Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Томский политехнический университет »

Юргинский технологический институт

ТЕМА РЕФЕРАТА

по дисциплине: «Философия»

Основные принципы эстетики И.Канта

Выполнила студентка гр._______________ ____________ ______________

(номер группы) (подпись) (фамилия и.о.)

Руководитель ___________ ___________________

(подпись) (фамилия и.о.)

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. НЕМЕУКАЯ КЛАСИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ…………………………….5

2. ИММАНУИЛ КАНТ………………………………………………………….7

2.1. Личность и творчество…………………………………………………...7

2.2. Творчество в докритический период……………………………………7

2.3 Этика Канта………………………………………………………………..9

2.4 Эстетика Канта…………………………………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..12

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...13

Введение

На нынешнем этапе истории осуществляется коренная ломка привычных стереотипов, устоявшихся, догматизированных представлений. Рождается новое мышление. И ведь это происходит не первый и не последний раз в человеческой истории. В такие времена философия, откликаясь на ускорение исторического процесса, обычно рождала, применяла и усовершенствовала диалектические идеи приёмы, методы, позволяющие овладевать в мысли всё более стремительным развитием общества и истории. Проблему - задачу эту можно считать вечно, возникающей вновь на каждом витке развития цивилизации. А начиналось её решение с того, что английский философ XVII веке Ф. Бэкон называл расчищением "площади ума" от сковывающих его "идолов", "призраков". И разве не сходная задача стоит перед нами сегодня? В том же веке французский мыслитель Р. Декарт выдвинул и систематически развил идею о необходимости " методического сомнения " в унаследованных знаниях, проверки их на содержательность, осмысленность и доказательность - и эта великая идея вместе с другими идеями французского философа стала сегодня остроактуальной.

В эпоху особой актуализации тех или иных философских идей прошлого возникает вызов и для них самих некоторые из философских идей - в том виде, в каком они были первоначально выдвинуты и сформулированы, - подвергаются уточнению, критике, а то радикальному пересмотру; им на смену приходят существенно отличные философские идеи. Так было, например, в новое время с идеей свободы. Тогда возникли незнакомые прошлому философские идеи, с помощью которых обосновывались всеобщие, не знающие никаких исключений права человека. Но то, над чем бились философы, начиная с глубокой древности и в новое время не потеряло своего значения.

Философские идеи не рождаются и не существуют в неком изолированном самостоятельном царстве "чистого духа", "чистой мысли". Они живут и обновляются в контексте действительной исторической жизни вполне определённых, реальных индивидов. "Место" их существования - проблема", вокруг которой, было так много споров и фантастических, хотя и не беспочвенных вымыслов, - это и есть мир реальной истории, а конкретнее, мир сознания, общения, действия индивидов, мир человеческих цивилизации и культуры. В последнее десятилетие всё больше приходилось сосредоточивать внимание на уточнении концепции социально - исторической обусловленности философской мысли и её обратного влияния на общество. В центре обновлённой концепции, стоят понятия "цивилизация", "эпоха", "историческая ситуация ".

Противоречия современной цивилизации - её взлёты и откаты, и стремительный бег, невиданное ускорение и вдруг душные времена, мертвящие зоны застоя, наконец, самый страшный парадокс: угроза уничтожения цивилизации, и не какой-то внешней силой, а творениями самой цивилизации - вот что в конечном счёте заставляет на пороге нового столетия и нового тысячелетия высветить именно цивилизованные аспекты человеческого бытия, как они видятся сквозь призму исторической философии.

Из необозримого множества отдельных периодов, шагов исторического развития философии представляют проблему противоречия человеческой цивилизации и человека цивилизации поистине выдающие мыслители. Можно выделить особо мыслящих и тревожащихся о цивилизации мыслителей Запада, таких как досократики, Сократ, Платон, Аристотель, Дж. Бруно, И. Кант. Эти мыслители сильнее других утвердили идеи, без сохранения и развития которых человечество не спасёт своё создание, цивилизацию, оказавшуюся столь хрупкой.

Эти великие, такие старые и такие новые мировоззренческие идеи: единство, целостность мира, Вселенной Космоса и человека; единство свободы и ответственности, прав и свобод личности; единство индивида и человечества, индивида и народа, народа, нации, народов человечества.

Эти мыслители какими бы проблемами ни занимались - размышляли ли, писали ли о природе, космосе и Боге, об атомах или идеях, о познании или логике, мысли всё равно возвращались, к вопросу о человеке, его свободе, достоинстве, традициях его судьбы. В работах мыслителей можно сконцентрироваться на общей проблеме: трудного становления Человека Цивилизации и вокруг идей философов, которые внесли особый вклад в рождение, развитие, защиту общечеловеческих гуманистических ценностей.

1. Немецкая классическая философия

Иммануила Канта (1724-1804) считают родоначальником немецкой классической философии - грандиозного этап в истории мировой философской мысли. Охватывающего более чем столетие духовного развития - напряжённого, очень яркого по своим результатам и важного по своему воздействию на человеческую духовную историю. Он связан по истине с великими именами: наряду с Кантом это И. Г. Фихте (1762-1814), Г. Гегель (1770-1831), Л. А. Фейербах (1804-1872) - все они в высшей степени оригинальные мыслители.

Прежде всего мыслителей немецкой классики, объединяло исходное понимание роли философии в истории человечества, в развитие мировой культуры. Гегелю, принадлежат крылатые слова: "Философия есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении". И представителям немецкой классики удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего тревожного и бурного времени - периода грандиозных социально-исторических преобразований. Они обратили свои взоры и к человеческой истории как таковой, и к человеческой сущности.

Кант, Фихте, Гегель возносят философию высоко, т. к. мыслят её как строгую и систематическую науку, науку как специфическую по сравнению с естествознанием.

Вторая особенность немецкой классической мысли заключается в том что ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной, отдельные звенья, которой взаимосвязаны в единую интелектуальную цепь философских абстракций. Именно немецкая классика, несмотря на свою трудность при усвоении, смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальное действие.

Кант и другие представители философски рассуждают о мире - о мире в целом, о закономерностях её развития. Это так называемый онтологический аспект философии - учение о бытие . В тесном единстве с ним строится учение о познании, т. е. Теория познания, гносеология . Философия разрабатывается и как учение о человеке, т. е. философская антропология . Вместе с тем классики немецкой мысли стремятся рассуждать о человеке, исследуя различные формы человеческой деятельности, в том числе социальную жизнедеятельность человека. Они размышляют об обществе, общественном человеке в рамках философии права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии - таковы были в эпоху Канта дисциплины философии. Еще задолго до Канта охватывалось понятие "метафизика". Немецкой классической философии была присуща метафизика в смысле целостного мировоззренческого подхода.

Поэтому третья особенность этой философии заключается в проложении пути новому по отношении к метафизике методу мышления и познания - методу диалектизму, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимый к исследованию всех областей человеческой жизни. Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию, обогащаясь и развиваясь от одного философского учения к другому.

Четвертый момент - это некоторые общие принципы подхода к проблеме исторического развития. В трактовке развития общества прилагаются рациональные мерки и критерии: историческое развитие предполагается исследовать не с помощью прозрения - интуиции, а научно - теоретически. Законы истории понимались как принципы исторической "разумности". Немецкие философы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, побуждения людей, т. е. идеальные мотивы, объединяемые в понятия сознания, "духа", мышления, познания, центральных для немецкой классической философии.

И наконец, последнее, что объединяет немецкую классику в единое целое: в своем рассмотрении человека и истории эта философия чётко и ясно сконцентрирована на вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей .

Немецкая классическая философия является непреходящим достижением философской мысли , к которому примыкают и многие другие философские достижения человечества немецкой классики. Она потому имеет общечеловеческое значение , что пыталась ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, на те вопросы, которые оно задаёт себе и сегодня.

Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия - созвездие, которое состоит из ярчайших звёзд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких этих звёзд - Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта станут предметом наших дальнейших размышлений.

Талант Эдгара Алана По (1809-1849) многогранен. Его наследие – проза, поэзия, литературно-критические статьи, рецензии, а также произведения, жанр которых трудно определить, такие как научно-аст рономическая поэма «Эврика».

Э.По родился в Бостоне в семье актеров. Отец оставил семью и вскоре умер. Когда По было два года, умерла его мать. Богатый коммерсант Джон Аллан из штата Вирджиния взял ребенка на воспитание. По был воспитан как юный джентльмен и получил соответствующее образование. С 1815 по 1820 По жил в Англии и учился в лондонских пансионах. Потом возвращается в Ричмонд, оканчивает городскую школу. 1826 – поступает в Вирджинский университет. К этому времени назвревает конфликт между ним и его приемным отцом. По переживает материальную зависомость от своего приемного отца. А того пугает «неуправляемость» артистической натуры По. По наделал долгов в универе, это выводит Алана из себя, и он лишает По финансовой поддержки. По оствил универ, уехал в Бостон и там анонимно выпустил сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения» 1827. в 1827 он по нужде вынужден был завербоваться в армию, где прослужил два года. 1829 – По примирился с Аланом и тот помог ему выбраться из армии. Весной 1829 По зачислен слушателем Вест-Пойнта, но его исключают за нарушение дисциплины и пропуски занятий и он окончательно порывает с Аланом. Он остается без средств к существованию и зарабатывает на жизнь своим пером, став первым в Америке профессиональным литератором. В 1833 г. Его рассказ «рукопись, найденная в бутылке отмечен наградой на конкурсе и напечатан в журнале, что положило начало его известности. В 1835 г. По получает предложение занять пост редактора литературного журнала в Ричмонде. С этого времени По постоянно занимается журналистской работой. Именно он закладывает в США основы профессиональной журналистики и литературной критики. По высмеивал убожество эстетических вкусов, религиозный дидактизм, прекраснодушный идеализм.

В 1836 г. По женился на двоюродной сестре Вирджинии Клемм, которой не исполнилось еще 14 лет. Материальное положение По было крайне тяжелым. В 1842 г. Вирджиния тяжело заболела и 1847 г. Умерла. Жизнь писателя оборвалась в 1849 году при загадочных обстоятельствах: отправившись из Ричмонда в Балтимор, он на несколько дней исчез, а потом был найден на улице без сознания, через несколько дней в больнице он скончался

На родине писателя его творчество во второй половине 19 в. не нашло продолжателей.

Но в это же время наследие По получает известность во Франции. На протяжении десятилетий вокруг наследия По не прекращаются яростные столкновения различных критических школ и мнений. Его творчество нашло отображение в произведениях С. Малларме, Жюль Верна, О. Уайльда, Г. Уэллса и А.Конан Дойлья.

В России первый перевод По появился в 1847 г. Его рассказы вызвали интерес у Достоевского, Луначарского, Горького, Блока, Паустовского, Олеша и др. В 30-40-е годы в советской критике распространилась вульгарно-социологическая трактовка творчества По, ему приписывались политическая реакционность, антигуманизм, формализм. Эти концепции были преодолены в 70-80-х годах. Был дан глубокий анализ литературного мастерства По, его новаторских эстетических концепций, обостренного чувства и мысли, смелости фантазии и безукоризненности логики.

В США По первый попытался постичь природу и назначение искусства и выработать стройную систему эстетических принципов. Его эстетические идеи оригинальны, плодотворны и воплощены в его творчестве.

Свои теоретическое взгляды он изложил в статьях «Философия обстановки» (1840), «Философия творчества» (1846), «Поэтический принцип» (опубл.1850), многочисленных рецензиях. Задача искусства состоит в том, чтобы создавать прекрасное, даря людям высшее наслаждение .

Один из сложных моментов эстетики По – взаимоотношения красоты и этики. Он противопоставляет поэзию истине и морали: «Ее взаимоотношение с интеллектом имеют лишб второстепенное значение. С долгом и истиной она соприкасается только случайно» («Поэтический принцип»). Создание Красоты есть не мгновенное озарение таланта, а итог целенаправленных размышлений и точного расчета. По не отрицал и роли воображения.

Эстетическая система По – «рационалистический романтизм», соединяющий смелый полет воображения и богатство фантазии с математическим расчетом и железной логикой. В центре этой системы – идея гармонии, соразмерности и пропорциональности всех элементов художественного произведения.

Принципы :

1) композиции : в стихотворении все или рассказе всё должно служить воздействию на читателя, запланированному писателем. Все – каждая буква, каждое слово и запятая должны работать на эффект целого (totality effect).

2) ограничение объема художественного произведения – вытекает из принципа «эффекта целого». Пределом служит «возможность прочитать его за один присест», т.к. при дробном восприятии читаемого мешают будничные дела и единство впечатлений будет разрушено.

3) оригинальности : без элемента необычности, неожиданности, новизны невозможно достичь идеала красоты.

4) поэтический принцип : По считал, что не существует больших стихотворений или поэм, это противоречие в терминах, хотя сам придерживался малой формы в произведениях.

I. Общие эстетические принципы формы

В вышесказанном уже заключается определение эстетики. Эстетика есть наука о прекрасном, т. е. об эстетически ценном.

Но всякое чувство ценности есть чувство удовлетворения или чувство радости. Поэтому основной вопрос эстетики гласит: какие объекты способны вызывать в нас чувство радости?

На этот вопрос нельзя дать непосредственного ответа, если дело идет об удовольствии, связанном с каким-нибудь простым объектом, как, например, простым звуком или простой краской. Такое чувство удовольствия я называю элементарным.

Но на этот же вопрос можно дать непосредственный ответ, если дело идет о чувстве формы, т. е. о таком чувстве радости, которое возбуждается способом объединения отдельных частей или элементов в целое. Ответ, полученный нами при анализе чувства формы, можно будет потом распространить и на элементарные чувства.

Целое, объединяющее в себе более или менее богатое многообразие частей или элементов, вызывает в нас чувство удовольствия, если в нем реализовано «единство многообразия». Это старое правило, и здесь оно должно быть более точно определено. Это более точное определение заключается в следующем: вызывать чувство удовольствия может только такое единство многообразия, которое заключается в том, что в целом, состоящем из различных или даже друг другу противоположных частей, повсюду моментам различия и противоположности противопоставляется основной, все заполняющий, всегда идентичный себе общий момент; причем он противопоставляется таким образом, что это целое может апперцептивно разложиться на этот общий момент и на моменты различия и противоположности; таким образом, оба эти момента живут в психике относительно независимо друг от друга, и моменты различия и противоположности вместе с тем не равноценны моменту общего в том смысле, что первые являются только дифференцированием общего в самом себе, его различным и противоположным развитием и преображением. При этом это общее или общий «основной момент» может носить различные названия. Общим может быть идентичный себе основной ритм, или же, например, равный себе архитектонический закон, или же объединяющая основная мысль, или же единое желание, или основное настроение и т. п. В зависимости от этого и дифференцирование заключается или в расчленении основного ритма на ряд подчиненных друг другу или соподчиненных и противоположных элементов этого ритма, или в различных и противоположных способах реализации архитектонического закона, или же в расчленении единой мысли и единого желания на отдельные противоположные мысли и желания.

Условием интенсивности чувства радости служит всегда равновесие между моментами расходимости или противоположности, с одной стороны, и моментом единства «общности» - с другой; сущность этого равновесия заключается в том, что моменты различия, противоположности и, быть может, даже непримиримости - расходимости, диссонанса и конфликта, хотя и имеют относительно самостоятельное значение, вместе с тем подчиняются все же моменту единства или общности, так что этот последний, в общем, является безусловно господствующим.

Простым примером этого «дифференцирования общего» служит распределение одинаковых и только пространственно различных элементов в астрагале или же в ряде колонн. Затем - правильное чередование различных элементов, как, например, метопов и триглифов. Более сложным примером служит ритмическое целое, в котором различные объединенные группы элементов закономерно, т. е. одинаковым образом, сменяют друг друга. Архитектурная постройка, в которой различные части объединены тем же архитектоническим законом и единой мыслью; мелодия, в которой один и тот же ритм душевного возбуждения, проявляющийся наиболее непосредственно в тонике, служит единым и объединяющим основанием ряду различных и в конце концов диссонансных тонов.

Единое многообразие производит тем большее впечатление, чем больше самостоятельность отдельных элементов и частей или чем решительнее эти части расходятся, отделяются или же даже противоречат друг другу и чем совершеннее вместе с тем их подчинение общему.

К этому общему эстетическому принципу формы, принципу дифференцирования общего момента - принципу, который, как мы видели, есть вместе с тем и принцип равновесия в этом подчинении, - присоединяется второй принцип «монархического подчинения». Этим именем я обозначаю подчинение частей или элементов целого не общему моменту, но одной или нескольким другим частям или элементам. При этом предполагается объединение по принципу общего. Монархическое подчинение дополняет его как второй более глубокий способ объединения; оно соединяет, концентрирует, уплотняет целое в его важных, доминирующих местах.

И принцип монархического подчинения есть также принцип равновесия, т. е. интенсивность чувства радости растет, если, несмотря на полную подчиненность, подчиняемые элементы вместе с тем в возможно большей степени самостоятельны.

Принцип равновесия при монархическом подчинении имеет даже особое значение; при этом подчинении не только подчиненные части релятивно самостоятельны по отношению к господствующей, но внутри их происходит еще ряд подчинений некоторым из них, которые их связывают и уплотняют, так что две монархические части противостоят и уравновешивают друг друга; в конце же концов один только момент остается действительно господствующим.

Оба принципа - принцип монархического подчинения так же, как и принцип дифференцирования общего - могут осуществляться в различной степени. В зависимости от этого возникает более или менее богатое расчленение целого.

Простым примером монархического подчинения служит любое ритмическое единство - трохей, дактил, анапест и т. д. Тут элементы каждого ритма всегда подчиняются одному выделяемому, который служит для них центром тяжести или «центром притяжения». В ритмическом же целом эти выделяемые элементы с подчиненными им вновь подчиняются выделяемым более сильно.

Вместе с тем в каждом ритмическом целом - как и в любом предложении обыденной речи - проявляется противоположность и взаимодействие двух выделяемых частей: повышения и понижения; причем в конце концов целое подчиняется понижению. Это же повторяется и на высших ступенях.

Не только части, но даже различные стороны или тенденции целого могут быть подчинены друг другу. Такое подчинение я называю «имманентным». В прямоугольнике, образованном золотым сечением, например, - т. е. в прямоугольнике, меньшая сторона которого так относится к большей, как эта последняя к сумме обеих, - одно из направлений подчиняется другому. Направление большей стороны является, собственно, господствующим. Но вместе с тем протяжение в подчиненном направлении имеет самостоятельное и непосредственное значение, какое оно только может иметь при безусловном подчинении. Благодаря этому прямоугольник, образованный золотым сечением, и получает особую ценность, которая только так и может быть обоснована.

Различие между простым дифференцированием общего и дифференцированием по способу монархического подчинения, степень господства общего, т. е. объединяющего начала, и степень господства монархического подчинения, т. е. преобладания господствующих частей; или же, другими словами, более или менее явное обособление отдельных элементов или частей, резкость противоположностей, равновесие и взаимодействие, количество ступеней, на которых все это повторяется, т. е. одни единства противопоставляются другим и объединяются в более высокие; или же, другими словами, количество ступеней, на которое целое делится на относительно целые, а эти, в свою очередь, на относительно самостоятельные части, - все это служит основанием для важных стилистических различий.

Для выяснения противоположности принципа дифференцирования общего и принципа монархического подчинения мы укажем на греческий храм, с одной стороны, и римскую купольную постройку - с другой. В греческом храме мы видим совокупность равноценных частей, объединенных по одному архитектоническому закону, в римской постройке - объединение целого в одной его части, в покрытой куполом середине.

В готическом соборе отдельные его элементы монархически постепенно подчиняются резко выделяющейся из целого башне. Вместе с тем малая башня служит противовесом большой, но она же является для нее и особого рода подготовительной ступенью: целое, подчиняясь сначала малой башне, тем более отчетливо подчиняется потом большой.

Выше мы уже несколько раз приводили примеры общих эстетических принципов формы из различных областей. Укажем еще на некоторые особые случаи.

Я уже упомянул, что в каждой мелодии есть господствующий «основной ритм» и что этот основной ритм проявляется наиболее непосредственно в тонике. Я возвращаюсь теперь к этому.

Прежде всего мы констатируем, что в каждом отдельном тоне есть свой определенный ритм; точнее говоря: душевное возбуждение или движение, происходящее в нас, когда мы слышим какой-нибудь отдельный тон, должно мыслиться как ритмическое возбуждение или движение. Мы должны предположить, что оно ритмично и что его ритм соответствует или аналогичен каким-нибудь образом физическим колебаниям, вызывавшим его.

Если теперь эти тоны - консонанты, то ряды физических колебаний ритмично родственны, т. е. они имеют общий основной ритм, простым дифференцированием которого они и являются. Соответственно этому и в том же смысле и восприятия консонантных тонов, т. е. душевные возбуждения или состояния возбуждения, которые проявляются в сознании в виде акустических картин или служат для них основанием, должны мыслиться ритмично родственными. Консонанс, следовательно, заключается в том, что один и тот же ритм душевного возбуждения дифференцируется в восприятиях различных тонов, называемых нами консонантными.

Пример: если основу тона С составляют 200 колебаний в секунду, а тона Б - 300, то общий основной ритм этих двух рядов колебаний будет 100, т. е. равномерное повторение 100 элементов в секунду. И этот основной ритм дифференцирован в этих двух тонах, так что в первом тоне основной ритм объединяет два элемента, а во втором три, или, выражаясь более обще, в первом тоне основной ритм дифференцирован по принципу двучленного, а во втором - по принципу трехчленного деления.

Мы должны предположить и аналогичный основной ритм, и аналогичное его дифференцирование в восприятиях этих рядов колебаний. Мы должны сделать это предположение, хотя наше сознание не дает нам для этого никаких данных. На этом основано чувство консонанса обоих тонов. К этому надо прибавить, что дифференцирование по принципу двучленного деления есть простейший вид дифференцирования. На этом основании тон, принцип дифференцирования которого относится к принципам дифференцирования других тонов, как 2 к 3, 5, 7 и т. д., служит для последних целью, или завершением. Так, любой тон является целью для своей квинты, в меньшей степени - для своей большой терции и еще в меньшей степени - для большой секунды и септимы.

Это показывает вместе с тем и то, что последние тона в большей или меньшей степени связаны с этим «основным тоном». В только что упомянутых тонах эта связность дополняется родственностью к основному тону, которая и сообщает им характер руководящих тонов по направлению к основному тону.

Этим определяется основной принцип строения аккорда и мелодии. Система тонов постольку едина в себе, замкнута и самодовлеюща, поскольку один какой-нибудь тон служит целью или завершением для остальных. Вместе с тем такая система тонов тем более богата и жизненна, чем больше моментов противоречия, которые она должна преодолеть и действительно преодолевает.

Из этого принципа вытекает большая законченность Биг-аккорда в сравнении с Мо11-аккордом; Биг-аккорд объединяется одним основным тоном, тогда как Мо11-аккорд стоит, так сказать, на двух ногах - на основном тоне и малой терции.

В строении мелодии нужно прежде всего обратить внимание на взаимодействие квинты с ее трезвучием, с одной стороны, и кварты с ее трезвучием - с другой. Завершение и цель квинты непосредственно заключается в тонике, к которой она и стремится, тогда как кварта самостоятельна по отношению к тонике - она даже со своей стороны стремится стать целью для тоники и вместе с этим занять руководящее положение. Богатая мелодия, т. е. мелодия, которая прежде всего построена на всех тонах диатонической гаммы, должна преодолеть стремления других тонов обратиться в цель и завершение целого, и прежде всего она должна преодолеть эти стремления кварты. Самым важным средством этого преодоления является квинта; с другой стороны, и руководящие тоны играют при этом решающую роль. Мелодия - это постепенно развивающаяся ритмическая система тонов, воздвигнутая на едином основании, аккорд - это такая же мгновенно данная система.

Я хочу еще остановиться на гармонии красок: она также построена на принципе дифференцирования и принципе противоположности или контраста, объединенного единым основанием. Такое единое основание можно найти, как показывают нам наши чувства, даже в резких контрастах желтого и синего цвета, красного и зеленого и т. д. Единство проявляется еще более сильно, если общий красочный тон явно выступает во взаимно связанных контрастных цветах. Но наиболее заметно проявляется это единство многообразного или противоположного в соединении различных оттенков яркости одной и той же краски. И постепенный переход от одной краски к другой есть тоже в конце концов проявление объединяющего принципа.

Значимость (G?ltigkeit) этих общих принципов формы и богатство разнообразия их возможных применений наиболее ярко проявляется в свободном поэтическом и менее свободном музыкальном ритме. На это я уже мимоходом указывал.

Из книги Психика и её лечение: Психоаналитический подход автора Тэхкэ Вейкко

Из книги Семинар с Бетти Элис Эриксон: новые уроки гипноза автора Эриксон Бетти Элис

1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЭРИКСОНОВСКОЙ ТЕРАПИИ Цели психотерапии Эриксоновская психотерапия очень тесно переплетена с гипнозом. Я хотела бы остановиться на ее структуре и подчеркнуть некоторые отличия от других видов терапии. Цель любой психотерапии, и в первую очередь

Из книги Улучшаем память - в любом возрасте автора Лапп Даниэль

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И КАТЕГОРИИ Поиск каких-то общих правил поможет вам запоминать рецепты, инструкции и разного рода процедуры. Правильное понимание основных принципов – ключ к успешному обучению. Например, приготовление пищи может стать удовольствием,

Из книги Водная логика автора Боно Эдвард де

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ Мы до сих пор не знаем всех тонкостей работы мозга. Но я уверен, что мы знаем достаточно об общих принципах поведения мозга. Это поведение самоорганизующейся информационной системы. Я считаю, что, основываясь на знании принципов поведения

Из книги Принципы современной психической самозащиты автора Данченко Владимир

Из книги Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях автора Липес Юлия Владиславовна

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

Общие принципы построения занятия В музыкальных занятиях должна участвовать группа детей и, как минимум, двое взрослых: один-за инструментом, другой-с детьми в зале. Кроме того, в занятии могут участвовать ассистенты, их число должно соответствовать количеству детей,

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ Как правило, любой из описанных в этой книге инструментов можно применить в любой ситуации, требующей нестандартного мышления. Тем не менее бывают случаи, когда для решения творческой задачи ее нужно сформулировать определенным

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Общие принципы Знакомство с несколькими конкретными исследованиями поможет уяснить суть последующего материала. Поэтому ниже приведены два примера исследований в области психологии развития. Оба описания представлены в несколько упрощенном виде с тем, чтобы

Из книги Измененные состояния сознания автора Тарт Чарльз

Общие принципы Завершим эту главу некоторыми общими рекомендациями, касающимися статистической части исследования.Первая рекомендация уже была дана в главе 1: все необходимо планировать. Из всего сказанного в этой главе должно быть ясно, что есть такие аспекты анализа

Из книги Огненный цветок: методика ДФС автора Калинаускас Игорь Николаевич

Общие принципы Сознательная деятельность человека по своим основным особенностям резко отличается от индивидуально изменчивого поведения животных.Отличия сознательной деятельности человека сводятся к трем основным чертам, противоположным тем, которыми мы только что

Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна

Общие принципы Медитация в первую очередь есть глубокая пассивность, сочетающаяся с осознанием. Нет нужды объяснять практическую медитацию мистикой, в основе большинства подходов лежат родственные психологические допущения. Эго, или сознательное «я», обычно

Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

57. ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать результаты этой деятельности.Формы педагогического проектирования – это документы,

Из книги автора

Общие принципы когнитивноповеденческой психотерапии Общие принципы когнитивно-поведенческой психотерапии представлены ниже. 1. Большинство симптомов и проблем поведения развиваются в результате неправильного образования, воспитания или методов обучения. Для того

Из книги автора

10. Обучение творчеству: общие принципы - А какие у вас ещё были предметы? - спросила она. - Ну, конечно, Истерия, - отвечал Деликатес, загибая лучи на своих плавниках, - Истерия, древняя и новейшая, с Биографией. Потом… раз в неделю приходила Мурена. Считалось, что она

    Постимпрессионизм и его основные представители.

    Возникновение кубизма (П. Пикассо).

    Эстетические принципы экспрессионизма.

    Философия фрейдизма и отражение иррациональной «сверхреальности» в живописи сюрреализма.

    От экспрессионизма к абстрактной живописи.

    Стирание грани между искусством и обыденной жизнью в поп-арте.

Литература

Борев Ю. Б. Эстетика: В 2-х т. – Т.2. – Смоленск, 1997.

Западное искусство XX века: классическое наследие и современность. – М., 1992.

Лесли Р. Сюрреализм: Мечта о революции. – М., 1997.

На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве ХХ века. – М., 1994.

На грани тысячелетий: Судьба традиций в искусстве ХХ века. – М., 1994.

Штейн М. Музеи Нью-Йорка. – М., 2000.

Тема 29. Эстетическая проблематика в русской религиозной философии второй половины XIX – начала XX века.

1. Развитие русской культуры XIX века (эстетические взгляды Н. Чернышевского, Л. Толстого, Ф. Достоевского).

2. Эстетические концепции К. Леонтьева, Вл. Соловьева.

3. Эстетическая проблематика в трудах П. Флоренского.

Литература

Баженова А. А. Русская эстетическая мысль и современность. – М., 1980.

Бойко М. Н. Самосознание искусства – самосознание человека: Очерки русской эстетической мысли второй половины XIX века. – М., 1997.

Бычков В. В. Эстетические пророчества русского символизма // Полигнозис. – 1999. – № 1.

Литературно-эстетические концепции в России конца XIX– началаXXв. – М., 1975.

Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Толстой Л.Н. О литературе. – М., 1955.

Тема 30. Виды искусства и их природа.

    Причины разделения искусства на виды.

    Формирование принципов классификации видов искусства. Современные критерии такой классификации.

    Особенности каждого из видов искусств.

    Разнообразие форм синтеза искусств.

Литература

Каган М.С. Музыка в мире искусства. – СПб., 1996.

Кривцун О.А. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ. – М., 1992.

Массовые виды искусства и современная художественная культура. – М., 1986.

Татаркевич В. История шести понятий. – М., 2002.

Тема 31. Киноискусство.

    Синтетическая природа киноискусства: изобразительные средства, звук, литературная основа, режиссерская и актерская интерпретация.

    Жанры кино.

    Основные этапы развития кинематографа.

Литература

Борев Ю. Б. Эстетика: В 2-х т. – Смоленск, 1997.

Вайсвельд И. Искусство в движении. Современный кинопроцесс: исследования и размышления. – М., 1981.

Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. – Таллин, 1973.

Нечай О. Ф. Основы киноискусства. – М., 1989.

Фрейлих С. И. Теория кино. – М., 1992.

Юренев Р. Н. Краткая история киноискусства. – М., 1997.

Тема 32. Музыка.

    Основные проблемы философии музыки.

    Специфика музыкального образа.

    Интонационная природа музыки.

    Виды, жанры и формы музыки.

Литература

Адорно Т. В. Избранное: Социология музыки. – М.; СПб., 1998.

Борев Ю. Б. Эстетика: В 2-х т. – Смоленск, 1997.

Каган М.С. Музыка в мире искусства. – СПб., 1996.

Корольков Н. А. Эстетика музыки. – Мн., 1998.

Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. – М., 1994.

Тельчарова Р. А. Музыка и культура. – М., 1986.

Тема 33. Литература.

    Эстетические функции литературы.

    Выразительная сфера литературы. Художественное слово.

    Роды и виды литературы.

    Влияние литературы на другие виды искусства.

Литература

Борев Ю. Б. Эстетика: В 2-х т. – Смоленск, 1997.

Буало Н. Поэтическое искусство // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. – Т. 2. – М., 1964.

Волков И. Ф. Теория литературы. – М., 1995.

Компаньон А. Демон теории: Литература и здравый смысл. – М., 2001.

Тема 34. Изобразительное искусство.

1. Живопись как специфический способ мировидения.

2. Специфика образа в живописи.

3. Язык живописи: линия, цвет, колорит.

4. Жанры живописи.

Литература

Банфи А. Философия искусства. – М., 1989.

Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М., 1985.

Еремеев А. Ф. Границы искусства. – М., 1987.

Махлина С. Г. Реализм и условность в искусстве. – СПб., 1992.

Тема 35. Театр.

1. Эстетические проблемы театрального искусства.

2. Спектакль как произведение коллективного творчества.

3. Особенности выразительных средств актера в театре.

4. Философские основы восточного и западного театра.

Литература

Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX – XX вв. / Отв. ред. М. Ю. Давыдова. – М., 2001.

Каган М. С. Морфология искусства. – Л., 1972.

Пави П. Словарь театра. – М., 1991.

Поляков М. Я. О театре. – М., 2001.

VI. Вопросы к зачету

    Эстетика как философская наука

    Этапы становления и развития эстетического знания: сравнительная характеристика

    Эстетические представления народов Древнего Востока

    Античная эстетическая мысль

    Византийская эстетика

    Эстетика Средних веков

    Эстетические горизонты эпохи Возрождения

    Эстетика Нового времени

    Эстетические принципы барокко и классицизма

    Эстетические идеи немецкой классической философии

    Эстетика европейского романтизма

    Эстетика России от средневековья до XIX века

    Эстетическая мысль русской религиозной философии конца XIX – начала XX века

    Развитие русской эстетики во второй половине XX века

    Неклассические концепции эстетики XIX века

    Эстетика XX века

    Модернизм. Авангард. Постмодернизм.

    Основные эстетические категории

    Концепции происхождения искусства

    Феномен искусства. Функции искусства

    Виды и жанры искусства, их взаимосвязь

    Стиль в искусстве

    Сущность художественного творчества

    Личность художника как эстетическая проблема

    Художественное произведение. Проблема формы и содержания

    Проблемы художественного восприятия

    Театр и киноискусство

    Специфика и многообразие изобразительного искусства

    Виды и жанры музыки

    Особенности литературного творчества и чтения как формы художественного восприятия

Учебное издание

Елена Ивановна Красковская

Алексей Александрович Потоцкий

Яна Владимировна Шешко