обладает способностью экстренной самоорганизации за счет внезапной мобилизуемости взаимодействующих компонентов, позволяющих динамически и адекватно приспосабливать организм к изменениям обстановки для удовлетворения возникшей потребности. Решающую роль в организации неупорядоченного множества компонентов в Ф. с. играет результат, который является систематизирующим фактором. Достижение приспособительного результата Ф. с. осуществляет при помощи специфических механизмов, из них наиболее важныме: 1) афферентный синтез всей поступающей в ц. н. с. информации; 2) принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели - акцептора результатов действия; 3) реализация принятого решения в действии и 4) сличение афферентной модели акцептора результатов действия и параметров результатов выполненного действия, полученных организмом при помощи обратной афферентации.

Начальной стадией формирования Ф. с. является афферентный синтез, в процессе которого происходит взаимодействие мотивационного возбуждения, обстановочной афферентации и извлеченных из памяти следов прошлого опыта. В результате обработки и синтеза этих воздействий принимается решение "что делать" и происходит переход от обработки информации к формированию программы действия - выбору из множества потенциально возможных действий одного, соответствующего результату обработанной информации.

Под влиянием пускового стимула скрытая предпусковая интеграция в виде команды, представленной комплексом эфферентных возбуждений, направляется к периферическим органам и реализуется в соответствующем действии. Неизбежным следствием совершаемого действия для организма животных и человека являются результаты, ради которых совершалось действие. Информацию о них ц. н. с. получает путем обратной афферентации от реально выполненного действия, которая сличается с афферентной моделью акцептора действия, сформировавшейся на основе афферентного синтеза. Совпадение заготовленного возбуждения и наличного, вызванного реальным действием, является сигналом успеха приспособительного действия, и организм переходит к след. действию. Несовпадение модели акцептора действия с обратной афферентацией, т. е. рассогласование, вызывает ориентировочно-исследовательскую реакцию, новый афферентный синтез с подбором информации, необходимой для принятия решения, соответствующего изменившейся обстановке.

Одновременно с эфферентной командой в н. с. формируется афферентная модель, предвосхищающая параметры будущего результата, что позволяет в конце действия сличать это предсказание с истинными результатами. Предсказание {антиципация) результатов является универсальной функцией мозга, предупреждающей ошибочные действия, не соответствующие поставленной организмом цели и принятому решению. Формирование афферентной модели будущего результата - необходимое условие нормального функционирования дыхания, уровня артериального давления, сложных поведенческих актов, совершаемых с различными целями. Все основные механизмы Ф. с. представляют собой физиологическое единство, и любой из них необходим в развертывании процессов Ф. с.

Добавление: На Анохина и его представления о Ф. с. оказал влияние Л. А. Ухтомский, с которым он сотрудничал в начале своей карьеры и о чем упоминает лишь в конце своей жизни. В теории Анохина "функциональные констелляции центров" Ухтомского и механизмы взаимодействия центров - участников этой констелляции, описанные Ухтомским, были пополнены данными о роли обратных связей и специальных высших центральных аппаратов управления - афферентного синтеза и акцептора результатов действия. Последние выполняют те же функции, что и доминанта у Ухтомского, являющаяся конкретнейшим аппаратом познавания-предвидения. (В. П. Зинченко.)

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

лат. functio - исполнение и systema - целое, соединение) - сложно организованная психофизиологическая система, обеспечивающая согласованную работу физиологических и психологических процессов, участвующая в регуляции целостного поведенческого акта.

Функциональная система

Словообразование. Происходит от лат. functio - исполнение.

Специфика. Направлена на приспособление организма, что достигается за счет таких механизмов, как:

Афферентный синтез поступающей информации;

Принятие решения с одновременным построением афферентной модели ожидаемого результата (акцептора результатов действия);

Реальное осуществление решения в действии;

Организация обратной афферентации, за счет которой оказывается возможным сличение прогноза и полученных результатов действия.

Функциональная система

понятие, разработанное П.К. Анохиным и выступающее в его теории построения движения в качестве единицы динамической морфофизиологической организации, функционирование которой направлено на приспособление организма. Это достигается за счет таких механизмов, как:

1) афферентный синтез поступающей информации;

2) принятие решения с одновременным построением афферентной модели ожидаемого результата - акцептора результатов действия;

3) реальное осуществление решения в действии;

4) организация обратной афферентации, за счет которой оказывается возможным сличение прогноза и полученных результатов действия (см. Теория функциональных систем).

Теория функциональных систем , предложенная П.К.Анохиным, постулирует принципиально новый подход к физиологическим явлениям. Она изменяет традиционное “органное” и открывает картину целостных интегративных функций организма.

Возникнув на основе теории условных И.П.Павлова, теория функциональных систем явилась ее творческим развитием. Вместе с тем в процессе развития самой теории функциональных систем она вышла за рамки классической рефлекторной теории и оформилась в самостоятельный принцип организации физиологических функций. Функциональные системы имеют отличную от рефлекторной дуги циклическую динамическую организацию, вся деятельность составляющих компонентов которой направлена на обеспечение различных приспособительных результатов, полезных для организма и для его взаимодействия с окружающей средой и себе подобными. Любая , согласно представлениям П.К.Анохина, имеет принципиально однотипную организацию и включает следующие общие, притом универсальные для разных функциональных систем периферические и центральные узловые механизмы:

  1. Полезный приспособительный результат как ведущее звено функциональной системы;
  2. результата;
  3. Обратную афферентацию, поступающую от рецепторов результата в центральные образования функциональной системы;
  4. Центральную архитектонику, представляющую избирательное объединение функциональной системой нервных элементов различных уровней;
  5. Исполнительные соматические, вегетативные и эндокринные компоненты, включающие организованное целенаправленное .

С общетеоретической точки функциональные системы представляют саморегулирующиеся организации, динамически и избирательно объединяющие и периферические органы и ткани на основе нервной и для достижения полезных для системы и организма в целом приспособительных результатов. Полезными для организма адаптивными результатами являются в первую очередь обеспечивающие различные стороны метаболических процессов гомеостатические показатели, а также находящиеся за пределами организма результаты поведенческой деятельности, удовлетворяющие различные биологические (метаболические) организма, потребности зоосоциальпых сообществ, социальные и духовные потребности человека.

Функциональные системы строятся прежде всего текущими потребностями живых существ. Они постоянно формируются метаболическими процессами. Кроме того, функциональные системы организма могут складываться под влиянием специальных факторов окружающей организм среды. У человека это в первую очередь факторы социальной среды. Механизмы также могут быть причиной формирования функциональных систем, особенно поведенческого и психического уровней.

Совокупная деятельность множества функциональных систем в их взаимодействии определяет сложные процессы гомеостазиса организма и его взаимодействия со средой обитания.

Функциональные системы представляют, таким образом, единицы интегративной деятельности организма.

Рассмотрев онтогенез сенсомоторных структур, мы обращаемся к формированию функциональных систем, описанных академиком П.К. Анохиным1. Теория функциональных систем рассматривает организм как сложную интегративную структуру, состоящую из множества функциональных систем, каждая из которых своей динамической деятельностью обеспечивает полезный для организма результат.

Системогенез является частью общего учения о функциональных системах, тесно связанных с показателями внутренней среды организма, удовлетворением биологических потребностей, результатами воздействия социальной среды. Любая целенаправленная деятельность животных и человека, с точки зрения функциональных систем, представляет собой завершающий этап деятельности. П.К. Анохин оценивает системогенез как избирательное созревание функциональных систем и отдельных составляющих их компонентов в онтогенезе. Наряду с ведущими генетическими и эмбриологическими аспектами созревания функциональных систем в пре- и постнатальном периодах развития системогенез включает в себя закономерности становления поведенческих функций. Весь процесс отражения внешнего мира живыми организмами, закрепленный в филогенезе наследственными факторами, находит свое выражение в развитии зародыша у млекопитающих. В эмбриональном периоде

1 Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. - М., Наука, 1980.

Зкизни происходит развитие именно тех функциональных систем, которые необходимы для осуществления жизненно важных функций новорожденного, приспосабливающих его

К внешней среде.

Основным процессом, осуществляющим подбор функциональных систем для существования в новой (внешней) среде, является ускоренное (гетерохронное) и избирательное созревание центральных и периферических структур. Эти приспособительные реакции организма наследственно закрепляются в фило- и эмбриогенезе.

Такое разновременное созревание различных структур зародыша необходимо для концентрации питательных веществ и энергии в определенных системах в заданные возрастные сроки. У человека имеется свой рано созревающий набор функциональных систем, т.е. свой системогенез. При этом система может начать функционировать, не получив еще полного развития. Для ее формирования необходимы сигналы (раздражения), поступающие из внешней среды. Последовательность созревания отделов центральной нервной системы обусловлена генетически. Спинной мозг начинает дифференцироваться раньше головного и независимо от него. Готовность нервной клетки и всего нейрона к деятельности обусловлена накоплением питательных веществ и наличием миелиновой оболочки, формированием синапсов.

В первую половину внутриутробного развития у плода происходит созревание спинного мозга. О его готовности к деятельности сигнализируют первые шевеления плода, которые появляются к 20-й неделе беременности. Постепенно движения плода становятся все более активными, что указывает на включение всего длинника спинного мозга. В головном мозге, по данным Б.Н. Клосовского, наиболее ранним онтогенетическим рецептором является вестибулярный аппарат, обеспечивающий определенное положение плода. Вестибулярный аппарат развивается усиленными темпами и к 6-7 месяцам внутриутробного развития достигает определенной зрелости. Во вторую половину беременности у плода активно формируется головной мозг, особенно его задние отделы: ствол мозга и мозжечок, который тесно связан в функциональном отношении с вестибулярной системой. В стволе головного мозга, являющегося продолжением спинного мозга, заложены ядра черепно-мозговых нервов, ретикулярная формация, проводящие пути. Во вторую половину беременности заканчивается

Формирование головного мозга плода, он приобретает полные очертания.

Акт рождения является переходом от внутриутробных условий к внеутробным и обозначается как критический период. Для наступления самого акта рождения необходимо накопление плодом достаточной энергии, чтобы продвигаться по родовым путям матери, а также включение функции блуждающего нерва, обеспечивающего деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, так как целый ряд изменений должен произойти в организме ребенка в связи с прекращением плацентарного кровообращения и переходом на легочное дыхание, самостоятельное кровообращение, пищеварение и т.д.

Ядро блуждающего нерва и ядра других черепно-мозговых нервов располагаются в стволе мозга и объединяются ретикулярной формацией - неспецифическим скоплением нервных клеток, - активизирующей и усиливающей импульсы, идущие с периферии в центр и из центра на периферию. Благодаря объединяющей и активизирующей функции ретикулярной формации образуются специальные блоки - функциональные системы для выполнения определенной деятельности.

В первые дни жизни у ребенка формируется сосательный рефлекс. Любое раздражение губ ребенка вызывает ответную реакцию. В реализации сосательного рефлекса участвуют расположенные в стволе головного мозга ядра черепно-мозговых нервов (тройничного, лицевого, вестибулярного, языко-глоточного, блуждающего и подъязычного). Объединение в одну функциональную систему осуществляет ретикулярная формация, располагающаяся также в стволовой части мозга. При выполнении сосательного действия также имеет место гетерохрония, проявляющаяся в том, что для сосания необходимы простейшие движения языком вперед-назад, смычка губ (захват соска), надувание щек, напряжение мягкого нёба, глотание.

Простейшие двигательные акты, выполняющие функцию сосания, осуществляются деятельностью не целого ядра черепно-мозгового нерва, а отдельной группой клеток в данном ядре. По мере усложнения двигательного акта (например, при переходе от сосания к употреблению пищи из чашки или при помощи ложки) включаются новые группы клеток тех же ядер, которые определяют формирование более сложной функциональной системы, в то время как ранее сформированная система (в данном случае сосательный рефлекс) ослабевает, тормозится.

Двигательное развитие ребенка обусловлено включением черной субстанции, красных ядер, четверохолмия, паллидума (более старое ядро подкорки). Таким образом, включается вся экстрапирамидная система и формируется новая сигнальная система, обеспечивающая восприятие раздражений внешней среды, переработку информации и ответную реакцию. Включение паллидума проявляется активизацией эмоциональной сферы: ребенок вначале улыбается на приятный голос или улыбку взрослого, а затем и смеется. На подкорковом уровне формируются зрительные, слуховые, чувствительные и двигательные связи.

В возрасте 4 месяцев, когда ребенок становится активнее (переворачивается с боку на бок, двигает ручками и ножками, рассматривает и прикасается к висящим перед ним игрушкам, проявляет к ним интерес), движения производятся под контролем зрения и слуха, с участием мозжечковых структур, обеспечивающих их коррекцию. Вначале отмечается мимопромахивание, затем движения становятся более координированными (ребенок захватывает игрушку). Формируется новая сигнальная система (мозжечок, рука, глаз), благодаря которой развиваются метричность и координация движений, действие на расстоянии, очень важное для последующей деятельности ребенка. В этот период восприятие комплексного раздражителя сенсорного компонента оказывает одновременное воздействие на различные анализаторы, формируя связи между ними.

К 5 месяцу включается другое ядро подкорки - стриатум, в результате деятельности которого движения становятся более плавными и целенаправленными. Движения постепенно совершенствуются (ребенок охотно захватывает игрушку, удерживает ее), формируется хватательный рефлекс и закрепляется новая функциональная система. В этот период ребенок очень активно произносит звуки, преимущественно гласные, и прислушивается к ним. Если взрослый поддерживает речевую активность и произносит звуки или слова вслед за ребенком, тот эмоционально реагирует и вступает в общение. При произнесении звуков включается двигательная система (проприорецепция от всей дыхательной и голосовой мускулатуры, слух и зрение), что обеспечивает комплексное восприятие звуков и формирование своей функциональной системы.

К б месяцам заканчивается анатомическое созревание (миелинизация) ствола, надстволья, подкорковых образований, а также формирование экстрапирамидной системы, обеспечивающей определенный уровень физического и психомоторного развития. Одним из наиболее заметных изменений в физическом развитии является возможность сидеть самостоятельно. При этом резко меняется возможность обзора окружающей обстановки (нахождение игрушек и игра с ними), совершенствуется хватательный рефлекс.

Начинают включаться первичные отделы коры головного мозга, раздражители достигают коры, появляется первичный гнозис (узнавание). Постепенно формируются связи первичных и вторичных полей в своей области мозга и связи вторичных полей из разных долей мозга. Так, первыми возникают пути между зрительной и моторной областью, образуя свою функциональную систему. Образуются связи между слуховой и моторной областями и соответственно формируется своя функциональная система для выполнения определенного действия. Рано появляются связи между зрительной и слуховой областями коры головного мозга. Большое значение приобретает в этих случаях включение сенсорных систем (слух, зрение, проприорецепция), благодаря которым формируются акустико-моторные и оптико-моторные связи, упрочиваются заученные движения (праксис).

На новый уровень поднимается и речевое развитие. Если до 6 месяцев ребенок произносил отдельные гласные звуки, эмоционально их окрашивая, то после этого критического периода ребенок начинает произносить слоговые элементы (лепет). Особенность формирования лепета состоит в том, что ребенок начинает использовать звуки родного языка. Лепет вначале бедный. Постепенно количество повторений увеличивается, удлиняется время активной речевой продукции. У ребенка отмечаются два пути слежения за речью: первый - восприятие слуховых раздражений, второй - по путям глубокой чувствительности (кинестетическим). Приходя в кору головного мозга, в ее височную и теменную области, они обеспечивают тесную связь, образуя функциональную систему, благодаря которой в последующем формируется фонематический слух и восприятие речи. В этот период приобретает большое значение речевой контакт со взрослыми, которые повторяют или сами активно произносят слоги и слова, доступные для повторения ребенком. Возникает восприятие не только собственных звуков, но и звуков речи окружающих, имеющих значение для дальнейшего развития речи.

Во втором полугодии жизни, показывая и называя предметы, окружающие формируют у ребенка связи между зрительной и слуховой областью, а затем и двигательной (когда ребенок начинает манипулировать предметами). Ощупывание предметов, игра с ними создает новую форму связей - тактильно-кинестетическую и моторную. Таким образом постепенно включаются все отделы коры головного мозга, создавая свои функциональные системы.

Речевое развитие связано с включением третичных полей, которые начинают активизироваться во втором полугодии. Вначале формируется пассивный словарь (понимание отдельных слов, связанных с каким-либо предметом). К концу первого года жизни ребенок произносит первые слова. Речевая функция тесно связана с развитием всей моторной области, на что указывает формирование локомоции (ползания). Ползание, прямостояние и хождение с поддержкой, а к одному году и самостоятельная ходьба обусловлены миелинизацией пирамидного пути и включением всех отделов коры головного мозга, принимающих участие в сложном двигательном акте. Постепенно, от первых шагов под контролем пространственно-вестибулярной системы, ходьба становится автоматизированным процессом, в котором принимают участие лобная (эфферентная), теменная (афферентная), затылочная и височная области коры головного мозга. Связи этих отделов образуют свою многоуровневую функциональную систему, постепенно усложняющуюся с возрастом. Артикуляционная моторика формируется несколько медленнее и включается в деятельность по мере развития речевого общения и нервной системы. Так заканчивается определенный этап формирования функциональных систем, объединяющихся в более крупные блоки, выполняющих сложные сенсомоторные функции, обеспечивающие дальнейшее развитие ребенка.

В течение второго года жизни ребенка общая моторная деятельность становится более активной и дифференцированной. Постепенно улучшается артикуляционная моторика, обусловливая особенности произношения звуков речи. Увеличивается пассивный и активный словарь, появляются словосочетания и короткие речевые цепи. При становлении определенной деятельности формируется своя функциональная система, в которой задействованы различные уровни нервной системы. В этот период активизируются познавательная деятельность, игровой процесс, интерес к общению, окрашенные эмоциональной реакцией. К концу второго года жизни ребенок произносит 200-300 слов, структура которых еще не упрочилась (могут присутствовать редукции слоговых элементов, упрощения и т.д.).

На третьем году жизни значительно активизируется общая моторика, улучшается обеспечивающая чистоту звукопроизношения артикуляция, появляется чувство языка, интерес к прослушиванию сказок, запоминание их и перенос в игровую деятельность, разворачивается способность к подражанию, интонационному повтору. Сенсорная активность (зрительная, слуховая, тактильно-кинестетическая) обеспечивает новый уровень формирования познавательной деятельности. Речь становится более связной, фраза развернутой, количество слов достигает 1000 (к концу третьего года жизни). Трехлетний возраст в физиологии, анатомии, невропатологии является критическим периодом, так как включаются сложные третичные поля лобной области коры, обеспечивающие связи со всеми отделами мозга. При этом префронтальная область обеспечивает переход всей деятельности человека на новый психический уровень, когда мышление становится речевым, а речь - осмысленной. Упрочиваются лексические и грамматические структуры, формируется программа высказывания, поведения, эмоционально-волевой сферы.

Система префронтальной и теменно-затылочной области коры является наиболее молодой в фило- и онтогенезе. Она созревает позже других и создает новый уровень познавательной, моторной и речевой деятельности.

После трех лет резко меняется внешний вид и физическое состояние ребенка. Дети становятся более крепкими, самостоятельными, моторно-ловкими, появляется необходимость общения в игровом процессе, увеличивается запас общих понятий. Подготовленный ребенок переходит из ясель в детский сад, в котором значительно выше требования к его психомоторным функциям. В процессе игровой деятельности расширяется круг знаний, формируется процесс познания (прослушивание и запоминание сказок, стихов и другой литературы). Определяется эмоциональное отношение к окружающей обстановке. Большое значение приобретают внимание и усидчивость, с которыми ребенок выполняет определенные задания.

К этому времени у детей значительно активизируется мелкая моторика: они хорошо лепят, собирают мозаику, рисуют, правильно держат карандаш и ручку. Они достаточно хорошо ориентируются в пространстве и в схеме тела, что отражается в рисунках и игровых процессах.

К этому возрасту должна быть сформирована своя функциональная речевая система (звукопроизношение, фонематический слух, лексика и грамматика, произвольная речевая деятельность) в форме устной речи и начата подготовка к письменной (чтение и письмо). Новый сложный этап в развитии ребенка - подготовка к обучению в школе.

Таким образом, в результате ряда последовательных включений, накопления и скачков при ведущем участии высших лобных структур образуется многоуровневая функциональная система.

Функциональная система – совокупность органов и тканей, относящихся

к различным анатомо-функциональным образованиям и временно объеди-

няющихся для достижения полезного приспособительного результата.

Функциональная система состоит из 4 звеньев:

1. Центральное звено – нервные центры, которые возбуждаются для дос-

тижения полезного приспособительного результата;

2. Исполнительное звено – внутренние органы

3. Обратная связь

4. Полезная приспособительная реакция.

Выделяют следующие стадии формирования и деятельности функцио-

нальных системы:

1-я - афферентного синтеза;

2-я - принятия решения;

3-я – формирования акцептора результата действия;

4-я – действие;

5-я – результат действия;

6-я – обратной афферентации;

7-я – сопоставление полученного результата с эталоном

Основные свойства функциональных систем состоят в следующем:

1. Динамичность – функциональная система временное образование, фор-

мируется в процессе жизнедеятельности в соответствии с преобла-

дающими потребностями организма.

2. Саморегуляция – функциональная система обеспечивает поддержание

на постоянном уровне констант организма.

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Типы ВНД.

2. Асимметрия мозга. Понятие о первой и второй сигнальных системах.

3. Физиологические основы сознания у человека и животных.

4. Функциональные расстройства ВНД. Неврозы.

5. Память. Виды запоминания. Забывание. Гигиена памяти и методы её

улучшения.

1. Типы внд

В повседневной жизни мы замечаем, что люди, попадая в одни и те же

ситуации, ведут себя по разному. Однако за этим большим разнообразием

поведенческих реакций и поступков проступают некоторые общие схемы или

типы поведения. Это обстоятельство было отмечено ещё в древние времена и

было положено в основу греческой медицины, испытавшей сильное влияние

Гиппократа. Греко-арабско- персидско-таджикская медицина основана на

признании четырёх элементов или стихий природы: воздуха, воды, огня и

земли. Соответственно и в организме различаются четыре основные материи,

каждая из которых соответствует одному из элементов или стихий природы

(кровь, лимфа, желчь, чёрная желчь). Комбинации этих материй и определяет

особенности, тип поведения человека. Эта идея легла в основу первой клас-

сификации темпераментов, изложенной в трудах Гиппократа. Он считал, что

уровень жизнедеятельности человека зависит от соотношения четырёх жид-

костей (материй), циркулирующих в организме – крови, желчи, чёрной желчи

и слизи (лимфы, флегмы). Смесь этих жидкостей определяет индивидуальное

своеобразие каждого организма. В переводе с греческого на латинский слово

«смесь» звучит как «temperamentum». Отсюда классификация индивидов бы-

ла названа классификацией темпераментов. Так, Гиппократ, исходя из учения

о «соках тела», считал, что преобладание горячей крови (sangvis) делает че-

ловека энергичным и решительным сангвиником , избыток охлаждающей сли-

зи (phlegma) предают ему черты хладнокровного и медлительного флегма-

тика, едкая желчь (chole) обусловливает вспыльчивость и раздражительность

холерика, а чёрная испорченная желчь (melan chole) определяет поведение

вялого и унылого меланхолика

Сейчас эта классификация известна как учение Гиппократа о четырёх

видах темпераментов.

Для сангвиника характерны высокая психическая, эмоциональная ак-

тивность, богатая жестикуляция. Он подвижен, впечатлителен, быстро отзы-

вается на окружающие события, сравнительно легко переживает неудачи и

неприятности.

Поведение холерика отличает высокий уровень активности, энергич-

ность действий, резкость и стремительность движений, сильные, импульсив-

ные и ярко выраженные эмоциональные переживания. Несдержанность,

вспыльчивость в эмоциогенных ситуациях.

Темперамент меланхолика отличается низким уровнем нервнопсихиче-

ской активности, высокой эмоциональной реактивностью; отсюда эмоцио-

нальная ранимость, сниженный уровень двигательной и речевой активности.

Меланхолик замкнут, склонен к тяжёлым внутренним переживаниям при от-

сутствии серьёзных причин.

Флегматика отличает низкий уровень поведенческой активности. Он

медлителен, спокоен, ровен. Ему трудно переключаться с одной деятельно-

сти на другую. Характеризуется постоянством чувства и настроений.

Классификация Гиппократа относится к гуморальным теориям.

Позже эта линия была продолжена немецким философом И. Кантом, ко-

торый также считал природной основой темперамента особенности крови.

Теория темперамента Э. Кречмера, получившая распространение в 30-

40х годах нашего века, строилась на изучении связи психических особенно-

стей человека с его конституцией. Он определяет темпераменты на основе

выделенных им конституционных типов сложения. Им было замечено, что у

большинства страдающих маниакально – депрессивным психозом часто

встречается пикническое телосложение: широкая грудь, коренастая, широкая

фигура, крупная голова, выступающий живот. У больных шизофренией чаще

астеничесий тип конституции: длинная и узкая грудная клетка, длинные ко-

нечности, удлинённое лицо, слабая мускулатура. Пикническому конституци-

онному типу, по Кречмеру, соответствует циклоидный темперамент, для ко-

торого характерна адекватная реакция на внешние стимулы, открытость, ес-

тественность, плавность движений. Настроение таких лиц изменяется от ве-

сёлого у маниакальных субъектов до сниженного, мрачного у депрессивных

индивидов. Астеническому типу свойственен шизоидный темперамент:

замкнутость, уход в себя, неадекватность реакций внешним воздействиям.

Настроение меняется от раздражительности до бесчувствия, равнодушия. По

мнению Кречмера, связь телосложения с психикой, отчётливо выступившая у

больных, существует и у здоровых, но в скрытой форме.

К морфологическим теориям темперамента относится не только теория

Кречмера, но и концепция американского психолога У.Шелдона, который

выделил три основных типа соматической конституции: эндоморфный, ме-

зоморфный и эктоморфный. Эндоморфный тип отличается мягкостью и ок-

руглостью внешнего облика, слабым развитием костной и мышечной систем.

Ему соответствует темперамент с чувственными устремлениями, любовь к

комфорту, мышечная расслабленность, наслаждение едой, душевная теплота

в общении с другими людьми. Мезоморфный тип характеризуется развитой

костно-мышечной системой, атлетичностью, силой. Для него характерна рез-

кость движений, склонность к риску, потребность в физических упражнени-

ях, активность, смелость, властолюбие, безразличие к боли, агрессивность.

Экстроморфному типу свойственна хрупкость телосложения, отсутствие вы-

раженной мускулатуры. Такие лица сдержанны, заторможены, скрытны, пуг-

ливы, склонностью к одиночеству.

Эти выводы во многом противоречивы. Однако в целом между телосло-

жением и психическими качествами существует хотя и слабая, но статисти-

чески достоверная связь.

Теории И.П. Павлова о типах ВНД

Заслугой Павлова явилось то, что он связал четыре типа темперамента,

выделяемые античной классификацией, со свойствами нервной системы, вы-

делив среди них силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и

тормозного процесса. Четыре основных типа комбинаций этих свойств Пав-

лов описал как четыре типа высшей нервной деятельности.

Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы у сангвиников.

Сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы – у флегматиков.

Сильный, неуравновешенный тип н.с. – у холериков.

Слабые нервные процессы отличают меланхоликов.

Павлов проводил опыта на собаках, оказалось, что у одних собак услов-

ные рефлексы вырабатываются быстро и прочно, а у других – с трудом и лег-

ко угасают. В этом проявляется первый прямой показатель типологических

различий – сила процесса условного возбуждения. В свою очередь собаки с

сильным возбудительным процессом разделились на таких, которые хорошо

вырабатывали дифференцировки, и не справляющихся с этой задачей. Так

определился второй показатель типологических различий – сила процесса

условного торможения. Наконец, при сильных возбудительных и тормозных

процессах одни собаки лучше, а другие хуже могли переделывать сигнальное

значение положительных и отрицательных условных раздражителей, т.е.

проявляли разную способность переучивания. Отсюда третий показатель ти-

пологических различий – подвижность нервных процессов.

В процессе выполнения человеком любой двигательной деятельности, в том числе тренировочной и соревновательной, мы имеем дело не с отдельными мышцами, внутренними органами или биохимическими реакциями, а с целостным живым организмом, который представляет собой двигательную функциональную систему.

Функциональные системы пронизывают всё мироздание - от атомных и молекулярных отношений до сложных космических явлений. Но наиболее отчётливо они представлены в живых организмах.

П.К. Анохин раскрыл кибернетические принципы работы функциональных систем организма. Основные физиологические закономерности таких систем были сформулированы ещё в 1935 г., т.е. задолго до того, как были опубликованы первые работы по кибернетике. Он утверждал, что любая функциональная система организма работает по принципу саморегуляции с постоянной информацией о состоянии её конечного приспособительного результата.

Функциональная система (по П.К. Анохину) – это избирательное интегративное образование целого организма, создающееся при формировании любой его деятельности.

Системообразующим фактором функциональной системы является полезный приспособительный результат. П.К. Анохин отказался от понятия "общая система" и ограничил содержание понятия "функциональная система" в связи с тем, что отсутствие результата во всех формулировках системы делает их неприемлемыми с операциональной точки зрения. Этот дефект полностью устранён в развиваемой им теории функциональной системы.

Включение в анализ результата значительно изменяет общепринятые взгляды на систему. Всю деятельность системы и её всевозможные изменения можно представить целиком в терминах результата, что ещё более подчёркивает его решающую роль в поведении системы. Эта деятельность выражена в четырёх вопросах, отражающих различные этапы формирования системы:

1) Какой результат должен быть получен?

2) Когда именно должен быть получен результат?

3) Какими механизмами должен быть получен результат?

4) Как система убеждается в достаточности полученного результата?

В этих вопросах выражено всё то, ради чего формируется система (П.К. Анохин).

Целый организм представляет слаженную интеграцию множества функциональных систем, одни из которых определяют устойчивость различных показателей внутренней среды (гомеостазис), другие - адаптацию живых организмов к среде обитания. Одни функциональные системы генетически детерминированы, другие складываются в индивидуальной жизни на основе обучения (в процессе взаимодействия организма с разнообразными факторами среды).

3 Архитектура функциональной системы

По своей архитектуре функциональная система целиком соответствует любой кибернетической модели с обратной связью.

Функциональная система имеет однотипную организацию и включает следующие общие, притом универсальные для разных функциональных систем узловые механизмы:

    полезный приспособительный результат как ведущее звено функциональной системы;

    рецепторы результата;

    обратную афферентацию, поступающую от рецепторов результата в центральные образования функциональной системы;

    центральную архитектуру, представляющую избирательное объединение нервных элементов различных уровней;

    исполнительные соматические, вегетативные и эндокринные компоненты, включающие организованное целенаправленное поведение.

Центральная архитектура функциональных систем складывается из следующих узловых стадий:

    афферентный синтез,

    принятие решения,

    акцептор результата действия,

    эфферентный синтез,

    формирование самого действия,

    оценка достигнутого результата.

Центральным системообразующим фактором функциональной системы является результат её деятельности. Каждый поведенческий акт, приносящий тот или иной результат, формируется по принципу функциональной системы. Результат – выражение, воплощение решения. Жизнь организма развивается от результата к результату и поэтому ни животное, ни человек никогда не задумываются над тем, с помощью какой комбинации мышц эти результаты получены.

В этом плане примечателен пример, который приводит П.К. Анохин в своих работах. "Посмотрите на котёнка, который проделывает ритмические чесательные движения, устраняя какой-то раздражающий агент в области уха. Это не только тривиальный "чесательный рефлекс". Это в подлинном смысле слова консолидация всех частей системы в результате. Действительно, в данном случае не только лапа тянется к голове, т.е. к пункту раздражения, но и голова тянется к лапе. Шейная мускулатура на стороне чесания избирательно напряжена, в результате вся голова наклонена в сторону лапы. Туловище также изогнуто таким образом, что облегчаются свободные манипуляции лапой. И даже три не занятых прямо чесанием конечности расположены таким образом, чтобы с точки зрения позы тела и центра тяжести обеспечить успех чесания".

Взаимодействие, взятое в его общем виде, не может сформировать системы из "множества компонентов". Следовательно, и все формулировки понятия "система", основанные только на "взаимодействии" и на "упорядочении" компонентов, оказываются сами по себе несостоятельными. Результат является неотъемлемым и решающим компонентом системы, создающим упорядоченное взаимодействие между всеми другими её компонентами.

Упорядоченность во взаимодействии множества компонентов системы устанавливается на основе степени их содействия в получении целой системой строго определённого полезного результата. "Главное качество биологической самоорганизующейся системы и состоит в том, - пишет П.К. Анохин, - что она непрерывно и активно производит перебор степеней свободы множества компонентов, часто даже в микроинтервалах времени, чтобы включить те из них, которые приближают организм к получению полезного результата "

Компонент функциональной системы входит в её состав, только если он вносит свою долю содействия в получение полезного результата.

Результат следует рассматривать в двух аспектах. С одной стороны , результат есть конечный итог управленческого цикла. С другой стороны , результат – начало нового цикла, сигнал к новому анализу ситуации, новым операциям и т.д.

Поведение функциональной системы определяется достаточностью или недостаточностью достижения результата : в случае его достаточности организм переходит на формирование другой функциональной системы с другим полезным результатом, представляющим собой следующий этап в череде результатов. В случае недостаточности полученного результата возникает активный подбор новых компонентов и, наконец, после нескольких "проб и ошибок" находится совершенно достаточный приспособительный результат.

Каждый поведенческий результат имеет физические, химические, биологические, а для человека – социальные параметры, по которым постоянно происходит его оценка организмом. Параметры результата регистрируются соответствующими рецепторами, генетически настроенными на получение информации только определённой формы.

Результаты, образующие различные функциональные системы, могут проявляться на молекулярном, клеточном, гомеостатическом, поведенческом, психическом уровнях и при объединении живых существ в популяции и сообщества. Отсюда понятно, что целостный организм объединяет множество слаженно взаимодействующих функциональных систем, часто принадлежащих к разным структурным образованиям и обеспечивающих своей содружественной деятельностью гомеостазис и адаптацию к окружающей среде.

Объединение компонентов в функциональную систему строится не по анатомическому признаку, а по признаку достижения приспособительного результата деятельности организма.

Состав функциональной системы не определяется топографической близостью структур или их принадлежностью к какому-либо разделу анатомической классификации. В неё могут быть ИЗБИРАТЕЛЬНО вовлечены как близко, так и отдалённо расположенные структуры организма. Она может вовлекать дробные разделы любых цельных в анатомическом отношении систем и даже частные детали отдельных целых органов. В то же время, в различные функциональные системы избирательно включаются одни и те же органы своими различными степенями свободы.

Компонентами любой функциональной системы являются не органы и ткани, а функции, являющиеся производными "деятельности" тех или иных органов и тканей. Образно говоря, морфологический субстрат представляет только клавиатуру рояля, на которой различные функциональные системы разыгрывают разнообразные мелодии, удовлетворяющие различные потребности человека.