Фараонов Верхнего Египта идентична по форме тиаре папы Иннокентия III.
Папа Иннокентий №3 правил 1198- 1216, сокрушил катаров, собирался атаковать Иерусалим через Египет (!!!)
Его правление характеризуется наивысшей концентрацией власти в Европе в папских руках.


Последним папой, который короновался тиарой, стал Павел VI в 1963 году. Тиара для него была специально изготовлена Миланской епархией, епископом которой он был до избрания.
После коронации Павла VI тиара была помещена на алтарь собора Святого Петра в знак смирения папы и отказа его от славы и власти в соответствии с духом Второго Ватиканского собора.

Позже, в 1967 году она была продана папой Павлом VI ради фонда матери Терезы,
выкуплена католиками США за 1 млн долларов и передана в дар Базилике Национальной Святыни Непорочного зачатия в Вашингтоне.

Папа Павел VI сделал все максимально возможное для передачи власти католической церкви в руки жидов.

Через год после посещения Святой земли, 4 октября 1965 года, впервые в истории папства состоялся визит Папы Римского Павла VI в США. Там он издал специальный указ (буллу), которой снял с евреев обвинения в смерти Иисуса Христа .
Этим он пересмотрел отношение к иудаизму внутри католической церкви.

Принятая Декларация о Связи Церкви с нехристианскими религиями (Nostra Aetate) гласила:

"Свершенное во время Страстей Иисуса не может быть вменено в вину не всем без различия жившим тогда евреям, ни евреям нашего времени. Церковь всегда считала и считает поныне, что Христос претерпел Страсти и смерть добровольно, из-за грехов всех людей, по своей великой любви, для того, чтобы все люди обрели спасение. Следовательно, долг Церкви, - возвещать Крест Христов как знак любви Бога ко всем и источник всей благодати".

После этого католическая церковь стала относится к евреям как к "сынам Завета". Следствием этой поездки стало также признание Ватиканом государства Израиль и установление дипломатических отношений 30 декабря 1993 года.


На протяжении многих столетий в руках католической церкви была сосредоточена огромная власть. Папа Римский провозглашался наместником Божьим, поэтому от имени Всевышнего мог творить любые дела. Как известно, власть развращает всех, поэтому, когда росло богатство Ватикана, то и облачения понтификов становились более роскошными. Отдельного внимания заслуживает папская тиара. На этом головном уборе красовалась не одна, а целых три короны.



Папской тиарой называют головной убор главы католической церкви. Она символизирует собой духовную и светскую власть Папы Римского. Считается, что тиара появилась на голове понтифика, начиная с XIII-XIV вв. Поначалу она выглядела как конусообразная шапка, обтянутая дорогой тканью и с золотым венцом, но потом ее начали украшать драгоценными камнями.

Во время правления Папы Римского Бонифация VIII власть католической церкви возросла в разы. Считается, что именно тогда на тиаре понтифика появилась еще одна корона.


Появление третьего венца на тиаре не заставило себя долго ждать. Нужно было просто подвести все под христианскую идеологию. Если первые две короны посвящались Отцу и Сыну, то закономерно, что Святой Дух тоже не должен быть «обделенным».


В последующие века тиара с тремя коронами оставалась незыблемым символом власти понтификов, менялся лишь ее дизайн. Более того, короли, влиятельные аристократы, полководцы приносили в дар Папам Римским разные тиары, превосходившие одна другую по богатству. Каждый новый понтифик выбрал себе тиару, а остальные оставались в сокровищнице.


В 1963 году папский трон занял Павел VI. Тогда же проходил Второй Ватиканский собор, целью которого было принятие реформ по упрощению обрядов. Когда наступила церемония коронации, и на нового Папу водрузили огромную тиару, было решено, что этот геральдический предмет устарел. Павел VI больше не надевал этот головной убор. Он продал тиару Нью-Йоркской архиепархии, а вырученные деньги пошли на благотворительность.

Огромная власть, которая века была сосредоточена в руках понтификов, подталкивала их делать не только благие дела. В 2000-летней истории Ватикана не все страницы были белыми. Среди

Символы папской власти на гербе и флаге Ватикана
золотой и серебрянные ключи, скрещенные и перевязанные красным шнуром,
увенчанные папской тиарой

Объясню несколько важных, на мой взгляд, причин: во-первых, приезжая в Вечный город, на ваши головы прямо-таки сыпятся папские ключи, тиары и гербы в каждой церкви, фонтане, палаццо, и особенно - в Ватикане. А в Ватикан хотят попасть ну просто ВСЕ без исключения. Не все, правда, понимают, зачем он им сдался, но must есть must - раз уж в Риме, значит, и в гости к Папе Римскому нужно наведаться.

Во-вторых, 2015-16 гг. у нас объявлен Юбилейным годом католической церкви, а следующий по расписанию будет не раньше 2025, поэтому от посещения Ватикана точно не отвертитесь:)

В-третьих, когда разговор заходит о геральдике, многие путешественники меня спрашивают, какой герб сейчас у Папы Франциска. А на гербе Франциска, так же как и его предшественника, отрекшегося Папы Бенедикта XVI, шаблон нарушен - над скрещенными ключами торчит не тиара, а митра, и поди вот объясни это в трех словах на ходу, что такое тиара и митра, и почему сейчас перестали использовать тиару.
Поэтому предлагаю в этом разобраться!

Что такое тиара?

Тиара - это высокий головной убор Папы Римского, имеющий яйцеобразную форму, увенчанный тремя коронами и небольшим глобусом с крестом (держава). Папская тиара - это своеобразная "тройная корона", символ папской власти.

Для чего нужна тиара?

В основном - для коронации Папы. В последний раз ей был коронован Папа Павел VI в 1963 году, который впервые официально отказался от использования тиары во всех церемониях, чем вызвал немало споров со стороны консервативных католиков. Более того, Павел VI выставил свою тиару на торги, и деньги от ее продажи отдал бедным.

После Павла VI место тиары в церемониале занимает митра. Митра - это вообще-то головной убор епископов и высшего клира, но теперь ее надевает и сам Папа. В католической литургии есть несколько типов митры - "золотая", "роскошная" и "белая", и каждой приписывается своя, особенная функция. Например, "золотую" митру надевают только во время некоторых особенно важных процессий. Удивительной красоты митру вы можете увидеть в музее при Миланском соборе - она была подарена Пию IV индейцами недавно открытой Америки. В Милане митра оказалась потому, что Папа подарил ее своему племяннику Карло Борромео, архиепископу Милана.

Символика и синонимы слова "тиара"

Часто слово "тиара" заменяют словом "triregno" - в буквальном переводе означает "троецарствие". Три венца ассоциировались с тремя статусами римской церкви в формуле коронации Папы Римского:

  1. Папа Римский - Отец церкви и носитель духовной власти в мире;
  2. Папа как наместник св. Петра на земле;
  3. Папа как "духовный отец" всех земных правителей и земной правитель (Ватикан-теократическая монархия, не забываем этот факт).
Три короны также отождествляли с тремя качествами Церкви:
  1. Церковь страдающая
  2. Церковь борющаяся
  3. Побеждающая церковь.

В средние века появляются более пестрые и забавные трактовки трех корон на папской тиаре, например:

  • Власть над тремя континентами - Европой, Азией, Африкой;
  • населенными потомками трех сыновей Ноя - семиты, иафетиды и ханаанские племена;
  • Власть над тремя сферами - небом, землей и подземным миром.

Маленький глобус с крестом, венчающий тиару - это символ Вселенной, Универсума и превосходства Христа над земной властью.

Когда появляется тиара и сколько корон на ней было вначале?

Согласно традиции, первую тиару в истории получил Папа Сильвестр I из рук самого императора Константина Великого. С этим событием связана прекрасная легенда, и оно увековечено на не менее прекрасной фреске 13 века в оратории св. Сильвестра в Риме.

"Дар Константина" фреска в монастыре Санти Куаттро Коронати, Рим. 13 век.

Легенда гласит, что однажды император Константин заболел проказой в наказание за гонения на христиан в Риме. Медицина была, как говорится, бессильна - маги и жрецы в Риме не придумали ничего лучше, чем посоветовать императору искупаться в ванной, наполненной кровью младенцев. Константин сначала послушался их совета и собрал 3 000 матерей с грудными младенцами, но, увидев их страдания и плач младенцев, передумал. Тогда ночью, как и положено, во сне ему являются некто двое - как оказалось позже, Петр и Павел, которые посоветовали подняться на гору Соракте (Soratte) и получить исцеление, проконсультировавшись с Папой Сильвестром.

Посланники Константина приводят Сильвестра в Рим, и тот рассказывает императору свой сон: чтобы исцелиться, тот должен одеться в рубище и провести неделю в гроте, стеная и страдая, каясь за гонения на христиан. После чудесного исцеления Константин уверовал в Христа и принял крещение, а Сильвестр получил от него в награду тиару и стал не просто наместником Христа на земле, но и наследником Западной части римской Империи, когда Константин уехал из Рима (так называемый "Константинов дар" - байка, которую позже опровергли ученые).

Короны на тиаре: на первого, второго - раааассчитайсь!

Если убрать все шутки и байки в сторону, то получится такая картина: первая корона на папской тиаре появляется примерно в 8 веке, когда после долгой борьбы Папы римские обретают власть над Римом и окрестностями, будущей могущественной Папской областью в Центральной Италии.

Вторая корона означала то, что Папа Римский стал не только духовным пастырем всех христиан, но и могущественным светским властелином:

Третья корона появилась в начале 14 века, и символизировала Универсальность Церкви, ее всеобъемлющую и объединяющую силы. Третьим венцом на папском головном уборе мы обязаны Папе Клименту V, авиньонскому пленнику, Папе, который начал расформирование могущественного ордена Тамплиеров.

Обо всем этом вы можете подумать на досуге, прогуливаясь по собору св. Петра и в гротах под базиликой. Обещаю, что следующий пост посвящу папской геральдике и разберу символику и легенды некоторых могущественных римских Пап и церковных орденов. Тогда вы сможете гулять по городу, практически "считывая" информацию прямо с фасадов церквей и дворцов!

Молодой и модный папа:
из чего состоит и как меняется гардероб папы римского

ТЕКСТ: Анастасия Львова

Что носит папа римский, почему одежда папы Франциска отличается от всего того, что до этого носили римские понтифики, и откуда на голове молодого папы Джуда Лоу белое сатурно? Разбираемся, из чего состоит гардероб римских пап - прошлого, настоящего и вымышленного.

Что носит папа римский и что это означает

В своем первоначальном виде духовная одежда появилась в VI веке. Тогда введение отдельных клерикальных одеяний - одежды для духовенства - было необходимо, просто чтобы священников можно было отличить от других людей. А современная одежда католических священников, как и самого главного католика мира - папы римского - сформировалась к XVII веку. Первая одежда римских пап отличалась от одежды остального духовенства и даже светских лиц. Ведь папа - это не только глава Святого престола и католической церкви, но и суверен города-государства Ватикан.

Коронация Павла VI в Ватикане

Гардероб папы римского можно условно разделить на два вида - праздничный и повседневный. К первому типу костюма относится альба - длинное белое литургическое одеяние из тонкой льняной, хлопковой или шерстяной ткани, перепоясанное веревкой. Происходит альба от древнеримской длинной рубашки, которую носили под туникой. Казула, или орнат, - накидка поверх альбы, похожая на длинное пончо, цвет которой может быть разным в зависимости от церковных праздников. Поверх альбы и казулы папа надевает паллий - белую ленту, которая ложится на плечи, а два ее конца свисают спереди и сзади. На паллии вышиты шесть темных крестов, в три из которых воткнуты золотые булавки, символизирующие три гвоздя, которыми Иисус был распят на кресте.

Папа Бенедикт XVI

Папа Франциск

Во время богослужения папы надевали тиару, которую с конца Х века использовали вместо епископской митры. Тиара - это трехъярусная корона в форме пчелиного гнезда, увенчанная небольшим крестом. Это корона главы Ватикана и католической церкви. Изначально тиара состояла из двух уровней, которые символизировали светскую и духовную власть папы. Позднее появился третий уровень, означающий верховенство папы над всем миром, а с точки зрения христианской идеологии три уровня стали объяснять отсылкой к трем ипостасям божественного. Тиары отличаются по размеру, цвету, высоте и богатству отделки. Папа может выбрать тиару для своей коронации самостоятельно, а может и заказать. Тиары хранятся в музее Ватикана, папа может брать оттуда любую и надевать по случаю, главное, чтобы тиара подошла по размеру.

Последний раз тиару при коронации надевал папа Павел VI в 1963 году. Она была выполнена в футуристическом и готическом стиле с очень условными «тремя уровнями корон». В 1965 году папа продал ее как реликвию базилике Непорочного Зачатия в Вашингтоне, а полученные деньги пожертвовал на благотворительность. Теперь во время богослужений и различных церемоний папа вновь надевает на голову митру - высокий колпак с двумя свисающими тканевыми полосками сзади.

К повседневному типу папской одежды можно отнести сутану - длинное слегка приталенное платье с длинными рукавами на пуговицах и со стоячим воротником. У папы она, конечно, белого цвета. Существует разновидность сутаны - дзимарра, у которой на плечи пришита накидка. Также есть отдельная короткая накидка на плечи - моццетта. Раньше у нее сзади был капюшон, но он был упразднен Павлом VI. Папская моццетта может быть или атласной - алого цвета, или бархатной - темно-красного, и тогда вдобавок она отделана мехом горностая. В таких накидках можно было часто заметить отрекшегося от престола папу-модника Бенедикта XVI. На улицу поверх сутаны папа надевает традиционный красный плащ из легкой шерсти, а зимой добавляет шапку камауро из бархата, похожую на головной убор Санта-Клауса. Традицию ношения камауро тоже вернул Бенедикт XVI.

Обязательным элементом костюма папы является также «кольцо рыбака» - папский перстень, призванный напоминать о том, что понтифик является наследником апостола Петра, который был рыбаком. На кольце выгравировано имя новоизбранного папы, а после смерти или отречения предыдущего его кольцо уничтожают.

Папа Иоанн-Павел II

Цвета в одежде католического клира и папы имеют определяющее значение. В отличие от ткани или стиля одежды изменить цвет того или иного предмета гардероба гораздо сложнее из-за их символического смысла. Черный цвет ассоциируется со священниками, фиолетовый и малиновый - с епископами, красный - с кардиналами. Главный цвет в одежде папы римского - белый. Поэтому повседневный гардероб папы в основном состоит из белой одежды с вкраплениями красного цвета. При этом в зависимости от элемента одежды значение цвета может еще детализироваться. Например, красный означает кровь Христа, только когда речь идет о красных поясах кардиналов.

Кто шьет одежду для папы

Традиционной мастерской по пошиву одежды для папы римского считается ателье Ditta Annibale Gammarelli, которое работает с 1798 года. До 1962 года производство Гаммарелли имело эксклюзивное право на пошив одежды для папы римского, которое потом было упразднено. Всего в Европе около 40 ателье, специализирующихся на пошиве церковной одежды для католических священнослужителей.

Считается, что мастерская Гаммарелли шила одежду для всех пап без исключения, начиная с Пия IX и до нынешнего папы Франциска. Ходили слухи, что папа Бенедикт XVI изменил марке Гаммарелли и стал заказывать одежду у другой римской фирмы - Euroclero.

Сейчас мастерской Gammarelli управляет потомственный портной Лоренцо Гаммарелли вместе с двумя двоюродными братьями - Массимилиано и Стефано. В мастерской работают всего девять швецов, два секретаря для оформления заказов, курьер и администраторы. Как рассказывал Лоренцо изданию «Вокруг света», папы никогда сами не приходят в мастерскую для заказа одежды и снятия мерок: «Если папе нужна новая сутана, звонит его секретарь и назначает день, когда мы можем приехать в Ватикан и снять мерки. Ни один глава католической церкви не приезжал в ателье и не звонил сюда. Ну кроме, конечно, Иоанна XXIII, который по дружбе сам ездил на примерки к деду».

Перед избранием нового папы, чье имя и уж тем более размер одежды никогда не известны заранее, мастерской приходится отшивать три одинаковых облачения разного размера: small, medium и large. И если обычно на пошив сутаны уходит два с половиной месяца, то для папы в ответственные моменты заказ может быть исполнен за две недели - тогда работает весь коллектив мастерской.

Официальным сапожником римских пап с 2003 года считался итальянский мастер Адриано Стефанелли. Сейчас, скорее всего, этим занимается старый аргентинский друг папы Франциска и его обувной мастер Карлос Самария, работающий в Буэнос-Айресе.

Папа в стиле athleisure

Папу Франциска (в миру Хорхе Марио Бергольо) называют новым революционером. Свой революционный стиль он проявил и в манере одеваться - упрощенной, невзыскательной и очень экономной.

Франциск умудрился упростить даже официальный праздничный костюм. Он всегда надевает ту же самую митру, которую носил, будучи кардиналом в Аргентине, или аналогичные простые варианты этого головного убора - без драгоценных камней и металлов. Кольцо папы Франциска вылито всего лишь из позолоченного серебра, а не из золота, как у его предшественников. Поговаривают, что оно даже не было сделано специально под него, а лишь перелито из кольца личного секретаря папы Павла VI, архиепископа Маччи. Папская ферула Франциска -длинный посох - тоже сделана из серебра.

В своей повседневной одежде Франциск также отличается неприхотливостью. В основном он носит простую белую сутану - с накидкой или без нее. Сразу после инаугурации он отказался надевать официальную выходную накидку - моццетту. Его нагрудный крест вылит из железа, а не из золота, как было принято раньше. Франциск не надевает бархатные шапки или римское сатурно, а обычно носит белую дзуккетто - головной убор, возникший из необходимости держать в тепле тонзуру, выбритое место на макушке католических священников. У нынешнего папы не шелковый и короткий пояс без личной эмблемы, что тоже нарушает ватиканскую традицию. Шерсть Франциск предпочитает шелку.

А как пишет сайт Il mio Papa, Франциск носит одну и ту же одежду в течение всего года. Сутаны, сшитые из более тяжелой шерсти, - зимой, и из более легкой - летом. При этом «он заказывает только натуральный белый цвет, не оптический, который получается при добавлении белого красителя. Натуральный белый - это кремовая слоновая кость», - пишет издание.

Более простые ткани, меньше украшений в одежде и гравировок в аксессуарах, серебро вместо золота - Франциск задал новый тренд для всей католической моды. Тренд назвали «папским athleisure», где акцент сделан на визуальном упрощении, комфорте, быстроте создания одежды.

В этом смысле эмблематичным эпизодом в истории католической церкви стал отказ Франциска от традиционных красных туфель, которые носил его модный предшественник папа Бенедикт XVI. Итальянская пресса окрестила Бенедикта «папой от Prada», а официальной газете Ватикана пришлось оправдываться, что «папа носит не Prada на своих ногах, а кровь Христа». В 2007-м журнал Esquire назвал лоферы Бенедикта лучшим аксессуаром года. Позднее стало известно, что красные туфли делал по заказу папы обувной мастер с севера Италии Адриано Стефанелли.

Молодой и модный папа

Одним из удачных примеров воскрешения и оживления папской одежды сегодня можно считать сериал Паоло Соррентино «Молодой папа» (The Young Pope) производства HBO. Часто сериалы HBO привлекают внимание именно из-за детально проработанных костюмов - как в «Игре престолов» или менее популярном «Риме». Но с «Молодым папой» дело обстоит чуть-чуть иначе. Тут исторические костюмы заигрывают с аутентичностью, не забывая при этом про современность, - в стилистике самого молодого папы, противоречиво и провокационно. Над гардеробом в сериале работали художники по костюмам Карло Поджоли и Лука Канфора, - оба работали с Соррентино и раньше. Известно, что команда фильма обращалась за консультацией по костюмам в мастерскую «Гаммарелли».

Таким образом аутентичность костюма в сериале уходит на второй план. Как отмечает истoрик катoлическoй церкви Иван Ренард, в сериале многое не соответствует действительности. «Настоящий папа носит красное сатурно, а не белое с вышивкой. Вычурная вышивка золотом на сутане «молодого папы» - тоже вещь лишняя», - говорит Иван. «Думаю, что это было сделано с целью подчеркнуть характер вымышленного Пия XIII. Два перстня (на самом деле у папы римского только один перстень. - Прим. ред.) - это или отсылка к средневековым папам, которые могли носить несколько колец, или тоже акцент на характер героя. И еще гипотеза: чтобы был заметен перелом в Белардо (папа Пий XIII в миру) - в последней сцене сериала на нем простая белая сутана без вышивки, серебряный крест на шее, перстень лишь один. Уже никакой вычурности, совсем другой человек».

Характер у Белардо действительно противоречивый. Он самый молодой, но и самый консервативный папа в истории католической церкви. И делает все наперекор дипломатии Ватикана. Его главный принцип в одежде - это стиль. Белоснежное сатурно - потому что лучше сочетается с белой сутаной. Золотая вышивка на белом - потому что это роскошно. Красные лоферы - потому что после Бенедикта это стало популярным мемом и своеобразным знаком папы римского в XXI веке. А молодой папа весь устремлен в современность и будущее католической церкви - по крайней мере в своих рассуждениях. Однако потом это меняется. «К середине сериала вместо простых белых одежд Ленни оказывается облачен в щедро расшитые наряды - это призвано подчеркнуть то, насколько он старомоден и консервативен (избыток вышивки был присущ папским облачениям в XIX веке). Огромное значение имеет тиара, которую молодой папа ждал из Вашингтона. Во время литургии римские папы носят митру, а тиара в богослужении не используется. Принято считать, что тиара символизирует светскую власть римского понтифика. Павел VI был последним папой, которого ей короновали; он в целом стремился упростить ритуалы, окружающие Святой престол. И тот факт, что персонаж Джуда Лоу возвращается к старой обрядности, свидетельствует о его желании порвать с либеральной политикой Павла VI и его последователей», - говорит Светлана Яцык, преподаватель Школы истории НИУ ВШЭ и главный редактор журнала Vox medii aevi. Пий XIII носит очки от Giorgio Armani, чья команда, кстати, одела неклерикальную часть персонажей сериале - в частности, менеджера по маркетингу Ватикана (Сесиль де Франс) и итальянского премьер-министра (Стефано Аккорси). «Нам нужно было c трезвой элегантностью одеть гражданских лиц Ватикана, которые крутятся вокруг Ленни (Белардо)», - рассказывал художник по костюмам Карло Поджоли.

{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40} false 767 1300 false true {"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}} {"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}

В начале митра была простой конусообразной шапкой, прибывшей, как и многое другое, с Востока. Говорят, что первую драгоценную митру римскому папе подарил Хлодвиг, франкский вождь, перешедший в христианскую веру. И венец, который её украшал, символизировал духовную власть викария Христа. Пробегаем, срезая всевозможные углы взаимоотношений королей и пап, прямо к началу XIV столетия.

Король Франции Филипп Красивый, почитаемый всеми, кто читал эпопею Мориса Дрюона, страшно тяготился влиянием Рима. Тем более что на троне Святого Петра сидел в это время несгибаемый борец с ересями Бонифаций VIII. Считается, что именно этот понтифик и водрузил на митру второй венец, символизирующий земную власть римских пап. Некоторые исследователи считают это странным, поскольку Бонифаций преследовал всякую двойственность, считая её проявлением манихейства. Как бы то ни было, вторая корона появилась именно в это время. Битву с Филиппом папство проиграло и в 1309 году было переселено в Авиньон, под бок французской короне.

Хотя авиньонское пленение продлилось почти семьдесят лет, зависимость от Франции оказалась непрочной. На смену «железному» королю пришли монархи, можно сказать, «стеклянные», «оловянные» и «деревянные». Началась война с Англией, ставшая Столетней, королевство зашаталось, и сама его независимость оказалась под большим вопросом. Авиньонские папы тем временем наращивали власть. Каковы бы ни были происхождение и смысл второй короны на тиаре, появление третьей напрашивалось само собой.

Павел VI и кардинал Альфредо Оттавиани (справа) во время церемонии коронации. 1963 год

Если два венца посвящены Отцу и Сыну, где же Святой Дух? Если они символизируют власть духовную и земную, то где власть моральная? Третья корона появляется в середине столетия. Есть сомнения, который из авиньонских пап первым водрузил её на тиару, но промежуток времени вполне ясен. Итак, торжественный головной убор приобретает завершённый вид. Дальнейшее — дань моде, богатству, вкусу. Если в первое время её существования тиара изготовлялась из шитой серебром материи, натянутой на каркас, впоследствии её делали из металла. Дарение драгоценных тиар продолжалось. Монархи, меценаты, богобоязненные полководцы преподносили папам церемониальные головные уборы, которые оседали в сокровищнице. Наполеон, заключивший с Римом конкордат, подарил Пию VII роскошную тиару, так и названную «наполеоновской».

Павел VI решил выставить свою тиару на торги

В 1963 году умер папа Иоанн XXIII, и на трон Святого Петра взошёл Павел VI. В это время проходил Второй Ватиканский собор, который положил начало современной истории католической церкви. Реформы, упрощение обрядов, приближение иерархии к верующим. И когда на церемонии коронации новый папа появился в тиаре, специально изготовленной и подаренной ему к этому случаю, стало понятно — символ невероятного владычества и беспредельной власти безнадёжно устарел. Павел VI положил конец традиции ношения тиары. Свою он решил выставить на торги, а вырученные деньги — потратить на помощь бедным. Драгоценный головной убор был куплен Нью-Йоркской архиепархией, где и хранится до сих пор.

Последующие понтифики могли принять тиару в подарок, ни разу её не надев. В гербе святого Иоанна Павла II сохранялась геральдическая тиара, но последние два папы убрали и её, заменив белой митрой Римского епископа. На ней три поперечные полосы — это последнее воспоминание о символе триединой власти.