Функции ЦПМ.

1. защитная.

2. локализация ферментов ЦПЭ.

12. Бактериальный нуклеоид содержит:

2. полиамины.

13. У бактерий есть:

1. одна хромосома.

2. две хромосомы.

14. Бактериальная хромосома:

1. кольцевая.

2. фиксированная к ЦПМ.

15. Спорообразование у бактерий:

1. происходит во внешней среде.

2. служит для размножения.

16. Споры:

1. окрашиваются по Граму.

17. Значение капсулы:

1. защитное.

2. формообразующие.

18. Капсулы:

1. окрашиваются по Граму.

2. видны при окраске по Граму.

19. Капсулы защищают бактерии от:

1. антител

2. фагоцитоза.

20. Жгутики:

1. есть у всех бактерии.

2. всегда располагаются по все поверхности.

21. Жгутики состоят из:

1. белков.

2. углеводов.

22. Жгутики:

1. окрашиваются по Граму.

2. окрашиваются по Бури Гинсу.

23. Подвижность бактерий изучают:

1. посевом в полужидкий агар.

2. посевом на МПА.

24. Реснички(пили):

1. есть у всех бактерий.

2. функционально различны

25. Изучение совокупности большого числа признаков бактерий необходимо для:

1. геносистематики.

2. нумерической таксономии.

26. Конечная таксономическая еденица в бактериологии :

27. Основные морфологические формы бактерий:

2. извитые.

28. Компоненты ЛПС бактерии:

1. липид А.

2. полисахарид.

29. В состав пептидогликана входят:

1. тейхоевые кислоты.

2. N- ацетилглюкозамин и M- ацетилмурановая кислота.

30. Тинкториальные свойства бактерий характеризуют:

1. устойчивость во внешней среде.

2. чувствительность к фагам.

Сложные методы окраски..

1. окраска по Уилю-Нельсену.

2. окраска по Нейссеру.

Методы микроскопии для изучения строения внутренних структур бактериальных клетку.

1. фазово-контрастная.

2. электронная

33. Нуклеоид бактерии:

1. связан с ЛПС.

2. не имеет ядерной мембраны.

34. Для окраски спор у бактерий используют:

1. окраску по Бури- Гинсу.

2. окраска по Клейну.

35. Некультивируемые формы бактерий выявляют с помощью питательной среды:

36. Метаболизм бактерий:

1. не отличается от метаболизма жив. клеток.

2. более интенсивнее чем метаболизм жив. клеток.

37. Аэробный распад белка обозначается термином:

1. брожение.

2. тление.

38. Анаэробный распад белка обозначается термином:

1.окисление.

2. гниение.

39. СО 2 в качестве единственного источника углевода используют:

1. автотрофы.

2. паратрофы.

40. Органические источники углеводов используют:

1. гетеротрофы

2. автотрофы

41. Неорганические источники углеводов используют:

1. метатрофы.

2. ауксотрофы.

42. Зависимость бактерии от того или иного субстрата обозначается термином:

1. прототрофность.

2. гетеротрофность

43. Размножение бактерии происходит:

1. почкование.

2. осмосом.

44. Активный транспорт идет:

1. по градиенту концентрации.

45. Пассивный транспорт идет:

1. по градиенту концентрации.

2. против градиента концентрации.

46. ЦПЭ у бактерии локализована в:

1. клеточной стенке.

47. Простая питательная среда:

1. сахарный бульон.

48. Сложная питательная среда:

1. сахарный бульон.

49. Элективные питательные среды позволяют:

1. дифференцировать одни виды бактерии от других.

2. культивировать бактерии одного вида.

50. Дифференциально - диагностические среды позволяют:

1. культивировать бактерии со сложными питательными потребностями.

2. отличать один вид бактерии от других.

51. Требование, предъявляемое к питательным средам:

1. стерильность.

2. питательность.

52. Определение сахаролитической активности производят при посеве на:

2. среду Пешкова.

53. Простые питательные среды стерилизуют в:

1. термостате.

2. печи Пастера.

54. Среды с углеводами стерилизуют:

1. в печи Пастера.

2. в автоклаве при 0.5 атм.

55. Лабораторную посуду стерилизуют в:

1. термостате.

2. печи Пастера.

56. Оптимальная рН питательных сред для большинства патогенных бактерии:

Механизмы транспорта веществ в бактериальную клетку, которые проходят с затратой энергии.

1. пассивная диффузия.

2. активный транспорт.

Среды, применяемые для избирательного выделения чистой культуры бактерии

определенного вида из материалов, содержащих разнообразную микрофлору:

1. основные

2. дифференциально – диагностические.

Дифференциально- диагностические среды.

1. среда Гисса

60. Методы выделения чистых культур бактерий:

1. посев штрихом.

2. посев штрихом с обжигом петли.

61. Культуральные свойства бактерий:

1. внешний вид бактерий.

2. отношение к условиям культивирования.

62. Для определения протеолитической активности бактерии проводят следующие тесты:

1. на разжижение желатина.

2. на ферментацию глюкозы.

63. Этапы бактериологического исследования:

1. посев для выделения чистой культуры бактерий.

2. накопление чистой культуры бактерий.

64. Для определения вида бактерий необходимо изучение:

1. морфологических свойств

2. культуральных свойств.

65. Биохимические свойства бактерий- это:

1. способность бактерий расщеплять сложные питательные вещества.

2. способность расщеплять на синтетических питательных средах.

66. В состав нуклеоида входит:

2. полиамины.

67. Функцию регуляторных белков у бактерий выполняют:

1. гистоны.

2. полиамины.

68. Бактерий содержат:

1. гаплоидный набор хромосом.

2. диплоидный набор хромосом.

69. Бактериальная хромосома:

1. кольцевая.

2. свободно лежащая.

70. IS- последовательности:

1. обладают автономной репликацией.

2. несут структурные гены.

71. Подвижные генетические элементы:

1. IS- последовательности.

2. транспозоны.

72. Транспозоны:

73. Генетический материал бактерий содержится в:

1. хромосоме.

2. плазмидах.

74. Плазмиды содержат:

1. структурный ген

2. ген репликации

75. В бактериальной клетке:

2. несколько копий одной плазмиды.

76. Клетки сохраняют жизнеспособность при утрате:

1. плазмиды

2. хромосомы.

77. Клетки погибают при утрате:

1. плазмиды.

2. хромосомы.

78. Генотипическое выражение пола у бактерий связано с наличием:

1. Col- плазмиды.

2. Hey- плазмиды.

79. Штаммы с высокой донорской активностью называются:

1. Hfr- штаммы.

2. R- штаммы.

80. Модификации:

1. затрагивают генотип.

2. затрагивают фенотип.

81. Модификация – это проявление:

1. генотипической изменчивости.

2. фенотипической изменчивости.

82. Мутации:

1. затрагивают генотип.

2. затрагивают фенотип.

83. Генотипическая изменчивость:

1. мутации

2. модификации.

84. Механизм рекомбинации у бактерий:

1. транскрипция.

2. трансформация.

85. При рекомбинациях у бактерий:

1. образуется мерозигота.

2. меняется количество генетического материала.

86. Передача генетической информации умеренным фагом – это:

1. трансдукция.

2. трансформация

87. Популяция бактерий по тому или иному признаку:

1. гомогенная.

2. гетерогенная.

88. Изменение генотипа у бактерий может происходить:

1. по вертикали.

2. по горизонтали.

89. Генетические методы, используемые в диагностике:

1. ДНК- зондирование.

90. Цель ПУР диагностики:

1. выявление нуклеотидных последовательностей, кодирующих видовую принадлежности бактерий.

2. выявление нуклеотидных последовательностей, кодирующих основной фактор вирулентности данного вида микроорганизма.

91. Фаги – это:

1. вирусы бактерий.

2. токсины бактерий.

92. Свойства фага:

1. инфекционность.

2. фильтруемость.

93. Фаги содержат:

1. ДНК и РНК.

2. ДНК или РНК.

94. Для фагов характерен:

1. дизъюнктивный способ репродукций.

2. размножаются простым поперечным делением.

95. Фаги бывают:

1. умеренные.

2. вируальные.

96. Взаимодействие фага с бактериальной клеткой может происходить по типу:

1. продуктивной инфекции.

2. абортивной инфекции.

97. Лизогенные клетки отличаются от нелизогенных по:

1. устойчивости к УФ излучению.

2. чувствительность к гомологичному фагу.

98. Методы выделения фагов:

1. фильтрование через бактериальные фильтры.

2. посев на питательные среды.

99. Фаги можно обнаружить по:

1. задержке роста индикаторной культуры.

2. образованию негативных колоний.

100. Фани применяют для:

1. лечения.

2. профилактики.

101. При продуктивной фаговой инфекций:

1. бактериальная клетка погибает.

2. фаг размножается.

102. Вирулентные фаги вызывают:

1. лизис клетки.

2. лизогенную конверсию.

103. Умеренные фаги вызывают :

1. лизис клетки.

2. лизогенизацию бактерий.

104. Лизогенные бактерий содержат:

1. профаг.

2. S – элементы.

105. Профаг – это:

1. интегрированное состояние фага.

2. свободное состояние фага.

106. Фаги по специфичности делят на:

1. видовые.

2. вирулентные.

107. Для фаготипирования бактерии используют фаги:

1. поливалентные.

2. видовые.

108. Фаготипирование проводят с целью:

1. эпидемиологического анализа.

2. подбора фагов для лечения.

109. Видовые фаги используются:

1. в ходе бактериологического исследования.

2. при постановке ПЦР.

110. Практическое использование фагов основано на:

1. их специфичности.

2. способности вызывать лизис бактерии.

111. Наличие фага в фильтрате определяют путем:

1. нанесение на газон индикаторной культуры.

2. посев на питательную среду.

112. Высокой бактериальной обсеменностью характеризуется:

1. толстый кишечник

2. тонки кишечник.

113 На видовой состав микрофлоры индивидуума влияет:

1. возраст.

2. экологическая ниша.

114. Функции нормальной микрофлоры:

1. витаминообразующая.

2. гормонообразующая.

115. Дисбактериоз- это:

1. качественное изменение нормальной микрофлоры.

2. количественное изменение нормальной микрофлоры.

116. Причины дисбактериоза:

1. лучевая болезнь.

2. тяжелые инфекции.

117.Показатели дисбактериоза:

1. появление патогенных бактерии.

2. появление или увеличение числа редко встречающихся в норме микроорганизмов.

118.Методы лабораторной диагностики дисбактериоза:

1. количественный бактериологический

2. серологический.

119.Принципы коррекции дисбактериоза:

1. симптоматическая терапия.

2. антибиотики.

120.Препараты для коррекции дисбактериоза кишечника:

1. бификол.

2. бифидумбактерии.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СРЕДЫ

дифференциа́льно-диагности́ческие сре́ды , специальные питательные среды, используемые для идентификации микроорганизмов, обладающих избирательной биохимической активностью по отношению к определённым веществам. В процессе развития микробы с помощью ферментов расщепляют входящие в состав среды определённые вещества, что устанавливают по изменению среды.

Ряд патогенных микроорганизмов разлагают углеводы, многоатомные спирты с образованием кислот и газов (углекислоты, водорода, метана), что указывает на принадлежность их к определённой группе или виду бактерий. Для установления этих свойств готовят жидкие или полужидкие Д.-д. с. с глюкозой, лактозой, сахарозой, маннозой и другими углеводами, многоатомными спиртами (пёстрый ряд), с индикаторами (Андраде, Гисса), среды с молоком. Ферментативную способность микробов определяют по появлению газа или изменению цвета индикатора. Интенсивность кислотообразования из глюкозы определяют на среде Кларка, образования ацетилметилкарбонала — с помощью реакции Фогеса—Проскауэра, амилолитическую способность микробов — на крахмальном агаре. Протеолитические свойства микробов определяют на средах, не содержащих глюкозу и глицерин, — мясо-пептонном желатине, свернувшейся лошадиной сыворотке, молочном агаре. Мясо-пептонный желатин засевают путём укола до дна пробирки, инкубируют при t 20—22°C, а затем определяют степень разжижения желатина. Гемолитическую способность микробов устанавливают путём высева на кровяной агар или бульон с кровью. Для определения редуцирующей активности микробов применяют Д.-д. с. с красителями ( , лакмус, индидокармин, тионин и др.). По мере роста микробов происходит полное или частичное обесцвечивание или изменение цвета красителя. Используют также среды с нитратами, в которых под воздействием ферментов определенных микробов нитраты восстанавливаются в нитриты и далее — в аммиак или свободный азот.


Ветеринарный энциклопедический словарь. - М.: "Советская Энциклопедия" . Главный редактор В.П. Шишков . 1981 .

Смотреть что такое "ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СРЕДЫ" в других словарях:

    Дифференциально-диагностические среды - специальные смеси питательных веществ (см. Питательные среды), на которых выращивают микроорганизмы для определения их видовой принадлежности. К Д. д. с. относятся белковые среды, применяемые для определения гемолитической и… …

    Среды питательные, субстраты, используемые для культивирования в искусственных условиях микроорганизмов и культур тканей. В микробиологической практике С. п. широко применяют для постановки лабораторного диагноза инфекционных заболеваний, для… … Ветеринарный энциклопедический словарь

    Питательные среды бактериологические - жидкие, полужидкие или плотные субстраты, используемые для выращивания микроорганизмов в лабораторных или производственных условиях. Используют для выделения чистых к р бактерий, грибов и простейших из биогенных или абиогенных объектов, для… … Словарь микробиологии

    Питательные среды - жидкие или плотные среды, применяемые для выращивания в лабораторных или промышленных условиях бактерий, дрожжей, микроскопических грибов, водорослей, простейших, вирусов и культур растительных или животных клеток. Синтетические П. с.… … Большая советская энциклопедия

    Гисса среды - (Ph. Н. Hiss, 1868 1913, амер. бактериолог; син.: пестрый ряд, цветной ряд) жидкие или полужидкие дифференциально диагностические питательные среды, предназначенные для определения и дифференциации бактерий по их способности разлагать различные… … Большой медицинский словарь

    Мак-Конки среды - (А. Ма Conkey, 1861 1931, англ. бактериолог) селективные дифференциально диагностические питательные среды для выделения бактерий сем. Enterobacteriaceae, напр. кишечной палочки, содержащие таурохолевокислый натрий и лактозу … Большой медицинский словарь

    Пита́тельные сре́ды - субстраты, состоящие из компонентов, обеспечивающих необходимые условия для культивирования микроорганизмов или накопления продуктов их жизнедеятельности. Питательные среды различаются по назначению, консистенции и составу. По назначению их… … Медицинская энциклопедия

    Микробиологи́ческая диагно́стика - основана на идентификации возбудителя или выявлении иммунного ответа организма больного на него. Начальным этапом М.д. является отбор материала и транспортировка проб в лабораторию. Вид материала для исследования определяется особенностями… … Медицинская энциклопедия

    Медицина - I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    Анаэробные организмы - Аэробные и анаэробные бактерии предварительно идентифицируются в жидкой питательной среде по градиенту концентрации O2: 1. Облигатные аэробные (нуждающиеся в кислороде) бактерии в основном собираются в верхней части пробирки, чтобы поглощать… … Википедия

Исследования бактерий требуют скрупулезной работы с многочисленным оборудованием и инструментарием. Чтобы микроорганизмы в лабораторных условиях максимально быстро размножались и могли поддерживать нормальную жизнедеятельность, используются специальные среды питательные. Их состав и биофизические условия подходят для активного роста бактериальной культуры.

Питательные среды. Микробиология и другие области применения

Колонии бактерий в лабораторных условиях выращиваются на чашках Петри, которые заполнены желеобразным или полужидким содержимым. Это и есть среды питательные, состав и свойства которых максимально приближены к естественным для качественного роста культуры.

Например, такая элективная среда пригодна только для размножения кишечной палочки. Тогда из посева множества бактерий на чашке Петри мы увидим только колонии той самой кишечной палочки и никакие больше. Прежде чем приступать к работе, необходимо хорошо знать метаболизм исследуемой бактерии, чтобы удачно ее отобрать из смеси других видов.

Твердые, полужидкие и жидкие питательные среды

Бактерии могут выращиваться не только на твердых субстратах. Среды питательные отличаются между собой по агрегатному состоянию, что зависит от состава при изготовлении. Изначально все они имеют жидкую консистенцию, а при добавлении желатина или агара в определенном процентном соотношении смесь застывает.

Жидкие питательные среды обычно находятся в пробирках. Если появляется необходимость выращивать бактерии в таких условиях, добавляют раствор с пробой культуры и ждут 2-3 суток. Результат может быть различным: выпадает осадок, появляется пленка, плавают мелкие хлопья или образуется мутный раствор.

Плотная питательная среда часто используется в микробиологическом исследовании для изучения свойств колоний бактерий. Такие среды всегда прозрачные или полупрозрачные, чтобы была возможность правильно определить цвет и форму культуры микроорганизмов.

Приготовление питательных сред

Очень просто готовятся такие субстраты, как мясопептонные смеси на основе бульона, желатина или агара. Если нужно сделать твердый или полужидкий субстрат, в жидкость добавляют соответственно 2-3% или 0,2-0,3% желатина или агара. Они играют главную роль в затвердевании смеси, но никак не являются источником питательных веществ. Таким образом, и получают среды питательные, которые пригодны для роста бактериальной культуры.

Дифференциально-диагностические среды - специальные смеси питательных веществ, применяемые для определения видовой принадлежности микробов и изучения их свойств. При росте бактерий на дифференциально-диагностических средах протекают химические процессы, обусловленные наличием у микробной клетки различных ферментов. Одни из них способны расщеплять белки , другие - углеводы , третьи - вызывать реакции окисления и восстановления и т. д. Благодаря действию ферментов в дифференциально-диагностической среде происходят соответствующие изменения.

Дифференциально-диагностические среды можно разделить на четыре основные группы.

Рис. 1-6. Различные формы расщепления желатины. Рис. 7 - 9. Жидкая среда с углеводом и индикатором Андраде: рис. 7 - отсутствие ферментации; рис. 8 - ферментация с образованием кислоты ; рис. 9 - ферментация с образованием кислоты и газа. Рис. 10 - 12. Полужидкая среда с углеводом и индикатором BP (из сухой питательной среды): рис. 10 - отсутствие ферментации; рис. 11 - ферментация с образованием кислоты; рис. 12 - ферментация с образованием кислоты и газа. Рис. 13-15. Искусственная лакмусовая сыворотка по Зейтцу: рис. 13 - отсутствие ферментации; рис. 14 - ферментация с образованием кислоты; рис. 15 - ферментация с образованием щелочи . Рис. 16 и 17. Молоко с метиленовым синим: рис. 16 - отсутствие редукции; рис. 17 -редукция. Рис. 18 и 19. Среда Симонса: рис. 18 -отсутствие ассимиляции цитрата; рис. 19 - ассимиляция цитрата. Рис. 20 - 24. Лакмусовое молоко: рис. 20 - отсутствие ферментации; рис. 21 - ферментация с образованием кислоты; рис. 22 - ферментация с образованием щелочи; рис. 23 - пептонизация; рис. 24 - редукция. Рис. 25. Разжижение свернутой сыворотки (в проходящем свете). Рис. 26. Гемолиз на кровяном агаре (в проходящем свете). Рис. 27. Кровяная среда с теллуритом калия.

1. Среды, содержащие белок и выявляющие способность микробов расщеплять белки (протеолитические Свойства): мясо-пептонная желатина «столбиком», свернутая лошадиная или бычья сыворотка, молоко, кровяной агар. При посеве бактерий проколом в мясо-пептонную желатину, «столбиком» в случае расщепления белка наблюдают разжижение среды. При посеве на среду со свернутой сывороткой расщепление белка определяют по разжижению среды и образованию углублений на ее поверхности. Расщепление микробом молока выявляется просветлением или растворением первоначально свернувшегося молока. Наличие гемолитической активности исследуемой культуры проверяют посевом ее в чашку Петри на специальный кровяной агар. В результате разрушения эритроцитов вокруг колоний (например, гемолитического стрептококка или стафилококка) образуются зоны просветления.

2. Среды для выявления способности микробов расщеплять углеводы и высокоатомные спирты (Эндо среда, Левина среда, Расселла среда, Дригальского - Конради среда, Рапопорт - Вайнтрауба среда, Шустовой среда). Для выявления этих свойств микроорганизмов применяют также «пестрый» ряд, т. е. серию пробирок, содержащих питательные среды, включающие различные углеводы, многоатомные спирты и индикатор. В качестве индикаторов пользуются лакмусовой настойкой или бромтимоловым синим. Разложение какого-либо из углеводов с образованием кислоты выявляют по изменению цвета индикатора, образование газа- по заполнению газом и всплыванию специального стеклянного поплавка в жидкой среде. Или применяют полужидкие Гисса среды (см.) с 0,5% агара с соответствующими сахарами и индикатором Андраде. После посева микроба на эти среды образование кислоты выявляют покраснением среды, а образование газа - по появлению его пузырьков в агаре или по разрыву и сдвигу вверх агарового столбика. К дифференциально-диагностическим средам второй группы относят также крахмальный агар, служащий для определения способности микробов расщеплять крахмал , среду Кларка и др.

3. Среды, на которых выявляется способность микробов обесцвечивать красители , добавленные к бульону: метиленовый синий, тионин, лакмус, индигокармин , нейтральный красный или другие (среда Ротбергера, среда Омелянского). К третьей группе относят также среды с нитратами, служащие для определения способности микробов восстанавливать соли азотной кислоты (нитраты) в соли азотистой кислоты (нитриты) и далее в аммиак или свободный азот.

4. Среды, выявляющие способность микробов усваивать вещества, которые не усваиваются другими микробами, например среда с лимоннокислым натрием (цитратный агар Симонса) для отличия кишечной палочки, которая лишена способности ассимилировать эту среду, от других бактерий кишечной группы или среда с олеиновокислым натрием для дифференциации дифтерийной палочки от ложно дифтерийной и дифтероидов (агар Энжеринга).

К дифференциально-диагностическим средам относят также среды для дифференциации анаэробов, теллуритовые среды для дифференциации дифтерийных бактерий, среды с мочевиной, щелочные среды (Дьедонне агар) для культивирования холерного вибриона и др. См. также Идентификация микробов.