Пб., Аквилон, 1922. 91, с. с ил.; 20,8x15,5 см. - 1200 экз., из которых 60 экз. именных, 1140 экз. (1-1140) нумерованных. В иллюстрированной цветной издательской обложке. На обратной стороне титула читаем: «Титульный лист, иллюстрации, заставки и концовки – автолитографии Б.М. Кустодиева». В хорошем виде большая редкость!

Издать эту книгу в «Аквилоне» задумали к столетию Николая Алексеевича Некрасова. В книге собраны знакомые всем с детства стихотворения: «Влас», «Коробейники», «Дядюшка Яков», «Пчёлы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы». Её оформление было поручено близкому другу Ф.Ф. Нотгафта Борису Михайловичу Кустодиеву. Для издания использована бумага верже. Обложка из мягкого картона отпечатана в три краски в технике цинкографии: на фоне узора (жёлтые пятилепестковые розетки между голубоватыми волнистыми линиями) расположен овальный медальон, в который заключены штриховой рисунок (мужик с косой), название книги (с фамилией автора), фамилия художника, название издательства, место и год издания. В книге 30 иллюстраций: 8 страничных, 11 заставок и 11 концовок. Титульный лист и иллюстрации исполнены в технике одноцветной автолитографии.

Иллюстрации помещены не на отдельные вклейки, а на страницы с текстом, для чего потребовалось печатать книгу в два прогона: первый раз - на машине высокой печати, второй - на литографском станке; при этом оборот страницы оставался чистым. «Здесь очень тонкое и тактичное соответствие тексту сочеталось с выразительнейшим мастерством техники и самого типографского выполнения: книги с иллюстрациями, литографированными и не наклеенными или вставленными в текст, а напечатанными на той же странице с набором, мы просто не знали до сего времени», - писал А.А. Сидоров. Кустодиев поставил перед собой задачу не пересказать графически содержание каждого стихотворения, а эмоционально его дополнить. В пейзажных зарисовках, натюрмортах, бытовых сиенах художник, избежав акцентированной стилизании, сумел с помощью мягкой серебристой линии, «мерцающих» штрихов, бархатистой гаммы тоновых теней передать русский национальный колорит. Книга была признана шедевром типографского искусства. «“Шесть стихотворений Некрасова” - не только большое достижение “Аквилона”, но и вообще одно из замечательнейших явлений в истории русской книги», - утверждал Голлербах, а Сидоров назвал это издание «чистым золотом книжного искусства, прекраснейшей из побед “Аквилона” и нашей гордостью».


В 1919 году в «Народной библиотеке» появился рассказ Л.Н. Толстого «Свечка» с иллюстрациями Кустодиева, выполненными еще до революции для петербургского Общества грамотности. Немалым достижением художника следует признать и цикл иллюстраций к «Грозе» А.Н.Островского. Любимая им и хорошо знакомая ему купеческая тема по­новому заиграла в скупых рисунках пером. С началом новой экономической политики (НЭПа) в стране появились частные издательства. Одним из них был основанный в сентябре 1921 года петроградский «Аквилон», который возглавлял искусствовед Федор Федорович Нотгафт (1886-1942). Это издательство работало неполных три года и выпустило всего 22 книги, выходившие небольшим тиражом 500­1500 экз. Это было как бы антитезой Госиздату, тиражи изданий которого приближались к миллионным. «Аквилон» сознательно ориентировался не на массового читателя, а на любителей, на библиофилов. Книги его навечно вошли в золотой фонд русского оформительского искусства. Среди них, например, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского и «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина с иллюстрациями М.В. Добужинского, «Стихотворения» А.А. Фета, оформленные В.М. Конашевичем... В содружестве с «Аквилоном» Борис Михайлович Кустодиев создал три книги.

Первая из них - сборник «Шесть стихотворений Некрасова» - стала бесспорным шедевром. Об этой книге на удивление мало писали; так, в большой монографии Виктории Ефимовны Лебедевой ей посвящены всего четыре абзаца. «Шесть стихотворений Некрасова», задуманные как библиофильское издание, вышли в свет в марте 1922 года и были приурочены к 100­летию со дня рождения поэта. Всего отпечатали 1200 экземпляров, причем 60 из них были именные, с указанием фамилии будущего владельца, а 1140 - нумерованные. Порядковые номера писались от руки. Автору этих строк принадлежит экземпляр № 1019, купленный в свое время в букинистическом магазине, смешно сказать - за 5 рублей. В 1922 году, в пору гиперинфлянции, книгу продавали за 3 миллиона рублей. Работу печатавшей книгу 15­й Государственной типографии (ранее типография Товарищества Голике и Вильборг, а ныне Типография имени Ивана Федорова) осложняла не только ручная нумерация экземпляров. В процессе трудов над ней Б.М. Кустодиев осваивает новую для себя технику - литографию. Он делал рисунки литографским карандашом на так называемом корнпапире, а уж затем их переводили на литографский камень. Для полиграфического предприятия это создавало определенные трудности, ведь текст «стихотворений» воспроизводился с типографского набора способом высокой печати. Поскольку элементы художественного оформления в основном находились на одной полосе с набором, то листы приходилось печатать в несколько прогонов - первый раз на машине высокой печати, а второй - на литографском станке, скорее всего ручном.

Говоря о технике воспроизведения «Шести стихотворений Некрасова», Алексей Алексеевич Сидоров в книге, подводящей итоги развития графического искусства за первые пять послереволюционных лет, писал: «Здесь очень тонкое и тактичное соответствие тексту сочеталось с... выразительным мастерством техники и самого типографского выполнения: книги с иллюстрациями, литографированными и не наклеенными или вставленными в текст, а напечатанными на той же странице с набором мы просто не знали до сего времени...». Сложность полиграфического исполнения повлияла на продажную цену книги, которая на порядок превосходила цены на другие издания «Аквилона». «Стихотворения» были заключены в обложку из мягкого картона, отпечатанную в три краски. Основным фоном служил простенький узор из желтых пятилепестковых розеток, окруженных голубоватыми волнистыми линиями. На верхней сторонке был предусмотрен овальный медальон, в котором по белому фону черной краской были воспроизведены все нужные надписи и штриховой рисунок, изображавший мужика с косой. Сюжет рисунка как бы подсказывал читателю, что стихотворения посвящены крестьянской жизни. Так оно и было: в сборник вошли стихотворения «Влас», «Коробейники», «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин» и «Дедушка Мазай и зайцы».

Книга была составлена из 4­листных тетрадей, сшитых между собой вручную. Открывалась она полосой с издательской маркой «Аквилона» работы М.В. Добужинского. Далее шел авантитул с воспроизведенным прописными буквами названием книги. Третий лист с пустым оборотом - это рисованный титул, на котором мы видим крестьян, внимательно слушающих мальчишку, который держит в руках раскрытую книгу и читает им. В рисунок вписана овальная плашка с портретом писателя. Название книги воспроизведено нарочито неумелым почерком, причем по старой орфографии - с «и десятиричным», но сам текст книги набран уже по новому правописанию. Четвертый лист - шмуцтитул с помещенным в его центре набранным типографским шрифтом названием первого стихотворения. Шмуцтитулы с незаполненным оборотом были предпосланы каждому из помещенных в сборнике произведений писателя. За шмуцтитулом - уже во второй по счету тетради следовала цельнополосная иллюстрация с изображением бредущего по Руси Власа. Считать эту иллюстрацию, оборотная сторона которой также оставлена пустой, фронтисписом нельзя, ибо в других стихотворениях нет следующих непосредственно за шмуцтитулом цельнополосных рисунков - они помещены в тексте. Всего таких иллюстраций восемь, причем распределены они неравномерно. В первом стихотворении «Влас», занимающим всего четыре неполные полосы, их два. Столько же и в большой 33­страничной поэме «Коробейники». В «Дядюшке Якове», «Пчелах», «Генерале Топтыгине» и «Дедушке Мазае» - по одной. Художник решил не ограничивать себя формальными рамками и делал к каждому из стихотворений столько рисунков, сколько подсказывало ему художественное чутье. Кроме того, для каждого из стихотворений были сделаны небольшие, примерно на треть полосы, иллюстрации­заставки и иллюстрации­концовки. В «Коробейниках» их шесть - по числу частей поэмы. В своих автолитографиях Б.М. Кустодиев прежде всего любуется привольным русским пейзажем: здесь и бескрайние поля с гнущейся по ветру спелой рожью, и приволье полян средь негустого леса средней полосы России, и буйные разливы рек, затопляющих по весне русские равнины, и убогая пасека у покосившегося плетня... Литографии удивительно нежны. Кажется, что литографский карандаш художника чуть касался камня.

В дальнейшем Ф.Ф. Нотграфт предполагал выпустить альбом литографий Б.М. Кустодиева, М.В. Добужинского и Г.С. Верейского, но проект этот выполнен не был, так как в декабре 1923 года «Аквилон» прекратил свое существование, Кустодиеву пришлось искать других издателей. Много сил и труда он отдал иллюстрированию «Леди Макбет Мценского уезда». Н.С. Лескова. Часто бывавший у него в первые послереволюционные годы К.С. Сомов записал 18 февраля 1923 года в своем дневнике: «Б.М. показывал мне иллюстрации к “Леди Макбет Мценского уезда” и воспроизведения с его русских типов. Он был довольно веселый и бодрый, хотя вообще ему хуже, он всего 5 ч. в день может сидеть в кресле». Племянник К.А. Сомова Е.С. Михайлов впоследствии вспоминал: «Несколько раз дядя брал меня с собой, навещая Бориса Михайловича Кустодиева. Дядя любил его искусство, удивлялся отсутствию озлобленности и выдержке Бориса Михайловича, лишенного возможности передвигаться из­за тяжелого заболевания». Совершенно особое место в творчестве Б.М. Кустодиева занимает ленинская тема. Можно по­разному относиться к деятельности вождя мирового пролетариата. В последние годы мы узнали много нового о делах этого человека, которого в недавние времена обожествляли. Но, говоря словами В.В. Маяковского, «громадье» его планов поражало современников. И они вполне искренно восхищались им. Смерть Ленина в январе 1924 года воспринималась как непоправимая катастрофа. Отсюда и стремление Кустодиева сказать об ушедшем вожде что­то свое. Понятно, что тема эта была совершенно чужда певцу купеческой России, но он отважно взялся за ее решение - так появились иллюстрации к воспоминаниям А.Ильина­Женевского «Один день с Лениным» (Л.; М., 1925) и к предназначенным для юного читателя книгам «Ленин и юные ленинцы» (Л.; М., 1925) и «Детям о Ленине» (М.; Л., 1926). Художник с вождем никогда не встречался, но он был портретистом милостью божией, умевшим работать не только с натуры, но и по фотографиям. Ленин на его штриховых рисунках не только узнаваем, но безусловно похож. Особенно хороши рисунки, изображающие гимназиста Володю Ульянова, ставшие со временем своеобразной классикой. В бесчисленных, иногда бесконечно слащавых изображениях «Ленинианы» эти рисунки занимают особое место, и не стоит игнорировать их, как это делают некоторые авторы недавних посвященных Б.М. Кустодиеву книг. Маслом ленинских портретов художник никогда не писал, да и не стремился к этому, так как не хотел фальшивить. Принимать или не принимать революцию? Такой вопрос вроде бы для Кустодиева не стоял. Но что же все­таки дороже для него - воспоминания об ушедшей России или же новая, иногда жестокая действительность? Рассуждая на эту тему, А.А. Сидоров в свое время писал: «Уход в старину ради нее самой для советского искусства неприемлем. В графической деятельности Б.М. Кустодиева можно видеть преодоление этого силами реальной жизни. Конечно, и он не стал полностью новым, советским художником». Выше было отмечено, что Б.М. Кустодиев редко обращался к иллюстрированию произведений современных ему писателей - исключение было сделано для Максима Горького. Писатель и художник были лично знакомы: в 1919 году Алексей Максимович посетил больного Кустодиева, а вскоре после этого художник послал Горькому вариант своей знаменитой обнаженной «Красавицы», сопроводив подарок запиской: «Вы первый, кто так проникновенно и ясно выразил то, что я хотел в ней изобразить, и мне было особенно ценно услышать это лично от Вас». Алексей Максимович сохранил записку и вспомнил о ней незадолго до смерти художника 23 марта 1927 года в письме к своему биографу И.А. Груздеву. Не удивительно, что когда Государственное издательство попросило Кустодиева оформить серию горьковских книг, художник сразу же согласился. Так в 1926­1927 годах появились «Челкаш», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых». Особенно интересными кажутся нам обложки этих изданий с портретами главных героев. Художник начал иллюстративный ряд с обложки, что, по сути дела, было новаторством. Молодой и красивый Фома Гордеев резко контрастирует со сгорбленным стариком Артамоновым, причем последний рисунок выполнен в технике силуэта, для Кустодиева, вообще говоря, редкой (ранее он использовал силуэт при иллюстрировании «Дубровского» в 1919 году). Надо сказать, что Максим Горький не вполне был доволен рисунками Кустодиева, он посчитал, что они слишком «интеллигентны», и пожелал, чтобы они были «погрубее и поярче». В эти же годы Б.М. Кустодиев много занимался «ремесленной» работой. Он иллюстрирует календари, делает обложки для журналов и даже для книг сельскохозяйственной тематики, которые выпускало Государственное издательство. Среди его работ - оформление книг «Ягодный сад крестьянина» (Л., 1925), «Деревенский тележник» (Л., 1926). Вряд ли можно упрекать художника в неразборчивости, ведь и великому мастеру нужно думать о повседневных делах, зарабатывать на жизнь. Тем более что даже в этих работах, которые в посвященных Кустодиеву монографиях никогда не репродуцируют, можно найти немало интересного - рука мастера чувствуется всегда. 26 мая 1927 года Борис Михайлович Кустодиев скончался в возрасте 59 лет. А 2 июля К.А. Сомов, живший во Франции, написал в Москву сестре: «Вчера я узнал о смерти Кустодиева. Напиши мне подробности, если знаешь... Бедный мученик!». Преодолевая страдания и физическую немощь, Борис Михайлович Кустодиев, сумел создать десятки ставших классическими произведений книжно­журнальной графики. Заканчивая статью о нем, мы найдем совсем другие слова, чем К.А. Сомов, - «Великий подвижник!»


Семья и Детство Будущий поэт родился в Винницком уезде Подольской губернии, отец Некрасова поручик Алексей Сергеевич Некрасов.С самого детства великий русский писатель Некрасов любил природу. Маленький Некрасов, выросший на Волге в селе Грешнево Ярославской губернии, очень много времени проводил на берегу речки. Он любил гулять по полю, проводить время в лесу, часами смотреть на небо. Его можно назвать истинным ценителем свободы. Ведь вовремя таких близких контактов с природой он испытывал свободу.Винницком уездеПодольской губернии Семейные отношения Некрасова сложно было назвать хорошими. У Некрасова был отец настоящим деспотом. Он угнетал всех членов семьи. Особенно страдала от главы семейства мать великого русского писателя. К превеликому сожалению мать Некрасова, Елена Андреевна очень рано умерла. Некрасов очень сильно любил мать. Смерть самого близкого человека в его жизни стала для него трагедией, что он показывает во многих своих произведениях. Дом Некрасова Н.А.


Учеба и первый поэтический опыт. Некрасов начал писать стихи с семи лет. Но до поступления в гимназию писал лишь от случая к случаю, это были слабые, наивные попытки срифмовать несколько строк. Теперь же к поэзии он стал относиться серьезнее. Сначала Некрасов пробовал писать сатиры на своих товарищей, а потом и лирические стихотворения. «А главное, - вспоминал поэт,- что ни прочту, тому и подражаю». Ярославская Гимназия,в которой с 1832 г. учился Н.А.Некрасов


Начало литературной деятельности (Первый сборник стихов Некрасова) В 1840 году Некрасов выпускает сборник стихов с инициалами Н. Н. под заглавием «Мечты и звуки». В начале 1840-х Некрасов становится сотрудником «Отечественных записок», сначала библиографического отдела. Белинский близко с ним познакомился, полюбил его и оценил достоинства его ума. Он понял, однако, что в области прозы из Некрасова ничего, кроме заурядного журнального сотрудника, не выйдет, но восторженно одобрил стихотворение его «В дороге».Скоро Некрасов стал усердно публиковаться. Он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846).


Стихотворение "В дороге" как пролог к "некрасовской теме" Иллюстрацией к стихотворению Н.А. Некрасова "В дороге" также может послужить картина художника А..О. Орловского "Путешественник в кибитке", 1819г. Иллюстрация к стихотворению.


Любовь к русскому народу в лирике Н.А. Некрасова Творчество Н. А. Некрасова наполнено горячей любовью к русскому народу. В стихотворении «Элегия» поэт написал: «Я лиру посвятил народу своему…» Он страдал, видя бедственное положение крестьянства. Он не мог понять, почему талантливый, трудолюбивый, остроумный народ смиренно терпит угнетение и не пытается отстаивать свои права. "Размышления у парадного подъезда" "Железная дорога"


Тема женской доли в лирике Н.А. Некрасова Мать Николая Некрасова, вопреки воле родителей, вышла замуж по любви. Но брак не был счастлив, жила семья бедно, из 13 детей в живых остались только 3. Кроме того, Александра Андреевна, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, а ее муж - человеком грубым, жестоким, невежественным. Он нередко избивал ее. Но сам Николай Некрасов очень её любил. Именно она привила поэту любовь к литературе и русскому языку. Безмерным уважением и состраданием к ней озарены многие его стихотворения: "Родина", "Мать", "Баюшки- баю", "Рыцарь на час" и др. Так, благодаря Александре Андреевне, образ русской женщины и трудная женская доля заняли значительное место в творчестве Некрасова.


Некрасов Н. А. - «Мать» Она была исполнена печали, И между тем, как шумны и резвы Три отрока вокруг нее играли, Ее уста задумчиво шептали: "Несчастные! зачем родились вы? Пойдете вы дорогою прямою И вам судьбы своей не избежать!" Не омрачай веселья их тоскою, Не плачь над ними, мученица-мать! Но говори им с молодости ранней: Есть времена, есть целые века, В которые нет ничего желанней, Прекраснее - тернового венка... Иллюстрация к поэме "Кому на Руси жить хорошо" Иллюстрация к стихотворению "Калистрат"


Стихотворения, посвящённые русским детям Тема детства и образы детей занимают особое и важное место в поэзии Н.А.Некрасова. Это было вызвано прежде всего тем, что в детях поэт видел будущее и с ними связывал надежды на грядущее обновление своей многострадальной родины. В основу своих детских стихотворений поэт положил собственные наблюдения над жизнью, нравами, обычаями и речью народа, с которым он постоянно общался во время своих охотничьих скитаний. Цикл "Стихотворения, посвящённые русским детям" Некрасов намеревался включить в книгу для чтения.


Образ русской природы в лирике Н. А. Некрасова Николай Алексеевич Некрасов истинно народный поэт и истинно русский человек, всем сердцем и всей душой любящий Россию. Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Стихотворения Некрасова, в которых идет речь о природе, необыкновенно легки, оптимистичны. Для Некрасова природа одушевленный предмет, то, что вселяет в поэта надежду в будущее, вдохновляет и поддерживает в трудную минуту. Иллюстрацией к стихотворению "На Волге" можно считать картину И. Е. Репина "Бурлаки на Волге"


"Современник" В 1846 году Н. А. Некрасов вместе с Иваном Панаевым взял в аренду журнал "Современник", основанный еще Пушкиным. 1 января 1847 года вышла первая книжка "Современника". Впервые в России появился журнал с ярко выраженной революционно - демократической программой. В первых же книжках "Современника" были напечатаны "Кто виноват?", "Сорока-воровка" Герцена, "Обыкновенная история" Гончарова, "Псовая охота" Некрасова и другие произведения, заключающие процесс против строя.


"Панаевский цикл" в любовной лирике Н. А. Некрасова Любовная лирика – во многом лирический дневник Некрасова, в котором он поведал о самых сокровенных сердечных переживаниях. Если мы обратимся к его творчеству, то заметим, что почти все любовные признания поэта были посвящены его единственной музе – Авдотье Яковлевне Панаевой и известны под названием «панаевский цикл».


Поэма "Мороз, Красный Нос" В 1863 г. появилось самое выдержанное из всех произведений Некрасова - "Мороз, Красный Нос". Это - апофеоз русской крестьянки, в которой автор усматривает исчезающий тип "величавой славянки".Поэма рисует светлые стороны крестьянской натуры, проносящиеся перед замерзающей в лесу Дарьей яркие картины былого счастья - и всё это превосходно написано великолепными стихами. Поэт задумал изобразить судьбу и характер крестьянской женщины, ее терпение и выносливость, любовь к труду, доброту и поэтичность ее души.Поэма «Мороз, Красный нос» последний шаг поэта на пути к созданию цельной картины народной жизни, освобождённой от присутствия и оценок автора.


Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".. Год написания: Публикация: Работу над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов начал в середине 1860-х годов и продолжал до своих последних дней, так и не успев ее завершить. Эта поэма повествует о путешествии семерых мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека. Идея поэмы рассуждение о счастье человека в современном мире. Тема поэмы- изображение пореформенной России на протяжении десяти- пятнадцати лет после отмены крепостного права. Обложка поэмы "Кому на Руси жить хорошо". (Издательство "Детская Литература")


"Как опасно предаваться честолюбивым снам". "Как опасно предаваться честолюбивым снам" - фарс в стихах, с примесью прозы, написанный Достоевским, Некрасовом и Григоровичем и опубликованный в 1846 году в юмористическом иллюстрированном альманахе "Первое Апреля" Н. А. Некрасова. После запрещения цензурой альманаха "Зубоскал" Некрасов с помощью Григоровича и Достоевского под псевдонимами: Пружинин и Белопяткин (Некрасов), Зубоскалов (Достоевский и Григорович создают новый альманах "Первое Апреля". Григоровичу принадлежат 2, 4 и 5 главы, Достоевскому 3 и 6 главы, глава 8, по мнению Г. М. Фридлендера, была написана Григоровичем. Произведение не раз подвергалось жесткой критике со стороны консервативных журналистов таких как, Нестор Кукольник, Фаддея Булгарина и др. Так же встречались положительные отзывы со стороны В. Г. Белинского и в журнале "Финский вестник".


Авторы "Как Опасно Предаваться честолюбивым снам". Н. А. Некрасов Ф. М. Достоевский




22 Журнал "Отечественные записки" в 1868 году.


Некрасова Зинаида Николаевна(Фекла Анисимовна Викторова) 18 мая 1876 года Некрасов написал стихотворение, открывшее цикл, посвященный Зинаиде Николаевне. "Т ы еще на жизнь имеешь право, Быстро я иду к закату дней, Я умру- моя померкнет слава, Не дивись и не тужи о ней! Знай, дитя; ей долгим, ярким светом Не гореть на имени моем: Мне борьба мешала быть поэтом, Песня мне мешала быть бойцом. Кто, служа великим целям векам, Жизнь свою всецело отдаёт На борьбу за брата человека, Только тот себя переживет... "


13 февраля 1877 года Некрасов вновь обращается со стихотворным посланием к жене. "Пододвинь перо, бумагу, книги! Милый друг! Легенду я слыхал: Пали с плеч подвижника вереги, И подвижник мертвый пал! Помогай же мне трудиться, Зина! Труд всегда меня животворил. Вот еще красивая картина - Запиши, пока я не забыл! Да не плачь украдкой! - Верь надежде, Смейся, пой, как пела ты весной, Повторяй друзьям моим, как прежде, Каждый стих, записанный тобой. Говори, что ты довольна другом: В торжестве одержанных побед Над своим мучительным недугом Позабыл о смерти твой поэт!"
Память о творчестве Н.А. Некрасова после его смерти. Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова. В этом доме Н. А. Некрасов прожил с 1857 года до своей кончины в 1877 году. Все эти годы в квартире поэта находилась редакция двух прогрессивных журналов: «Современника», задуманного и издававшегося еще А. Пушкиным, и «Отечественных записок». В годы квартира Некрасова становится подлинным центром культурной и литературной жизни Петербурга.Это позволяет музейной экспозиции рассказывать не только о жизни и творчестве Н. А. Некрасова, но и о судьбах русской литературы и ее наиболее ярких представителей в послепушкинскую эпоху.

Великий русский поэт Н.А.Некрасов знаком нам с детских лет. Его творчество оказало воздействие на всё дальнейшее развитие русской поэзии. Наследник и продолжатель традиций А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.В.Кольцова, Некрасов поведал о страданиях и надеждах народа. Его поэзия явилась важнейшим явлением русской общественной жизни, навсегда вошла в сокровищницу русской культуры.

Поэт родился 10 декабря 1821 года в Немирове – местечке Каменец - Подольской губернии (ныне Винницкая область). Детские годы Некрасова прошли в селе Грешневе близ Ярославля – родовом имении отца-помещика. Здесь, на Волге, в окружении прекрасной русской природы, он с детства видел ужасы крепостного права, подневольного труда крестьян и бурлаков. Поэт на всю жизнь сохранил в своей душе любовь к русской природе и ненависть к бесправию и угнетению. В 1838 году, окончив ярославскую гимназию, Некрасов по воле отца должен был поступить в военное учебное заведение – Дворянский полк. Однако, поэт не подчинился отцу и стал вольнослушателем Петербургского университета, за что был лишён всякой материальной поддержки со стороны отца. Об этих и последующих годах, полных тяжкой нужды и лишений, поэт писал впоследствии:

…Праздник жизни – молодости голы-

Я убил под тяжестью труда…

Впервые Некрасов начинает печататься в 1838 году. Пишет стихи, рассказы, водевили, рецензии. Первый сборник стихов «Мечты и звуки» был издан в 1840 году. В 1842 году он сблизился с В.Г Белинским и его кружком, что определило всё дальнейшее развитие творчества Некрасова. Памяти великого критика – демократа поэт посвятил немало строк, полных восхищения и благодарности.

…Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе …



С этого времени темой его произведений становится не «чистая лирика», а жизнь простого народа, правдивое изображение отрицательных сторон крепостнической жизни, чиновничье – бюрократической России. Поэт пишет стихотворение « В дороге», «Современная ода», «Колыбельная», «Псовая охота», «Нравственный человек» и другие, а также ряд прозаических произведений и критических статей. В 1847 Году Некрасов совместно с И.И.Панаевым приобретает журнал «Современник» и становится его бессменным редактором – издателем. В «Современнике» сотрудничал Н. Г. Чернышевский а затем и Н. А. Добролюбов. В 1856 году Некрасов выпускает сборник стихов, восторженно встреченный передовыми людьми России. Несколько стихотворений из сборника, напечатанных в «Современнике», вызвали резкое недовольство правительства. Некрасову было объявлено, что «первое подобная выходка подвергнет его журнал совершенному прекращению.

Во второй половине 50 – начале 60-х годов поэт создает произведения, тема которых – жизнь угнетённого крестьянства. В этот период написаны «Размышления у парадного подъезда», «Песня Ерёмушке», «На Волге», «Рыцарь на час», «Крестьянские дети», «Коробейники», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и другие.

В 1866 году после покушения Каракозова на Александра II правительство усилило полицейские репрессии. «Современник» был закрыт. В1868 году Некрасов вместе с М. Е. Салтыковым-Щедриным становится во главе журнала «Отечественные записки», который под их руководством превратился в выразителя передовых демократических идей. В эти годы темой творчества Некрасова стала революционная борьба против самодержавного строя. Тогда были написаны поэмы «Русские женщины» и «Кому на Руси жить хорошо».

Жизненный путь Н. А. Некрасова завершился 1878 года. Похороны поэта достигшего всенародного признания, носили характер народной политической демонстрации. Некрасов – поэт истинно народный. Многие его стихи стали песнями, его произведения вдохновили многих художников, композиторов.


Автор предлагаемых иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова – Дементий Алексеевич Шмаринов, народный художник СССР, действительный член Академии художеств, лауреат Государственных премий СССР, один из ведущих мастеров советского изобразительного искусства. За многие годы своей творческой деятельности художник создал иллюстрации к произведениям крупнейших представителей русской и мировой классики.

Д. А. Шмаринов родился 29 апреля (12 мая) 1907 года в Казани в семье агронома. Учился в Киеве (1919-1922) в студии Н. А. Прахова и в Москве у Д. Н. Кардовского (1923-1928). Известен в основном как иллюстратор. Его работам присущи реалистическая точность изобразительной интерпретации литературных произведений, убедительность передачи драматических ситуаций и социально-психологических характеристик его героев. В годы Великой Отечественой войны выполнил ряд политических плакатов и серию станковых рисунков, проникнутых гневной патетикой и повествующих о страданиях и мужестве советского народа в борьбе с врагом. Автор книги «Годы жизни и работы» (1989)


«Тройка» (1846)

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых дорог?

Знать, забило сердечко тревогу –

Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?...

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво.

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих, черных, как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой

Пробивается легкий пушок

Из-под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,

Полный чар, зажигающих кровь,

Старика разорит на подарки,

В сердце юноши кинет любовь.


«несжатая полоса» (1854)

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склонятся до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы

Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет…

Где же наш пахарь? чего еще ждет?»



«размышления у парадного подъезда» (1858)

Раз я видел сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русские головы к груди;

Показался швейцар. «Допусти», - говорят

С выражением надежды и муки.

Он гостей оглядывал: некрасивы на взгляд!

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых

(Знать брели –то долгонько они

Из каких-нибудь дальних губерний).



«КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ» (1861)

Ух, жарко!... До полдня грибы собирали.

Вот из лису вышли – навстречу как раз

Синеющей лентой, извилистой, длинной,

Река луговая: спрыгнули гурьбой,

И русых головок над речкой пустынной

Что белых грибов на полянке лесной!

Река огласилась и смехом, и воем:

Тут драка- не драка, игра – не игра…

А солнце палит их полуденным зноем.

Домой, ребятишки! Обедать пора.

Вернулись. У каждого полно лукошко,

А сколько рассказов! Попался косой,

Поймали ежа, заблудились немножко

И видели волка.. у, страшный какой!

Ежу предлагают и мох, и козявок,

Корней молочко ему отдал свое –

Не пьет! Отступились….



«ЗЕЛЕНЫЙ шУМ» (1862-1863)

Идет-гудет Зеленый шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи расходятся

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако, - все зелено:

И воздух, и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

«В ПОЛНОМ РАЗГАРЕ СТРАДА ДЕРЕВЕНСКАЯ» (1862-1863)

Слышится крик у соседей полосыньки,

Баба туда - растрепалися косыньки,-

Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?

Пой ему песню о вечном терпении,

Пой, терпеливая мать!...

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,

Право, сказать мудрено.

В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,

Канут они - все равно!

Вот она губы свои опаленные

Жадно подносит к краям…..

Вкусны ли, милая, слезы соленные

С кислым квасом пополам?..



«МОРОЗ, Красный НОС» (1863-1864)

Ни звука! Душа умирает

Для скорби, для страсти. Стоишь

И чувствуешь, как покоряет

Ее эта мертвая тишь.

Ни звука! И видишь ты синий

Свод неба, да солнце, да лес,

В серебрено- матовый иней

Наряженный, полный чудес,

Влекущей неведомой тайной,

Глубоко-бесстрастный… но вот

Послышался шорох случайный-

Вершинами белка идет.

Ком снегу она уронила

На Дарью, прыгнув по сосне.

А Дарья стояла и стыла

В своем заколдованном сне….



«железная дорога» (1864)

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,

Ты уж не маленький!... Волосом рус,

Видишь, стоит, изможден лихорадкою,

Высокорослый, больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощи руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно

Изо дня в день налегала весь век…

Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:

Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую

Он и теперь еще: тупо мочит

И механически ржавой лопатою

Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять…

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.


«дядюшка Яков» (1867)

«Стой, старина!» Старика обступили

Парней, и девок, и детушек тьма.

Все наменяли сластей, накупили-

То-то была суета, кутерьма!

Смех на кого-то Кузю печального:

Держит коня перед носом сусального;

Конь- загляденье и лаком кусок….

Где тебе вытерпеть? Ешь, паренек!

Жалко девочку сиротку Феклушу:

Все-то жуют, а ты слюнки глотай…

«По грушу! По грушу!

Купи, сменяй!»



«генерал Топтыгин» (1867)

Быстро, бешено неслась

Тройка- и не диво:

На ухабе всякий раз

Зверь рычал ретиво;

Только стон кругом стоял:

«Очищай дорогу!

Сам Топтыгин генерал

Едет на берлогу!»

Вздрогнет встречный мужичок,

Жутко станет бабе,

Как мохнатый седочок

Рявкнет на ухабе.

А коням подавно страх-

Не передохнули!

Верст пятнадцать на весь мах

Бедные отдули!



Она проснулась – в руку сон!

Чу, слышен впереди

«Эй, кучер, погоди»

То ссыльных партия идет,

Больней заныла грудь.

Княгиня деньги им дает,-

«Спасибо, добрый путь!»

Ей долго, долго лица их

Мерещатся потом,

И не прогнать ей дум своих,

Не позабыться сном!



«кому на Руси жить хорошо» (1863-1877)

В каком году - рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова-

Неурожайка тож,

Сошлися - и заспорили:

Кому живется весело вольготно на Руси?

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! –

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю…



«русские женщины» (1871-1872)

Она проснулась – в руку сон!

Чу, слышен впереди

Печальный звон – кандальный звон!

«Эй, кучер, погоди»

10 декабря 2004 года в 16.30 Министерство культуры и массовых коммуникаций, Всероссийский музей А.С.Пушкина, Мемориальный Музей-квартира Н.А.Некрасова к 183-ой годовщине со дня рождения Н.А.Некрасова представляют выставку из фондов музея "Творчество Н.А.Некрасова в иллюстрациях художников XIX-XX вв.".

Экспозиция Музея-квартиры Н.А.Некрасова - филиала Всероссийского музея А.С.Пушкина - рассказывает о жизни и творчестве Н.А.Некрасова и его современников в послепушкинскую эпоху. В этой квартире, где поэт прожил последние двадцать лет, находилась редакция лучших русских журналов 2-ой пол. XIX в.: "Современника", задуманного и издававшегося еще Пушкиным, и "Отечественных записок". Здесь бывал весь цвет российской литературы этой эпохи: И.Тургенев, Л.Толстой, А.Островский, Ф.Достоевский, М.Салтыков-Щедрин и мн. др. известные поэты и писатели.

Музей активно участвует в культурной жизни Петербурга и в своих выставочных залах периодически организует временные выставки петербургских художников, как мастеров русской реалистической живописи, так и современных.

Данная выставка из собрания музея представляет иллюстрации художников XIX-XX веков к произведениям Н.А.Некрасова.

Развитие репродукционной гравюры на дереве вызвало в 1830-1850-е гг. волну широкого иллюстри-рования в России. Использование этой техники позволило значительно увеличить книжные тиражи, сокра-тить издательские расходы, сделать иллюстрированную книгу более доступной читателю, и с этих пор кар-тинка, карикатура, политипаж становятся непременной принадлежностью книг, различных сборников, периодических изданий. Именно в эти годы Н.А.Некрасов формировался как поэт и издатель. Являясь писате-лем натуральной школы, он одним из первых пришел к мысли, что текст и картинка дополняют друг друга. Пример такого эстетического единства демонстрирует на выставке некрасовский "Иллюстрированный альманах".

Хронологические рамки представленных на выставке экспонатов таковы: от первых прижизненных иллюстраций к произведениям Н.А.Некрасова - до работ художников конца ХХ столетия.

В первом зале выставлены работы А.И.Лебедева, Н.В.Иевлева, П.П.Соклова, Е.М.Бем, Н.Д.Дмитриева-Оренбургского, Р.К.Жуковского, Е.Е.Бернардского, М.П.Клодта.

Во втором зале экспонируются иллюстрации художников второй половины ХХ в., таких известных мастеров, как: Н.И.Альтман, Д.А.Шмаринов, К.А.Клементьева, А.Ф.Пахомов, В.А.Серов, Б.А.Протоклитов, Д.Боровский. Представлены некоторые изделия художников Палеха по теме выставки.

Графические работы мастеров разных художественных школ, составляющие основу выставки, отличаются друг от друга по технике исполнения, по манере и степени дарования. В них точно угадывается эпоха, в которую они создавались. Суровое время начала ХХ в. отразилось в рисунках П.Шмарова 1905 г. Рисунки тушью Д.Н.Кардовского к рассказу "Двадцать пять рублей" проникнуты иронией и мягким юмором. Рисунки Д.И.Митрохина показаны как в оригинале, так и на страницах изданного в Петрограде в 1919 г. "Первого сборника" стихотворений Н.А.Некрасова. Серия блистательных акварелей художников Б.М.Кустодиева, Г.К.Савицкого, П.Д.Бучкина была выполнена в 1921 г. в Петрограде к 100-летию Н.А.Некрасова. Являясь законченными произведениями графики, эти рисунки неотделимы от некрасовского текста, переведенного художниками на язык зрительных образов.

У этих работ много достоинств, но в литературном музее на первое место хочется поставить умение художника прочитать текст Н.А.Некрасова, стремление понять авторский замысел, деликатность и чуткость художника к манере и стилю поэта.

Открытие такой выставки и проведение праздничного мероприятия, посвященного очередной годовщине со дня рождения поэта - заметное событие в жизни Петербурга. Ждем гостей в выставочных залах Музея Н.А.Некрасова на Литейном.