Программа коллективно-творческих дел для 1-4 классов

В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника. Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество, однако реальная практика говорит о том, что в начальной школе в подавляющем большинстве случаев учащиеся пассивно выполняют поручения педагога, тогда как ребёнок способен активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях. Начальное обучение закладывает фундамент всего дальнейшего учения и развития личности. Особенность воспитания и обучения данной ступени состоит в том, что они осуществляются, как правило, одним педагогом. От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств младших школьников должно проходить в коллективной деятельности.

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, по мнению Т.А.Стефановской, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на наш взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

КТД

дают возможность

ученику учителю

    Реализовать и развить свои способности;

    Расширить знания об окружающем мире;

    Приобрести навыки проектирования;

    Проявить организаторские умения;

    Закрепить коммуникативные навыки;

    Формировать способности к рефлексии (анализу)

    Развить творческий потенциал;

    Совершенствовать организаторские способности;

    Изучить классный коллектив;

    Объединить учащихся, педагогов, родителей;

    Управлять процессом развития личности школьника;

    Развить рефлексивные способности

    Формирование коллектива единомышленников;

    Освоение культурного пространства;

    Формирование личности.

Виды КТД:

Общественно-политические (О-П)

Трудовые (Т)

Познавательные (П)

Экологические (Э)

Спортивные (С)

Художественно-эстетические (Х-Э)

Досуговые (Д)

Планирование на 2014-2015 учебный год

Тема

Дата

Вид КТД

РНК

«Осеннее разноцветие»

15.09

29.09

Х-Э

Растения села

Логические загадки

13.10

П, Д

Презентация «Достопримечательности НАО»

27.10

П, Э

Достопримечательности НАО

«Подарок для мамочки»

10.11

Х-Э

24.11

Новогоднее настроение

(оформление кабинетов, коридора школы)

8.12

Х-Э

Новогодние открытки

22.12

Х-Э

Орнамент народов Севера

«Если добрый ты…»

12.01

Фигуры из снега «Зимние забавы»

26.01

Х-Э

Лото «Живопись»

9.02

П,Д

Художники НАО

Подарок для папы

16.02

Х-Э,

Игра «Кто хочет стать миллионером»

2.03

П, Д

«Дорисуй до…»

16.09

Х-Э

Спортивная игра «В здоровом теле – издоровый дух»

6.04

Спортсмены нашего села

Игра «Тик-так-бум»

20.04

П,Д

Игра «13 записок»

4.05

Рисуем на асфальте

18.05

Х-Э

Художественные дела

Название: «ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ...».

Форма: конкурсная программа. Педагогические задачи: диагностика и реализация детских, интеллектуальных способностей ребенка; выявление лидерских качеств; знакомство с основами театрального искусства.

Правила для участников:

Участникам необходимо приблизиться к великой тайне: узнать важные составляющие театра.

За выполнение каждого задания дается тайный знак, который имеет отношение к театру (маска, труба, кинжал). Знак выдается в зависимости от качества выступления. Трубу вручают за сплоченность и дружбу, маску - за самое лучшее перевоплощение, вхождение в образ, актерские таланты, кинжал - за актуальность, остроту содержания выступления.

Краткое описание.

вступительная часть. Какое слово имеет прямое отношение к зре-лищам, переводится как «место для зрелищ»? Дети заканчивают фразу «Театр для меня - это...» и записывают свой вариант. Формирование игровых групп.

Режиссеры набирают труппу.

1. Придумать название труппы и творчески его представить. Основа любого спектакля - это сценарий. Каждой труппе пред-лагается набор определенных слов (буриме). Нужно на его основе придумать стихотворный сценарий.

Актерское мастерство. Игра «Картина». Сцена - это чистый лист бумаги. Вам нужно нарисовать живую картину по заданной теме. Участники труппы появляются по одному, выбирают место на «картине» и принимают какую-то позу. Каждый последующий частник «дорисовывает картину», не повторяя предыдущих. Каждой труппе раздаются листы бумаги с нарисованным лицом. Необходимо наложить грим одному из персонажей (заяц, баба-Яга, клоун, японская девушка, старик).

Еще одной профессией, от которой зависит успех актера, является профессия костюмера. Из газет надо сделать оригинальный костюм для спектакля про третье тысячелетие.

Создание спектакля. Каждая труппа получает карточки с задани­ем: поставить спектакль в определенном жанре (буффонада, комедия, трагедия).



Представление спектаклей.

Подведение итогов.

Название: «СЦЕНА В ПЫЛЬНОЙ ПАУТИНЕ».

Педагогические задачи: воспитание культуры поведения в театре; реализация творческих способностей подростков.

Необходимое оборудование: входные билеты на каждого участника, тексты с отрывками произведений (по 2 из любых произведе-

ний), стяги, иголки, ватман, ножницы, краски, кисточки.

Краткое описание. |

Подготовительная часть. При входе каждому участнику выдается билет, в котором указаны место на сцене, название театра
Участники поднимаются на сцену и занимают места согласно
билетам (авансцене, левой, правой кулисе, рампе и т.д.).

Формирование команд. Ведущие - домовята (дед и внук) рассказывают о том, что сейчас в театр приходит мало людей, он
даже затянулся паутиной.

Участники объединяются по названиям театров - формируется две театральные труппы. Каждая труппа занимает места в залле.

3. Конкурсная программа.

Конкурс актеров. По 2 человека от команды - юноша и девушка - определяют свои произведения (вытягивают карточки) Затем берут тексты и уходят из зала учить и репетировать! Конкурс костюмеров и гримеров (по 1 человеку от команды) Создают сценический образ актерам согласно выбранной Конкурс оформителей сцены (остальные участники команды) Сначала оформляют одну половину сцены в соответствии с выбранным ранее произведением. Задания для команд записаны на карточках (например: летний вечер, светит луна, балкон) Потом оформляется другая половина сцены. Конкурс спектаклей. Выступление актеров.

Подведение итогов дела. Жюри оценивает все конкурсы, результаты по номинациям оглашает в конце дела.

Название: «МУЗЫКАЛЬНОЕ СОЗВУЧИЕ».

Форма: конкурсная программа.

Педагогические задачи: создать условия для проявления подро­стком творческих способностей; развитие музыкальной грамотно­сти, культуры исполнения музыкального произведения.

Краткое описание.

\. Вступительная часть. Знакомство с понятием «созвучие» (му­зыкальная гамма, состоящая из 7 нот). Игровая задача: каждая команда собирает свое музыкальное созвучие.

Деление на две группы. Представление групп, жюри. Система
оценивания: вручение командам белых и красных ноток.

Конкурс. Аукцион песен о море.

Конкурс «Заводной апельсин». (Танцы в разных стилях; танцуют,
держась за руки).

Конкурс «Музыкальные перевертыши».

Конкурс «Странная колыбельная». Задание: спеть друг другу ко­лыбельные в различных жанрах.

«Один в поле». Один человек из команды показывает с помо­щью мимики, жестов песню, команда угадывает.,

Команде предложена мелодия, под нее нужно придумать движе­ния. Музыка во время выступления неожиданно меняется. Зада­ча - быстро сориентироваться.

|9. Подведение итогов.

Название: «АУКЦИОН НАРОДНЫХ МУДРОСТЕЙ».

Форма: аукцион.

Возраст участников: 13-15 лет.

Педагогические задачи: показать богатство и широту знаний играющих; способствовать формированию интереса к устному народному творчеству; расширить кругозор; развивать наблюдательность, Ассоциативное мышление и быстроту реакции; активизировать память, приобщить к культуре общения со взрослыми и сверстниками; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Необходимое оборудование: гонг, молоток, табло, столы, микрофоны.

Предварительная подготовка.

Конкурс «Природа, мастерство, фантазия», на котором члены

отряда представляют свои поделки.

Отбор предметов для аукциона.

Сбор и изучение народных мудростей о природе: бытующие
роде пословицы, поговорки, загадки и народные приметы
растениях, животных и природных явлениях.

Распределение ролей: ведущие аукциона и его распоряддители
счетчики, демонстраторы, покупатели.

Краткое описание: на аукцион выставляются поделки, которые были высоко оценены на конкурсе «Природа, мастерство, фантазия»

5. «Купля-продажа» предметов в обмен на знания народных
мудростей. Все группы по очереди дают краткую характеристику
художественным ценностям предмета и заявляют, что продажа
будет проведена в обмен на знания народных мудростей. Распорядители аукциона оценивают каждое высказывание в баллы на табло
Счетчики записывают получаемые группами баллы на табло
только какая-нибудь группа набирает установленное количество
баллов, вещь считается проданной. Группы, получившие вещи
в течение десяти минут готовят творческие сувениры.
Продавцы назначают цены на товар согласно объему своих заданий в той области народных мудростей, которые они -
заказывают покупателям на аукцион.

Досуговые дела

Название: «ИКС (ИМЯ - КУСОЧЕК СУДЬБЫ)».

Форма: коллективно-творческое дело.

Возраст участников: 11-15 лет.

Педагогические задачи: знакомство детей друг с другом, получение и демонстрация знаний о происхождении, зна­чениях имен.

Краткое описание.

Вступительное слово. Что есть имя? История происхождения име­ни. Какие бывают имена (редкие, распространенные).

Объединиться в группы по происхождению имен (из какого язы­ка) или по его переводу.

Нужно вспомнить как можно больше известных имен людей,
носящих те же имена, что и у ребят.

Разбивка на 4 группы. Нужно вспомнить как можно больше псев­донимов известных людей и их настоящие имена и фамилии
(писатели, художники, артисты, политики).

Разбивка на 3 группы. Подобрать за две минуты как можно боль­ше вариантов обращения к человеку, которого зовут, напри­мер, Александр, Михаил и т.д.

6. Разбивка на 2 группы. На имена тоже есть мода. Сейчас, напри­мер, популярны Имена героев сериалов. В 20-30-е годы прошло­го столетия появились имена Трактор, Идея, Электрификация, Ким (Коммунистический Интернационал молодежи), Вилен (В.И. Ленин). Нужно расшифровать имена: Гертруда (Герой-труда), Желдора (железная дорога), Пятьвчет (пятилетку - в четыре года).

Вспомнить песни, в которых упоминаются имена ребят из дру­гой команды. Если удастся - ребята переходят в команду побе­дителей.

Подведение итогов. Команды подсчитывают жетоны. Так как со­став команд меняется, то счет идет по жетонам, которые вруча­ются каждому игроку из команды, победившей в том или ином конкурсе.

Название: «ПУТЕШЕСТВИЕ С ГУЛЛИВЕРОМ».

Форма: игровая программа.

Возраст участников: 11-13 лет.

Педагогические задачи: совершенствование коммуникативных навыков; знакомство с разными способами проведения развитие воображения и фантазии; самореализация подростков;

Необходимое оборудование и оформление: 3 свистка, мяч, свистки, обручи, мел; разрезанные буквы, задания на карточках, 164

Краткое описание: игровая программа разделена на 4 встречи. Участники - команды, у каждой свой маршрут путешествия. Встреча 1. Страна Лилипутов. Конкурсы:

1-й конкурс: «Незнание языка» - передать содержание стихот­ворения жестами и мимикой.

2-й конкурс: «Изучение лилипутского языка» - перевести слова с русского на лилипутский.

3-й конкурс: «Вещи Гулливера» - найти «лилипутское» приме­нение следующим вещам: носовой платок, спички, часы, нож, консервная банка.

4-й конкурс: «Поймай лилипута». Ведущему (Гулливеру) завязыва­ют глаза, он должен поймать лилипута (человека с колокольчиком). 5-й конкурс: «Прощальный реверанс по-лилипутски».

Встреча 2. Бал-маскарад. Конкурсы:

1-й конкурс. Изобразите, как Гулливер быстро собирается на бал: чистит зубы, причесывается, гладит брюки, пьет горячий чай и т.п.

2-й конкурс. «Гости бала». На бал съезжаются различные гости, изобразите их.

3-й конкурс. «Гулливер сказал». Гулливер делится впечатлениями о своем путешествии - все повторяют за ним движения.

4-й конкурс. Все просят у Гулливера автограф -. кто больше соберет подписей за 30 секунд.

5-й конкурс. «Загадочное послание». Всему залу раздаются кар­точки с буквами. Кто быстрее сложит слово: «электричка», «сол­нышко» и т.п.

Встреча 3. Страна Великанов. Встреча 4. Остров пиратов.

Название: «ПУТЬ К СВОБОДЕ».

Форма: конкурсная программа.

Возраст участников: 10-14 лет.

Педагогические задачи: выявление индивидуальных качеств и особенностей поведения детей, совершенствование навыков общения.

Необходимое оборудование: веревки длиной 5 и 2 метра, платки, чтобы завязывать глаза, бумага, фломастеры, кусок материи, краски «хранителей времени».

Предварительный выбор местности и маршрутов для каждой команды, карты спрятать под секторами на которых написаны задания; сочинение легенды.

Краткое описание:

Правила игры. Отряд делится на две команды. Каждой предстоит найти свой путь, преодолеть его и вновь объединиться в один отряд на последнем испытании. Каждая команда получает свою карту. Следуя по маршруту, в каждом секторе команда выполняет ряд заданий. Если команда выполнит задание неверно, то возвращается к началу маршрута. За правильностью выполнения задания соблюдением правил игры наблюдают «хранители времени» (два человека).

1. Вводная часть. «Хранители времени» рассказывают легенду объясняющую причины разделения единого коллектива на группы, знакомят с правилами игры.

2. Путешествие по маршруту. Выполнение конкурсных заданий. Первая команда:

«Озеро Забвения» (интеллектуальный конкурс);
«Лиана-паутина» (спортивный конкурс);

«Лагуна морских обитателей» (экологический конкурс);

«Волшебная бутылка» (художественный конкурс);

«Вирус стихов» (творческий конкурс).

Вторая команда:

«Горы Усталости» (интеллектуальный конкурс);

«Ядовитый источник» (спортивный конкурс);

«Лес Увядания» (экологический конкурс);

«Голубиная почта» (художественный конкурс);

«Песенная болезнь» (творческий конкурс)

Последнее испытание (для обеих команд) «Ров чудовищ»;

3. Подведение итогов игры. Обсуждение у костра проделанного пути

Участники команд рисуют свои автопортреты на тех участках

карты, прохождение которых понравилось особенно.

Название дела: «ТУРНИР РЫЦАРЕЙ».

Форма: турнир.

Возраст участников: 13-15 лет.

Педагогические задачи: создание игровых условий для выражения внутреннего состояния отдельного ребенка и

всего отряда в целом; личностное самопознание; групповая рефлексия; обучение отражению в символах нравственных качеств личности.

Необходимое оборудование: гербы, шпаги, канцелярские принадлежности.

Краткое описание.

1. Церемония посвящения в рыцари: каждому вручается герб и шпага. Рыцари произносят клятву. Им предлагается представить публи­ке даму сердца.

2. Конкурсы рыцарей:

* «Объяснение в любви с исполнением серенады»;
«Конкурс комплиментов»;

* «Разрешение конфликтных ситуаций во взаимоотношениях
«мальчик-девочка»;

4 «Танцевальный конкурс»;

«Конкурсы на смелость, ловкость, выносливость»;

«Дипломатическое письмо союзнику».

3. Награждение победителей (ими оказываются все рыцари). Обра­зование союза Орден рыцарей.

Название: «ЗДЕСЬ АРОМАТНЫЙ ТОРТ, ЦАРИТ ВЕСЕЛЬЕ».

Форма: праздничный вечер.

Возраст участников: 10-13 лет.

Педагогические задачи: сплочение коллектива; предоставление возможности каждому ребенку выявить и раскрыть свои способно­сти, лучше узнать друг друга.

Необходимое оборудование и оформление: отрядное место оформ­ляется как кондитерская мастерская; цветные коржи из бумаги (для каждой группы), фломастеры, цветные карандаши, краски, клей и т.д., белая и цветная бумага, оборудование для шумовых оркестров (банки, ведра, целлофан и т.д.), магнитофон, торт, чай, ста­каны.

Подготовительная работа.

1. Трудовой десант - уборка пляжа, сбор мусора.

Формирование групп - экологических ассоциаций. Группы придумывают название, эмблему, рекламу и отличительные знаки. Краткое описание.

Ребята попадают в «кондитерскую мастерскую», где вожатый пред­лагает помочь ему «испечь торт». Чтобы это сделать, необходи­мо принять участие в веселых конкурсах, подготовить творческие художественные номера. И только от общего участия зависит, получится «торт» или нет.

2. Каждая команда (микрогруппа) демонстрирует домашнее
задание на тему «Это мы!». Эти представления входят в основу
«торта» - «коржи», которые необходимо «промазать кремом,
повидлом, украсить розочками».

Каждая группа после выступления (показа домашнего задания прикрепляет на стенд «корж» (заранее заготовленный цветной бумажный кружок). Дальнейшее украшение может происходить по результатам каждого конкурса (можно просто красками можно заранее заготовить нарисованные цветы, воздушные шары и Другие украшения).

3. Конкурсы и творческие задания.

Нарисовать дружеский шарж (в виде торта) на соседнюю
команду.

Сочинить необыкновенную веселую историю на тему: «Если
бы я был кондитером...»

Создать шумовой оркестр и сочинить рапсодию во славу торта

Знание пословиц и поговорок, скороговорок и считалок
кулинарную тему.

Всей командой изобразить пантомимой тающее мороженное
печеное яблоко, горящую свечу, клубнику со сливками,
стакан газировки.

Киноаукцион: какая команда вспомнит большее количество фильмов, в названии которых упоминается слово «праздник»

Кольцовка песен на тему «Праздник».

Смастерить подарок и подарить его соседней команде.

4. Подведение итогов. Рядом с рисунком может появиться общий
приз - настоящий торт. Можно устроить чаепитие.

СПОРТИВНЫЕ ДЕЛА

Название: «ГИМНАСТИКА УМА».

Форма: спортивно-интеллектуальная эстафета.

Возраст участников: 11-15 лет.

Педагогические задачи: развитие двигательной и познавательной активности подростков.

Краткое описание.

Отряд делится на группы по 6 человек.

Группы в свободном порядке в течение часа перемещаются по территории лагеря, выполняют спортивные, интеллектуальные задания, зарабатывают баллы. Отряд, заработавший наибольшее количество баллов, признается самым «быстромыслящим».

Примеры станций.

«Своя игра» - серия вопросов по определенной тематике.

«Эрудит-лото» - задаются вопросы, на которые нужно ответить как можно быстрее.

«Геошароиды» - называется слово, к нему необходимо подобрать географический эпитет (Волк – тамбовский).

Шароиды – дается высказывание, в котором заключена необычная трактовка обычного слова. Нужно определить само слово. («Крик морских хищниц или жрец древних греков – оракул»).

«Общее слово» - называются три слова, нужно назвать четвертое слово, которое их объединяет (роза, церемония, ложка – чайная).

«Забей» - нужно как можно больше забить голов в баскетбольную корзину (дается 10 попыток).

«Ножки-ножки» - необходимо как можно дольше продержаться на одной ноге при выполнении упражнения «пистолетик».

«Ручки-ручки» - нужно как можно дольше держать в воздухе волейбольный мяч.

«Подручный мир» - с помощью подручных средств сбивать приготовленные мишени (кегли).

Название: «ГАРМОНИЯ»

Форма: спортивно – интеллектуальная эстафета.

Возраст участников: 11-15 лет.

Педагогические задачи: демонстрация ребенком своих физических качеств и силы духа; раскрытие ребенком своих интеллектуальных и творческих способностей; формирование понятий и закрепление знаний, умений, навыков здорового образа жизни; осознание ребенком значимости как физического, так и интеллектуального развития в достижении гармонии; установление доверительных отношений во взаимодействии друг с другом.

Необходимое оборудование: бумага, фломастеры, заготовленные буквы ключевого слова «ГАРМОНИЯ», 2 мяча, 2 ведра, 2 стакана и вода, 1 коробок спичек, секундомер.

Краткое описание.

Образование двух команд с четным количеством мальчиков и девочек в каждой команде. Выбор жюри, которое, оценивая каждое задание, вручает победителю одну из букв ключевого слова «Гармония».

Введение в игру. Беседа о необходимом сочетании двух сил в человеке: интеллектуальной и физической. Пройдя ряд испытаний, команда должна собрать ключевое слово и расшифровать его.

Выполнение заданий.

«Как корабль назовешь, так на нем и поплывешь». Необходимо за 3 минуты придумать название и девиз своей команды, отражающие единство команды.

Игра «Наездники». Участвуют мальчики.

«Капитаны». Команда играет в футбол. Капитан комментирует ход игры.

«Сплоченность». Команда выстраивается в одну горизонтальную линию – мальчик, девочка и т.д. Выдается 15 спичек разной величины. Задача команды – передать все спички от первого игрока до последнего за минимальное время, при этом не уронив ни единой (руки скрещены сзади).

«Словесная перестрелка». Команды по очереди вспоминают песни, где упоминается слово «здоровье». Та команда, которую подвела память, проиграла.

«Ловкость рук». Игроку в одну руку дается стакан с водой, в другую – мяч. Игрок должен довести мяч до корзины, двумя руками забросить его, поставив стакан на землю, обогнуть корзину и передать эстафету следующему игроку. Эстафетной палочкой здесь является стакан с водой.

«Слово-знак ума». Необходимо, используя слова, создать рекламу, которая бы отразила здоровый образ жизни, и творчески представить ее.

«Решающий забег». Игра «Паровозик».

После получения последней буквы командам предлагается из собранных букв составить ключевое слово и расшифровать его. Это позволит увидеть понимание ребятами сюжета и смысла игры.

Анализ дела.

Название: «ШАР-ШОУ».

Форма: спортивно-развлекательная игра.

Возраст участников: 12-15 лет.

Педагогические задачи: развивать интерес к спортивной развлекательной деятельности; способствовать сплочению коллектива.

Необходимое оборудование и реквизит: магнитофон, воздушные шары и нитки, фломастеры и стенд для подведения итогов, ложки, призы.

Краткое описание:

Подготовительный этап.

Разбивка на команды.

Каждая команда придумывает свой девиз и название.

Представление жюри.

Предъявление правил для болельщиков: болеть весело и дружно, без оскорблений, поддерживать не только своих, но и чужих. Нарушение влечет начисление штрафных баллов командам. За активность болельщиков начисляются дополнительные баллы.

Основной этап.

«Официанты» - пронести на ложке воздушный шарик, обойти стойку и вернуться. Оценивается скорость движения и удержание шарика на ложке.

«Кенгуру» - прыжки с шариком, зажатым между ногами. Оценивается скорость движения и удержание шарика.

«Реактивный шарик» - участники выстраиваются в одну линию, надувают шарики и отпускают их. Оценивается скорость надувания и дальность полета шариков.

«Шарохлоп». Каждый член команды получает свой шарик на длинной нитке, привязывает его на пояс (в виде хвоста). У каждой команды шарики определенного цвета. Необходимо сделать так, чтобы лопнул шарик противника, но сохранился свой. Оценивается количество оставшихся шариков у команды.

«Воздушный мост» - команды выстраиваются друг за другом и передают шарик вперед над головой, а в обратном направлении - между ног. Побеждает команда, которая быстрее передает шарик.

«Дуэль на воде» (конкурс капитанов) – на одну ногу привязывается шарик, на другую надевается ласта. Задача – сохранить свой шар и поразить шарик противника. Побеждает тот, чей шарик останется целым.

«Танцевальный марафон». Звучит музыкальная «соломка». Необходимо танцевать танец, музыка которого звучит. Танцуя, надо удержать шарик между коленями. Оценивается точность исполнения танцев и удержание шарика.

«Вопрос» - сколько шариков было использовано в данном деле? Оценивается точный подсчет количества (для введения в заблуждение в незаметном месте подвесить один шарик).

«Праздничный салют» - по сигналу, зажав шары лбами и не пользуясь руками, надо добиться того, чтобы шар лопнул. Оценивается время.

КТД для среднего возраста

11) Картины - это застывшие мгновения. Попробуйте оживить их и показать дальнейшее развитие событий: - "Бурлаки на Волге" - "Иван Грозный убивает своего сына" - "Опять двойка" 16) Изобразить памятник, который называется: - "В споре рождается истина" - "Любви все возрасты покорны"
12) Представьте, как в музее рекордов Гинесса выглядели бы стенды рекордов: - неслыханной щедрости - невероятной жадности - чрезвычайной скромности 17) Поставить сказку "Три медведя" в жанре: - комедии - оперы - балета - фильма ужасов
13) Представьте, что открылся новый специализированный магазин. Придумать хотя бы 5 видов товаров, которые могли бы продаваться там и объясните, почему. Магазин называется: - "Все для прогульщиков" - "Все для нерях" 18) Инсценировать ситуацию: - "Вор в чужой квартире" - "Композитор сочиняет музыку" - "Хирург в операционной"
14) Прорекламировать новые виды продукции: - пуговицы трехдырочные - молния с дистанционным управлением - шнурки быстрорастворимые 19) Представьте себя дрессировщиком и "укротите": - дикие портфели - свирепые ботинки
15) Поставить спектакль "Курочка Ряба" так, чтобы действие происходило в: - первобытном обществе - в эпоху рабовладения - в далеком будущем 20) Вспомнить, как ведут себя на сцене известные артисты и сделать на них дружеский шарж.

КТД для старшего возраста

21) Сделать научный рассказ на тему: - "Гусь свинье не товарищ" - "В тихом омуте черти водятся" - "Сила есть - ума не надо" 26) Придумать новый оригинальный способ: - предотвращения замерзания носа в зимнее время - предотвращения непроизвольного чихания - открывания банки консервов
22) Вам не раз приходилось видеть, как берут интервью. Разыграйте ситуацию, когда берут интервью у: - известного гадателя на кофейной гуще - лидера движения постоянного неприсоединения 27) У медиков и психологов есть такое понятие - экспресс-диагностика. Это максимально быстрый метод определения отклонений в организме. Попробуйте разработать, а лучше и применить на практике, метод диагностики для определения: - уровня речевого бескультурья - процент моральной устойчивости - коэффициэнт ответственности за порученное дело
23) Сочините и произнесите обвинительную речь в адрес: - старухе Шапокляк - за выгул крыс в неустановленных местах - Карлсону - за проживание без прописки - Лисе Алисе и коту Базилио - за втягивание детей в валютные махинации 28) Составьте инструкцию (то есть подробное описание) на тему: - как вымыть слона - как приручить таракана - как правильно поймать в комнате муху
24) Составить текст объявления (в лаконичном стиле): - о сдаче в аренду собачьей конуры - о потере морального облика - об обмене ревматизма на радикулит 29) Придумать пазвание для новой спортивной игры, где одновременно использовались бы ядро, клюшка, мотоцикл - шайба, ракетка, акваланг - теннисный мяч, лыжи, шест для прыжков в высоту
25) Придумать новый знак Зодиака и составить для него гороскоп 30) Придумайте новый творческий конкурс

Все, что Вы видете - это лишь каркас заданий. Больше придумавайте сами и фантазируйте.

ПАЛИТРА
(По материалам педотряда "Радуга" г. Самара)

Коллективнотворческое дело, направленное на выявление творческих способностей детей, сплочение коллектива через совместную деятельность.
ТИП: Комплексная игра.
ФОРМА: Состязание.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Команды состязаются в эрудиции, ловкости, остроумии, выполняя задания, оценку которых дает жюри, выбирая при этом только одну команду-победительницу. Игра включает в себя ряд разнообразных заданий, дающих возможность всем детям показать свои знания, умения, навыки, сплачивают коллектив детей и взрослых.
ОСНОВНАЯ ИГРОВАЯ ЗАДАЧА: Так как это дело проводилось в нашем центре в организационный период смены, то перед ним стояло несколько специфических задач: формирование микро-групп, выделение лидеров, знакомство ребят с традициями и легендами нашего центра.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ: Особо хочется отметить, что в формирование микрогрупп принимали активное участие педагоги-организаторы, которые работали с ними на протяжении всей смены. До начала коллективно-творческого дела необходимо провести социометрию, что позволит Вам выявить лидеров.
ДЛЯ КАКОГО ВОЗРАСТА:
КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ: Несколько микрогрупп.
ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ: На первом этапе набор в будущие микрогруппы проводят педагоги-организаторы, они выбирают себе в помощники двух детей (по одному мальчику и девочке) из числа зрителей. В число этих детей входят лидеры, выявленные по социометрии. Эта группа и получает первое задание. После его выполнения и оценки членами жюри, каждая группа выбирает из зрителей еще двух ребят. Так происходит до того момента, пока все зрители не разойдутся по рабочим группам. Важно отметить, что такой набор групп дает возможность педагогу-организатору не только формировать свою группу вместе с ее будущим лидером, но и проявить свои творческие способности, участвуя на равных в подготовке и выполнении заданий, полученных группой.

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА
КРАСНЫЙ: Проводится для команд из 3 человек. Красный цвет - это первый из семи цветов радуги. Основная цель этого конкурса - обратить внимание ребят на само слово РАДУГА и на цвет футболки педагога-организатора. Каждый конкурс открывает та команда, у которой цвет футболки педагога соответствует цвету конкурса. Итак, этот конкурс начинают красные.
ЗАДАНИЕ: Сочинить четверостишие, в котором отразить цвет, закрепленный за данной командой. Например: команде, у педагога которой красная футболка - сочинить стихотворение со словами КРАСНЫЙ или его производными.
ОРАНЖЕВЫЙ: Проводится для 5 человек. Начиная с команды ОРАНЖЕВЫХ, все группы по очереди называют плоды (Ягоды, овощи, фрукты) оранжевого цвета. Замешкавшаяся команда выбывает из конкурса. Группа, назвавшая последний плод оранжевого цвета.
ЖЕЛТЫЙ: проводится для команд из 7 человек. Желтый цвет - цвет Солнца. Поэтому и задание этого конкурса вязано непосредственно с ним: сочинить легенду о солнечном зайчике. Либо перед началом конкурса, либо по его окончанию можно подарить ребятам песню "Солнечные зайчики" (см. приложение).
ЗЕЛЕНЫЙ: Проводится для команд из 9 человек. Каждой группе необходимо сочинить сказку, в которой все действующие лица зеленого цвета. Например: Царевна-Лягушка, Змей Горыныч, Крокодил Гена и др.
ГОЛУБОЙ: Проводится для команд из 11 человек. Этот конкурс можно назвать "У голубого экрана". Всем командам показывается лист ватмана, на котором произвольным образом написаны известные телепередачи. Например: Программа "Утро", Кинопанорама, "Любовь с первого взгляда", "Поле чудес", "Лотто Миллион", "Программа А", Музобоз, КВН, L-клуб и др. Задача играющих в том, чтобы посмотрев на этот лист 20 секунд, написать на своем листочке все запомнившиеся им телепередачи.
СИНИЙ: Поводится для команд из 13 человек. Основная задача играющих - сделать рекламу известным предметам, цвет которых поменялся на синий. Например: Автомат Калашникова, противогаз, Телогрейка, кирзовые сапоги, огнетушитель, валенки, бронетранспортер и другие.
ФИОЛЕТОВЫЙ: Последний конкурс. Проводится для команд из 15 человек. Этот цвет последний из семи цветов радуги. Чтобы ещё раз обратить внимание на слово РАДУГА и сработать на сплочение коллектива, следует пояснить играющим, что все вновь образованные группы, несмотря на разные цвета (Красный, Оранжевый, Желтый, Зелёный, Голубой, Синий и Фиолетовый) образуют единое целое - центр "Радуга".
ЗАДАНИЕ: Сочинить кричалку со словом РАДУГА и, конечно, прокричать её всей командой. Например: "Раз дуга и два дуга - победила РАДУГА", "ЧТО Москва, что Кострома, лучше РАДУГИ нема!". Лучшие кричалки можно использовать в общелагерных делах, спортивных соревнованиях и т.п.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩИМ:
Большое количество участников в каждой группе и большое количество групп (6-7) определяется спецификой нашего центра, в котором 90 ребят. Это правило можно изменять в удобных для Вас пределах. Например, если Вы проводите "Палитру" на отряд из 30 человек, то в каждом конкурсе лидер группы выбирает себе только одного помощника. К финалу конкурсной программы у Вас будут сформированы рабочие группы по 7 человек в каждой. Правда, в этом случае не набирается 7 разноцветных групп. Каждый раз надо решать индивидуально, что Вам в данный момент важнее: чтобы число групп совпадало с числом цветов в спектре или чтобы в каждой группе было около семи человек. И последнее, если у Вас нет возможности найти для каждой группы педагога-организатора, чтобы не потерялась идея многоцветности групп. Оденьте детей-лидеров в футболки цветов радуги.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦВЕТНЫМ МОРЯМ
Колективно-творческое дело, направленное на выявление лидеров, творческих способностей участников и формирование коллектива.
ТИП: Комплексная игра.
ФОРМА: Состязание.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: команды состязаются в творчестве, остроумии и эрудиции, выполняя задания, получаемые от ведущего. Игра включает в себя ряд разнообразных заданий, дающих возможность каждому ребенку показать свои творческие и организаторские способности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ: выявление деловых и эмоциональных лидеров микрогрупп, творческих способностей детей, а также на сплочение коллектива через совместную деятельность группы.
ДЛЯ КАКОГО ВОЗРАСТА: Старшие подростки и старшеклассники.
КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ: Несколько микрогрупп.
СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРАМ:
Одним из важных моментов любого коллективно-творческого дела является разбивка детей на микрогруппы, которые и выполняют полученные от ведущего задания. Можно сказать, что если "театр начинается с вешалки", то любое КТД начинается прежде всего с разбивки. Для неё Вам понадобятся несколько парусников разных цветов (по числу микро-групп), каждый из которых необходимо разрезать на столько частей, сколько будет ребят в этой микрогруппе. Причём, не забывайте и о том, что число ребят в командах должно быть равным по количественному составу. В дальнейшем эти разрезанные парусники будут использоваться при оценке выступления команд.
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА:
Перед началом конкурса ещё раз обратите внимание ребят на карту с изображением цветных морей и напомните командам, что победительницей станет та группа, которая первой соберёт свой парусник на одном из этих морей. Желательно, чтобы кораблик и море, на котором его собирают были разных цветов. Не забудьте перед началом каждого конкурса сказать командам сколько частей своего корабля будут перекладывать на цветное море команды, отличившиеся при выполнении задания. Например, в первом конкурсе победила команда, у которой красный парусник. Это означает, что она перекладывает на одно из цветных морей несколько частей своего корабля.

Итак, ПЕРВОЕ конкурсное задание:
Для того, чтобы отправиться в плавание по цветным морям, каждой команде необходим свой корабль. Из тех кусочков цветной бумаги, которые Вы использовали на разбивку, команды должны выложить свой кораблик. Победителем считается та команда, которая сделает это раньше других.
Важно отметить тот факт, что парусники, которые Вы нарезали для разбивки, должны отличаться друг от друга только по цвету, но ни в коем случае не по размеру или форме. В противном случае задания у команд могут получиться неравноценными, и это вызовет лишние споры.

ВТОРОЕ конкурсное задание:
Каждой команде раздаётся комплект карточек с набором следующих букв: Е, К, К, С, Б, О, З, Ы, Р, А. Выполнение задания напоминает заполнение кроссворда. Ведущий даёт определения слов (по одному), которые можно выложить из этого набора букв. Команда, которая первой поднимет над головой заданное слово, перекладывает одну из частей своего корабля на карту цветных морей.

Например:

ТРЕТЬЕ конкурсное задание:
Каждой команде дается несколько перевертышей (Конкурс "С точностью до наоборот" из телепередачи "Великолепная семерка") известных выражений из лексикона моряков. Перевёртыш образуется при замене каждого слова на противоположное по смыслу.

Например:
"Учиться, учиться, учиться",- Владимир Ленин можно заменить на: "Мракобесие, мракобесие, мракобесие",- Лев Троцкий. Или: "Без женщин жить нельзя на свете, нет…" На: "С мужчиной умереть можно в темноте, да…"

Задания на конкурс:

ЧЕТВЁРТОЕ конкурсное задание:
Сочинить рассказ на морскую тему, в котором все слова, кроме предлогов и союзов, будут начинаться только на одну букву алфавита. Можно разрешить использовать в рассказе прилагательное, обозначающее цвет моря, где команда собирает свой парусник.
Например: Команда, строящая свой корабль в СИНЕМ море, может сочинить такой рассказ (буква К):
Синий Королевский Корабль "Корона" Курсировал от Корсики до Кипра с Коровами на Корме и Королевским Колдуном в Каюте. Корабельный Кок Каналья, синий от Качки, Кипятил в Кастрюле картофель с Крабами Креветками и Кальмарами для Королевской Кухни. И так далее…
Команда, использовавшая наибольшее количество разрешенных слов, и становится победительницей этого конкурса.

КТД "ПОСЕЛЕНЦЫ"
Цель:
- работа по МКГР (микрогруппы)
Основная идея: все люди нужны, но каждому лучше найти работу, соответствующую его характеру.
Задания: после кораблекрушения Вы оказались на острове, где Вам предстоит прожить довольно долгое время. Ваша задача - придумать, а потом изобразить, кто чем будет заниматься на острове: как будут решаться споры и конфликты, кто будет управлять и т.д.
После показа сценок группам задаются вопросы типа:
-"А если кто-то захочет жить один, а ружье только одно", и т.п.

КТД "СКАЗКА"

Постановка маленьких сказок в различных жанрах:
1) Детектив "Колобок"
2) Мелодрама "Волк и семеро козлят"
3) Рок-опера "Буратино"

КТД "ЗАКОНЫ"

Поставить сценки, показывающие законы отряда. Возможно придумывание к ним не просто ситуаций, а легенд и т.д. В конце возможно обсуждение...

КТД "ПАРОДИЯ НА ВЕДУЩИХ"

Придумать и показать пародию на ведущих. Делается в середине или конце программы. Помогает группе сбросить возникшее напряжение, а ведущим -- посмотреть на себя со стороны.

КТД "ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНЫХ СЦЕНОК И РАЗБОР ИХ"

Группе дается задание поставить сценки по тем проблемам, которые они видят (в отряде или вне его). А затем проводится обсуждение возможных решений.

«Памятник пословице»

Задание: Создайте памятник, который называется так:

· «В споре рождается истина».

· «Глаза боятся - руки делают».

· "Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

· «Любви все возрасты покорны!»

«Письма с флота»

Задание: Написать домой (друзьям, родителям и т.д.) письмо с флота, используя следующие слова:

· бак, переборки, аврал, бушприт, ют;

· фал, кок, бизань, клотик, гальюн, ведьма;

· леер, камбуз, чумичка, фальшборт, караси;

· шпигат, вотервейс, рея, отдать швартовые, лечь в дрейф;

Примечание:

Шпигат - отверстие в палубе судна для удаления воды за борт;
Вотервейс - канавка для слива воды на палубе;
Лечь в дрейф - остановиться;
Отдать швартовые - подготовиться к швартовке около причала;
Рея - поперечная балка на мачте;
Бушприт - приспособление для прикрепления косых парусов в носовой части судна;
Бак - корабельная носовая надстройка;
Переборки - стены судна;
Аврал - команда на судне, выполняемая всем или почти всем личным составом, вызываемая специальным сигналом и командой « все наверх»;
Ют - кормовая надстройка судна;
Чумичка - поварёшка;
Леер - ограждение вдоль бортов, вокруг люков и т.д., а также трос для постановки некоторых парусов;
Фальшборт - продолжение бортовой обшивки судна выше верхней палубы;
Камбуз - столовая;
Караси - носки;
Фал - трос для подъёма парусов;
Бизань - кормовая мачта;
Кок - повар;
Гальюн - туалет;
Клотик - самая верхняя часть судна, представляет собой деревянную или металлическую деталь закругленной формы;
Ведьма - тряпка.

«Музей вредных привычек»

Задание: Представьте, что Вы попали в музей. Это особенный музей. Расскажите, инсценируйте то, что Вы видели в залах.

· Зал ссор между мальчиками и девочками.

· Зал хамства.

· Зал грязнуль.

· Зал плакс.

«Памятник литературному герою»

Задание: Создать памятник литературному герою и произнести речь в честь его открытия.

· Памятник первому представителю Красного Креста (Айболиту);

· Памятник первому организатору спортивных соревнований с нечистой силой (Балде);

· Памятник первому собирателю утиль - сырья (Плюшкину);

· Памятник первому активисту ОСВОДа (деду Мазаю).

Задание: Вы устраиваетесь на работу. Принять Вас на работу смогут при одном условии: необходимо защитить, доказать значимость следующей продукции:

· швабры,

· противогазы,

· трёхлитровые банки,

· зубочистки.

«Академия весёлых наук»

Задание: Вы - студенты различных институтов. Вам необходимо составить доклад.

· Тема доклада: «Сила есть - ума не надо» (институт физической культуры).

· Тема доклада: «Если долго мучиться, что-нибудь получится» (педагогический институт).

· Тема доклада: «Семь раз отмерь - один отрежь» (медицинский институт).

· Тема доклада: «Гусь свинье не товарищ» (институт сельского хозяйства).

«Гороскоп»

Задание: Составить гороскоп для следующих сказочных героев:

· Карлсона,

· Красной Шапочки,

· Баба - Яги,

· Крокодила Гены,

· Дюймовочки,

· Мальвины,

· Чебурашки,

· Буратино.

« Репка»

Задание: Инсценировать сказку « Репка» при этом используя следующую терминологию:

· юридическую,

· политическую,

· спортивную,

· педагогическую,

· медицинскую.

«Ехали мы, ехали»

Задание: Вы едите в « Океан». Необходимо нарисовать плакат, и написать письмо домой на тему.

· «Мы едем, едем, едем…»

· «Как родная меня мать провожала!»

· Океанские грёзы.

· «Голубой вагон бежит, качается…»

· Здравствуйте, это мы!

«Придумай, расскажи»

Задание: Инсценировать разговор героев:

· 100 долларов и одной копейки,

· золотой серьги и дырявого носка,

· ржавого гвоздя и каблука,

· грязной тарелки и туалетного мыла,

· старой газеты и рубанка.

«Новый календарь»

Сегодня мы пользуемся календарём, который к нам пришёл из Древнего Рима. В этом календаре большинство названий месяцев - это всего-навсего порядковые числительные. Так, « сентябрь», обозначает « седьмой», а «декабрь» - «десятый» (год у римлян начинался с 1 марта). Но ведь это очень скучно!

Задание: Придумать новое, красивое название для месяцев:

· январь,

· сентябрь,

· ноябрь,

· апрель.

«Волшебная закладка»

Задание: Изготовьте закладку, которая была бы похожа на волшебный предмет из сказок:

· перо Жар-птицы,

· волшебная палочка,

· аленький цветочек,

· волшебная стрела,

· золотой ключик.

«Утренняя зарядка»

Задание: Придумать комплекс из 10 упражнений для тематической зарядки:

· морская зарядка,

· пожарницкая зарядка,

· кухонная зарядка,

· строительная зарядка,

· космическая зарядка.

«Животные с планеты Бам-с»

На планете Бам-с очень плохие метеорологические условия. Там каждый день с неба падают метеориты, или попросту, камни. Поэтому все животные на этой планете имеют панцирь, совсем как наши черепахи.

Задание: Попробуйте с помощью пластилина и скорлупы грецкого ореха сделать фигурки животных с планеты Бам-с. А назывались эти животные так:

· ханурик однорогий,

· сюсипусик гребешковый,

· манмарончик клыкастый,

· лямурик длиннохвостый,

· каробясик игольчатый.

«Цветочный ковёр»

Задание: Составить композицию из цветов, растений.

· «Вечерняя заря в пучине догорала».

· «Мороз и солнце: день чудесный!»

· «Роняет лес багряный свой убор».

· «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя».

· «На море синее вечерний пал туман».

«Мужественные коллекционеры»

Задание: Инсценируйте ситуацию, в которой коллекционер героическими усилиями спасает свою коллекцию. Покажите с помощью пантомимы:

· Собирателя кактусов, когда в квартире среди зимы отключат центральное отопление.

· Любителя аквариумных рыбок, когда в его самый большой аквариум со шкафа свалится кошка.

· Собирателя марок, когда от сильнейшего порыва ветра все марки разлетятся по квартире.

· Хозяина террариума, когда его пауки расползутся по дому.

· Собирателя картин, когда в его квартиру протечёт вода от соседей сверху.

«Правила поведения»

Задание: Сочините правила поведения для человека, оказавшегося в необычайном месте, например:

· в собачей конуре;

· на летающей тарелке;

· на мачте Останкинской телебашни;

· на айсберге;

· в берлоге медведя.

«Новый Архимед»

Как известно, Архимед, великий учёный древности, прославился тем, что измерил объём короны сиракузского царя, погрузив её в ванну. Это было гениально простое решение труднейшей задачи. С тех пор про всех учёных, сумевших найти простое решение сверхсложной проблемы, говорят, что они - наследники славы Архимеда. Проверьте, а вдруг вы тоже достойны этого звания? А для этого…

Задание: Найдите решение следующей актуальнейшей проблемы:

· Как определить возраст кошки?

· Как измерить вес облака?

· Как определить количество мяса в котлете?

· Как измерить температуру тела таракана?

· Как определить численность муравьёв в муравейнике?

«Картина из отпечатков пальцев»

Задание: Поставьте на листе бумаги столько отпечатков, чтобы получился сюжет на следующую тему:

· «Моя семья»;

· «Моя квартира»;

· «Мой автомобиль»;

· «Моя дача»;

· «Мои любимые домашние животные»;

«Современная былина»

Задание: Сочините эпическое произведение о современных героях. Названия даны следующие:

· «О том, как Стивен Сигал (шеф - повар Кейси Рай бок) освободил от врагов крейсер » Миссури";

· «О том, как Сильвестр Сталлоне (Рембо) спас товарищей из вражеского плена»;

· «О том, как Чак Норрис (Крутой Уокер) победил всех злодеев в Техасе»;

· «О том, как Брюс Уиллис (полицейский Джон Маклейн) разгромил банду громителей - террористов»;

· «О том, как Жан - Клод Ван Дамм (Кикбоксёр) отомстил за своего брата».

«Озвученная картина»

Задание: Попробуйте «озвучить» некоторые картины, причём сначала замрите, как персонажи на полотне, а затем побеседуйте между собой на тему, актуальную для героев картины:

· «Запорожцы» И. Е. Репина;

· «Охотники на привале» В. Г. Перова;

· «Отдых после боя» Ю. М. Непринцева;

· «Опять двойка» Ф. П. Решетникова;

· «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» Б. В. Иогансона.

«Новые специальности в ВУЗах»

Задание: Подумайте и решите, какие обязательные предметы (около 10) должен изучить студент, поступивший на новый факультет.

· факультет ореходробительного оборудования;

· барханостроительный факультет;

· факультет дегустации кисломолочной продукции;

· паутинопрядильный факультет;

· факультет бамбукообработки.

«Танцующие пальцы»

Задание: Танцевальные пары (средние и указательные пальцы рук) исполняют:

· польку,

· чарльстон,

«Цвет»

Задание: Изобразить следующие цвета, используя искусство пантомимы:

· жёлтый,

· красный,

· зелёный,

· чёрный.

*** - Нельзя указывать на заданный цвет в одежде или в окружающей обстановке. Показывать нужно через ассоциативные образы.

Космический парад

Задание: подготовить и показать элементы строевой подготовки жителей других планет. Представьте, что на Землю слетелись представители обитаемых планет нашей галактики. И по этому случаю объявлен парад. Каждый микроколлектив представляет планету. Ребята придумывают ей название, как будут звать жителей этой планеты, делают элементы костюмов- для жителей каждой планеты. А теперь главное – предстоит придумать движение в строю, характерные для инопланетян: придумать команды, которые отдает командир, придумать песню. Когда это все придумано, можно начинать космический парад. Все делегации выстраиваются перед трибуной Большого Галактического Совета. Командующий делегации сдает рапорт Верховному главнокомандующему. Затем делегации маршируют по-планетному с песней перед трибуны. Можно вручить некоторым планетам награды за значительный вклад в развитие строевого искусства.

Аукцион талантов

На аукционах обычно продают полезные и ценные вещи. Приобрести эту вещь сможет тот, кто предложит за нее большую цену. В нашем аукционе и вещи для продажи, и деньги необычные. В качестве продаваемой вещи может быть или настоящий ценный приз, или приз шуточный, но чем-то памятный для всех присутствующих. Расплачиваться за право получить приз придется своими талантами. Ребята могут петь, читать стихи, танцевать и даже стоять на голове. Причем «платить» можно индивидуально, а можно «вскладчину», т.е. объединившись в группы.

Сентябрь. Итак, мой 1-й класс… Знакомлюсь. Все разные, но пока вижу некоторых. Через несколько дней начинаю «охватывать» весь класс. Первые выводы: дети ужасно недружные, без конца дерутся, дисциплины в классе нет. Следовательно, моя первейшая цель - сдружить их, а для этого - объединить в звездочки по желанию, пусть это будут звездочки, состоящие только из мальчишек или только из девчонок.

Приходят вожатые-пятиклассницы. Вместе рассказываем, кто такие октябрята, что значит звездочка, почему на ней изображен Ленин. Потом вожатые учили с ребятишками правила октябрят.

Весь этот период (до приема в октябрята) я присматривалась к детям, наблюдала, кто с кем дружит, кто с кем рядом живет, чтобы потом для меня не было неожиданностей в содружестве-звездочке.

Мы часто ходили в лес, и ребята, перебивая друг друга, рассказывали мне о доме, о мамах, о папах, о различных случаях из своей жизни. Хотелось рассмотреть каждого, понять. Сентябрь порадовал хорошей погодой. Желтые березки на фоне темно-зеленого соснового бора выглядели нежно и трогательно. Обращала внимание детей на всё: на разрушенный кем-то муравейник, на березки, на пение птиц.

Октябрь. Начали формировать группы октябрят по желанию. Ребята были страшно довольны, ходили обнявшись, шептались между собой, даже домой уходили вместе.

Наконец наступил долгожданный день - 4 ноября: мои малыши станут октябрятами. Прием в октябрята происходил в зале школы. В зале около стен ряды пионеров - все в белых рубашках и красных галстуках. Лица торжественные. Октябрята входят в зал. Раздаются звуки горна и барабана. Ребятишки ошеломлены и растеряны - не знают, куда идти. Веду их к сцене. Потом четырехугольником выстраиваются все первые классы. Раздается торжественный голос вожатой. Вносится знамя. Ребята замирают. Глаза их блестят.

Выступают пионеры. Каждому октябренку прикалывают на грудь звездочку и вручают подарок - книгу.

Мои октябрята дружно поют «Октябренка», которого сами же переименовали в «Песню о счастливом человеке», потом - «Мы веселые ребята» и т. д. В конце праздника - игры и танцы, пение любимых песен. Потом, счастливые, все идут домой.

Мое предложение - каждой звездочке придумать название и выбрать командира.

Все активно (по звездочкам) предлагают и обсуждают названия. Саша Д. сидит и усмехается. Саша - очень трудный мальчик. Он не может спокойно сидеть, никогда не смотрит в глаза, делает все назло. Но однажды я поймала его влюбленный взгляд, брошенный на входившего в класс Игоря Александровича, который все время что-нибудь мастерил в классе или у себя в кабинете черчения. С тех пор я часто поручаю ему включить в розетку штепсель (нужно забираться на стол), держать и подавать молоток и гвозди, повесить картину… Все это он делает с большим удовольствием. Но сейчас на сборе Сашу ничто не интересует. Он смеется над мальчишками своей звездочки и предлагает такие названия, которые вызывают нехороший смех.

Наконец 1-я звездочка объявляет свое название - «Спутник»; затем 2-я - «Космонавты». Минуя 3-ю звездочку, обращаюсь к 5-й, в которой Саша Д.: «И у вас, ребята, должно быть тоже красивое название? Какое же?»

Смех прекратился. Ребята стали предлагать названия. Неожиданно Саша сказал: «Давайте назовем «Солнышки». Я обрадовано похвалила: «Отличное название. Молодец!». Саша опустил голову.

Потом объявили свои названия и другие звездочки: 3-я - «Орлята», 4-я - «Звезда», 6-я - «Флажки».

Выбрали командиров звездочек, вместе думаем, какой сделать значок для командира.

«Орлята». На рукав - красный флажок.

«Солнышки». На рукаве рисунки - орленок, флажок, звезда (по названию звездочки).

«Флажки». На рукав - звездочку.

Остальные звездочки сразу соглашаются со всеми предложениями, но сами ничего не предлагают. Принимаем предложение «орлят». Итак, у командира каждой звездочки на левом рукаве - красный флажок.

Обсуждаем, как провести праздник прощания с Букварем. Говорю, что у меня есть материал для праздника. Его нужно разделить по звездочкам. Делим так: 1-й и 2-й звездочкам - коллективную декламацию, 3-й и 4-й - сказку «Буква я», 5-й - сценку «Азбука», 6-й - стихи. Песни исполнять будем вместе. Кроме того, 1-я звездочка ищет загадки о книге; 2-я - выбирает для чтения книжки-малышки; 3-я - подходящие для праздника стихи из Букваря; 4-я - оформляет класс; 5-я и 6-я - готовят красочные приглашения родителям на праздник.

Решаем, что гимном нашей октябрятской группы будет песня о счастливом человеке - «Октябренок».

20 ноября. Репетиция. После уроков остается 1-я звездочка. Обсуждаем, какие загадки подойдут для праздника, какие не подойдут. Каждому досталось по 2 загадки. Отрабатываем дикцию и выразительность.

11 декабря. Праздник прощания с Букварем. Ребятишки нарядные, праздничные. К 12 часам собираются родители. Люба и Надя встречают их у дверей школы и провожают в класс. Праздник начинается. Строем входят участники декламации. Все поют «Песню болгарских школьников». Потом сказка, инсценировка.

Саша Д. - Букварь. Свои слова он произносит сердито, ни на кого не глядя,- чувствую, что это просто от избытка направленного на него внимания. Мама Саши ласково улыбается.

После праздника остаются несколько детей. Игорь Александрович учит их фотографировать. Витя Г., красный от смущения, фотографирует меня с девочками. Потом читаем книжки - подарки от шефов. Все уходят домой, зажав книжки под мышкой.

12 декабря. Совет командиров объявляет конкурс звездочек на лучшее предложение о ритуале смены командиров.

1. Обсуждение праздника прощания с Букварем. Мнения звездочек:

Хорошо, весело.

Саша невыразительно рассказывал…

Витя не пришел, подвел ребят…

Маме понравилось…

Хорошие книжки подарили.

Я обобщаю:

Главное, все вместе поработали, и теперь радостно от того, что все получилось.

2. Предложения о смене командиров:

«Спутник». Звездочка стоит «смирно», командиру - шаг вперед, ему - флажок.

«Космонавты». Старый командир передает флажок новому.

«Орлята». Вожатая вручает флажок новому командиру.

«Звезда». Весь класс «смирно». Командиры выходят вперед, им вручают звездочки и флажки.

«Солнышки» и «Флажки». Играют марш. Командиры подходят к вожатой, которая вручает флажки.

Общий вывод-решение: после отчетов старых командиров звездочки совещаются и выбирают новых. Затем - парад командиров. Звездочки выстраиваются. Командиры выходят вперед к вожатой.

Вожатая: Звездочки, равняйсь, смирно! Приколоть флажки новым командирам!

Вожатые звездочек прикалывают новым командирам флажки. Под аплодисменты каждый командир возвращается к своей звездочке.

3. Распределение традиционных дел между звездочками:

«Спутник» - санитары;

«Космонавты» - библиотекари;

«Орлята» выпускают устный журнал или газету со своим названием («журналисты»);

«Звезда»- дежурные, помощники учителя («хозяева класса»);

«Солнышки» обеспечивают порядок на перемене, организуют игры («игровики»);

«Флажки» - дают концерт («артисты»).

Предложение: каждая звездочка готовит номер для концерта. Перспектива: подготовка к Новому году.

15 декабря. Сбор совета командиров: как провести игру-состязание, посвященную культуре поведения.

18 декабря. Сбор-игра: культурные навыки и привычки. Сценка «В магазине» придумана звездочкой «Спутник», звездочкой «Космонавты» - сценка «В автобусе». Игра-состязание «Волшебное слово». Победители игры - «Флажки», «Орлята».

1. Отчеты командиров. Выборы новых командиров. Обсуждение дел, выполненных в прошлом полугодии.

2. Коллективное планирование на следующую, третью четверть.

Предложения звездочек:

«Орлята». Вечер сказок и загадок, игры на горке.

«Спутник». Катанье на лыжах, поход на лыжах в лес.

«Космонавты». Чтение сказок и книг, концерты к Дню Советской Армии, сюрприз мамам.

«Флажки». Сделать игрушки из природного материала и подарить малышам из детского сада.

«Звезда». Игры на горке; помочь пионерам собрать бумагу.

«Солнышки». Игры на улице; поход на лыжах.

После обсуждения предложений выбираем такие дела:

1) сбор-путешествие в мир животных и птиц;

2) игры на улице - веселая зимняя спартакиада.

3) ПСМ - праздничный сюрприз мамам;

4) участие в пионерской операции «Бумага».

Создаем советы дел (по желанию, от каждой звездочки по представителю), которые будут организовывать задуманные дела.

3. Чередование традиционных дел. Обсуждение всем классом работы звездочек. Лучшей признана звездочка «Солнышки» - «хозяева класса». Санитары работают плохо, поэтому многие ребята «ходят в чернилах».

4. Концерт - от каждой звездочки по номеру. Очень понравились частушки, исполненные Деевой и Голанд.

5. Задание: обдумать, как будем проводить сбор-путешествие.

21 января. Сбор совета дела с вожатыми. Выслушиваем предложения звездочек: придумать сказки о животных; нарисовать разных зверей, птиц; читать книги о животных; рассказывать так, как будто ты участник событий; показывать рисунки и рассказывать, кто нарисован, где живет, чем кормится; посмотреть фильмы о животных.

Вожатые предлагают читать книги о животных на сборах звездочек. Решили, что каждая звездочка выберет несколько животных или птиц и расскажет, где они живут, чем питаются, как выглядят, нарисует их и покажет картинки ребятам. Можно придумать свою сказку или стихотворение о животных. Каждая звездочка задаст по 2 вопроса всему классу (можно загадки).

29 января. Сбор-путешествие в мир животных и птиц. На сборе интересно выступали «Орлята» и «Солнышки». Они сочинили сказки, рассказы, о животных, придумали вопросы, загадки.

30 января. Общий сбор-«огонек» - обсуждение сбора-путешествия. Все ребятишки признали, что мало готовились. Критиковали себя, своих командиров.

Сбор прошел не совсем удачно, но на ошибках учатся…

Одним из эффективных средств развития детского коллектива в школе является коллективная творческая деятельность. Наиболее подробно методика ее организации разработана И.П.Ивановым и его последователями, выдвинувшими идею «Педагогики общей заботы». В основе ее лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм форм деятельности, творчество.
Каждое коллективное творческое дело (КТД) есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому это дело, жизненно важное, общественно необходимое дело.
Оно – коллективное, потому что планируется, готовиться, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями – как младшими и старшими.
Оно – творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненноважных задач.
Через коллективную творческую деятельность происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, миру.
КТД является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, совместным творчеством и личной радостью, жизни.
Виды КТД:
Общественно-политические;
Трудовые;
Познавательные;
Художественно-эстетические;
Организаторские;
Спортивно-оздоровительные;
Структура КТД
1 стадия – предварительная работа коллектива (учитель или воспитатель определяют конкретные воспитательные задачи КТД, намечают исходные направляющие действия, увлекают школьников радостной перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском решения нескольких важных задач – вопросов.
2 стадия – коллективное планирование (сбор-старт, работа в микрогруппах по планированию КТД).
3 стадия – коллективная подготовка КТД.
4 стадия – проведение КТД.
5 стадия – коллективное подведение итогов КТД (что было хорошо? Что не получилось? Почему? Как сделать, чтобы было лучше?)
6 стадия – стадия ближайшего последействия КТД (реализация выводов и предложений при проведении итогов проделанной работы; часто является стартом нового КТД)
Каждое выбранное КТД будет успешным при выполнении следующих условий:
1.Всемерное развитие отношений творческого содружества между воспитателями и воспитанниками.
2.Всемерное развитие отношений творческого содружества между воспитанниками старших и младших поколений.
3.Всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитанниками.

Технология КТД.
Аббревиатура КТД (коллективно-творческое дело) знакома практически всем педагогическим работникам. Обычно этот феномен – коллективное творческое дело рассматривают в контексте педагогики общей заботы (коммунарской педагогики). Там, в педагогике общей заботы, КТД – жесткая организационная форма, завязанная на определенную направленность деятельности – пользу, радость людям. Да, на практике сплошь и рядом эта направленность КТД исчезает и заменяется другими устремленностями: на общение, на познавательную активность. Обычно это интерпретируется как деформация, искажение, редукция коммунарской педагогики.
Результат
Что является надежным результатом осуществления коллективных творческих дел независимо от их ориентации?
Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»).

Структура
Технология «классического» КТД многократно описана. Поэтому ограничимся кратким напоминанием, что есть структурной схемой КТД.
В развернутом виде коллективное творческое дело (по И.П.Иванову) включает шесть этапов:
совместное решение о проведении дела;
коллективное планирование;
коллективная подготовка;
проведение дела;
коллективный анализ;
решение о последствии.
В реальной педагогической практике первое «совместное решение» встречается редко. Дело чаще задаётся извне (поручение классу, отряду) либо «совместность» сводится к реакции ребят на предложение учителя. Последний этап – «решение о последствии» явно не обязателен и потому, что это не самостоятельный этап, а часть разговора, обсуждения по итогам дела. Во-вторых, результатом успешного КТД может быть и решение о не продолжении идей дела.
Итак, минимальная технология КТД – это описание цепочки, коллективное планирование, подготовка, проведение, коллективный анализ. Её суть в следующем: после принятия решения о проведении коллективного дела первичный коллектив делится на группы (команды, звенья, бригады). Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов («совет дела»). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия. Проведение коллективного творческого дела опять-таки в той или иной мере опирается на активность (выступления, действия) групп, подключая для активизации соревновательность школьников, игру и импровизацию. После окончания дела проводится совместный анализ дел, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, свое мнение, чувства по поводу прошедшего события.
Известная схема структуры КТД такова:
Реше-
ние о Совет Коллек-
прове- дела тивный
дении анализ
дела

ТехнологичностЬ КТД объясняется «настроенностью» цепочки коллективного творческого дела на мощных психологических механизмах, уже названных в шоу-технологии: соревновательности, двуплановости игры, импровизации. Но в КТД работают и другие механизмы и прежде всего включение школьников в полную структуру деятельности (от решения до анализа), порождающие чрезвычайно значимое для подростка чувство коллективного и индивидуального авторства. Особо обратим внимание на коллективный анализ, который есть в той или иной мере рефлексивный акт («отношение, осмысление того, что со мной уже произошло»).
Рефлексия, как известно, усиливает чувство причастности к предмету рефлексии.
Необходимо выделить два типа КТД, создающие как результат два типа активности школьников: классическое КТД и личностно-ориентированное КТД. Активность школьников в классическом КТД воспринимается школьниками и педагогами как «наша», общая.
В личностно-ориентированном КТД результат все тот же – позитивная активность, но акцент другой – «моя активность», «мой вклад», «дело для меня».
Каковы же технологические различия двух типов коллективных творческих дел?
В коллективном целеполагании (решении о проведении дела) – в традиционном КТД социальные критерии выбора дела (польза, радость людям, сплочение своего коллектива и т.п.), в личностно ориентированном есть еще один слой – выбор дел, значимых для личностного развития каждого. Например, в виде обсуждения вопроса: поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?
И чтобы такой поворот целеполагания состоялся, необходимо проявить какими-либо приемами интерес к взаимоузнаванию целей, ценностей, интересов (предварительной анкетой, игровыми приемами на самом стартовом общем собрании, той же «живой анкетой» и т.п.). хорош и прием фиксации в графическом образе идеи развития, личностного роста как ориентир коллектива.
В коллективном планировании при личностной ориентации КТД наряду с сохранением общей идеи «от предложений каждого к общему плану дела» добавляются новые акценты: подчеркнутое авторство идей, предложений, планирование советом дела на основе не только проектов микрогрупп, но и индивидуальных проектов (и, следовательно, на этапе планирования надо обеспечить ребятам возможность выбора – работают ли они в группе или индивидуально), подчеркнутое признание ценности как принятых, так и не принятых к реализации идей (например, в форме создания «банка авторских запасных идей»), признание вклада в коллективное планирование не только авторов идей, но и ребят, выполнявших другие роли: критиков, организаторов групповой работы, технических работников; возможность разработки (а может быть, и параллельного запуска) альтернативных проектов, работающую на общую, принятую на этапе целеполагания идею.
В коллективной подготовке личностного ориентированного КТД те же акценты, что в планировании, плюс акцент на добровольности принятия на себя поручений по подготовке, вплоть до возможного исключения какого-либо фрагмента дела, либо взятие его педагогом на себя в случае отсутствия «добровольцев» (это не исключает коллективного осмысления данной ситуации при совместном анализе прошедшего дела); поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные (но от имени коллектива, через совет дела); максимальное разнообразие и индивидуализация поручений вплоть до введения специальных (вроде бы не обязательных для дела) ролей для конкретных школьников.