Первым царём еврейского народа был Саул - сын Киса из колена Вениаминова. По повелению Божию Саула помазал на царство пророк Самуил. Произошло это важное событие за тысячу лет до Рождества Христова.

Уже несколько столетий израильтяне жили в земле Обетованной. Двенадцать колен израильских объединяла вера в единого истинного Бога. Их Верховным Владыкой был Сам Господь. Будучи Богом и Небесным Царём всех народов, в отношении Своего избранного народа Господь был и Царём земным. От него исходили законы, постановления, распоряжения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного, государственного характера. Такой образ правления требовал от израильского народа непоколебимой веры в Бога - своего Небесного Владыки. Ослабление объединяющей израильтян веры грозило им распадом и междоусобицами.

Не всегда еврейский народ сохранял верность истинному Богу. Нередко иудеи уклонялись в идолопоклонство. Чтобы вразумить их, Господь попускал частые и разорительные набеги язычников.

Изнемогая под игом многочисленных нашествий, израильтяне попросили пророка Самуила поставить над ними царя. Евреи надеялись, что под руководством земного владыки они справятся со своими врагами.

Ревностному стражу Господню Самуилу не понравилось желание народа. Пророк усмотрел в нём измену истинному Царю израильтян. Но Господь сказал Самуилу: «послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними».

Самуил, которому предстояло помазать на царство нового правителя, уговаривал израильтян одуматься. Но народ, утомлённый войнами и внутренними раздорами, отвечал: «пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы: будет судить нас царь наш, и вести войны наши».

Господь открыл пророку имя человека, которому предстояло стать во главе богоизбранного народа. Это был Саул, сын Кисов. Он происходил из небогатой семьи, живущей в городе Гиве к северу от Иерусалима.

По промыслу Божию Саул сам пришёл к пророку Самуилу. Праведник почтительно встретил его и поведал о предстоящем ему высоком назначении. Затем Самуил взял сосуд со священным маслом и возлил его на голову сына Кисова. Божественное помазание Саула означало, что с этого момента во всех делах царя, совершаемых во благо Израиля, будет незримо присутствовать Дух Божий и помогать ему.

Но ещё предстояло утвердить выбор нового царя в глазах народа. Для этого пророк Самуил созвал всех сынов израилевых. Бросили жребий. Он пал на Саула. Увидев, как красив и статен молодой царь, народ возликовал. Самуил изложил народу права царя и записал их в книгу. Свиток положили в скинии, походном храме, где хранились главные святыни Израиля.

В начале царствования Саул поступал по воле Божией, показывая себя достойным своего избрания. Царь сражался с филистимлянами, моавитянами, аммонитянами, амаликитянами, и военная удача сопутствовала ему. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа.

Окрылённый победами, Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным. Однажды Саул, не дождавшись пророка Самуила, сам принёс жертвоприношение, чего не дозволялось делать царю. Этот момент стал переломным в царствовании Саула. Пророк сказал ему: «теперь не устоять царствованию твоему: Господь найдёт Себе мужа по сердцу Своему».

Перед битвой с амаликитянами Бог через пророка Самуила возвестил Саулу Свою волю: «иди и порази Амалика и истреби всё, что у него; не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию всё, что у него».

Саул не исполнил воли Божией и взял себе «лучших из овец, волов и откормленных ягнят» и все хорошие вещи амаликитян. Свои земные интересы царь поставил выше заветов Божиих.

Дух Господень оставил Саула, и он сделался мрачен и жесток. Конец жизни Саула был безрадостен. Царь панически боялся потерять свою власть и многих подозревал в покушении на неё. Он знал, что, нарушив Божии повеления, навлёк на себя гнев Господень, и страшился наказания. В одной из битв с филистимлянами пал он и два его сына. Так бесславно закончилось царствование первого царя израильского.

Жизнь Саула является ярким примером того, как мрачно и уныло существование отступника. как гармонична и наполнена любовью может быть жизнь человека, который следует заповедям Божиим, и Правление Саула показало, что защитником богоизбранного народа является не царь, не подверженный страстям человек, а Сам Господь - истинный и неизменный заступник Израиля.

Как сказано в Ветхом Завете, это был первый царь объединенного Израильского царства и его основатель. А также он создал регулярную армию. Саул воплощал в себе правителя, который был поставлен Богом на царство, а затем стал неугодным ему. Сегодня нами будет рассмотрена биография Саула, согласно первой Книге Царств.

Его восхождение на трон произошло вследствие того, что судьи - лица, которые до него управляли израильскими племенами, - были не способны противостоять все возраставшему давлению, оказываемому соседними народами. Судьями их называли потому, что в их обязанности входило исполнение и судейских функций. Самая большая опасность исходила от филистимлян.

Рассказ о воцарении Саула – это результат соединения нескольких версий. По первой из них, прекрасный израильский юноша однажды занялся поиском пропавших ослиц, принадлежавших его отцу. Пророку Самуилу пришло известие от Бога, о том, что парень, который явится завтра, должен стать помазанником на царство в Израиле. Когда Самуил произвел помазание Саула, тот отправился восвояси, встретив по пути «сонм пророков». На него снизошел дух Божий, и он стал пророчествовать среди них.


По второй версии, Самуил собрал людей в Мицпе (такое название носят несколько населенных пунктов) и они бросили жребий. В результате чего царем был провозглашен Саул. И тогда народ воскликнул: «Да живет царь!»

Существует и третий вариант, согласно которому Саула провозгласили царем в Гилгале (местность в Палестине). Это произошло после того, как им было нанесено поражение аммонитянам, которые пытались поработить жителей Явеш-Гилада. Последние были родственниками племени Вениамина. В этой версии Саул представлен как судья, глава племени, который послан для спасения Израиля от угрозы, исходящей от чужеземцев.

Несмотря на различие в сюжетах, все три рассказа объединены одной мыслью: Саул – это лицо, избранное Богом и помазанное Самуилом.

Непрерывные войны

В продолжение всего своего царствования Саул постоянно воевал с недругами Израиля, к которым, в частности, относились Моав, Аммон, Эдом. Но самые упорные войны велись с филистимлянами. В ходе этих конфликтов были созданы регулярные войсковые формирования, которыми руководили опытные военачальники. Среди них был сын Саула Ионафан.

Царь не делал попыток распространить свою власть за пределы тех территорий, что населяли израильтяне. А также им не проводились реформы, направленные на то, чтобы заменить племенное руководство на централизованный административный аппарат, подчинявшийся царю.

В истории отношений Саула и Самуила (библейский пророк, самый знаменитый и последний из израильских судей) отражаются те трудности, которые были связаны с формированием монархического правления. Трения между ними стали происходить после того, как царь собрал в Гилгале войско с целью вступить в бой с филистимлянами. Он самостоятельно принес Богу жертву, не дожидаясь, когда придет Самуил.

Как считают исследователи, пророк, вероятно, усмотрел в этом покушение на прерогативу священников. Он сказал Саулу, что тот будет наказан тем, что царствование его будет недолгим. Полный разрыв случился, когда Саулом не было выполнено указание Самуила о полном истреблении амаликитян.


После того как при дворе царя Саула появился Давид, первый стал замечать, что народ благоволит к молодому человеку. Победы Давида над филистимлянами вызывали в царе зависть, которая порой переходила в слепую ненависть, затемняя рассудок.

Попадался под горячую руку Саулу и сын Ионафан, на жизнь которого он покушался в приступах сильного гнева. А также он казнил священнослужителей. Подозрительность заставляла правителя везде усматривать заговор и стремиться к убийству Давида.


Саул продолжал воевать с филистимлянами. Он разбил их в очередном сражении у горы Гилбоа. Здесь были убиты его сыновья: Амминадав, Малки-Шуа и Ионафан. Здесь погиб и сам царь Саул. Окруженный вражескими лучниками, израненный стрелами, он бросился на собственный меч.

Утром на поле боя филистимлянами было обнаружено теле Саула. Ему отрубили голову и отправили ее показать народу и в капищах идолов. Оружие царя пожертвовали храму Астарты, а тело повесили на стене в Бейт-Шеане, что на севере Израиля. Жители Явеш-Гилада, которые помнили, как Саул спас их, сняли тело и захоронили его у себя в городе. Позже оттуда оно было перенесено в местность Цела, около Гивы, где находилась усыпальница его отца.

Выводы о правлении

На основании Книги Царств можно сделать заключение о том, что правление Саула – это период (1029-1005 гг. до н.э.), когда административная система в Израиле еще окончательно не сложилась. Племенная организация продолжала существовать.

Стремления царя были в основном направлены на консолидацию монархии в рамках собственной семьи. Вероятно, большая часть зарождавшейся администрации состояла из членов его семейства.

Например, его сын Ионафан возглавлял один из контингентов регулярной армии. А главой всего войска был также его родственник - Авенир, сын Нира. Почти все военачальники были выходцами из племени Вениамина. Им царем были выделены виноградники и земельные наделы.

При этом правителе была сформирована постоянная армия, состоявшая из 3 тысяч воинов, но продолжало существовать и племенное ополчение. Символами власти Саула были копье, венец и браслет.

), сын Киса из колена Вениаминова. Отец Саула был человек знатный среди израильтян, и сын его Саул отличался своей красотой и ростом.. Не было красивее его среди Израиля – от плеч своих он был выше всего народа. Около этого времени израильтяне, дотоле управляемые самим Богом, пожелали, по примеру окружающих их языческих народов, иметь царя, и Бог указал пророку Саула. Случилось однажды, что у его отца пропало несколько ослиц, и вот Саул взял одного из своих слуг и отправился разыскивать их. Во время пути на третий день они пришли к месту, где жил прозорливец Самуил, и слуга предложил Саулу обратиться к пророку узнать об них. Саул так и сделал и отправился по указанию слуги к пророку. Самуил, получивший свыше откровение о приближении Саула и наставление, как ему действовать, пригласил его в свой дом на пиршество, предложил ему первое место на оном и особенное угощение, а на другой день, провожая его, оставшись с ним наедине, излил на его голову сосуд с елеем, поцеловал его и сказал: вот Господь помазывает тебя в правители наследия Своего. Ты будешь царствовать над народом Господним и спасешь их от руки врагов. Для убеждения Саула в том, что это было дело Божие, Самуил предсказал ему все, что он встретит на своем пути домой; а это были такие события, каких Самуил не мог знать лично, но разве только по откровению Божию (). Через несколько дней после того Самуил отправился в Массифу и собрал туда весь народ для избрания царя. Брошен был жребий сначала по коленам, затем по племенам и, наконец, по именам. Жребий пал на Саула, сына Кисова, и народ, увидев его величественный рост, сразу воскликиул: да живет царь! В самом начале своего царствования Саул приобрел полное расположение и преданность всего Израиля своей блестящей победой над Наасом и аммонитским войском при осаде Иависа Галаадского. Немедленно после сего народ собрался в Галгалах и праздновал его восшествие на престол мирными жертвами с весельем и торжеством. После целого ряда воинских подвигов Саул получил повеление Божие наказать амаликитян за оскорбления, причиненные ими Израилю во время путешествия его из Египта, но Саул не исполнил воли Божией: он пощадил царя амаликитского и пригнал от амаликитян множество скота, лучших волов и овец, под предлогом принесения их в жертву Богу. Пр. Самуил сказал при этом царю, что послушание Богу лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов, и объявил ему волю Божию, что он не будет более царем. С этого времени Саул упал духом и сделался рабом ревности, лукавства и злобы; злой дух овладел им; царские почести более не утешали его. Образ действий Саула во все это время относительно Давида показывает, что он теперь потерял всякое великодушие и благородство. Незадолго до его смерти снова возгоралась война с филистимлянами. Саул с робостью приготовлялся к этой войне и видел себя совершенно оставленным Богом, не получая от Него никакого откровения ни в сновидениях, ни устами первосвященников, ни через пророков. Тогда он обратился к суеверию и просил слуг своих поискать ему волшебницу. Те указали ему волшебницу в Аэндоре. Переменив свои одежды, он отправился к ней ночью и просил ее вывести ему Самуила (Самуила тогда уже не было в живых). В чем состояло волхвование женщины, неизвестно; только она увидела Самуила, громко вскрикнула и, обратившись к Саулу, сказала: зачем ты обманул меня? ты – Саул. – И сказал ей царь: не бойся; скажи, что ты видишь? – Женщина отвечала: вижу как бы Бога, выходящего из земли. – Какой он видом? спросил Саул. Женщина отвечала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинное одеяние. Саул понял, что это был Самуил, пал лицом на землю и поклонился ему. Явившийся спросил Саула: зачем ты потревожил меня и заставил выйти? Саул отвечал: очень тяжело мне; филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и не отвечает мне более ни чрез пророков, ни во сне, ни в видении; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать? Явившийся сказал: если уже Господь оставил тебя, то зачем же ты вопрошаешь меня? Господь исполняет над тобою то что сказал через меня; Он отнимет царство от рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду, за то что ты не послушал повеления Господа и не исполнил воли Его над Амаликом. И вот Он предаст Израиля вместе с тобою в руки филистимлян и завтра ты и сыновья твои будете со мною. Слова эти так сильно поразили Саула, что он вдруг пал всем телом на землю и силы не стало в нем, ибо он целые сутки был без пищи. Тогда женщина, подошедши и видя его в таком ужасном положении, упросила его принять пищи, чтобы подкрепить себя. Он сначала отказывался, но потом послушался, встал с земли и сел на ложе. Она заколола тельца и испекла опресноки и все это принесла и предложила Саулу и слугам его; и они подкрепили себя этой пищей и в ту же ночь отправились обратно. На другой день произошло сражение на горе Гелвуйской. Евреи были разбиты и прогнаны. Три сына Саула были убиты на глазах его. Он сам, израненный стрелами, опасаясь поругания над собой необрезанных, просил оруженосца прекратить жизнь его, и, когда тот не согласился на сие, он пал на свой меч и умер. На другой день филистимляне отыскали труп Саула и трупы сыновей, отрубили голову Саула и воткнули ее в капище Дагона, оружие его положили в капище Астарты, а труп его и трупы сынов его повесили на стенах Вефсана. Узнавши об этом, облагодетельствованные некогда Саулом жители Иависа Галаадского, пришедши ночью, сняли трупы со стен Вефсана, сожгли их и похоронили остатки их близ своего города под дубом, почтив память своего благодетеля семидневным постом (

Самуил и его сыновья. Одно время судьей и священником израильского народа был Самуил, который прославился своей любовью к Яхве. Пока Самуил был судьей, филистимляне не смели нападать на евреев. [Так написано в Библии, но больше похоже на то, что сам Самуил предпочитал не ссориться с филистимлянами и не воевать против них, — из той же Библии мы узнаем, что в израильских городах стояли в это время филистимские охранные отряды.]

Когда Самуил состарился, он поставил судьями своих сыновей. Но те были совсем не похожи на отца, и скоро народ уже не мог переносить их поведения. Старейшины Израиля пришли к Самуилу и сказали: “Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов”.

Самуилу очень не понравились эти слова, и он спросил совета у Бога. Огорченный Яхве сказал ему: “Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе, ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до нынешнего дня — оставляли Меня и служили другим богам,— так поступают они и с тобою. Итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними”.

Самуил передал народу слова Бога и объяснил, как будет править ими царь: он заберет у них сыновей и дочерей и сделает их своими воинами, слугами и служанками, отберет у людей лучшие поля и сады, рабов и скот. Кроме того, он будет ежегодно брать у всех десятую часть мелкого скота, и все израильтяне будут его рабами. Но тогда уже поздно будет жаловаться — Бог не услышит их.

Но народ, даже выслушав грозное предостережение, стоял на своем: “Нет, пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить перед нами, и вести войны наши”.

Когда Самуил передал слова народа Богу, Господь сказал: “Послушай голоса их и поставь им царя”. После этого Самуил распустил собрание израильтян.


1 - кидар (тюрбан) из льняной
ткани; 2 - золотой венец с
надписью "Святыня Богу";
3 - хешед (наперстник) с 12
драгоценными камнями; 4 -
хранилище Урим и Турим; 5 -
три голубых шнура для венца;
6 - два камня (ониксы) с
именами 12 колен Израиля в
оправах; 7 - эйфорд (передник
из золота, шерсти и льна;
8 - меир (верхняя риза) из
голубой шерсти с гранатами
и золотыми колокольчиками по
подолу; 9 - хитон из льняной
ткани; 10 - пояс

Первый царь Израиля. У Киса, знатного человека из племени Вениамина, был молодой и красивый сын Саул, ростом на голову выше любого израильтянина. Однажды у Киса пропали ослицы, и он приказал сыну разыскать их. В напрасных поисках Саул пришел в город, где жил Самуил. А тому Бог заранее сказал, что в этот день он встретит будущего израильского царя и должен помазать его на царство. [Обряд помазания состоял в том, что священнику или царю смазывали голову елеем — ароматическим маслом специального состава. Считалось, что через помазание Бог передает человеку частицу своей силы. Отсюда выражение — “царь — помазанник Божий”.]

Как только Самуил увидел Саула, Бог сказал: “Вот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять наследием Моим”. Самуил и Саул познакомились, и священник пригласил молодого человека к себе обедать. За обедом повар по приказанию Самуила подавал Саулу лучшие куски, а затем старый священник предложил гостю заночевать у него, успокоив, что пропавшие ослицы уже нашлись.

Наутро Самуил проводил Саула за город. Когда они остались одни, Самуил взял сосуд с елеем, вылил драгоценное масло на голову Саула, поцеловал его и сказал: “Вот, Господь помазывает тебя в правители наследия Своего...” Затем он предсказал Саулу, что произойдет с тем в ближайшее время, и ласково попрощался.

После этого события Самуил созвал весь израильский народ и назвал ему имя Саула. Но того нигде не было, и только Бог указал, что Саула надо искать в обозе, куда тот спрятался от смущения. Когда побежали и привели Саула, который на голову возвышался над всеми собравшимися, Самуил, любуясь им, сказал: “Видите ли, кого избрал Господь? Подобного ему нет во всем народе”. И толпа радостно воскликнула: “Да здравствует царь!”

Однако не всем пришелся по нраву молодой царь Израиля. Некоторые с презрением говорили: “Ему ли спасать нас?” Они отвернулись от Саула и не поднесли ему даров, как было принято. Но Саул проявил ум и терпение: он сделал вид, что ничего не заметил.

Саул доказывает свое право на царствование. Вскоре после того, как Саул был объявлен царем, Наас, царь соседней страны, осадил израильский город Иавис. Не в силах больше терпеть голод, жители предложили врагу: “Заключи с нами союз, и мы будем служить тебе”. Тот ответил: “Я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз и тем положить бесчестие на всего Израиля”. Старейшины выпросили семь дней отсрочки и обещали, что, если не придет помощь, они сдадутся.

Весть об этом дошла до Саула. Тот, придя в бешенство от наглости врагов, разрубил своих волов на куски, разослал эти куски мяса по всем израильским племенам, пригрозив, что так же он поступил с волами всех тех, кто не откликнется на его призыв помочь несчастным жителям Иависа.

Рабочий скот — главное богатство земледельца. Поэтому угроза Саула произвела впечатление. Устрашенный народ тотчас собрался весь, как один человек. Царь произвел осмотр и обнаружил, что в его распоряжении триста тридцать тысяч воинов. Тогда сказали послам Иависа: “Завтра будет к вам помощь, когда обогреет солнце”.

На следующее утро израильское войско, разделенное Саулом на три отряда, с разных сторон напало на врагов. Те в панике разбежались, Иавис был спасен. Так Саул доказал, что способен быть царем и защитить свой народ. Народ потребовал смерти тех, кто не желал видеть Саула царем. Но Саул не допустил этого.

Ссора Самуила и Саула. Предлагая избрать царем неизвестного молодого израильтянина из маленького и слабого племени, Самуил рассчитывал на то, что Саул будет ему во всем послушен. Но тот скоро дал понять старому первосвященнику, что намерен править самостоятельно. Один случай вызвал особенно сильный гнев Самуила. Саул набрал дружину из трех тысяч воинов и решил начать борьбу против филистимлян. В то время израильтяне и филистимляне жили в мире, но даже в Гиве, городе Саула, стоял филистимский охранный отряд. Старший сын Саула, Ионафан, с тысячей воинов напал на филистимлян и разбил их.

Узнав об этом, филистимляне двинулись войной на Израиль. В их войске насчитывалось тридцать тысяч колесниц, шесть тысяч конников, и, кроме того, “народа множество, как песка на берегу моря”. Когда израильтяне услыхали о приближении вражеских полчищ, они начали разбегаться по горам, прячась там в ущельях и пещерах. У Саула и Ионафана осталось всего шестьсот человек. Но даже с ними нельзя было выступить на войну, пока не придет Самуил и не принесет жертву Яхве.

Но Самуил не показывался. Прошло семь дней, войско Саула, и без того крохотное, таяло, и царь решился принести жертву Яхве сам. Как только он закончил жертвоприношение, появился Самуил и гневно спросил: “Что ты сделал?” Саул все объяснил ему, но оправдания не были приняты. Самуил зловеще изрек: “Худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа, Бога твоего, которое дано было тебе: ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда. Но теперь не устоять царствованию твоему: Господь найдет себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом”. И Самуил ушел, не пожелав оставаться с царем.

Подвиги Ионафана и разгром филистимлян. Казалось, мрачное предсказание Самуила сбудется немедленно: у Саула осталась горстка воинов, да и те были вооружены очень плохо, ведь во всем Израиле не было ни одного кузнеца. Секрет выплавки и обработки железа знали и ревниво охраняли филистимляне — это была главная тайна их военного могущества. Железные лопаты, вилы, топоры и другие орудия труда они продавали евреям, но даже точить их продолжали сами, взимая за это плату. Из всего войска Саула лишь у него самого и у его сына Ионафана были копья и мечи.

Тем временем филистимляне разделились на три отряда и, не встречая сопротивления, начали грабить страну. Тогда Ионафан тайком от отца, взяв с собой только оруженосца, отправился через горное ущелье навстречу врагу. Филистимляне увидели их сверху и решили: “Вот евреи выходят из ущелий, в которых попрятались они”. Самим стражникам лень было спускаться, и они крикнули: “Взойдите к нам, мы вам что-то скажем!”

Ионафан и его оруженосец быстро поднялись наверх. Оказавшись там, Ионафан неожиданно для филистимлян пустил в ход копье и меч. Враги падали один за другим, а оруженосец добивал их. Паника охватила весь вражеский лагерь, филистимляне начали разбегаться, как испуганные овцы.

Саул с крепостной стены увидел, как по неприятельскому лагерю мечется толпа, и смятение все более усиливается. Не теряя времени, он вывел в поле своих людей, ударил по филистимлянам, и те побежали. Евреи, бывшие в филистимском войске, перебежали к израильтянам, присоединились к ним и те люди, которые прятались в горах.

Сражение продолжалось весь день, израильтяне устали и проголодались. Но Саул предупредил, что тот, кто поест что-либо до вечера, пока враги окончательно не разбиты, будет казнен. Все страшились наказания и оставались голодными. Но Ионафан, оказавшись во время битвы в лесу, не знал о запрете и отведал найденного там дикого меда.

Когда сражение завершилось, Саулу не удалось отправиться в погоню за филистимлянами, так как Бог дал понять, что кто-то разгневал его. Бросили жребий, он пал на Ионафана. Тот признался, что во время битвы съел немного меда, и Саул сказал: “Ты, Ионафан, должен сегодня умереть”. Но тогда воспротивился весь народ: “Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь: и волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне”. Так Ионафан остался жив.

Окончательный разрыв Самуила и Саула. После блестящей победы над филистимлянами успех сопутствовал Саулу во всем. Но филистимляне были сильны и борьба с ними, то затухая, то вспыхивая вновь, продолжалась все царствование Саула. Со временем царь сумел создать мощную и преданную ему армию.

Самуил, убедившись, что до утраты Саулом царства еще далеко, пришел к нему и сказал, что теперь Бог повелевает царю уничтожить племя амаликитян, которые когда-то, двести лет назад, воевали с евреями, шедшими из Египта. При этом первосвященник предупредил, что Саул должен быть беспощаден: “Предай смерти от мужа до жены, от отрока [мальчика или девочки-подростка] до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла”.

Повинуясь приказу Бога, двести десять тысяч воинов с царем во главе отправились в поход. Амаликитяне не ждали нападения и не сумели оказать сопротивления. Израильтяне истребили все племя, оставив в живых только их царя Агага. Пожалел Саул лучший скот и имущество амаликитян, уничтожив лишь то, что похуже.

Тогда Бог сказал Самуилу: “Жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил”. Наутро Самуил встретил Саула, гневно выговорил ему за неповиновение воле Бога и подтвердил: “За то, что отверг ты слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем”. Раскаяние Саула не помогло ему. Самуил потребовал привести царя амаликитян и собственноручно убил дрожавшего от страха Агага перед жертвенником Яхве. Затем Самуил ушел к себе домой. Больше они с Саулом не виделись.

Колдуньи и колдуны, как известно, кроме своих обычных занятий практикуют еще и саймантию, или некромантию, то есть владеют искусством вызова мантий, или душ умерших. В Библии рассказывается об одной такой – Аэндорской волшебнице...

Сильно опечалился израильский царь Саул. Не везет ему в последнее время на полях сражений. Вот и сейчас стоит перед ним несметное войско филистимлянское в Санаме. Увидал он их стан и ужаснулся, задрожало его сердце. К кому обратиться за советом?

Господь сильно осерчал на него за его непотребства и совершенные мерзости. И сказал тогда Саул своим слугам: «Сыщите мне женщину-волшебницу, попрошу у нее совета».

Долго искали посланные и наконец нашли. «Есть одна волшебница, прячется в Эйн-Доре (Аэндоре)». Снял тогда Саул свои царские одежды, вырядился неприметным странником, пошел к колдунье и сказал: «Выведи мне того, о ком скажу!»

Вызвала она ему дух пророка Самуила, и, узнав его, Саул пал лицом на землю и поклонился.

Слова пророка повергли его в еще большую, безысходную печаль: «И отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему Давиду». Напомнил пророк ему грозные слова Господа: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это».

Страшно испугался Саул, когда услышал мрачные пророчества Самуила, оцепенел и упал на землю.


Началась жестокая битва, филистимляне все теснят и теснят израильтян к горе Гелвул, где продолжалась кровавая сеча. Один за другим на землю падают сраженные мечами трое сыновей Саула – Ионафан, Аминодава и Малхистра. Сам Саул весь изранен, выбился из сил. Чувствует, что конец его близок.

Приложив острие меча к груди, Саул упал на него и испустил дух. Сбылось пророчество Самуила, и к власти пришел новый царь – Давид...