ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА:
Восток, Греция, Рим/
И.А.Ладынин и др.
М.: Эксмо, 2004

Раздел V

Эпоха Поздней империи (доминат)

Глава XX.

Оформление системы домината (284-337 гг.)

20.2. Правление Константина Великого (306-337 гг.)

Вскоре после отречения Диоклетиана между его наследника­ми разгорелась борьба за власть (306-324 гг.). В июле 306 г. в Эбораке умер 56-летний Констанций I Хлор, и его легионы про­возгласили цезарем сына Констанция, 20-летнего Гая Флавия Валерия Константина (306-337 гг.). Вместо Констанция Галерий назначил августом Севера и скрепя сердце признал цезарем Константина. В конце октября 306 г. власть в Риме захватил Максенций, сын Максимиана Геркулия: сначала он объявил себя цезарем, а в следующем году - августом. Вскоре к власти вер­нулся и сам 66-летний Максимиан. Он заключил союз с Константином, выдал за него свою дочь и признал его августом. Так в 307 г. в империи оказалось сразу 5 августов.

Потерпев поражение в борьбе с Максенцием и Максимианом, в апреле 307 г. погиб Север. В ноябре 308 г. Галерий объявил ав­густом Валерия Лициния, а в 309 г. - Максимина Дазу. Вскоре столь же неуемный в своем властолюбии, сколь и вероломный Максимиан, рассорившийся с сыном и предавший зятя, потерпел полное поражение и погиб (310 г.). В мае 311 г. в Никомедии умер самый активный враг христиан Галерий. Перед смертью он издал эдикт о веротерпимости, в котором покаялся за 8-летнее пресле­дование христиан. Преемником Галерия на Востоке стал Лициний. В 312 г. Константин во главе своей галльской армии вторгся в Италию и наголову разгромил войска Максенция в сра­жении у Вероны. В конце октября того же года в битве у Мульвийского моста Максенций был окончательно побежден и погиб. Константин вступил в Рим и, казнив двух сыновей Максенция, объявил всеобщую амнистию, чем снискал располо­жение римлян.

Летом 313 г. в борьбе с Лицинием погиб Максимин Даза. Все восточные провинции оказались под властью Лициния. В том же году Константин и Лициний издали т. н. Медиоланский (или Миланский) эдикт, в котором признавалось равноправие христи­анства со всеми остальными религиями. Конфискованное у хри­стианских общин имущество подлежало возврату или компенса­ции. Константин и Лициний поделили империю: первому достал­ся Запад, второму- Восток. В 314 г. между ними произошел конфликт, за которым последовал передел владений: потерпев­ший поражение Лициний отдал Константину Балканский полуо­стров (за исключением Фракии). Мир продержался около 10 лет. В 324 г. между Константином и Лицинием началась война из-за спорной Фракии. В сентябре того же года Лициний потерпел пол­ное поражение, капитулировал и спустя несколько месяцев был убит по приказу Константина. Последний стал единоличным вла­стителем империи (324-337 гг.).

Политический курс Константина стал прямым продолжени­ем политики Диоклетиана. В 314 г. он провел новую денежную реформу. В обращение на Западе империи (с 324 г. и на Востоке) была введена новая золотая монета - солид (чеканился из расче­та 72 монеты на фунт). Кроме солида, в провинциях имели хожде­ние разменные серебряные денарии. Нововведение дало возмож­ность стабилизировать финансовую систему и несколько оживить рынок.

При Константине продолжался начавшийся при Диоклетиане процесс прикрепления к месту жительства и работы куриалов, ремесленников и колонов. Обязанности куриалов, материально ответственных за налоговые поступления с горожан, являлись пожизненными и наследственными. Ряды разорявшихся куриа­лов в принудительном порядке пополнялись состоятельными людьми. Членство в ремесленных коллегиях также стало наслед­ственным. В частности, закрепощению подверглись объединения ремесленников, обслуживавших императорские мастерские. В отношении несения повинностей члены корпораций были связа­ны круговой порукой. Прикрепление к земле колонов получило свое юридическое оформление в конституции Константина «О беглых колонах» (332 г.), где впервые было зафиксировано принудительное возвращение беглых колонов к месту житель­ства. Число колонов увеличивалось за счет захваченных в плен варваров. Непосильный налоговый гнет и злоупотребления им­перских чиновников вызвали к жизни такой юридический ин­ститут, как патроциний. Крестьяне, ремесленники и куриалы добровольно переходили под патроциний местных магнатов и становились их колонами. Свою прежнюю земельную собствен­ность они получали уже на правах прекарного (условного) владе­ния. Взамен магнаты обеспечивали своим колонам защиту от притеснений властей.

Константин продолжил военную реформу Диоклетиана. Он распустил преторианские когорты (312 г.), а из состава маневрен­ных войск выделил привилегированные дворцовые части, рас­квартированные в Риме и резиденциях императора. Армия по­полнялась отрядами варваров, которые за свою службу получали римское гражданство, а с ним и возможность сделать карьеру в военно-бюрократических структурах Поздней империи. Постепенно военная профессия тоже стала наследственной. Время Константина (если не учитывать кровавую борьбу за власть) было относительно спокойным: при нем велись лишь незначительные пограничные войны (в частности, на Дунае).

При Константине территория империи была поделена на 4 крупных административных округа- префектуры во главе с префектами претория. Военное командование находилось в ру­ках 4 военных магистров. Префекты претория и военные маги­стры назначались императором. Сохранилось прежнее админи­стративное деление на провинции и диоцезы. Громоздкая военно- бюрократическая система была основана на принципе строгой иерархии и подчинении низших управленцев высшим по рангу. Все чины верхнего эшелона административного аппарата подраз­делялись на 6 категорий: «благороднейшие», «сиятельные», «по­чтеннейшие», «светлейшие», «совершеннейшие» и «выдающие­ся» (низший ранг). Их обладатели рассматривались как личные слуги императора (comites, domestici). Дворцовые должности, связанные с обслуживанием «священной особы» императора, считались высшими в империи (начальник «священного ложа», конюший, хранитель «священной одежды», начальник главной канцелярии и т. д.).

В области религиозной политики Константин проводил прин­ципиально иной курс, нежели Диоклетиан. Он увидел в христи­анском вероучении и церковной организации потенциальную опору абсолютной власти императора. Будучи трезвомыслящим и прагматичным политиком, он прекрасно осознавал бесперспек­тивность политики гонений. Сам Константин, как и его отец, из­начально имел среди христиан репутацию властителя, вполне лояльного по отношению к христианству. Поэтому издание в 313 г. Медиоланского эдикта явилось вполне логичным и полити­чески оправданным шагом (что касается его коллеги Лициния, то его отношение к христианам не отличалось последовательностью: в 320 г. он снова подверг их преследованиям). Еще раньше Константин освободил христианский клир от всех личных повин­ностей в пользу государства. Эдикт 315 г. гарантировал христиа­нам свободное проведение молитвенных собраний. Христианам вернули гражданские права, отнятые у них при Диоклетиане и Галерии. Сам Константин оставался язычником (он крестился лишь накануне смерти). Тем не менее он закрыл некоторые язы­ческие храмы, упразднил ряд жреческих должностей и конфи­сковал часть храмовых ценностей.

Между тем саму церковь сотрясали конфессиональные спо­ры. Появились такие массовые ереси, как донатизм и арианство (последнее вскоре широко распространилось по империи). В ин­тересах императора было не допустить церковного раскола, поэ­тому он неизменно выступал на стороне ортодоксального еписко­пата и жестоко преследовал еретиков. Чтобы покончить с разно­гласиями, Константин созвал всех епископов Востока и Запада на I Вселенский собор, состоявшийся в 325 г. в малоазийском городе Никее. На соборе под давлением императора большинство епи­скопов (около 300 человек) осудило арианство. Тогда же был при­нят первый Символ веры. Правда, спустя несколько лет Константин стал склоняться к арианству и в 337 г., находясь на смертном одре, принял крещение из рук епископа-арианина Бвсевия Никомедийского. Тем не менее заслуги Константина пе­ред церковью были настолько весомы, что после смерти импера­тора клир почтил его именем «Великого» и канонизацией (хотя этот вероломный и жестокий деспот убил старшего сына и пле­мянника, казнил жену и совершил множество других преступле­ний).

В 330 г. Константин торжественно перенес столицу империи в Константинополь (Новый Рим), стоявший на европейском бере­гу Боспора Фракийского на месте древнегреческого города Византия. На строительство и украшени&Константинополя были израсходованы колоссальные средства. В городе, окруженном мощными укреплениями (т. н. «стена Константина»), были по­строены дворцы, стадион, ипподром, термы и библиотеки. Из Рима в новую столицу вывезли огромное количество статуй. Перенесение столицы на Восток имело символическое значение: произошел полный и окончательный разрыв с традициями «ре­спубликанской монархии». Отныне император больше не являл­ся «первым среди равных». Он был абсолютным монархом, перед которым подданные подобострастно простирались ниц, как перед каким-нибудь восточным деспотом. Диоклетиан и Константин носили диадему и роскошные, усыпанные драгоценными камня­ми одежды. При дворе был введен строгий церемониал с поклона­ми и целованием рук и ног властителя.

Биография
Римский император с 306 года. Последовательно проводил централизацию государственного аппарата, поддерживал христианскую церковь, сохраняя также языческие культы. В 324-330 годах основал новую столицу Константинополь на месте города Византий.
Константин был старшим сыном Констанция Хлора и Елены, дочери трактирщика. Когда Константину было двадцать лет, его отца объявили цезарем, и по существующим правилам ему пришлось развестись с Еленой. Констанций Хлор женился на Феодоре, падчерице Августа Максимиана Геркулия; в результате этого брака у Константина оказалось три сводных брата (Далмаций Старший, Юлий Констанций, Аннибалиан) и три сводных сестры (Анастасия, Констанция I, Евтропия II).
Уже в юношеском возрасте Константин проявил себя смелым, рассудительным воином и командиром, чем снискал популярность в войсках, которыми командовал его отец.
После отречения Диоклетиана и Максимиана Константин оказался во власти Галерия, который задержал его у себя в Никомедии как заложника. Не желая мириться с этим, Константин решил бежать.
Лактанций рассказывает о его побеге: «Констанций Хлор, так как был тяжело болен, отправил письмо Галерию, чтобы тот прислал к нему сына его Константина, которого он хочет видеть, чего он давно уже тщетно добивался. Галерий же не хотел этого. Часто строил он тайные козни против молодого человека, так как не решался что-либо предпринять явно, дабы не навлечь на себя гнев граждан и чего он особенно опасался - ненависть воинов. Однажды Галерий под видом шутки и как бы для испытания силы и ловкости Константина втолкнул его в клетку со зверями. Но тщетно...
Так как Галерий больше не мог отказывать Констанцию Хлору в его просьбе, то однажды вечером он дал Константину разрешение уехать и повелел, чтобы тот отправился в путь на следующее утро... Галерий был намерен наутро либо задержать его под каким-нибудь предлогом, либо срочно отправить письмо в Италию, чтобы его задержал по дороге Флавий Север. Предвидя это, Константин поспешил уехать, когда император после ужина отправился на покой. Константин умчался, искалечив по дороге всех государственных лошадей на многочисленных дорожных постах. На следующий день император, намеренно проспав до полудня, приказывает позвать к себе Константина. Ему говорят, что тот сразу после ужина отправился в путь. Галерий приходит в ярость и поднимает крик. Он требует седлать государственных лошадей, чтобы вернуть его. Ему сообщают, что лошадей нет. Галерий едва сдерживает слезы. А Константин с невероятной быстротой приезжает к отцу, находящемуся уже при смерти, который представляет его воинам и передает власть из рук в руки. Констанций Хлор обретает на своем ложе покой от дел мирских, как он того желал».
После неожиданной и ранней смерти Констанция Хлора в 306 году британские легионеры провозгласили Константина цезарем, а август Галерий, опасаясь недовольства сильной западной армии, был вынужден признать это провозглашение.
После того как Максенций захватил власть в Риме и к нему прибыл его отец Максимиан Геркулий, Константин охотно пошел на соглашение с ними. В 307 году Максимиан Геркулий предоставил ему титул августа и выдал за него замуж свою дочь Фаусту.
Во вспыхнувшей затем борьбе за власть над всей Империей между Галерием и вернувшимся к управлению государством Максимианом и его сыном Максенцием Константин проявил завидную осторожность, выжидая истощения сил воюющих сторон, постепенно наращивая свои силы и политическое влияние. После смерти Галерия в 311 году, когда старшим августом стал Лициний Лициниан, Константин заключил с ним союз, направленный против Максенция, управляющего центральной областью Империи - Италией и африканскими провинциями.
Правление Максенция выродилось в откровенную тиранию. Константин не остался глух к тайным предложениям, которые стали поступать к нему от угнетенных римлян. Выждав удобный момент, он ввел свои галльские войска в Италию. Решающее сражение с Максенцием произошло под Римом у местечка Красные Скалы в 312 году. Христианская легенда передает, что в решающий момент битвы над легионным значком, под которым сражался Константин, появился христианский крест с надписью «Сим победишь». Войско Максенция было разбито, а сам он утонул в Тибре. Константин стал повелителем западной половины Империи, а его союзник Лициний, разгромив своих соперников на Востоке, стал августом ее восточной половины.
После разгрома и гибели Максенция 28 октября 312 года Константин как победитель вступил в Рим и постарался проявить великодушие: он ограничился тем, что приказал убить только двоих сыновей свергнутого тирана. А когда некоторые римляне потребовали казни всех приверженцев Максенция и доносчики уже стали развивать активность, Константин решительно пресек их деятельность, объявив всеобщую амнистию.
Такое поведение Константина повергло римлян в изумление и привлекло к нему их сердца.
Победитель посетил сенат и заявил, что намерен вернуть ему его былое величие и значение. За это растроганный сенат провозгласил Константина главным августом Римской империи (двумя другими августами в это время были Лициний и Максимин Даза).
В честь победы Константина над Максенцием в Риме воздвигли пышную триумфальную арку, которая и сейчас стоит недалеко от Колизея; на ней написано: «Императору Цезарю Флавию Константину Величайшему, Благочестивому, Счастливому Августу сенат и народ римский посвятили замечательную арку в честь его триумфа за то, что он со своим войском по внушению свыше и благодаря величию своего ума с помощью праведного оружия освободил государство одновременно и от тирана и от всей его клики».
Это единственная триумфальная арка в Риме, которая сооружена не за победу над внешним врагом, а за победу в междоусобной войне.
Сам факт создания этой арки говорит о том, что римляне в значительной мере уже утратили понимание общественного блага и стали рассматривать государство как личную собственность монарха, существующую для его удовольствия; за долгие века империи римляне в конце концов усвоили ту идеологию рабского подчинения властелину, за которую прежде презирали варваров - жителей стран Востока.
Варварство римлян при сооружении этой арки проявилось и в том, что для ее украшения сняли скульптуру с одной из триумфальных арок Траяна.
В отличие от Диоклетиана Константин оценил силу церковной организации и авторитет христианства среди самых различных слоев населения и армии. Он понял, что христианство и его мощная церковная организация могут быть прочной опорой абсолютной власти. Поэтому Константин принимает важное решение о примирении с христианской церковью и о ее решительной поддержке. Еще в 311 году август Галерий отменил гонения на христиан. В 313 году после побед над своими политическими соперниками Константин и Лициний в городе Медиолане издали свой знаменитый эдикт, известный в исторической литературе как Медиоланский, или Миланский. По этому эдикту христианская религия объявлялась равноправной со всеми другими религиозными системами. Конфискованное или разграбленное имущество церкви должно было быть возвращено или за него выплачивалась компенсация.
Сам Константин продолжал оставаться язычником. У него во дворце справлялись языческие и христианские праздники. Он почитал Солнце Непобедимое, Аполлона - Гелиоса, Христа и других богов, но часть языческих храмов закрыл и упразднил при них жреческие должности. Были конфискованы некоторые храмовые ценности.
По повелению Константина в Риме завершили строительство базилики, начатой Максенцием. В этом гигантском, роскошно отделанном здании поставили колоссальную мраморную статую Константина (ее обломки можно видеть сейчас в Риме во дворе Дворца Консерваторов, который входит в состав Капитолийских музеев).
Константин, став господином Италии, навсегда распустил преторианскую гвардию, справедливо усмотрев в ней источник внутригосударственных смут. Вместо преторианских когорт были созданы отряды дворцовой стражи, а преторианский лагерь в Риме разрушен.
Максенций очень не нравился римлянам потому, что требовал от сенаторов добровольных пожертвований в пользу государства.
Константин намного превзошел Максенция и установил для сенаторов твердый налог. Все они были разделены на разряды по имущественному признаку; самые богатые должны были отныне ежегодно вносить в казну по восемь фунтов золота, другие - по четыре и по два фунта, а самые несостоятельные - по семь золотых монет.
Сенаторское сословие потеряло в Римском государстве всякое реальное значение, а звание сенатора сделалось обременительным. Именно поэтому Константин очень заботился об увеличении численности римского сената и охотно делал сенаторами богатых провинциалов.
Константин всеми средствами прокладывал себе путь к власти, действуя не только силой, но и другими способами. В борьбе за власть он сумел опереться на христианство. Он учел, что эта религия уже широко распространена среди жителей Римской империи, и предпочел иметь в христианах не врагов, а друзей. Поэтому он всегда вел себя как сторонник веротерпимости, хотя христианином не был. Не отвергая старых римских богов, он допустил в их число нового бога. Сам Константин принял крещение только перед своей кончиной. Христианская церковь всегда считала Константина своим благодетелем, свято чтила его память и не уничтожала его статуи (бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия уцелела лишь потому, что невежественные средневековые римляне принимали ее за изображение Константина).
Новые августы ненавидели и боялись друг друга. На первых порах объектом их острых разногласий был вопрос о том, кто должен управлять провинциями Балканского полуострова. В результате войны 314-316 годов Константин добился перехода Балканского полуострова, кроме Фракии, под свою власть и между ним и Лицинием был заключен мир. Константин стал претендовать на положение старшего августа, с чем Лициний был вынужден мириться. Воспользовавшись затруднительным положением последнего во время нападения готов на Фракию в 323 году, Константин под предлогом борьбы с готами захватил Фракию, а когда Лициний попытался вытеснить своего вероломного союзника из этой области, это привело к войне, в которой Лициний был разбит, низложен с престола и вскоре убит. В 324 году Константин стал единственным правителем всей Римской империи. К нему обращались с рабской почтительностью, что хорошо видно из текста надписи, найденной в Риме на форуме Траяна:
«Нашему господину, восстановившему род человеческий, расширившему империю и власть римскую, а также заложившему основы спокойствия навечно, Флавию Валерию Константину Счастливому, Величайшему, Благочестивому, Постоянному Августу, сыну божественного Констанция, всегда и повсюду почитаемого, Гай Цезоний Руфий Волузиан, светлейший муж, консул первых месяцев года, градоначальник Рима, имеющий императорскую судебную власть, преданнейший его воле и величию».
Константин вышел победителем в суровой борьбе с многочисленными претендентами на высшую власть, ибо выгодно отличался от них во многих отношениях. Он был человеком очень смелым, энергичным и вместе с тем осторожным. Хорошего образования он не получил, однако к образованности относился с уважением. В сравнении со звероподобными Максенцием и Лицинием он обладал большими личными преимуществами.
Константин имел хорошую внешность, был высокого роста, крепкого телосложения, отличался физической силой и ловкостью. Он вел воздержанный образ жизни, прекрасно умел владеть собой, был вежлив, общителен и даже склонен к юмору.
Определяющим качеством характера Константина было непомерное властолюбие. Сделавшись императором, он сбросил маску учтивости и справедливости и стал проявлять откровенную жестокость и деспотизм. Его алчность и расточительность легли тяжелым бременем на народ, так как только беспощадно грабя жителей империи, можно было добывать те колоссальные суммы, которые расходовались на блеск императорского двора, на грандиозное строительство и на содержание громоздкого военно-бюрократического аппарата. Внешне Константин усвоил великолепие и негу восточной роскоши. Даже будучи немолодым человеком, он наряжался в пестрые шелка, расшитые золотыми цветами, носил накладные волосы и короны изысканных фасонов со множеством драгоценных камней и жемчуга, его мощная шея была увешана ожерельями, а могучие руки увиты браслетами.
Государственная деятельность Константина продолжала основные направления политики Диоклетиана и имела своим результатом постепенное прикрепление значительной массы свободных людей к их месту жительства, к земле или ремеслу, чтобы обеспечить регулярный сбор налогов с населения. Если в прежние века Рим жил за счет того, что грабил другие народы, то теперь от стал грабить сам себя; Римское государство вступило на путь самопожирания: собирая налоги, правители не задумывались над тем, откуда возьмут налогоплательщики требуемые суммы, и чем строже взыскивались налоги, тем более истощались средства населения.
В сельском хозяйстве труд рабов и мелких свободных собственников постепенно вытеснялся трудом колонов (это были люди формально свободные, которые у частных лиц арендовали землю и фактически были лишены права покинуть ее). Колоны не только обрабатывали землю, но и платили налоги, поэтому государство было очень заинтересовано в их закрепощении.
30 октября 332 года Константин издал грозный указ против бегства колонов: «Тот, у кого будет найден чужой колон, должен не только вернуть его к месту его происхождения, но и заплатить за него подушную подать за то время, которое колон у него находился. А самих колонов, которые вздумают бежать, надлежит заковать в кандалы как находящихся в рабском положении, чтобы они были принуждены в наказание исполнять рабским способом обязанности, приличествующие свободным».
По той причине, что граждане постепенно превращались в закрепощенных налогоплательщиков, Константин был вынужден брать в армию все большее и большее число варваров. В римской армии было много скифов, готов и германцев, а при дворе Константина особым влиянием пользовались франки; он был первым императором, который стал делать варваров консулами. Таким образом, варвары вступили на путь, который привел их в конце концов к овладению Римом.
К городу Риму Константин был совершенно равнодушен. Он пробыл в нем после победы над Максенцием не более трех месяцев, а впоследствии посетил его только два раза, когда вступал в десятый и в двадцатый год своего правления. Временными резиденциями Константина были Трир в Германии, Медиолан (совр. Милан), Аквилея в Северной Италии, Сирмий в Паннонии, Фессалоники (совр. Салоники в Северной Греции) и Нэсс (совр. Ниш в Сербии); последний был его родиной. Константин основал новую столицу Римской империи, назвав ее Вторым, или Новым, Римом (эти названия быстро вышли из употребления, и город стал именоваться Городом Константина - Константинополь, современный Стамбул).
Новую столицу построили на месте древнего греческого города, который назывался Византий и был расположен на границе Европы и Азии на побережье пролива Босфор. На ее строительство израсходовали колоссальные средства; 60 000 фунтов золота истратили только на сооружение городских стен, крытых колоннад и водопроводов. В городе Константина были построены и храмы старым богам и церкви христианскому богу.
Чтобы придать блеск новой столице, ограбили старую: из Рима увезли огромное количество статуй. Почти все крупные города империи были вынуждены отдать большинство своих статуй для Константинополя. Часть римской знати переселилась в новую столицу.
Добившись наконец своей заветной цели и став владыкой мира, Константин окружил себя азиатской пышностью и опозорил свою старость безумным и неслыханным мотовством. Если прежде Константин не терпел клеветников и доносчиков, то теперь стал настолько подозрительным, что в особом эдикте поощрил их обещанием наград и отличий. Старший сын Крисп, отмеченный многими достоинствами и очень популярный в народе, вскоре стал вызывать в императоре чувство опасения, которое переросло в тайную ненависть. В 326 году Константин велел схватить Криспа и после скорого суда казнить. Сразу вслед за тем он приказал умертвить и племянника Лициния. Многие приписывали гибель Криспа коварству его мачехи Фаусты, которая будто бы обвинила пасынка в покушении на ее честь и целомудрие. Неизвестно, раскаялся ли позже Константин в своем проступке или раскрыл козни жены, но он покарал ее так же сурово, как и сына. По одной версии, императрица задохнулась в бане, специально растопленной до такой степени, что в ней невозможно было дышать, а по другой - Константин сам столкнул ее в ванну с кипятком.
Незадолго до смерти Константин провел удачную войну против готов и сарматов. В начале 337 года больной император отправился в Еленополис пользоваться ваннами. Но почувствовав себя хуже, он велел перевести себя в Никомедию и здесь на смертном одре крестился. Перед смертью, собрав епископов, он признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана, но по воле Божьей принимает его здесь.
Константин умер 22 мая 337 года в Аквирионском дворце в предместье Никомедии. Своими наследниками он считал трех своих сыновей (цезари Константин II, Констанций II, Констант) и двух племянников (цезарь Далмаций Младший и Аннибалиан, женатый на Константине Августе, дочери Константина).

Свя-той им-пе-ра-тор Кон-стан-тин (306-337), по-лу-чив-ший от Церк-ви име-но-ва-ние "рав-ноап-о-столь-ный", а во все-мир-ной ис-то-рии на-име-но-ван-ный Ве-ли-ким, был сы-ном це-за-ря Кон-стан-ция Хло-ра (305-306), пра-вив-ше-го стра-на-ми Гал-ли-ей и Бри-та-ни-ей. Огром-ная Рим-ская им-пе-рия бы-ла в то вре-мя раз-де-ле-на на За-пад-ную и Во-сточ-ную, во гла-ве ко-то-рых на-хо-ди-лись два са-мо-сто-я-тель-ных им-пе-ра-то-ра, имев-шие со-пра-ви-те-лей, од-ним из ко-то-рых в За-пад-ной по-ло-вине и был отец им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на. Свя-тая ца-ри-ца Еле-на, мать им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на, бы-ла хри-сти-ан-кой. Бу-ду-щий пра-ви-тель всей Рим-ской им-пе-рии - Кон-стан-тин - был вос-пи-тан в ува-же-нии к хри-сти-ан-ской ре-ли-гии. Отец его не пре-сле-до-вал хри-сти-ан в управ-ля-е-мых им стра-нах, в то вре-мя, как во всей осталь-ной Рим-ской им-пе-рии хри-сти-ане под-вер-га-лись же-сто-ким го-не-ни-ям со сто-ро-ны им-пе-ра-то-ров Дио-кли-ти-а-на (284-305), его со-пра-ви-те-ля Мак-си-ми-а-на Га-ле-рия (305-311) - на Во-сто-ке и им-пе-ра-то-ра Мак-си-ми-а-на Гер-ку-ла (284-305) - на За-па-де. По-сле смер-ти Кон-стан-ция Хло-ра сын его Кон-стан-тин в 306 го-ду был про-воз-гла-шен вой-ска-ми им-пе-ра-то-ром Гал-лии и Бри-та-нии. Пер-вым де-лом но-во-го им-пе-ра-то-ра бы-ло про-воз-гла-сить в под-власт-ных ему стра-нах сво-бо-ду ис-по-ве-да-ния хри-сти-ан-ской ве-ры. Фа-на-тик язы-че-ства Мак-си-ми-ан Га-ле-рий на Во-сто-ке и же-сто-кий ти-ран Мак-сен-тий на За-па-де нена-ви-де-ли им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на и зло-умыш-ля-ли его низ-ло-жить и убить, но Кон-стан-тин пре-ду-пре-дил их и в ря-де войн с по-мо-щью Бо-жи-ей раз-бил всех сво-их про-тив-ни-ков. Он мо-лил Бо-га дать ему зна-ме-ние, ко-то-рое во-оду-ше-ви-ло бы его вой-ско храб-ро сра-жать-ся, и Гос-подь явил ему на небе си-я-ю-щее зна-ме-ние Кре-ста с над-пи-сью "Сим по-беж-дай". Сде-лав-шись пол-но-власт-ным пра-ви-те-лем За-пад-ной ча-сти Рим-ской им-пе-рии, Кон-стан-тин из-дал в 313 го-ду Ми-лан-ский эдикт о ве-ро-тер-пи-мо-сти, а в 323 го-ду, ко-гда во-ца-рил-ся как един-ствен-ный им-пе-ра-тор над всей Рим-ской им-пе-ри-ей, рас-про-стра-нил дей-ствие Ми-лан-ско-го эдик-та и на всю во-сточ-ную часть им-пе-рии. По-сле трех-сот лет го-не-ний хри-сти-ане впер-вые по-лу-чи-ли воз-мож-ность от-кры-то ис-по-ве-до-вать свою ве-ру во Хри-ста.

От-ка-зав-шись от язы-че-ства, им-пе-ра-тор не оста-вил сто-ли-цей им-пе-рии древ-ний Рим, быв-ший цен-тром язы-че-ско-го го-су-дар-ства, а пе-ре-нес свою сто-ли-цу на во-сток, в го-род Ви-зан-тию, ко-то-рая и бы-ла пе-ре-име-но-ва-на в Кон-стан-ти-но-поль. Кон-стан-тин был глу-бо-ко убеж-ден, что толь-ко хри-сти-ан-ская ре-ли-гия мо-жет объ-еди-нить огром-ную раз-но-род-ную Рим-скую им-пе-рию. Он вся-че-ски под-дер-жи-вал Цер-ковь, воз-вра-щал из ссыл-ки ис-по-вед-ни-ков-хри-сти-ан, стро-ил церк-ви, за-бо-тил-ся о ду-хо-вен-стве. Глу-бо-ко по-чи-тая крест Гос-по-день, им-пе-ра-тор же-лал най-ти и са-мый Жи-во-тво-ря-щий Крест, на ко-то-ром был рас-пят Гос-подь наш Иисус Хри-стос. Для этой це-ли он на-пра-вил в Иеру-са-лим свою мать - свя-тую ца-ри-цу Еле-ну, дав ей боль-шие пол-но-мо-чия и ма-те-ри-аль-ные сред-ства. Вме-сте с Иеру-са-лим-ским Пат-ри-ар-хом Ма-ка-ри-ем свя-тая Еле-на при-сту-пи-ла к по-ис-кам, и Про-мыс-лом Бо-жи-им Жи-во-тво-ря-щий Крест был чу-дес-ным об-ра-зом об-ре-тен в 326 го-ду. На-хо-дясь в Па-ле-стине, свя-тая ца-ри-ца мно-гое со-вер-ши-ла в поль-зу Церк-ви. Она при-ка-за-ла осво-бо-дить все ме-ста, свя-зан-ные с зем-ной жиз-нью Гос-по-да и Его Пре-чи-стой Ма-те-ри, от вся-ких сле-дов язы-че-ства, по-ве-ле-ла воз-двиг-нуть в этих па-мят-ных ме-стах хри-сти-ан-ские церк-ви. Над пе-ще-рой Гро-ба Гос-под-ня сам им-пе-ра-тор Кон-стан-тин по-ве-лел со-ору-дить ве-ли-ко-леп-ный храм в сла-ву Вос-кре-се-ния Хри-сто-ва. Свя-тая Еле-на от-да-ла Жи-во-тво-ря-щий Крест на хра-не-ние Пат-ри-ар-ху, часть же Кре-ста взя-ла с со-бой для вру-че-ния им-пе-ра-то-ру. Раз-дав в Иеру-са-ли-ме ще-д-рую ми-ло-сты-ню и устро-ив тра-пезы для бед-ных, во вре-мя ко-то-рых са-ма при-слу-жи-ва-ла, свя-тая ца-ри-ца Еле-на воз-вра-ти-лась в Кон-стан-ти-но-поль, где вско-ре скон-ча-лась в 327 го-ду.

За свои ве-ли-кие за-слу-ги пе-ред Цер-ко-вью и тру-ды по об-ре-те-нию Жи-во-тво-ря-ще-го Кре-ста ца-ри-ца Еле-на име-ну-ет-ся рав-ноап-о-столь-ной.

Мир-ное су-ще-ство-ва-ние хри-сти-ан-ской Церк-ви бы-ло на-ру-ше-но воз-ник-ши-ми внут-ри Церк-ви нестро-е-ни-я-ми и раз-до-ра-ми от по-явив-ших-ся ере-сей. Еще в на-ча-ле де-я-тель-но-сти им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на на За-па-де воз-ник-ла ересь до-на-ти-стов и но-ва-ци-ан, тре-бо-вав-ших по-вто-ре-ния кре-ще-ния над от-пад-ши-ми во вре-мя го-не-ний хри-сти-а-на-ми. Эта ересь, от-верг-ну-тая дву-мя по-мест-ны-ми со-бо-ра-ми, бы-ла окон-ча-тель-но осуж-де-на Ми-лан-ским Со-бо-ром 316 го-да. Но осо-бен-но гу-би-тель-ной для Церк-ви ока-за-лась воз-ник-шая на Во-сто-ке ересь Ария, дерз-нув-ше-го от-верг-нуть Бо-же-ствен-ную сущ-ность Сы-на Бо-жия и учить о твар-но-сти Иису-са Хри-ста. По по-ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра был со-зван в 325 го-ду Пер-вый Все-лен-ский Со-бор в го-ро-де Ни-кее. 318 епи-ско-пов со-бра-лись на этот Со-бор, его участ-ни-ка-ми бы-ли епи-ско-пы-ис-по-вед-ни-ки в пе-ри-од го-не-ний и мно-гие дру-гие све-тиль-ни-ки Церк-ви, сре-ди ко-то-рых - свя-ти-тель Ни-ко-лай Мир-ли-кий-ский. Им-пе-ра-тор при-сут-ство-вал на за-се-да-ни-ях Со-бо-ра. Ересь Ария бы-ла осуж-де-на и со-став-лен Сим-вол ве-ры, в ко-то-рый был вне-сен тер-мин "Еди-но-сущ-ный От-цу", на-все-гда за-кре-пив-ший в со-зна-нии пра-во-слав-ных хри-сти-ан ис-ти-ну о Бо-же-ствен-но-сти Иису-са Хри-ста, при-няв-ше-го че-ло-ве-че-скую при-ро-ду для ис-куп-ле-ния все-го че-ло-ве-че-ско-го ро-да.

Мож-но удив-лять-ся глу-бо-ко-му цер-ков-но-му со-зна-нию и чув-ству свя-то-го Кон-стан-ти-на, вы-де-лив-ше-му опре-де-ле-ние "Еди-но-сущ-ный", слы-шан-ное им в пре-ни-ях Со-бо-ра, и пред-ло-жив-ше-му вне-сти это опре-де-ле-ние в Сим-вол ве-ры.

По-сле Ни-кей-ско-го Со-бо-ра рав-ноап-о-столь-ный Кон-стан-тин про-дол-жал ак-тив-ную де-я-тель-ность в поль-зу Церк-ви. В кон-це жиз-ни он при-нял Свя-тое Кре-ще-ние, под-го-то-вив-шись к нему всей сво-ей жиз-нью. Скон-чал-ся свя-той Кон-стан-тин в день Пя-ти-де-сят-ни-цы в 337 го-ду и был по-гре-бен в церк-ви Свя-тых апо-сто-лов в за-ра-нее при-го-тов-лен-ной им гроб-ни-це.


Христианин на троне цезарей.

В Латеранском музее (Рим) сохранилась статуя римского императора Константина I Великого (306-337), торжественно воздевающего к небу свиток. И это не просто поза: свиток, знаменитый Миланский эдикт (точнее - рескрипт) 313 года, - навсегда определил новый этап европейской, а затем и мировой истории. Об этом напоминает православный календарь, в котором под 3 июня (21 мая ст. ст.) значится память «равноапостольных царей Константина и Елены»...


Путешествие на родину императора Константина.

В этом городе родился и правил император Константин Великий. Здесь жил в ссылке святитель Афанасий Александрийский и родился Амвросий Медиоланский. Здесь хранится одна из величайших святынь христианства — Хитон Господень. Здесь пострадали тысячи мучеников. Город, в котором была решена судьба христианства — не Рим и не Константинополь, а маленький немецкий Трир...

КОНСТАНТИН I ВЕЛИКИЙ, Гай Флавий Валерий, император Рима

Римский император в 307-337 г. Сын Констанция I Хлора. Род. 27 февр. 272 г., ум. 22 мая 337 г.

Точное место рождения Константина неизвестно. Вероятно, он происходил из города Нэсса в Дакии. Матерью его была простая женщина по имени Елена, как гласит предание, - дочь содержателя гостиницы. Ему было около двадцати лет, когда его отец был возведен в звание Цезаря императором Диоклетианом, но при этом принужден был развестись с его матерью и жениться на Феодоре, падчерице второго Августа - Максимиана Геркулия. Вместо того чтобы последовать за отцом на запад, Константин остался на службе у Диоклетиана (Гиббон: 14). По свидетельству Феофана, он с юности выказывал необыкновенный разум, телесные силы и большие способности к наукам. Во всех африканских войнах Диоклетиана и персидских Галерия он отличался своим мужеством (Феофан: 288, 293). Мало-помалу его возвысили до почетного звания трибуна первого разряда.

После отречения Диоклетиана в 305 г. Константин оказался в Никомедии на положении почетного пленника (Гиббон: 14). Галерий боялся отпускать его от себя, так как знал что в случае смерти Констанция, Константин легко сможет склонить на свою сторону галльские и британские легионы. Часто он строил козни против молодого человека, но не решался предпринять чего-нибудь явно, дабы не навлечь на себя гнев граждан и ненависть воинов. Однажды император как бы в шутку и для испытания силы и ловкости Константина втолкнул его в клетку со львом. Но Константин одолел хищника. Между тем в 306 г. тяжело больной Констанций отправил письмо Галерию и просил прислать к нему сына, которого он хотел видеть перед кончиной. Так как Галерий не имел больше приличного предлога препятствовать отъезду Константина, он с большой неохотой дал на это согласие. Впрочем, он намеревался задержать его по дороге и поэтому повелел, чтобы он отправился в путь утром. Однако Константин в тот же вечер умчался из Никомедии, искалечив по пути всех государственных лошадей на многочисленных дорожных постах. Когда Галерий узнал об этом, он пришел в ярость, но уже не мог ничего поделать. С невероятной быстротой Константин добрался до Британии и застал отца при смерти. Тот успел только представить его воинам и передать власть из рук в руки (Лактанций: 24).

Галерий вынужден был признать свершившееся и даровал Константину титул Цезаря. В завязавшейся затем междоусобной войне Константин поначалу не участвовал, но явно был на стороне врагов Галерия. В 307 г. он женился на дочери Максимиана Фаусте и принял из рук тестя звание Августа, которое Галерий после своего поражения вынужден был за ним признать. Константин взялся за оружие только в 312г., когда ему объявил войну правивший в Италии Максенций. Но коль скоро война началась, он действовал стремительно и решительно. Пока Максенций собирал силы, армия Константина уже перевалила через Альпы и вторглась в Италию. Под Турином Константин нанес своему врагу первое поражение, после чего вся Северная Италия признала его власть. Под Вероной была разбита вторая армия. Решительное сражение произошло у Красных Скал в девяти милях от столицы. После упорного боя воины Максенция обратились в бегство, а сам он при переправе через Тибр упал в воду и утонул. Вступив в Рим, Константин велел казнить двух сыновей свергнутого императора и позаботился о совершенном истреблении его рода. Но когда некоторые римляне потребовали казни всех приверженцев Максенция, Константин решительно воспротивился такой жестокости и объявил всеобщую амнистию (Гиббон: 14). Справедливость была одним из главных достоинств Константина. По свидетельству Аврелия Виктора, он всем врагам своим оставил почет и имущество и принял их в число друзей. Легионы преторианцев и их вспомогательные отряды, более пригодные для смут, чем для защиты города, он совершенно распустил и вместе с тем отменил их особое вооружение и военную одежду (Виктор: «О Цезарях»; 40, 41).

Пробыв недолгое время в Риме, Константин отправился в Медиолан и здесь выдал за Лициния свою сестру Констанцию. Кроме того, оба императора издали эдикт окончательно положивший конец гонениям на христиан. В нем, в частности, говорилось: «Руководствуясь здравым и правым смыслом, мы объявляем следующее наше решение: никому не запрещается свободно избирать и соблюдать христианскую веру и каждому даруется свобода обратить свою мысль к той вере, которая, по его мнению, ему подходит... Отныне всякий, свободно и просто выбравший христианскую веру, может соблюдать ее без каких бы то ни было помех...» (Евсевий: «Церковная история»; 10; 5). Даровав свободу вероисповедания своим поданным, сам Константин еще несколько лет жил в двоеверии. Он все более деятельно поддерживал христиан и продолжал приносить жертвы старым богам; давал большие деньги на восстановление христианских церквей и не менее щедро поддерживал языческие храмы; превозносил Христа и благоволил к Аполлону. Но в последующие годы почитатели старины и древнего римского духа с болью и гневом убедились, что император постепенно склоняется к новой религии. Он отказался участвовать в публичном молебствовании в честь Юпитера Капитолийского (Гиббон: 20) и запретил ставить свои изображения в храмах, а потом и вовсе перестал посещать их. Епископы и проповедники нового учения приглашались к императорскому столу и назначались воспитателями его детей. В чертогах дворца Константин устроил род церкви, где молился вместе со всем своим двором. Евсевий пишет, что император проводил целые ночи без сна за изучением Священного писания и сочинением проповедей. Затем, собрав слушателей, он вставал с поникшим лицом и тихим голосом, весьма благоговейно, толковал им божественное учение. Если потом слушатели оглашали его одобрительными криками, то он давал им знак возводить очи к небу и своим удивлением, своими благоговейными похвалами чествовать одного Бога. Разделяя речи на части, он то обличал заблуждения многобожия, то говорил о единовластвующем Божестве и вслед за тем рассуждал о всеобщем и частном промысле. Даже на золотых монетах он повелел изображать себя со взорами, обращенными вверх, в виде молящегося (Евсевий: «Жизнь Константина»; 4; 15-17, 29). В походах Константин возил за собой сделанную наподобие церкви палатку. Позже каждый легион стал иметь такую походную церковь и получил священников и диаконов (Созомен: 1; 8).

Между тем прошло совсем не много времени и прежнему единодушию императоров пришел конец. После смерти всех остальных Августов римский мир оказался поделен между Константином и Лицинием, и соперничество между ними было неминуемо. Начало вражде, как можно предположить, положил Лициний. Вскоре после победы Константин возвел в Цезари своего полководца Бассиана и выдал за него замуж свою сестру Анастасию. Но короткое время спустя оказалось, что Бассиан замешан в заговоре против Константина. Следствие показало, что нити заговора тянулись на восток к Лицинию. Рассерженный Константин в 314 г. начал против него войну. Первое сражение произошло в Паннонии у города Цибалиса. Упорный бой продолжался с утра до позднего вечера. Наконец Константину удалось на правом фланге потеснить легионы Лициния. Тот отступил в свой лагерь, а ночью поспешно бежал на другой берег Сабы и разрушил за собой мосты. Вторая битва развернулась во Фракии и была еще более упорной, чем первая. Лициний опять отступил - на этот раз в Македонию. Потери его были столь велики, что он вынужден был просить мира. Константин согласился на прекращение войны, однако отобрал у своего соперника Паннонию, Далмацию, Дакию, Македонию и Грецию. Некоторое время спустя оба Августа договорились о провозглашении трех новых Цезарей. Ими стали сыновья Константина - Крисп и Константин II, а также Лициний II, сын Лициния.

Соперники понимали, что заключенный мир - только отсрочка, и напряженно готовились к новой войне. В 324 г. борьба возобновилась. Лициний стянул все свои силы к Адрианополю. Константин переправил свои легионы через Гебр и атаковал неприятеля. Потеряв до тридцати тысяч только убитыми, Лициний отступил в Византий. Вскоре после этого Крисп, сын Константина, разгромил в Геллеспонте флот Лициния. Лициний переправился в Халкедон на малоазийское побережье и здесь в короткий срок собрал новую армию. Она была разбита неподалеку от Никомедии. После этого продолжение войны стало бессмысленным. Через свою жену Лициний обратил -ся к Константину с просьбой о мире. Он отрекся от власти и был сослан в Фессалоники. Через год его казнили, обвинив в изменнической переписке с варварами. Римская империя вновь объединилась под властью одного императора (Гиббон: 14).

Боевые действия против Лициния имели еще одно важное последствие. Проведя достаточно много времени под Византием, Константин не раз имел возможность оценить и как воин, и как государственный человек бесподобное положение этого города, а также то, как хорошо он оберегаем самой природой от неприятельских нападений и вместе с тем открыт для торговых сношений. Именно здесь император решил основать свою главную резиденцию, Новый Рим, которую предполагал сделать второй столицей империи. Строительство началось, видимо, в 325 г. , а пять лет спустя город был уже освяшен (Гиббон: 17). Распространив прежний Византии, Константин обнес его огромными стенами. Так как для населения огромного города прежних жителей было недостаточно, то в разных местах по предместьям император повелел строить большие дома и отдавал их во владение знаменитым людям, вызывая их частью из Рима, а частью из других мест. Он украсил город ипподромом, водохранилищами, портиками и другими зданиями. Наконец он учредил здесь сенат и представил ему те же права, какие имел римский (Созомен: 2; 3). Стремительное возникновение большого и прекрасного города можно было бы считать одним из великих деяний Константина, если бы не известна была цена, заплаченная за это. Для исполнения своей прихоти император обобрал и ограбил всю империю. Только на сооружение городских стен, крытых колоннад и водопроводов было израсходовано 60 000 фунтов золота. Для того, чтобы собрать необходимые средства, Константин обложил тяжелейшими налогами всех своих подданных. Даже сенаторы обязаны были уплачивать определенную подать. Но Константин добился своего - созданный им город (после его смерти он получил название Константинополя) быстро развился, расцвел и в короткий срок затмил старую столицу (Федорова: 78).

Последние четырнадцать лет правления Константина прошли в относительном покое, и он имел больше досуга заняться государственными и религиозными делами. Церковные распри особенно занимали его. Все восточные христиане разделились в то время на сторонников православия и на последователей арианского учения. Сначала Константин не вмешивался в споры прелатов, а только призывал их прекратить гибельные для христианства раздоры (Гиббон: 21). Но увидев, по словам Созомена, что споры громче голоса примиряющего, Константин решился созвать Вселенский собор и всем представителям церкви предписал в 325 г. явиться к определенному Дню в Никею. Так как Константину угодно было участвовать в совете епископов, то все они были призваны во дворец. В своей речи император сказал, что желал бы видеть всех епископов единомышленными и согласными во мнениях, ибо считал возмущения в Божьей церкви самым тягостным злом. Вслед за тем священники начали рассуждать о догмате. Константин спокойно и незлобиво выслушивал слова той и другой стороны и присоединился к тем, которые говорили хорошо. Арианское учение было объявлено еретическим (Созомен: 1; 17, 19, 20). По свидетельству Феодорита, всех бывших во дворце епископов Константин призвал затем к себе на угощение. Заметив, что у некоторых исторгнуто по правому глазу, и узнав, что эти страдания они претерпели за твердость в вере, он прикасался губами к их язвам с полной верой, что извлечет отсюда благословение для своей любви (Феодорит: 1; 11).

Сочинители церковных историй заполнили страницы своих книг восхвалениями в честь Константина, но писавшие тогда же языческие историки не были так ослеплены. Они отметили, что в последние годы правления императора стали проявляться несвойственные ему раньше нетерпимость, деспотизм и жестокость. По словам Евтропия, благоприятный исход всех его начинаний сильно повредил душе Константина: он начал преследовать своих родственников и друзей, карая и казня их без видимой причины. Таким образом, если в начальное время своего правления он мог бы быть уподоблен лучшим правителям, то в последующем - скорее посредственным (Евтропий: 10; 6-7). Безграничное честолюбие всегда было одной из главных его страстей. Добившись наконец своей заветной цели и став владыкой мира, Константин окружил себя азиатской пышностью и опозорил свою старость безумным и неслыханным мотовством. Он одевался и вел себя как восточный деспот: носил крашеные фальшивые волосы, длинные, пестрые шелковые одеяния, украшал себя множеством драгоценных камней, ожерелий и браслетов. Если прежде Константин не терпел клеветников и доносчиков, то теперь стал настолько подозрительным, что в особом эдикте поощрил их обещанием наград и отличий. Старший сын Крисп, отмеченный многими достоинствами и очень популярный в народе, вскоре стал вызывать в императоре чувство опасения, которое переросло в тайную ненависть. В 326 г. Константин велел схватить Криспа и после скорого суда казнить. Сразу вслед за тем он приказал умертвить и племянника Лициния. Многие приписывали гибель Криспа коварству его мачехи Фаусты, которая будто бы обвинила пасынка в покушении на ее честь и целомудрие. Не известно раскаялся ли позже Константин в своем проступке или же раскрыл козни жены, но он покарал ее так же сурово, как и сына: по одной версии, императрица задохнулась в бане, специально растопленной до такой степени, что в ней невозможно было дышать, а по другой - Константин сам столкнул ее в ванну с кипятком (Гиббон: 18). Филосторгий, впрочем, отмечает, что император расправился с женой после того, как обнаружил ее прелюбодеяние с одним из всадников (Филосторгий: 2; 4).

Незадолго до смерти Константин провел удачную войну против готов и сарматов. В начале 337 г. больной император отправился в Еленополис пользоваться ваннами Но почувствовав себя хуже, он велел перевести себя в Никомедию и здесь на смертном одре крестился (Созомен: 1; 34). Перед смертью, собрав епископов, он признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана, но по воле Божьей принимает его здесь (Евсевий: «Жизнь Константина»; 4; 62). По словам Гиббона, влияние этого императора как на свое, так и на последующее время было огромно и многогранно. Он начал проводить новую политику, построил новую столицу и поддержал новую религию. Он вновь поднял величие римского имени и внушил страх соседям. Современники называли его восстановителем государства, а многие даже считали, что он, вслед за Ромулом, основал его во второй раз (Гиббон: 18).

Все монархи мира. - Академик . 2009 .

КОНСТАНТИН I (Flavius Valerius Constantinus) (ок. 285–337), первый римский христианский император, более известный как Константин Великий Святой, «Равноапостольный». Отцом Константина (полное имя Флавий Валерий Константин) был Констанций Хлор, матерью – его сожительница (конкубина) Елена (ум. ок. 327, причислена к лику святых), родился он в Наисе (совр. Ниш, Сербия) в провинции Верхняя Мезия. К 293, когда Констанций получил титул цезаря, он был уже женат на падчерице императора Максимиана. В ранней молодости Константин служил в армии при Диоклетиане в Никомедии, участвовал в походах в Персию и Египет. Когда в 305 Диоклетиан и Максимиан сложили с себя власть, отец Константина сделался императором на Западе, куда он и вызвал к себе Константина, который присоединился к экспедиции отца в Британии против пиктов . В 306 Констанций умер в Эбораке (совр. Йорк), и войска сразу провозгласили Константина августом, однако Галерий скрепя сердце признал его лишь цезарем (т.е. младшим императором).

Начался период политического неустройства, когда на власть в Римской империи претендовали сразу шесть соискателей. В 307 Константин, закрепившийся в Галлии, женился на Фаусте, дочери Максимиана, одного из своих соперников, который теперь признал его августом. Однако в 310, в отсутствие Константина, Максимиан попытался устроить переворот, после чего тот принудил его покончить с собой. Когда в 311 Галерий умер, осталось всего четыре августа: Валерий Лициний и Максимин Даза на Востоке и Максенций (сын Максимиана) и Константин на Западе. Константин заключил союз с Лицинием, выдав за него свою сестру Констанцию, и двинулся на Рим против Максенция. В 312, накануне битвы у Мульвиева моста возле Рима, Константину, по преданию, было видение. Согласно историку церкви Евсевию, Константин увидел в небе огненный крест, под которым была надпись по-гречески «Сим знаменем победишь». Согласно же Лактанцию, Константину приснился сон, из которого следовало, что он должен поместить на щиты воинов греческую монограмму, означавшую имя Христа (буквы Х и Р). Как бы то ни было, на следующий день Константин одержал победу, Максенций погиб вместе с сыном, и в качестве символа победы Константин поместил на своем лабаруме (императорском знамени) означенную монограмму.

В 313 Константин совместно с Лицинием издали Миланский эдикт, предоставивший гражданам империи свободу вероисповедания. Христианство по этому эдикту становилось «дозволенной религией», имущество, отобранное у церкви во время гонений, возвращалось. В тот же году Лициний разбил Максимина Дазу, и в течение 10 лет зятья Лициний и Константин вместе управляли империей, Константин на Западе, Лициний на Востоке. Однако в 323 вспыхнул новый конфликт. Формальным предлогом явилось нарушение войсками Константина границ восточной части Империи при отражении набегов готов и сарматов. Лициний объявил войну. Но и сам Константин, должно быть, ощущал необходимость окончательного решения вопроса о власти. К тому же с 321 Лициний возобновил в своей части Империи преследования христиан. В 324 Лициний был разбит в двух сражениях, вначале при Адрианополе (совр. Эдирна) на европейском континенте, а затем при Хрисополе (совр. Юскюдар) в Малой Азии и отстранен от власти, а со временем казнен. Константин сделался единоличным влистителем всей Римской империи.

Правление Константина стало поворотным пунктом в истории Европы. Каковы бы ни были мотивы императора, Константин поощрял рост христианской церкви. В 325 он созвал Никейский собор (Первый Вселенский собор) с тем, чтобы урегулировать разногласия относительно арианского учения и сформулировать христианское вероучение, и лично председательствовал на многих его заседаниях. В 330 он основал на месте древнего Византия Константинополь (совр. Стамбул) и перенес туда свою столицу. Впоследствии Константинополь стал центром Восточной Римской (Византийской) империи, просуществовавшей до 1453. У Константина было множество превосходных качеств, однако убийство в 326 вначале сына Криспа, оговоренного мачехой Фаустой, а затем, когда выяснилась невиновность сына, – уже самой Фаусты, показывает его нам с другой стороны. Константин умер в Ахироне, пригороде Никомедии, 21 мая 337, во время подготовки к войне с Персией; перед смертью он был крещен. Константин заранее разделил Римскую империю между своими тремя сыновьями: Константин II (правил 337–340) получил Британию, Испанию и Галлию; Констанций II (правил 337–361) получил Египет и Азию; Констант (правил 337–350) получил Африку, Италию и Паннонию, а после смерти его брата Константина II в 340 к нему полностью отошел Запад. Иллирик, Армения и Понт достались двум племянникам Константина, Делмацию и Ганнибалиану. Нельзя сказать, чтобы такое разделение было дальновидным: сразу после смерти Константина почти все его родственники были истреблены армией, которая желала оградить престол от новых претендентов. Столкновения между наследниками продолжались и дальше, до тех пор пока (в 350) не остался один император, Констанций II.