Тема : «Образ Прекрасной Дамы в искусстве и в жизни»

Все в руках человека,

а человек в руках женщины

Здравствуйте, ребята! Март, полагаю, особенно приятный для представительниц слабого, но прекрасного пола месяц. А потому и тему нашего классного часа я решила подобрать соответствующую. Сегодня мы с вами поговорим о прекрасных дамах, чьи образы были увековечены в искусстве или остались в памяти людей как вдохновительниц мастеров слова, творцов гениальных произведений мировой литературы. Поговорим о том, какими качествами обладали те, на чью долю выпало стать Музой талантливых людей. И наконец, поразмышляем о том, возможно ли в нашем современном, динамичном мире, с довлеющими в нем практицизмом и цинизмом, быть таковыми. Итак, тема нашего сегодняшнего классного часа – «Образ Прекрасной Дамы в искусстве и в жизни».

Тема роли женщины в жизни, ее необыкновенной внутренней силе, ее красоте и величии тысячи раз воспевалась в лучших произведениях мирового искусства и литературы, стала предметом творений величайших мужей мира, но и в наше время не иссякла своей глубиной, загадочностью, потому что еще ни один мужчина, по сути, не разгадал до конца эту тайну тайн. Да и приблизился, наверное, к ее осмыслению не очень близко.

Мудрые французы не зря заметили, что за любым ярким событием, открытием, творением очень часто стоит обыкновенная женщина. И только сила огромной любви со стороны мужчины наделяет ее той удивительной красотой и притягательностью, которые делают ее уже достоянием мира.

Вспомним Париса и Елену, Орфея и Эвридику, Петрарку и Лауру, Шекспира и смуглую Леди, Пушкина и Наталью Гончарову, Сальвадора Дали и Елену Дьяконову, Наполеона и Жозефину. Этот список может быть бесконечен.

А сколько великих открытий было сделано только потому, что за своим гением стояла его любящая женщина, которая проявляла простую заботу о его каждом дне, наполняла его жизнь теплом и уютом, находила нужные слова вдохновения и поддержки. Да, как многогранна порой роль женщины в жизни.

Ведь многие женщины вошли в историю благодаря своей необыкновенной способности быть Музой для своего мужчины. Наверное, способность так тонко чувствовать и предугадывать желания своего любимого, помогали наделять его огромной творческой силой, получать вдохновение порою просто от ее присутствия.

Прекрасно сказал об этом известный русский писатель Максим Горький: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира – от матерей!» Перед женщиной преклонялись во все времена. Поэты и художники воспевали её красоту, в её честь композиторы сочиняли романсы, арии, серенады. Лучшие мужчины соревновались в ловкости, доблести, мужестве и красноречии за единственный взгляд, за обронённую перчатку или платок. И каждый хотел быть лучшим для неё, для единственной и неповторимой. Воспевать женщину будут и после нас.

Мне самою судьбой завещано,

Жизнью всею – и в этом суть –

Поклониться низко женщинам,

Добрым словом их помянуть…

Есть на свете такие женщины

И теперь, как испокон,

Чьи морщины, словно трещины,

Как отметины времён.

За любовь женщины начали бороться еще с античных времён. Ими любовались. Ими восхищались. Их превозносили.

Из глухих времен Средневековья, окутанных плотным туманом легенд, позднейших вымыслов и экзальтированного христианского мистицизма, дошли до нас с десяток понятий, каждое из которых прочно укоренилось в сознании вереницы поколений. Оставим в стороне футбол, изобретение стекла, значки и прочие детали современного быта, введенные в обиход именно тогда. Сквозь тьму времен перед нами отчетливо высвечивается таинственный женский лик - Прекрасная Дама! Средневековье - время чудес. Именно к области чудесного можно отнести волшебное преображение женского образа из малозаметной детали семейного обихода в загадочную и многоликую, пережившую столетия Незнакомку. Поэты Окситании, воспевавшие Прекрасную Даму, обычно рисовали ее замужней. Замужество было той непреодолимой преградой, благодаря которой любовь приобретала необходимую степень трагической безнадежности. Эта безнадежность и составляла главный предмет лирики трубадуров.

Так, в жизни Данте Алигьери (известнейшего итальянского политика и поэта эпохи Средневековья), повстречавшего Беатриче в девять лет (ей на тот момент еще и девяти не было), полюбил ее так, что его потрясение лишь увеличивалось с годами.

Прослушаем эту историю.

БЕАТРИЧЕ - ДАНТЕ

Один из самых известных поэтов, учёных, философов и политиков, автор «Божественной комедии», которая до сих пор поражает современников, великий Дуранте дельи Алигьери, больше известный миру как Данте, родился в 1265 году во Флоренции. Его родители ничем особенным не выделялись среди остальных горожан города и не были богаты, однако смогли собрать средства и оплатить обучение сына в школе. Тот с ранних лет увлекался поэзией и сочинял стихи, которые были полны романтических образов и восхищения красотой природы, самыми лучшими сторонами окружающих его людей и очарованием молодых женщин.

Когда Данте исполнилось девять лет, в его жизни произошла удивительная встреча с маленькой девочкой, его ровесницей. Они столкнулись на пороге церкви, и на одно мгновение их взгляды встретились. Прошла лишь секунда, девочка сразу же опустила глаза и быстро прошла мимо, однако этого вполне хватило романтичному мальчику, чтобы пылко влюбиться в незнакомку. Лишь спустя некоторое время он узнал, что девочка была дочерью богатого и знатного флорентийца Фолько Портинари, и звали её, вероятнее всего, Биче. Однако будущий поэт дал ей мелодичное и нежное имя Беатриче.

Много лет спустя в произведении, которое Данте назвал «Новая жизнь», он описал свою первую встречу с возлюбленной: «Она явилась мне одетой в благороднейший алый цвет… опоясанная и убранная так, как то подобало её весьма юному возрасту». Девочка показалась впечатлительному ребёнку настоящей дамой, в которой сочетались самые добродетельные черты: невинность, благородность, доброта. С тех пор маленький Данте посвящал стихи только ей, а в них воспевал красоту и очарование Беатриче.

Проходили годы, и Биче Портинари из маленькой девочки превратилась в очаровательное создание, избалованное родителями, чуть насмешливое и дерзкое. Данте вовсе не стремился искать с возлюбленной новых встреч, а о её жизни он случайно узнавал от знакомых. Вторая встреча произошла спустя девять лет, когда молодой человек проходил по узкой флорентийской улочке и увидел красивую девушку, идущую ему навстречу. С замиранием сердца Данте узнал в юной красавице свою возлюбленную, которая, пройдя мимо, как ему показалась, слегка опустила голову и чуть улыбнулась. Не помня себя от счастья, юноша жил отныне этим мгновением и под впечатлением написал первый сонет, посвящённый любимой. С этого дня он страстно желал увидеть Беатриче снова.

Их следующая встреча состоялась на торжестве, посвящённом венчанию общих знакомых, однако этот день не принёс влюблённому поэту ничего, кроме горьких страданий и слёз. Всегда уверенный в себе, Алигьери вдруг смутился, когда увидел среди знакомых свою возлюбленную. Он не мог произнести ни слова, а когда немного пришёл в себя, то говорил нечто несвязное и нелепое. Видя смущение молодого человека, не сводящего с неё глаз, прелестная девушка стала потешаться над неуверенным гостем и высмеивать его вместе со своими подругами. В тот вечер безутешный юноша окончательно решил никогда не искать свиданий с прекрасной Беатриче и посвятить жизнь только воспеванию своей любви к синьорине Портинари. С ней поэт больше никогда не виделся.

Однако чувство к возлюбленной не изменилось. Алигьери по-прежнему любил её так пылко, что все другие женщины для него не существовали. Тем не менее он всё-таки женился, хотя и не скрывал, что совершил этот шаг без любви. Супругой поэта стала красивая итальянка Джемма Донати.

Беатриче вышла замуж за богатого синьора Симона де Барди, а через несколько лет неожиданно умерла. Ей не исполнилось и двадцати пяти лет. Это случилось летом 1290 года, после чего сломленный горем Данте поклялся посвятить всё своё творчество памяти возлюбленной.

Данте Алигьери до конца своих дней писал лишь о Беатриче, воспевал и возвеличивал любимую. «Божественная комедия» до сих пор поражает современников глубоким философским смыслом, а имя возлюбленной автора поэмы навсегда осталось бессмертным.

И правда, любовь свою Данте переживал, как муку (но и воспринимал как благодать, снизошедшую на него), исходя стихами, а затем, после ранней смерти дамы сердца, исходя слезами. И тут, возвращаясь в воспоминаниях в детство и юность, он осознает: «Начинается новая жизнь...»

Особенная красота Беатриче, заронив в его сердце любовь, преобразила мир вокруг. Поэтому он называет свою уникальную лирическую повесть «Vita Nuova». При этом им уже овладел замысел его грандиозной поэмы, в которой он хотел сказать о возлюбленной нечто, что еще никому никогда не удавалось сказать. Мы знаем, поэт вознес Беатриче до высших сфер Рая, вопреки всяким средневековым канонам и представлениям.

Отрадно ждать, что снова

Увижу вас – и радостно вздохну…

Чуть прах дорожный с платья отряхну:

Разлуку сокращает ожиданье…

В эпоху Возрождения женщина также остаётся главным предметом творцов пера, мелодии и кисти.

Прелестна и трагична одновременно любовь Франческо Петрарки к Лауре, его Музе, вдохновительнице, к его единственной даме сердца.

ЛАУРА ДЕ НОВЕС - ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА

Великий поэт европейского Средневековья, один из тех, кто стоял у начала и закладывал основы эпохи Возрождения, несравненный Франческо Петрарка (1304–1374) своей славой во многом обязан прекрасной музе - Лауре де Новес (1301–1348). Эта женщина покорила сердце поэта и вдохновила его на создание неподражаемых сонетов, по сей день считающихся образцом жанра.

Франческо Петрарка родился 20 июля 1304 года в итальянском городе Ареццо в семье нотариуса Пьетро Паренцо делл Инчези, который ещё до рождения сына был изгнан из Флоренции. В 1311 году семья нотариуса переехала в Авиньон - резиденцию римских пап во французском плену. Здесь Паренцо изменил фамилию на Петрарка. Её-то в дальнейшем и прославил поэт. После смерти отца, в 1326 году Франческо, навсегда оставил юриспруденцию и был рукоположён в младший церковный чин.

Тот солнечный апрельский день, когда поэт впервые увидел свою возлюбленную, Петрарка запомнил на всю жизнь. Они встретились 6 апреля 1327 года в Страстную пятницу в маленькой церквушке Св. Клары в предместьях Авиньона. Он - молодой, но уже признанный при папском дворе двадцатитрехлетний поэт, совершивший несколько дальних путешествий, она - замужняя двадцатишестилетняя женщина, у которой было к тому времени несколько детей (всего Лаура родила мужу одиннадцать детей). Белокурая, с огромными и добрыми глазами, она казалась воплощением женственности и духовной чистоты. Очарованный ею, Петрарка напишет:

Благословен день, месяц, лето, час

И миг, когда мой взор те очи встретил!

Благословен тот край, и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз!

Прекрасная женщина стала музой, мечтой поэта в вечности. И даже когда заботы и возраст исказили её прекрасное лицо глубокими морщинами, поседевшие волосы утратили красоту, а фигура испортилась после многих родов, Франческо Петрарка и тогда любил свою Лауру. Чем больше она старела, тем более он восхищался её женственностью и очарованием. Она и в старости была для него прекрасна. Петрарка вспоминал, что Лаура обладала исключительной красотой, но, кроме того, он по своей воле наделял её высокой духовностью и нравственностью.

Возможно, Лаура де Новес была женой местного рыцаря Гуго де Сада, предка знаменитого французского романиста маркиза де Сада.

Они встречались на улицах Авиньона, в церквях, на службах, и влюблённый Франческо, не смея отвести от своей музы глаз, смотрел на неё, пока та не уходила под руку с мужем. За все годы встреч они не обмолвились ни единым словом. Но всякий раз, заметив обращённый к нему нежный тёплый взгляд Лауры, счастливый поэт возвращался домой и до утра писал посвящённые ей сонеты. Знала ли Лаура о его чувствах? Могла ли знать она, что навечно связана с одним из самых великих поэтов мира? Что через века потомки будут называть её имя, как символ безраздельной любви мужчины к женщине?

Петрарка клялся, что за долгие годы не допустил ни единого помысла о греховном прикосновении к этой святой женщине, он любил Лауру великой платонической любовью.

Судьба Лауры неизвестна. Была ли счастлива она в семейной жизни? Любила ли своего мужа? Замечала ли трепетный и влюблённый взгляд поэта, встречавшегося с ней на оживлённых улицах Авиньона? Могла ли догадываться она о чувствах мужчины, так никогда и не открывшего ей своего сердца? Этого мы никогда не узнаем.

Лаура умерла 6 апреля 1348 года во время свирепствовавшей в Европе чумы. Именно в тот день, когда двадцать один год назад впервые увидел свою музу воспевший её поэт. Долго и мучительно переживал Франческо Петрарка смерть возлюбленной. Закрываясь по ночам в комнате, при тусклом свете свечи он воспевал прекрасную Лауру в сонетах:

Я припадал к её стопам в стихах,

Сердечным жаром наполняя звуки,

И сам с собою пребывал в разлуке:

Сам - на земле, а думы - в облаках.

Я пел о золотых её кудрях,

Я воспевал её глаза и руки.

Блаженством райским почитая муки,

И вот теперь она - холодный прах.

А я без маяка, в скорлупке сирой

Сквозь шторм, который для меня не внове,

Плыву по жизни, правя наугад.

Франческо Петрарка пережил свою возлюбленную на двадцать шесть лет. Но и после её смерти он любил Лауру всё так же восторженно и трепетно, посвящая ей, уже ушедшей из этого мира, прекрасные сонеты, всего около четырёхсот. Все они были собраны в «Канцоньере» («Книге песен»), которая является самым знаменитым сочинением поэта.

Великий поэт умер 19 июля 1374 года, один день не дожив до своего 70-летия.

Всепоглощающее чувство любви, самоотверженной любви, свойственно каждому народу, каждой нации. Подобные истории происходили и в нашей стране, великой России. Вы помните, конечно же, печальную историю любви Василия Андреевича Жуковского к Машеньке Протасовой, Афанасия Афанасьевича Фета к Марии Лазич.

Во имя любви знаменитые русские писатели и поэты бросали всё к ногам прекрасного пола. Имена этих людей вам знакомы. Так, например, Александр Сергеевич Пушкин участвовал в 29 дуэлях, большая часть которых – во имя любви дамы сердца.

(История отношений Пушкина с А.П.Керн, Е.К.Воронцовой, А.А.Олениной, Н.Н.Гончаровой).

Романтична, трогательна и печальна судьба молодого Веневитинова.

Дмитрий Владимирович Веневитинов – русский поэт романтического направления, переводчик, прозаик и философ. Он родился 14 сентября 1805 г. в дворянской семье. По материнской линии он был дальним родственником А.С.Пушкина. Получил блестящее домашнее образование в Москве, в ноябре 1827 года он переехал в Петербург. Многие связывали этот отъезд с безответной любовью поэта к Зинаиде Волконской. На прощанье хозяйка знаменитого салона на Тверской подарила поэту перстень, найденный при раскопках Везувия. По легенде, Веневитинов поклялся, что наденет этот перстень или в день свадьбы, или в день смерти. Вся Москва говорила о любви юного поэта к «царице муз и сновидений» - несравненной Зинаиде Волконской. Всё давало повод для злословия: и разница в возрасте (княгиня была старше Дмитрия на шестнадцать лет), и неудачная семейная жизнь Зинаиды Волконской (страстная любовь к её мужу не нашла отклика в его душе, и жили они чаще всего врозь, внешне соблюдая приличия, чтобы не вызывать сплетен в свете). «Её прекрасные синие глаза излучали небесный свет, движения были грациозно-женственны, и вся она казалась какой-то неземной. Она показалась мне прекрасной и таинственной, трудно было оторвать от неё взор» - пишет Веневитинов.

Наступил момент, когда Дмитрий решился признаться в своей любви. Княгиня и Дмитрий остались одни. «Я глубоко ценю ваши чувства, – сказала княгиня – но есть препятствия, которые не позволяют мне любить вас… Вы молоды, Дмитрий. Время – лучший врачеватель. Оно залечит ваши раны, наилучший в мире друг мой. Но вам следует уехать. Почему бы вам не перейти на службу в Нессельроде».

Оставь меня, забудь меня!

Тебя одну любил я в мире,

Но я любил тебя, как друг,

Как любят звёздочку в эфире,

Как любят светлый идеал

Иль ясный сон воображенья.

Я много в жизни распознал,

В одной любви не знал мученья,

И я хочу сойти во гроб,

Как очарованный невежда.

Спустя год после разлуки с Зинаидой Волконской он тяжело заболел при следующих обстоятельствах. При въезде в Северную столицу поэта арестовали по подозрению в причастности к заговору декабристов. Три дня он провёл на гауптвахте и был отпущен. Однако и трёх дней хватило, чтобы подорвать здоровье молодого человека. Климат Петербурга также давал о себе знать. В марте 1827 года, выскочив разгоряченным и без верхней одежды на улицу, молодой человек простудился; болезнь остановить не удалось, и 15 мая врач предупредил собравшихся в квартире больного друзей, что жить Веневитинову осталось несколько часов. Друзья надели умирающему на палец перстень, подаренный Волконской. Дмитрий Владимирович Веневитинов скончался в возрасте 22 лет.

Мы редко задумываемся над тем, чем привлекали к себе эти женщины этих великих мужчин. Не думаю, что в своем выборе они останавливались лишь на внешности. Да, по одежке выбирают… Но именно душевные качества, благородство, ум, чистота и нежность, кои можно именовать Женственностью, оказывались решающими в их выборе.

Отношения наших следующих героев причисляют к самым драматичным и долгим историям любви. Но правильнее было бы сказать, что это история любви лишь одного человека, Ивана Тургенева.

Сорок лет великий русский писатель жил в статусе вечного друга семьи, «на краешке чужого гнезда», бок о бок с мужем оперной дивы Полины Виардо. Он променял жизнь на родине и личное семейное счастье на бесстрастную дружбу своей возлюбленной и даже в пожилом возрасте готов был «хоть дворником» последовать за ней на край света.

Иван Тургенев был впервые представлен Полине Виардо первого ноября 1843 года как «великорусский помещик, хороший стрелок, приятный собеседник и плохой стихотворец». Нельзя сказать, что такая рекомендация способствовала его счастью: сама Полина позже отмечала, что не выделила будущего писателя из круга новых знакомых и многочисленных почитателей ее таланта. Зато молодой Тургенев, которому тогда едва исполнилось 25, с первого взгляда влюбился в 22-летнюю певицу, приехавшую в Санкт-Петербург с парижской Итальянской оперой. Вся Европа в то время боготворила ее дарование, и даже непривлекательная внешность Виардо не помешала ее славе прекрасной артистки.

Современники вспоминали, как с началом пения примы по залу будто пробегала искра, публика впадала в совершенный экстаз и облик певицы переставал иметь хоть какое-то значение. По словам композитора Сен-Санса, Полина Виардо обладала горьким, как померанец, голосом, созданным для трагедий и элегических поэм. На сцене она очаровывала страстным исполнением опер, а на музыкальных вечерах покоряла слушателей прекрасной игрой на рояле - ученичество у Листа и Шопена не прошло даром. «Хорошо поет, проклятая цыганка!» - не без ревности призналась, услышав выступление Полины, мать Тургенева.

Тургеневская девушка . В неприметной сутулой женщине с глазами навыкат и вправду было что-то цыганское: южные черты она переняла от отца, испанского певца Мануэля Гарсиа. «Она отчаянно некрасива, но если бы я увидел ее во второй раз, непременно влюбился бы», - говорил один бельгийский художник о певице ее будущему мужу Луи Виардо. С искусствоведом, критиком и директором парижской Итальянской оперы Полину познакомила Жорж Санд. Сама писательница считала сорокалетнего Луи унылым, «как ночной колпак», но рекомендовала его юной подруге в женихи из лучших побуждений. Будучи совершенно очарованной певицей, Жорж Санд задокументировала ее в главном женском образе романа «Консуэло», отговорила от брака с писателем и поэтом Альфредом де Мюссе и позже закрыла глаза на роман уже замужней Полины со своим сыном.

Но что же наш Тургенев? Он стал для мадам Виардо одним из многочисленных поклонников, не лишенных, впрочем, определенной ценности. Редкий мужчина мог развеселить артистку занятной историей, рассказанной так умело, что приглашение его в гримерную комнату казалось уже не столь напрасным. Кроме того, Тургенев с великой охотой взялся учить Полину Виардо русскому языку, который требовался ей для безупречного исполнения романсов Глинки, Даргомыжского и Чайковского. Этот язык был шестым в арсенале певицы и позже помог ей стать первой слушательницей тургеневских произведений. «Ни одна строка Тургенева не попадала в печать прежде, чем он не познакомил меня с нею. Вы, русские, не знаете, насколько вы обязаны мне, что Тургенев продолжает писать и работать», - заявила однажды Виардо.

Для того чтобы быть полезным своей возлюбленной, Иван Сергеевич Тургенев - тогда еще никому неизвестный и небогатый помещик - отправился за Полиной и ее мужем во Францию, когда гастроли артистки по России окончились. С Луи Виардо писатель нашел общий язык на фоне страсти к охоте и интересу к переводам русских литераторов на французский язык. Когда Полина Виардо отправлялась на гастроли, Тургенев следовал за ней: «Ах, мои чувства к вам слишком велики и могучи, - пишет Иван в одном из своих многочисленных писем возлюбленной. - Я не могу жить вдали от вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею. День, когда мне не светили ваши глаза, - день потерянный». Соотечественники, навещающие Тургенева за границей, удивлялись его состоянию: «Никогда не думал, что он способен так сильно любить», - пишет Лев Толстой после свидания с товарищем в Париже.

Биограф Ивана Тургенева отмечает: «Если бы ему предложили выбор быть первым в мире писателем, но никогда больше не увидеть семью Виардо или служить у них сторожем, дворником и в этом качестве последовать за ними куда-нибудь на другой конец света, он предпочел бы положение дворника». Да и сам Тургенев, будучи уже состоявшимся писателем, в 1856 году признается другу Афанасию Фету: «Я подчинен воле этой женщины. Нет! Она заслонила от меня все остальное, так мне и надо. Я только тогда блаженствую, когда женщина каблуком наступит мне на шею и вдавит мне лицо носом в грязь». Дружившие с писателем люди отмечали, что ему нужна была именно такая любовь - приносящая страдания, порождающая движения души, безответная.

После смерти Ивана Тургенева Полина Виардо забрала из архива писателя все свои письма. И остается только предполагать, скольким прекрасным женским образам и трагичным историям любви в произведениях великого писателя дала жизнь эта страсть, продлившаяся сорок лет.

Идут года, не мало и не много… На горизонте уж показался XX век, открыв читающей публике множество удивительно талантливых и своеобразных молодых поэтов, эпоху которых впоследствии будут именовать «Серебряным веком».

Поэты «Серебряного века» продолжают описывать образ прекрасной дамы, имеющих реальные прототипы. Как ни вспомнить томительное, всепоглощающее чувство Александра Александровича Блока к Любови Дмитриевне Менделеевой.

Они были одной из самых красивых и скандальных пар Серебряного века. Актриса и поэт. Прекрасная Дама и воспевающий ее лирик. Он посвятил ей сотни стихов. Она – посвятила ему жизнь. Вокруг их отношений ходило множество слухов. Эту пару обсуждал весь литературный Санкт-Петербург. Что было правдой, а что вымыслом неизвестно до сих пор.

Они были знакомы с детства. Имения родственников находились неподалеку. Дед будущего поэта – известный ботаник Андрей Бекетов нередко заезжал в гости к приятелю - химику Дмитрию Менделееву.

Однако настоящая встреча поэта с будущей женой произошла гораздо позже. Александру Блоку было восемнадцать. Молодых людей сблизило увлечение театром. В дворянских усадьбах в те времена устраивать спектакли было очень модно. Одно из таких представлений стало роковым для Блока и Менделеевой. Ставили «Гамлета». Любовь Дмитриевна блистала в роли Офелии. Принца Датского играл Александр Блок.

«Я - Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетёт коварство сети,
И в сердце - первая любовь
Жива - к единственной на свете.
Тебя, Офелию мою,
Увел далёко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю
Клинком отравленным заколот».

Эти строчки окажутся пророческими. Александр Блок, действительно, пронесет любовь к своей Офелии через всю жизнь – тяжелую, драматичную и непростую. Любови Дмитриевне в отличие от мужа удастся сделать неплохую карьеру в театре. Но самую сложную роль ей все-таки придется играть в жизни – быть спутницей великого поэта. Нести высокое и ко многому обязывающее звание Прекрасной Дамы. «Ты моя первая тайна и последняя моя надежда. Если мне когда-нибудь удастся что-нибудь совершить, на чем-нибудь запечатлеться, все будет твоё, от тебя, к тебе. Я твой раб, слуга, пророк и глашатай», - писал Блок.

Любови Дмитриевне было одновременно и интересно, и сложно жить в этом мистическом мире. Образ Прекрасной Дамы, которой она стала для современников и потомков, тешил самолюбие. Но ведь она была не только музой поэта, но и обычной женщиной из плоти и крови.

За их отношениями следил весь Санкт-Петербург. Любовь Дмитриевну постоянно обсуждали, а нередко и осуждали. В их любви была какая-то особая тайна, которую так хотелось, но невозможно было разгадать.

«И потом, когда Любовь Дмитриевна станет женой Блока, в обществе, в литературных кругах вызовет негодование, непонимание. Как это прекрасная дама? На прекрасных Дамах не женятся! Все это действительно было очень интересно и для окружающих. За их отношениями следили и даже несколько поэтов, в том числе Андрей Белый и Сергей Соловьев организовали такую секту блоковцев и поклонялись буквально Любовь Дмитриевне».

Когда говорят о спутницах великих людей, часто отзываются о них не лучшим образом. Вокруг Любовь Дмитриевны было много разных споров. И среди специалистов они продолжаются до сих пор. Но в одном исследователи жизни и творчества поэта единогласны – в исключительности натуры его супруге не откажешь. Она не только не отставала от людей той эпохи, но, может быть, даже в чем-то опережала свое время.

«Спутница поэта - она будет тоже и ученым исследователем и будет Блоку помогать в работе, например, над поэмой «12». Вот известна запись Корнея Ивановича Чуковского, о том, что Блок ему сказал, что строчку о Катьке – «Шоколад-миньон жрала» – написал не он, а написала Любовь Дмитриевна. «А у меня»,- добавляет Блок, «было гораздо хуже – юбкой улицу мела». Любовь Дмитриевна не только помогала мужу в редактировании его произведений, но и читала стихи поэта на публике. После таких выступлений Александр Блок заходил к ней в гримерку, и его глаза горели каким-то особым светом.

Своей возлюбленной Александр Блок посвятил больше тысячи стихов. И сам в конце жизни говорил, что лучшим в его творчестве был именно он – цикл о Прекрасной Даме. Любовь Дмитриевна в одном из своих последних писем к мужу признавалась, что часто думает о себе его стихами. Она пережила супруга на 18 лет. Занималась изданием его произведений, работала корректором. Так или иначе, вся жизнь Любови Менделеевой была связана с мужем - гениальным поэтом Александром Блоком.

Любовь всегда остаётся главным предметом рассуждений в произведениях литературы, музыки, живописи.

Мы расскажем вам еще одну, заключительную историю взаимоотношений двух сердец. В этой истории любви нет свидетелей – только соучастники. И все уверены, кто-то один из двух виновен в том, что их чувства оказались мучительным Роком. Как верно заметил сам поэт «…люди, созданные друг для друга, соединяются, увы, так редко…».

Анна Ахматова и Николай Гумилёв познакомились в Рождественский сочельник. Тогда 14-летняя Аня Горенко была стройной девушкой с огромными серыми глазами, резко выделявшимися на фоне бледного лица и прямых черных волос. Увидев ее точеный профиль, некрасивый 17-летний юноша понял, что отныне и навсегда эта девочка станет его музой, его Прекрасной Дамой, ради которой он будет жить, писать стихи и совершать подвиги.

Взаимности не было, поэтому эмоции юноши сопровождались эффектными безумствами вроде похищения цветов с императорской клумбы в день рождения «Прекрасной Дамы» и неудачными покушениями на собственную жизнь. С годами ничего не менялось: Анна цинично отвергала предложения замужества, а безутешный Николай странствовал по свету.

В то время пылкий юноша вовсю старался подражать своему кумиру Оскару Уайльду. Носил цилиндр, завивал волосы и даже слегка подкрашивал губы. Однако, для того чтобы завершить образ трагического, загадочного, слегка надломленного персонажа, Гумилеву не хватало одной детали. Все подобные герои непременно были поглощены роковой страстью, терзались от безответной или запретной любви - в общем, были крайне несчастливы в личной жизни. На роль прекрасной, но жестокой возлюбленной Аня Горенко подходила идеально. Ее необычная внешность притягивала поклонников, к тому же скоро выяснилось, что Анна вовсе не питает к Николаю ответных чувств.

Холодноватый прием ничуть не уменьшил пыл влюбленного поэта - вот она, та самая роковая и безответная любовь, которая принесет ему желанное страдание! И Николай с азартом ринулся завоевывать сердце своей Прекрасной Дамы. Однако Анна была влюблена в другого. Владимир Голенищев-Кутузов - репетитор из Петербурга - был главным персонажем ее девичьих грез.

В 1906 году Гумилев уезжает в Париж. Там он надеется забыть свою роковую любовь и вернуться в образе разочарованного трагического персонажа. Но тут Аня Горенко внезапно понимает, что ей не хватает слепого обожания молодого поэта (родители Ахматовой узнали о влюбленности дочки в петербургского репетитора и от греха подальше разлучили Аню и Володю). Ухаживания Николая настолько сильно льстили самолюбию Ахматовой, что она даже собиралась выйти за него замуж, несмотря на то что до сих пор была влюблена в питерского репетитора. К тому же вечные разговоры Гумилева о роковой любви не прошли даром - теперь Ахматова и сама не прочь сыграть роль трагической фигуры. Вскоре она отправляет Гумилеву письмо с жалобами на свою ненужность и заброшенность.

Получив письмо Ахматовой, Гумилев, полный надежд, возвращается из Парижа, навещает Аню и делает ей очередное предложение руки и сердца. Но дело испортили… дельфины. Тогда Ахматова отдыхала в Евпатории. Прогуливаясь с Гумилевым по пляжу и слушая объяснения в любви, Аня наткнулась на двух выброшенных на берег мертвых дельфинов. Неизвестно почему это зрелище так сильно повлияло на Ахматову, но Гумилев получил очередной отказ. Причем Ахматова цинично объяснила влюбленному Николаю, что ее сердце навсегда занято Голенищевым-Кутузовым.

Отвергнутый поэт снова уезжает в Париж, считая, что единственный приемлемый выход из ситуации - самоубийство. Попытка самоубийства была обставлена со свойственной Гумилеву театральностью и напыщенностью. Сводить счеты с жизнью поэт отправляется в курортный городок Турвиль. Грязноватая вода Сены показалась Гумилеву неподходящим пристанищем для измученной души влюбленного юноши, а вот море - в самый раз, тем более что Ахматова не раз говорила ему о том, что обожает смотреть на морские волны. Однако трагедии суждено было превратиться в фарс. Отдыхающие приняли Гумилева за бродягу, вызвали полицию, и, вместо того чтобы отправиться в последний путь, Николай отправился давать объяснения в участок. Свою неудачу Гумилев расценил как знак судьбы и решил попытать счастья в любви еще раз. Николай пишет Ахматовой письмо, где вновь делает ей предложение. И вновь получает отказ.

Тогда Гумилев снова пытается покончить с собой. Эта попытка была еще более театральной, чем предыдущая. Гумилев принял яд и отправился дожидаться смерти в Булонский лес. Где его и подобрали в бессознательном состоянии бдительные лесничие.

В конце 1908 года Гумилев возвращается на родину. С мечтами завоевать сердце Ахматовой молодой поэт так и не расстался. А потому он продолжает осаждать Анну, клясться ей в вечной любви и предлагать замужество. То ли Ахматова была тронута такой почти собачьей преданностью, то ли Гумилев выбил из нее согласие рассказами о неудачных попытках самоубийства, то ли образ питерского репетитора несколько померк, но так или иначе Анна дала свое согласие на брак.

В письме родственникам поэтесса признается: «Я выхожу замуж за друга моей юности. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли его, не знаю, но кажется мне, что люблю». Это «кажется» привело к скорому охлаждению в отношениях (несмотря на рождение ребёнка). В семье Анны ее замужество не приняли всерьез, решили, мол, это ненадолго и даже на венчанье в церковь не приехали.

Николай в 1914-м добровольцем идёт на фронт, по возвращении с которого Анна сообщает мужу – она любит другого, им нужно расстаться, а сын будет жить у свекрови (роль заботливой матери не для неё). Впоследствии поэтесса выходила замуж еще трижды, и всё заканчивалось разводами. Впрочем, для Гумилева Анна Андреевна стала идеальной вдовой - она отреклась от него живого, всеми почитаемого, но расстрелянному большевиками, она осталась верна до конца. Хранила его стихи, хлопотала об их издании, помогала энтузиастам собирать сведения для его биографии, посвящала ему свои произведения.

Конечно, невозможно в полной мере осветить поступки и серьёзные шаги мужчин, которые во имя любви и счастья женщины были готовы «начать жизнь с чистого листа».

К чему эта ода, спросите вы? Хотелось напомнить об этой силе тем, кто о ней забыл, чтобы наполняться ею для успешных достижений, побед, для радостного движения по жизни. Напомнить затем, что ныне это чувство настолько приземленно трактуется, что эта двусмысленность несколько удручает. А ведь это великое и главное качество человека – умение любить.

Женщинам стоит задуматься, насколько они позволяют себя любить и принимать любовь, а мужчинам – насколько они готовы жить и подтверждать это чувство.

Наверное, Творец не случайно передал невидимые «бразды правления» именно женщине, потому ее же и наделил способностью тонко чувствовать, видеть сердцем вопреки логике, чего никогда не способны понять мужчины.

Джон Грей, когда разбирает отношения мужчины и женщины, говорит, что это жители разных планет: «Мужчина с Марса, Женщина – с Венеры». Но эта наша такая непохожесть может и является невидимым магнитом, который притягивает жителей разных миров для того, чтобы благодаря Любви что-то понять друг о друге, заодно и о себе. Мы, такие разные, часто не понимающие друг друга, пытающиеся что-то друг другу доказать, убедить, отстоять свою правоту…забываем, что только наполненность этим чувством и дает нам силы и жить, и радоваться жизни .

В XX веке женщина приобретает все большую самостоятельность и независимость по сравнению с предыдущими эпохами. Она начинает бороться за свои права и отстаивать их так активно, что неминуемо приводит ее к уподоблению мужчине и, соответственно, лишению самой себя Женственности, что испокон веков влекло мужчин и побуждало их защищать, оберегать Слабый пол. Женщина становится мужеподобной и взваливает на себя обязанности мужчины. А это противоестественно!!! Что же мы так удивляемся, видя вырождение мужчины!

Мир перевернулся! Девочки, начнем с себя. Попробуем поставить его с головы на ноги. Восстановим (пусть пока что в теории, в «набросках») идеальный мировой баланс, баланс в отношениях между мужчиной и женщиной. Ведь Бог создал и мужчину, и женщину, наделив их определенными качествами, которые и отличают их друг от друга, и дополняют друг друга, тем самым и поддерживая этот баланс.

Скажите, что мы можем сделать для этого?

В чем принципиальное различие между мужчиной и женщиной?

Какими качествами должна обладать настоящая женщина, сделайте вывод.

Что современной женщине следовало бы позаимствовать у своих предшественниц-прародительниц? Какие качества она может и должна перенять у Прекрасных Дам, чтобы вновь побудить мужчину взять ответственность за семью, за судьбы мира на себя?

Согласитесь, в жизни так хочется ощутить гармонию, так хочется, чтобы тобой восхищались и заботились о тебе. Но этого не случится, если и мы сами не приложим усилия для исполнения этого. Ренди Гейдж, определяя потенциал человека, называет его садовником своей души. Справедливые слова. Постараемся же взрастить в своей душе доброту, чистоту, нежность, верность, чтобы в итоге произросла Любовь, но только не к самому себе, а – к другим! И тогда мы будем соответствовать действительному образу Прекрасной Дамы!

Ну что же, наш классный час подходит к концу. Признайтесь, приятно ощущать себя Музой, вдохновительницей, но и ответственно. А возможно, и кому-то из вас суждено стать той единственной, что пробудит во влюбленном созидательные начала. Кто знает?.. Дай Бог…

До свидания!

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. «Стихи о Прекрасной Даме» были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении утверждал, что только через любовь можно постичь истину, соединиться с миром в гармонии, победить в себе эгоизм и зло. Он верил, что все женское несет в себе животворное начало. Мать, жена, возлюбленная – именно они спасают жестокий мир от гибели. «Высокая» любовь к женщине может открыть сокровенные тайны мира, соединить человека с небом. В этом цикле лирический герой Блока уже не испытывает тоски, одиночества, как в ранних стихах, изменяются восприятие мира и эмоциональный тон стихотворений. Они приобретают элегический оттенок и мистическое содержание. В то время поэт напряженно ждал откровения, призывал Прекрасную Даму. Ему хотелось, чтобы скорее наступило время истины и счастья, преображение мира.

Свои чувства Блок выражал средствами символизма. Он одушевлял саму Женственность, называл свою мечту Вечно Юная, Вечная Жена, Царевна, Святая, Дева, Заря, Купина. Образы Прекрасной Дамы и лирического героя, ее рыцаря, двойственны. Стихи, где речь идет о любви «земной», к реальной женщине, относятся к интимной лирике. Герой ждет свою Даму, дает ее описание:

Она стройна и высока, Всегда надменна и сурова.

Для героя она – божество, которому он поклоняется, хотя видит ее только издалека или вечером «на закате». Каждая встреча с ней – радостное и долгожданное событие. То она одета в «серебристый мех», то в «белое платье», уходит «в темные ворота». Эти черты реальной женщины вдруг исчезают, и поэт видит уже мистический образ «Девы Радужных Ворот», называет ее «Ясной», «Непостижимой». С самим героем происходит то же самое. То он «молод, и свеж, и влюблен», то представляет себя иноком, зажигающим свечи перед алтарем в Храме Девы, то ее рыцарем. Перед нами и живые герои, и напряженная работа их душ, способных глубоко и сильно чувствовать. Драматическое ожидание прихода Прекрасной Дамы вызвано сомнениями героя. Он чувствует себя недостойным Ее. Блок противопоставляет земное и небесное, физическое и духовное. Лирический герой страстно жаждет прихода Прекрасной Дамы, но он – земной человек, со слабостями и недостатками, живет по земным законам. Сможет ли он начать жить по законам любви, истины и красоты? Герой зовет свет и божество, но выдержит ли он? Герой всей душой стремится к свету, но находится пока во тьме. Отсюда одной из центральных тем цикла является тема пути к свету. Герой повторяет «Приди!», обращаясь к Прекрасной Даме. Ее образ – это воплощенная тайна, которую она может открыть людям. Трезво оценивая состояние человеческих устремлений, поэт не надеялся на скорые перемены в душах людей, поэтому он пишет: «Ты далека, как прежде, так и ныне…» Блок, используя символы, пытался сказать читателям, что если люди не пойдут по пути добра, любви и справедливости, то их ждет вселенская катастрофа. Но все же его герой верит, что когда-нибудь жизнь изменится к лучшему: «Но верю, ты взойдешь»; «Ты откроешь Лучезарный Лик». Свои личные переживания Блок использовал и преобразовывал в творчестве. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» следует рассматривать как любовную и пейзажную лирику, как мистико-философскую повесть о пути поэта к Софии, то есть к мудрости, и о пути мира к духовному Преображению.

Юлий Айхенвальд в книге “Силуэты русских писателей” назвал Александра Александровича Блока певцом Прекрасной Дамы, вспоминая, безусловно, о знаменитых блоковских “Стихах о Прекрасной Даме”, появившихся в печати в самом начале XX века. Прекрасная Дама – образ, возникший в глубоком средневековье в эпоху рыцарского поклонения даме сердца и воспетый трубадурами Прованса. Прекрасной Дамой Александра Блока стала, как известно, Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь великого русского химика. Незадолго до появления своей первой поэтической

книги Блок писал Менделеевой: “Ты – мое солнце, мое небо, мое блаженство”.

Действительно, Любовь Дмитриевна отличалась необыкновенным обаянием, поэтому едва ли случайно то, что Блок, тонко чувствующий красоту, видел в Менделеевой земное отражение божества, воплощение Вечной Женственности. Известно, что образ вечной женственности зародился в учении древнегреческого философа Платона, которое Блок очень хорошо знал. Платоновский космос был расколот на два мира: мир вещей – сферу земной жизни растений, животных и человека, бытия предметов и мир идей – поднебесную сферу, воплощающую красоту, гармонию

и мудрость. Стремление к миру идей – это и есть Эрос, представляющий собой духовную энергию, любовь и музыку, исходящую из космоса.

В пору увлечения философией Платона А. А. Блок знакомится с поэзией и философией Владимира Соловьева, в работах которого образ вечной женственности был центральным. Начало XX века Соловьев предлагал встретить новой религией, в центре которой окажется Бог. Всевышний явится на землю уже не в образе Иисуса Христа, а в образе Великой Премудрости – Божественной Софии. Этот образ со времен античности претерпел множество изменений, главное из которых заключается в том, что безликая энергия музыкального первоначала мира, согласно христианской традиции, приобрела плоть и кровь в женском облике. Вечное женственное начало вошло в историю мировой культуры в храмовом зодчестве (блистательный Софийский собор в Киеве), в строгом лике Богородицы с печальными глазами. В. Соловьев подчеркивал, что не только христианское, но и языческое начало наполняет образ вечной женственности, поскольку она есть воплощение души природы и самой вселенной. София стала душой мира, той всемирной любовью, которая объединила небо и землю.

Для А. А. Блока была важна в философии Соловьева именно эта идея объединения музыкальной природы с образом вечной женственности. Все события, происходящие вокруг, Блок воспринимал как таинственные символы.

Такими настроениями была проникнута первая книга стихов Блока. Под прекрасной дамой, каков бы ни был реальный прообраз, вызвавший посвященные ей стихи, поэт видел божественное, вечно женственное начало, которое должно возродить, воскресить мир. Эта идея получила отражение, например, в стихотворении Блока “Сбылось пророчество мое…”. Лирический герой этого текста, увидев ее святилище, “весь исполнен торжества, … упоен великой тайной”. В своих стихах поэт изображает себя то рыцарем, то “стражником во храме”, “хранящим огонь лампад”, то одним из верных рабов, сторожащих царицу у входа в ее терем, то человеком, свершающим “в темном храме бедный обряд” в ожидании прекрасной Дамы, то пажом, который несет за красавицей покрывало. Вся книга первых стихов Блока проникнута пафосом ожидания, неоднократно в поэтических текстах повторяются слова “я жду”, “мы ждем” и т. д. Например, в стихотворении “” поэт пишет:

“Предчувствую Тебя. Года проходят Предчувствую Тебя мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя”.

Это же чувство выражено и в стихотворении “Я жду призыва, жду ответа”, где есть строки: “Я жду – и трепет объемлет новый,

Все ярче небо, молчанье глуше…

Ночную тайну нарушит слово…

Помилуй, Боже, ночные души!”

В реальной жизни герой книги “Стихи о Прекрасной Даме” чувствует себя одиноким, земля для него пустынна. Только в идеальном мире поэт ощущает свободу и радость бытия. Всем предметам и переживаниям поэт придает смысл иносказания. Например, в ранних стихах Блока река предстает не только как водный поток, но и как символ границы, отделяющей лирического героя от идеала. Такие слова, как дверь, ступени, небеса, заря, берутся поэтом в особом, условном значении. Только в последних стихотворениях книги образы обретаю конкретность, становятся более жизненными, из-за куполов таинственных храмов проступают стены простых домов и даже фабрик, исчезают лики ангелов, но появляются лица людей. Мир намеков и отзвуков постепенно исчезает, появляется мир танца.

Если в самых ранних стихах Блока (1904) Прекрасная Дама показана чаще всего как Богоматерь, то начиная с поэтических текстов 1905 года этот образ трансформируется. Например, в стихотворении “Пляски осенние” (1905г). Прекрасная дама явлена в нем как женщина танцующая, и ее пляска сопровождается “волнением”, полыханием сразу трех стихий: воды (“ниспадают струи”, “реющая влага”, “всплески”), воздуха (“в небеса уходит мольба”, “легкокрылая младость”) и огня, который здесь образно характеризует яркие краски осени (“ткань золотая”, “золотое кольцо”). Осенняя пляска в этом стихотворении – это не только движения влажного воздуха, ветра, листьев по золотому лесу, не только кружение осенней девы и ее подруг, но и музыка сначала “золотой трубы”, а потом и “звенящего голоса”, и, в конце концов, “музыка влаги”. В этом стихотворении перед нами олицетворена душа языческой природы, языческий вариант Вечной Женственности, лик которой растворяется в бесконечности природных стихий.

Прекрасная Дама будет появляться в стихах Блока то как Незнакомка, то как снежная маска, то как Кармен, то как Коломбина. Существует версия, что Последней прекрасной Дамой Блока стала главная героиня поэмы “Двенадцать” “толстоморденькая” Катька.

Итак, если ранние стихи А. А. Блока были не столько любовной лирикой, сколько “философией космизма”, которая адресовалась не к конкретной женщине, а к женщине идеальной, божественной, то поздние стихи поэта обретают более реалистические очертания.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Одинокий, к тебе прихожу, Околдован огнями любви… А. Блок Ранний А. Блок предстает перед нами как тонко чувствующий лирик, которому присущи и романтические порывы, и...
  2. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне – изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. А. Блок...
  3. Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” (1901-1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на “новую поэзию”, которая отражала философское...
  4. Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на “новую поэзию”, которая отражала философское учение...
  5. Вопросы: 1) Как биография Блока связана с его творчеством? 2) В чем идейное и художественное своеобразие “Стихов о Прекрасной Даме”? Каково их место в творчестве...

Мало кто из русских поэтов так тщательно вынашивал свой жизненный и художественный идеал, как Александр Блок. Он рано сформировал идеал, наполнил его глубоким содержанием и очень долго был ему верен. И хотя эстетический облик этого идеала менялся с годами, но сердцевина его оставалась неизменной.
Так возник цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Его открывает «Вступление», в котором рисуется путник, неостановимо шествующий туда, где находится героиня. Интересно, что здесь еще поэт помещает ее в русский деревянный терем, украшенный резьбой, коньком, высоким верхом-куполом. Мне кажется, что Блок опирается на фольклорный источник, на песню «Живет моя отрада в высоком терему...» Только эту песенную «отраду» поэт делает сказочной Царевной, слово это начинает писать с заглавной буквы, а сам он проникает в ворота малодоступного терема сквозь пламя заревого пожара.
Далее следуют стихи цикла, в которых героиня все чаще называется «душой» и наделяется неземными чертами:
Огонь нездешних вожделений
Вздымает девственную грудь.
Поэт жаждет в эту пору (она совпадает с «мистическим летом» Блока и Л. Д. Менделеевой в 1901 году) любви «божественной». Он испытывает в это время сильное влияние философии Владимира Соловьева, который утверждал, что божественный мировой разум, управляющий миром, проявляет себя в «душе мира», «Софии», которая принимает женский образ Вечной Женственности. Это «высшее существо» (женское начало) находится между Богом и реальной действительностью и вмещает в себя полноту добра, истины и «нетленное сияние красоты». Она, эта Вечная Женственность, призвана сласти своей красотой мир, обновив человечество.
Учение выдающегося русского философа легло в основу поэтического цикла А. Блока. Мистический образ Вечной Женственности, став у него источником любви и света, получает различные имена и названия: «Вечно-Юная», «Дева», «Святая», «Владычица вселенной», «Душа» и «Прекрасная Дама». Это позволило Блоку необычайно возвысить образ любимой, соединить прекрасное и возвышенное, выразить идею будущего преображения мира в гармонию.
Высокий идеал прекрасного по-своему, очень своеобразно (и отдаленно) отражал конфетное лицо в жизни - Любу Менделееву. Она вспоминает, говоря о поэзии Блока 1901 - 1903 годов: «Понемногу я вошла в этот мир, где не то я, не то не я, но все певуче, все недосказанно, где эти прекрасные стихи так или иначе, но все же идут от меня». Теперь мы начинаем значительно лучше понимать эти загадочные стихи Блока. С одной стороны, тут много идет от реальной жизни: совместное с невестой посещение городских соборов - Казанского и Исаакиевского - отразилось в стихотворениях «Люблю высокие соборы...» и «Вхожу я в темные храмы...», прогулки по тихим майским улицам Петербурга запечатлелись в стихотворении «Белой ночью месяц красный...», другие стихи передают перемены во взаимоотношениях возлюбленных. Тут и надежда, и сомнения, и волнения молодых людей. А с другой стороны - многое идет от философии, мечты и литературы. Теперь понятен смысл таких строк:
В чьем-то женственном дыханьи,
Видно вечно радость мне!
И в образе Души, и в Российской Венере, и в Матери, и Вечной Жене, и в Звезде, «святилище Твоем», и в горе Твоем, и в Тихой, и в Ясной, и в Прекрасной Даме, которую ждет герой, так или иначе вол- лощены черты Вечной Женственности.
Центральный из этих образов - Прекрасная Дама - больше напоминает видение, чем реальную женщину. Это скорее видение, греза, пожалуй, даже сон. Многое в нем скоротечно, мгновенно, неуловимо ибо оно из мира иного:
И нам недолго любоваться
На эти, здешние, пиры:
Пред нами тайны обнажатся,
Возблещут дальние миры.
Эта Дама очень неопределенна, бесплотна, трудно увидеть ее лицо, фигуру, одежды, походку. Но она прекрасна. Недаром перед словом Дама стоит соответствующий эпитет. Прекрасен свет, идущий от нее, таинственен шелест ее шагов, чудесны звуки ее появления, многообещающи сигналы о ее приближении, музыкальны голоса, ее сопровождающие. Вообще все, что с нею связано, овеяно духом музыки. Точно ангелы поют, славя Мадонну.
Такое изображение не случайно. Ведь Блок творит в эту пору как символист. Он пользуется не реалистическими образами, а символами. В каждом символе есть что-то от предметного образа. Если это хорошо понять, то откроется своеобразие того образа Вечной Женственности, который так часто предстает в своей разновидности - образ Прекрасной Дамы. Этот символ лишен плоти, зато в нем нет ничего от натурализма, от пошлости, от призем- ленности. В нем много загадочного, возвышенного. Поэтому так много здесь иносказания, условностей, недоговоренностей. Как увлекательно их пытаться «прочесть, уловить, понять!»
Я не случайно упомянул Мадонну. Когда я читаю эти стихи, то почему-то представляю себе витринное изображение Мадонны в так называемом «прекрасном окне» Шартрского собора (XII век). Контуры царственной женщины имеются, свет от нее излучается, нимб сияет, цветные стекла вокруг звонко «поют», а сама Мадонна прозрачна. Ускользая, она оставляет прекрасный след в душе. Так и Дама Блока.
А еще она напоминает мне Даму сердца, избиравшуюся в том же средневековье рыцарем, который ей служил, сражался за нее на турнире, отдавал за нее жизнь. Вот, например, в романе «Айвенго» Вальтера Скотта мы читаем, как рыцарь де Браси на арене объявляет: «Оставьте трон незанятым, и пусть тот, кто войдет победителем, сам изберет прекрасную королеву. Это увеличит прелесть победы и научит прекрасных дам еще более ценить любовь доблестных рыцарей, которые могут так их возвысить». Не из этого ли рыцарского мира пришла к Блоку его Прекрасная Дама?
Если теперь мы обратимся к лирическому герою стихов Блока, то увидим, что наша догадка правильна. Хотя этот лирический герой тоже лишен плоти, расплывчат и трудноуловим, но он нередко выступает именно в роли рыцаря, который служит Даме сердца. Недаром у него голубой плащ и странствует он, как Рыцарь Печального Образа. Правда, иногда и он меняет свой облик и порою оказывается пажом госпожи, коленопреклоненным рабом своей царицы, ангелом, склоняющимся с цветком лилии перед Тихой. И тогда он начинает в моем представлении походить на ангела, изображенного на картине С. Боттичелли «Благовещение». Здесь тот же порыв, то же благоговение у явившегося к Марии, те же черты прекрасного в Божественной Деве, те же иносказания и намеки, что у Блока. Ангел здесь скорее послушник, паж, раб госпожи, нежели святой небожитель. Иногда у поэта унижение «рыцаря» или «раба», которые служат Прекрасной Даме, доходят до крайности. Ее служитель ощущает свою ничтожность перед ее «глубинами» и объявляет даже себя тварью дрожащей. Это нужно ему для того, чтобы непомерно возвысить Даму.
Возвышенность героини в этих стихах призвана подчеркнуть еще и низменность окружающего будничного, серого, ничтожного мира. Прекрасное в ее облике контрастно безобразному в действительности. Ее «великий» свет противостоит «злой тьме».
Минуют годы, и блоковская Дама, меняя свой облик, подвергаясь странному влиянию страшной действительности, пройдет сквозь циклы «Город». «Снежная маска». «Фаина», «Кармен», «Ямбы». Но всякий раз она будет по-своему Прекрасной, ибо всегда будет нести в себе высокий свет блоковского идеала.

Творчество Александра Блока приходится на начало XX века. Этот период ознаменовался для всей России как переломный в ее истории и отразился во многих произведениях великого поэта. Многие поэмы и стихотворения Блока, посвященные политической ситуации в стране, вызывают у читателей противоположные мнения. Некоторые восхищаются ими, другие не признают. Но можно точно сказать, что все с большим удовольствием читают произведения, относящиеся к ранней лирике Блока. Несомненно, это шедевры любовной лирики. Блок создавал их, вдохновленный своей молодой женой, дочкой великого русского ученого Менделеева. Ее красота послужила источником мыслей Блока, которые, сложившись в прекрасные стихи, заставляли волноваться сердца многих его почитателей. В произведениях Блока отсутствует образ конкретной женщины. Его Муза предстает в образе вечной женственности, нежности, непорочности. Прекрасная Дама Блока олицетворяет собой обычную земную женщину что-то возвышенное, объединяющее в себе лучшие женские черты:

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

Себя Блок представляет как служителя Прекрасной Дамы, как ее рыцаря:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В своих стихах Блок основывается на своих переживаниях, чувствах, он открывает свою душу, предстает перед нами пылким "мечтательным юношей. Для него как будто не существует реальности, он полностью предан своим мечтам о Прекрасной Даме:

Жизнью шумящей нестройно взволнован.

Шепотом, криком смущен.

Белой мечтой неподвижно прикован

К берегу поздних времен.

Белая Ты, в глубинах несмутина.

В жизни - строга и гневна.

Тайно тревожна и тайно любима.

Дева, Заря, Купина.

Но постепенно происходит кризис его юношеской мечтательности, она уступает место осознанию реальности. Его Прекрасная Дама обретает определенные черты, становится более земной. В «Незнакомке» Блок описывает свою новую Музу. Блок переносит ее из возвышенной среды в обычную, свойственную каждой простой женщине:

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Она все так же прекрасна, горда, возвышается над однообразием и пошлостью. Но все же в ней произошли изменения:

И медленно, пройдя меж пьяными.

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами.

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями, .

И в кольцах узкая рука.

Это описание наводит нас на мысль о ее аристократичности, благородном происхождении. Ее лицо покрывает вуаль, что символизирует какую-то тайну. Не все нам еще известно о новой Прекрасной Даме, создается ощущение, что за ее чудесной внешностью стоит что-то неизвестное:

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль.

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены.

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

Может быть, именно эта тайна легла в основу названия стихотворения «Незнакомка». Шло время, и мнение Блока о своей Музе все больше изменялось и уходило дальше от образа Прекрасной Дамы и Незнакомки. В этот период Блок посвящал большинство своих творений Родине. Многие поэты представляли Родину в своих произведениях как мать. Блок же говорил о ней как о жене, как о возлюбленной:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Так пишет о России Блок в цикле «На поле Куликовом». В стихотворении «Осенний день» Блок опять представляет свою Родину как жену:

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем ты горько плачешь?

Таким образом, Блок постоянно изменялся, и вместе с ним постоянно изменялся образ его Музы. Эти стихи, наполненные огромной любовью к женственности, Родине, могут нравиться людям любого возраста, мужчинам и женщинам, людям, увлекающимся политикой и далеким от нее, потому что они о любви, вечном чувстве, близком любому человеку. Ранние стихи Блока актуальны всегда, как актуальна всегда любовь.