Муниципальный фестиваль открытых уроков

"К вершинам мастерства"

Конспект урока по Основам православной культуры

в 4 классе

"Защита Отечества"

Веретенникова Ирина Павловна,

Учитель начальных классов

МБОУ СШ г. Горбатов

2018 год

Тема урока: Защита Отечества.

Цель урока: сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Познакомиться с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми.

Усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие нет.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Ключевые понятия: Родина, героизм, справедливая война, воинский долг, миротворец.

Справедливая война – это оборонительная война, которая направлена на защиту Родины, семьи и веры.

Воинский долг - почетная обязанность солдата защищать свою Родину.

Героизм – это отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Миротворец - тот, кто способствует установлению, поддержанию мира, согласия, устранению войн, вражды, ссор

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
  3. Ознакомление с новым материалом (восприятие, осмысление, закрепление)
  4. Обобщение и систематизация изучаемого материала
  5. Подведение итогов.
  6. Объяснение домашнего задания

Планируемые результаты:

Личностные результаты :

Формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

Развитие этических чувств;

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты :

Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;

Осуществлять информационный поиск;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

Предметные результаты :

Знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

Знакомство с основами религиозной морали;

Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, музыкальное сопровождение, раздаточный материал, оценочный лист.

Место проведения : учебный кабинет.

Методы и приёмы:

1. Приём "Разрезанная открытка"

2. Приём "Установи соответствие"

3. Приём "Создай паспорт"

4. Рабочий лист

5. Приём "Диаманта"

6. Интерактивный тест

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

Слайд 2 Звучит музыка

Учитель: Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, т.е. внутри нас. Я предлагаю вам взяться за руки так как вы сидите, закрыть глаза, и вместе с теплом руки передать друг другу самые лучшие и добрые пожелания.

Дети берутся за руки, закрывают глаза и передают свои пожелания.

Посчитайтесь по порядку. чей порядковый номер я называю, встаёт и говорит "Доброго здоровья", а все остальные отвечают: "Спасибо!"

Слайд 3

Дети с помощью приёма "Разрезанная открытка" делятся на группы.

2. Актуализация знаний (4 мин)

Учитель: Склейте открытки. Кто изображён на открытках?

Дети работают в группах.

Дети: Богатыри: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Слайды по порядку 4,5,6,7

Учитель: Что вы знаете о них? Почему их называют богатырями?

Дети: Это воины, они сильные, смелые, защищали Родину.

Учитель: Назовите синонимы слова Родина

Дети: мать, Отечество, Русь

Учитель: Богатыри-защитники Отечества?

Дети: Да.

Учитель: Только ли богатыри защищают нашу Родину?

Ответы детей.

Учитель: Определите тему нашего урока

Дети: Тема нашего урока: Защита Отечества.

Слайд 8

3. Усвоение новых знаний (7 мин)

Учитель: Почему люди воюют?

Дети: желание обогатиться, присвоить, завладеть

Учитель: Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представляете! Всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокости, ненависти! Когда же на Земле закончатся войны.

Учитель: Какие бывают войны?

Слайд 9

Работа в группах. Установи соответствие

Слайд 10

Проверка работы в группах. Дети объясняют выполненное задание.

Учитель: Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам

А что на войне самое страшное?

Дети: Убийства

Слайд 11

Учитель: Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам?

Дети: Отрицательно. Заповедь гласит: Не убий.

Слайд 12

Учитель: Война особенно способствует развитию ненависти, жестокости, грабительства, насилия, всему тому, что калечит душу и тело человека. Но человек предназначен к вечности, и вся его земная жизнь оценивается с точки зрения достижения спасения. Т.е. как проходит его духовное развитие, насколько здорова душа.

Учитель: Объясните, как вы понимаете эти цитаты?

Слайд 13

Учитель: В условиях войны или в условиях мира возможно правильное духовное развитие человека?

Дети: В условиях мира.

Учитель: Конечно в условиях мира. Божий мир – это мир любви. Поэтому для христианина так важно сохранять мир между людьми. И поэтому миротворцы будут названы сынами Божиими. А защита Отечества, защита мира и спокойствия считается христианами святым подвигом.

Слайд 14

Помните 7-ю Заповедь блаженств: «Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими».

Слайд 15

А кого называют миротворцами?

Дети: Тех, кто решает ссору мирным путём.

Учитель: Одна из мер, предотвращающих войну, как и при любой ссоре – это переговоры. И наше правительство, которое несет ответственность за состояние страны, чтобы создать дружественные связи, старается заключать различные мирные договоры с другими странами.

Слайд 16

И Русская Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха Кирилла и других иерархов также проводит международные встречи. И не только с представителями других церквей, но и с правителями стран.

Такая деятельность относится к миротворческой.

Среди православных святых было много воинов. Назовите их.

Слайд 17

Дети: Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский, богатыри русские.

Слайд 18

Физкультминутка (1 мин)

(музыкальное сопровождение «Богатыри» группа С.Намина)

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Слайд 19

Работа с учебником по группам. (15 мин)

Учитель: Давайте познакомимся поближе с жизнью русских воинов, ставших святыми.

Подготовьте краткое выступление по теме (по типу приёма"Создай паспорт")

1 группа с. 134-136 о Д.Донском, 2 группа с. 136 об А.Невском, 3 группа о Ф.Ушакове.

Дети создают "паспорт" русского воина, ставшего святым по плану (в приложении):

1. Кто?

2. Когда?

3. Где?

4. С кем?

5. Что делает?

6.Почему?

7. Зачем?

Учитель: Давайте послушаем ответы групп.

Слайды 20,21,22

Учитель: Почему эти люди стали святыми?

Дети: Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество

Учитель: Кто такие святые?

Дети: Признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере.

Слайд 23

Учитель: Какие поступки недопустимы даже на войне?

Дети: Нельзя добивать раненных. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны

Слайд 24

Учитель: Вспомните, какую великую войну прошёл наш народ 73 года назад.

Слайд 25

Чем закончилась эта война?

Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной?

Можно ли сказать, что наши воины исполняли свой воинский долг и проявляли героизм в борьбе с врагом?

Кто участвовал, воевал на той войне?

Можно ли назвать их защитниками земли русской?

Назовите ветеранов из Горбатова

Ответы детей

Слайд 26

4. Обобщение и систематизация изучаемого материала (10 мин)

Учитель: Мы много сегодня говорили о защите Отечества. Давайте обобщим пройденное и заполним рабочий лист

Слайд 27

Дети заполняют рабочий лист (в приложении)

5. Итог урока. (5 мин)

Слайд 28

Приём «Диаманта»

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

Учитель: Подберите антоним к слову защитник

Дети: захватчик

Учитель: Составьте диаманту к этим словам (фронтальная работа)

Дети:

1. защитник

2 сильный, стойкий

3 защищает, обороняется, освобождает

4 справедливый защитник, несправедливый захватчик

5разрушает, убивает, пугает

6 разрушающий, истребляющий

7захватчик

Слайд 29

Учитель: Заполните табличку. Подчеркните слово, соответствующее вашему настроению в конце урока.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

6. Домашнее задание (1 мин)

Слайд 30

Выполнить тест в дистанционном курсе по теме урока, форум рефлексию заполнить.

Полезные ресурсы:

  1. С.Алексеев. Книга для чтения по истории нашей Родины. - М.: Просвещение, 1991.
  2. С.Алексеев. Сто рассказов из русской истории. - М.: Юридическая литература,1991.
  3. С.Григорьев. Рассказы о Кутузове. - Н.:1990
  4. История Отечества. Справочник школьника. - М.: Слово, 1996
  5. Каким должен быть современный урок. http://www.openklass.ru
  6. Кураев. "Основы православной культуры" https://docs.google.com/open?id=0B4daI27c_9Nld21vbkZYQ01UeEdZQS16VmVLdnJOUQ
  7. Первое сентября, 2011, №19
  8. Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2010.
  9. Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru .
  10. Школьная энциклопедия «История Росии XX век». - М.: Олма-Пресс образование,2003

Приложение

Рабочий лист___________________________(Ф.И.)

ТЕМА:__________________________________________________________

Задание №1. Святые воины Руси-

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание №2. Найдите толкование к каждому слову.(соедини линиями)

Смелость проявление храбрости, самопожертвование

Героизм героический поступок

Подвиг решительность, бесстрашие

Задание №3

Подчеркни слова, которые определяют характер защитника Отечества, воина:
смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный

Задание №4 Закончи пословицы:

1. С другом по-братски, с врагом – _________________________.

2. После драки __________________________________________.

3. Важен тот пост, на который _____________________________.

4. Командир без воли, что _________________________________

5. Где тревога, туда ______________________________________.

Слова-подсказки: птица без крыльев; ты поставлен; по-солдатски; и дорога; кулаками не машут.

1. Кто? Дмитрий Донской- святой московский князь

2. Когда? в 1380 году

3. Где? на поле Куликовом

4. С кем? с войском монгольского хана Мамая

5. Что делали? Сражались

6. Почему? Не смогли договориться

7. Зачем? Освободить Родину от врагов.

Паспорт русского воина, святого

1. Кто? Князь Александр Невский- великий воин

2. Когда? в 1262 году

3. Где? в Персии

4. С кем? с Ордой

5. Что делали?. сражались

6. Почему? не смогли договориться

7. Зачем? чтобы спасти 1000 жизней

Паспорт русского воина, святого

1. Кто? Фёдор Фёдорович Ушаков, русский флотоводец, адмирал

2. Когда? во время службы на флоте

3. Где? в морских сражениях

4. С кем? с захватчиками

5. Что делал? защищал свою Родину

5. Почему? любовь и уважение к Отечеству, чувство долга

6. Зачем? освободить родину от захватчиков

Приём "Разрезная открытка"



Методические рекомендации
Урок 28 курса «Основы Православной культуры».
Тема: Защита Отечества (с. 88-91)
Место проведения урока: МОБУ «СОШ №2» г. Дальнегорск. Класс – 4.
Продолжительность урока: 45 мин.
Цель урока: познакомить с понятиями «святые защитники», «справедливая война»; научить видеть смысл справедливой войны.
Рекомендации: уделять особое внимание не только информативной стороне урока (когнитивным процессам), но и:
ценностно-смысловой и эмоционально-чувственной.
ясно понимать педагогическую цель урока и вести урок к соответствующему результату.
внимательно реагировать на смысловой контекст высказываний (собственный и учащихся), дабы не уходить от содержания базовых национальных ценностей.
Ценностно-смысловая схема урока:
Содержательные единицы урока Базовые национальные ценности, задающие смысловое поле содержания
Проверка домашнего задания Рассказ о своей семье, чем она вам дорога, что вас объединяет, какие трудности радости вы делите вместе.
2.Актуализация знаний «Быть человеком – значит быть патриотом». «Лучше на родной земле костьми лечь, чем на чужбине в почёте быть». «Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими».
Смысловой вывод, к которому нужно подвести учащихся: получим знания о том, как в православной культуре относятся к войне.
3.Объяснение нового. Знакомство с понятиями «война», «справедливая война», «Защитники Отечества». Война́ - конфликт между политическими образованиями. Справедливая война– война является справедливой, если она ведется ради защиты своего государства, а также для установления господства над неразвитыми государствами. Защитники: Женя Табаков, Дмитрий Донской, Александр Невский, Илья Муромец, Фёдор Ушаков, Евгений Родионов. Все действия защитников имели главную цель – защита Родины, родных, веру.
Вывод: справедливая война – это оборонительная война, с целью защиты, без ненависти и желания отомстить. Самый лучший исход войны – это договориться и не допустить кровопролитие.
4.Включение в систему знаний. Соединяют слова и проверяют.
Я могу простить обиду.
Я могу защитить сестрёнку.
Я могу защитить мою Родину.
Я не должен отомстить за себя.
Я должен вступиться за сестрёнку, за Родину.
Вывод: военные действия, которые допускает христианская культура – защита Родины, родных, веру. Война должна носить оборонительный характер.Домашнее задание: - Поработать над вопросами с. 91. Продолжить «сюжетную таблицу» Вспомните святые имена: Преподобный Сергий Радонежский,
Архангел Михаил, апостол Андрей Первозванный, равноапостольный великий князь Владимир, Георгий Победоносец, благоверный великий князь Игорь Черниговский, благоверный и преподобный князь Даниил Московский, благоверный князь Всеволод, страстотерпцы князья Борис и Глеб.



Приложение 1 (этап 5)
Война́ - конфликт между политическими образованиями - государствами, племенами, политическими группировками и так далее, - происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами. Одни из целей войны - собственное выживание или уничтожение противника.
Справедливая война (Аристотель и Цицерон) – война является справедливой, если она ведется ради защиты своего государства, а также для установления господства над неразвитыми государствами. Аристотель считал справедливой войну против варварских государств лишь в том случае, если они проявили свою неспособность к самоуправлению. Цицерон считал, что оправдана только война, которая ведется с целью отражения и наказания агрессора.
Августин Блаженный настаивал на долге каждого человека и государства, следуя заповеди любви, защищать невинных от злодея, в том числе, если понадобится, вооруженными средствами. Согласно Августину, необходимость войны вытекает из греховности человека; и, люди, стремясь с Божьей помощью к избавлению от войн, должны со всей справедливостью противодействовать агрессору.
Святой Раймунд из Пентифорта сформулировал пять условий для признания войны справедливой:
целью войны должна быть защита «достояния»;
лицо, объявляющее войну, должно мыслить о том, как «добыть мир»;
объявляющее войну лицо должно быть светским, а не духовным;
война объявляется именем Церкви или Принца (то есть монарха)
война должна вестись бесстрастно, то есть, без ненависти и желания отомстить.
Приложение 2 (этап 5)
«Сюжетная таблица» (для заполнения)

Женя Табаков Дмитрий Донской Александр Невский Александр Невский Илья Муромец Фёдор Ушаков Евгения Родионова Приложение 2.1.
«Сюжетная таблица» (эталон)
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
Женя Табаков Напал на мужчину с ножом 28 ноября 2008 г. г. Ногинск -9.
У себя в квартире.
Защищал свою сестру.
Дмитрий Донской Война с монгольским ханом Мамаем 1380 г. Куликово поле, вблизи Москвы Защищал Отечество
Александр Невский Война со шведами и немецкими рыцарями 1240г.,
1242г. На реке Неве,
на Чудском озере Защищал Отечество
Александр Невский Переговоры с монгольским ханом, 1262 г. Орда Спасение жизни воинов
Илья Муромец Воин, разведчик, уничтожал вражеские посты. XI-XII вв. Киев Защищал Отечество от монгольского ига
Фёдор Ушаков Морские сражения 18-н.19 вв. Русские морские пути Защищал Отечество, одерживал победы, не отдал в плен ни одного матроса, причислен к лику святых
Евгения Родионова Убит чеченцами 1996г. Бамут Остался верен своей православной вере
Илья Муромец
Имя Ильи Муромца не фигурирует в летописях и других документах соответствующей эпохи. Но мощи богатыря, сохраняемые в Киево-Печерской обители, свидетельствуют, что это был не мифический, а вполне реальный персонаж истории, живший в XI-XII веках.
Согласно мнению, доминирующему в научной среде, Илья Муромец служил Владимиру Мономаху - одному из самых выдающихся государей киевской эпохи.
Былины повествуют о тяжком недуге, парализовавшем богатыря в юности. Излечившись в тридцатилетнем возрасте, Илья решил стать профессиональным воином.
Вскоре он принял боевое крещение под Черниговом, защищая этот город. Произошло это предположительно в 1093 году.
На первую свою войну добрый молодец Илья отправился в составе воинского контингента, выступившего на помощь Мономаху из Мурома.
Бои продолжались 8 дней, после чего Мономах уступил город врагу-родственнику, не желая продолжать междоусобную войну в то время, когда половцы терзали русские земли.
В 1094 году к стенам Переяславля заявился половецкий хан Итларь (Идолище, как его именуют былины) со своей ордой, как бы в гости к «русским друзьям».
Обязанность телохранителя Святослава принял на себя Илья Муромец. Он проник в половецкий стан в обличье «калики перехожего» - нищего богомольца, хромая и опираясь на клюку. Половцы допустили его к Святославу: пусть убогий пришелец развлекает скучающего княжича. В решающий момент ночной схватки Илья закрыл собой княжеского сына от приставленных к нему стражей. Инвалидная клюка в деснице богатыря стала грозным оружием, а на пальцы левой руки он натянул странническую шапчонку и этим подобием щита отразил нож, брошенный кем-то из половцев.После расправы с Итларем вновь разгорелась война, в ходе которой Мономаху удалось объединить большинство русских княжеств в единый союз.
Илья Муромец участвовал во многих боях и походах, но не выслужил «хлеба мягкого» - высоких и комфортных должностей. А потому и не попал в летописи.
Но и рядовым воином богатырь не остался. Его назначили командиром станицы - небольшого отряда, дислоцированного на одной из пограничных застав. Станичники следили за степью, отражали набеги малых половецких ватаг. В больших походах станица Ильи Муромца исполняла функции разведки, добывала языков, уничтожала вражеские сторожевые посты. Это был настоящий пограничный спецназ, действия которого ощутимо способствовали триумфам русского воинства во времена Мономаха.
Фёдор Фёдорович Ушаков- русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом (1790-1792); командующий российскими военно-морскими силами в Средиземном море (1798-1800)
Участвовал в сражениях:
Русско-турецкая война 1787-1791 годов
Бой у острова ФидонисиКерченское морское сражение
Сражение у мыса ТендраСражение у мыса КалиакрияДействия в Средиземном море
Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен.
С 1802 года командовал Балтийским гребным флотом, а с 27 сентября 1804 года являлся начальником флотских команд в Санкт-Петербурге. В 1807 году уволен в отставку с мундиром и пенсией. В 1810 году поселился в приобретённой им д. Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии, близ Санаксарского монастыря. Во время Отечественной войны 1812 года Ушаков был избран начальником ополчения Тамбовской губернии, но из-за болезни отказался от должности.
В последние годы жизни в имении Ф. Ф. Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности. Согласно сообщению иеромонаха Нафанаила архиепископу Тамбовскому Афанасию: В 2001 году Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков
Евгений Родионов
«На наш взгляд, фигура воина-мученика Евгения Родионова является образцом героизма и подвижничества, мученичества за Веру и Отечество, столь необходимого нашему народу, в первую очередь молодому поколению», - говорится в обращении к Святейшему.
Евгений был убит 23 мая 1996 года во время первой чеченской войны. Это произошло в его 19-й день рождения. Его вместе с тремя другими русскими пограничниками захватили в плен и держали в камере в течение 100 дней, избивали и морили голодом. Он не участвовал в боевых действиях. Его и его товарищей схватил на далеком пограничном пункте российско-чеченской границы чеченский боевой командир, внушающий наибольший страх.
С 1994 года, когда Россия впервые отправила танки в Чечню, чтобы подавить сепаратистское движение, там погибли тысячи россиян. Но смерть Евгения от них отличается.
Его мать, Любовь Васильевна Родионова говорит, что Евгению обещали сохранить жизнь, если он примет ислам и выступит с оружием в руках против российских федеральных сил. Как она говорит, ему нужно было всего лишь символически снять с себя серебряный крестик, который он носил на шее с 11 лет и принять веру своих мучителей. Евгений отказался и предпочел смерть.
Теперь этот крест, на цепочке от которого все еще видны следы крови, превратился в реликвию, покрытую поцелуями многочисленных паломников, посещающих мать Евгения в ее скромном жилище в городе Курилово к западу от Москвы.
- В течение 20 лет иконы с ликом воина-мученика Евгения Родионова появляются по всей нашей стране и за рубежом, - рассказал Маленко. - Его почитают во всем православном мире. В самом Бамуте, где погиб Евгений, жители ухаживают за крестом, стоящим на месте казни. За эти годы родилось множество фильмов, памятников, картин, песен и стихов, в которых прославляется подвиг Евгения.
Известный православный публицист Виктор Саулкин отметил, что те, кто казнил солдата, «не мусульмане, а сатанисты».
- С такими же извергами, которые режут мусульман, алавитов и христиан, сейчас сражаются наши воины в Сирии, - сказал он. - Женя Родионов и его товарищи противостояли именно первой попытке сатанистов создать псевдоисламский халифат на нашем Кавказе. И старший лейтенант Александр Прохоренко, и Женя Родионов - герои России.
Приложение 3 (этап 8) Прочерти правильные ответы из этих слов:
47205901298575себя
00себя
4720590147955сестрёнку
00сестрёнку
26479501809115отомстить за
00отомстить за
26479501321435вступиться за
00вступиться за
2647950757555защитить
00защитить
2647950170815простить обиду
00простить обиду
9791701306195должен
00должен
979170742315не должен
00не должен
979170193675могу
00могу

472059088265мою
00мою
-4953042545Я
00Я

4720590208280Родину
00Родину

Приложение 4 (этап 9)



на своем компьютере.
Проверка домашнего заданияРассказ о своей семье, чем она вам дорога, что вас объединяет, какие трудности радости вы делите вместе. О чём высказывания?«Быть человеком – значит быть патриотом»«Лучше на родной земле костьми лечь, чем на чужбине в почёте быть».«Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими». Война Мир Защита Отечества28 урок ОРКСЭ (модуль ОПК) План.- Где можно узнать об отношение христиан к войне?- Кто из христиан считается защитником?- Какими качествами должен обладать защитник? - Какую войну допускают в Православии? Справедливая война – это оборонительная война, с целью защиты, без ненависти и желания отомстить. Защитники Отечества1 группа – Женя Табаков (учебник с.88)2 группа – Дмитрий Донской (учебник с. 90)3 группа – Александр Невский (учебник с.91)4 группа – Илья Муромец (раздаточный материал).5 группа – Фёдор Ушаков (раздаточный материал, учебник с.91)6 группа – Евгений Родионов (раздаточный материал). Евге́ний Евге́ньевич Табако́в (6 марта 2001 - 28 ноября 2008) Дмитрий Донской Александр Невский Илья Муромец



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:


Л3, Р1,2,3;П7;К3
- Мы узнали о защитниках Отечества. Ответили на вопрос, почему воины, тоже становятся святыми земли русской.
10. Домашнее задание. Индивидуальная работа.
Слайд 5/2ч.
- Поработать над вопросами с. 91. Продолжить «сюжетную таблицу»
Вспомните святые имена?
Преподобный Сергий Радонежский,
Архангел Михаил, апостол Андрей Первозванный, равноапостольный великий князь Владимир, Георгий Победоносец, благоверный великий князь Игорь Черниговский, благоверный и преподобный князь Даниил Московский, благоверный князь Всеволод, страстотерпцы князья Борис и Глеб. Л 3, Р3, П6,7, К2

МАОУ «СОШ №122 с УИИЯ»

Работу выполнили:

    Аленевская С.В

    Булычева Г.К.

    Гликина С.Б.

    Жилина М.В.

    Кузнецова И.В.

Технологическая карта урока по ОПК в 4 классе

по теме: «Защита Отечества »

Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры».

Класс - 4

Тема и номер урока в теме : «Защита Отечества» № 13

Базовый учебник : «Основы православной культуры» Бородина А.В., Москва «Русское слово», 2013 г.

Цель урока: формирование понимания взгляда на войну как зло, в котором христианин принимает участие только во имя защиты добра и справедливости, семьи и Отечества.

Задачи :

личностные

Формировать уважительное отношение к истории России, духовным ценностям народа;

Прививать любовь и уважение к Отчизне, наследию предков;

Воспитывать уважение к воинам - защитникам Отечества через образы исторических личностей: Александра Невского,

Дмитрия Донского, Георгия Победоносца, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Федора Ушакова.

метапредметные

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в группе;

Формировать умение слушать собеседника, поддерживать диалог, признавать право на существование разных точек зрения и возможность каждого человека иметь свою собственную.

предметные

Расширить знание учащимися понятий: «Отечество», «священный долг»;

Углублять, уточнять и закреплять знания школьников о защитниках Отечества.

Тип урока - урок «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, работа с иллюстрированным материалом, работа в группах, участие в учебном диалоге.

Необходимое оборудование - компьютер, проектор.

Перечень ЭОР:

    Презентация к уроку

    Презентация проекта домашнего задания «Награды России»

    Фрагмент фильма «Александр Невский»

    Музыкальный файл (автор Э. Асадов стихотворение «Россия начиналась не с меча…»).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Планируемые

результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Время

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии по «Основам православной культуры».

Учащиеся садятся на свои места по заранее созданным творческим группам.

Самоопределение

1 мин

2. Мотивация учебной деятельности.

Педагог подводит учащихся к постановке и принятию целей и задач урока, корректирует учащихся.

Кто в своей жизни ссорился с другими людьми?

Что являлось причиной ваших ссор?

Что вы чувствовали?

А чем заканчивались ваши ссоры?

Что произойдет, если поссорятся между собой страны?

Что означает слово “война”?

Напишите ассоциации к слову «война»
- Почему люди воюют?

А еще почему?

Ученики высказываются.

Происходят войны.

Война – это вооружённый конфликт.

Война – это смерть миллионов невинных людей.

Война - это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

Учащиеся работают (горе, беда, слезы, смерть, жестокость...)

Учащиеся высказывают предположения:
-желание присвоить чужие богатства;
-желание завладеть чужой территорией;
-желание иметь власть над людьми;
-желание заставить людей другой страны работать на себя.

Желание защитить свою семью и Родину.

Умение сотрудничать с педагогом, умение слушать и слышать…

3 мин

3.Формулирование темы и целей урока.

Попробуйте сформулировать тему урока.

Верно! Тема нашего сегодняшнего урока «Защита Отечества».

Вы узнаете что-то новое о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой,

о святых защитниках Родины.

Сегодня мы поговорим о защитниках нашей страны, Родины.

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления.

3 мин

4.Актуализация знаний.

Что объединяет этих персонажей?

Как иначе их можно назвать?

Знаете ли вы других богатырей?

Что такое Отечество?

- Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представьте, всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, от зла, которое она приносит.

Они богатыри.

Защитники.

Родина

Установка аналогий, отнесения к известным понятиям.

5 мин.

5. Открытие

нового знания.

Как же должен вести себя православный человек, если начнется война?

С древних времен богатые славянские земли многократно подвергались нападениям врагов. Славяне отважно защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять врагам.

А что на войне самое страшное?

Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам?

- Нельзя сравнивать преступное убийство и сражение за свою родину. Заповедь Христова гласит: «Положи душу (отдай жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества».

Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов.

Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.
Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Мать? Родину?
Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.

Чтение и осмысление статьи учебника с. 74-75.

Объясните, как вы понимаете эти слова: справедливая война, воинский долг, жертвенность, Святая Русь.

Может ли война быть справедливой? В каком случае?
- Какая война по-христиански может быть оправдана?

Церковь никогда не благословляет людей на убийства. Церковь против того, чтобы, вообще, происходила война. Проблема в том, что войны иногда происходят. И если речь идет, например, о защите Отечества, то Церковь – об этом свидетельствует история – всегда благословляла защитников Отечества на ратный подвиг. Более того, Церковь всегда воспринимала этот подвиг как исполнение слов Христа: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за ближних своих».

Ответы детей.

С христианской точки зрения справедливой может быть только защитительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.
-Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.

Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.

Формирование навыков смыслового чтения.

10 мин

1 мин.

6.

Первичное закрепление с проговариванием

вслух.

Какими качествами должен обладать защитник?

Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Долг по защите своего отечества - это святая обязанность каждого мужчины. Это положение закреплено в главном документе страны - Конституции Российской Федерации.

Всегда ли оставались живыми защитники Отечества?

Среди православных святых было много воинов.

Храбрый, надёжный, защищает, верует, спасает.

5 мин.

7.

Работа в группах.

Назовите имена христианских святых воинов и героев, прославивших наше Отечество.

Давайте поговорим об этом подробнее. Работать будем в группах. В каждой из групп есть свои историки, литераторы и художники.

Просмотр отрывка фильма

«Александр Невский»

Какие самые главные слова произнёс Александр Невский, навсегда вошедшие в историю нашей страны?

Почему эти люди стали святыми?

- Кто такие святые?

Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский , преподобные Ослабля и Пересвет, Святой праведный воин Феодор Ушаков

Выступление историков

Выступление литераторов

Художники разукрашивают

Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет Русская земля!

Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество.

Признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере.

С обращения к Богу.

Благодарили Бога за помощь.

8 мин

8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока.

Сегодня вы услышали рассказы о разных людях, которые совершали героические поступки во имя веры, Отечества, людей.

Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как?

Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону?

Будет ли такой поступок христианским? Почему?

Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?

На протяжении своей многовековой истории России часто приходилось отражать нашествия врагов. Русским людям всегда была свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать свою веру и своё Отечество от врагов. В нашей школе большое внимание уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Много стихов сложено о нашей прекрасной Родине. Одно из них мы послушаем вместе с вами.

Стихотворение Э.Асадова «Россия начиналась не с меча…»

Ответы детей, самооценка своей деятельности.

Предательство, дезертирство, мародерство и т.д.

Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно.

Надо поступать по заповедям Божьим.

Перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога.

Умение контролировать и оценивать свои действия.

3 мин

9. Домашнее задание.

Проекты «Готовимся к защите Отечества со школьной скамьи», «Награды России», «Их подвиги никогда не забудут потомки».

1 мин

Основы православной культуры

Защита Отечества – святой долг россиянина

Русская православная церковь стала силой, объединяющей разные земли Руси, культурную и политическую общность.

Не раз мирный труд и тихая семейная жизнь Руси – России нарушалась войнами. Практически, почти половина из тысячелетия христианства на Руси нашей истории прошла в войнах.

Христос учил прощать. Он учил любить даже своих врагов. Но нельзя прощать врагов, посягающих на жизнь твоих близких, друзей, на твою веру и веру твоих предков, разоряющих твой дом.

Один из главных православных долгов – это защита Отечества, православной веры.

Князь Александр Невский – великий воин. Он одерживал победы и над шведскими, и над немецкими рыцарями, когда те вторглись в пределы Руси, разбил орден тевтонских рыцарей, которые мечом и огнём насаждали католическую веру.

Князь Александр невский – великий миротворец. Князь Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал отряды монгольских завоевателей.

На переговорах он одержал одну из величайших своих побед, - хан отказался от войны с Новгородом, и тысячи жизней были спасены.

Князь Александр причислен к лику святых. В его честь построено множество храмов. Его именем назван величайший монастырь – Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге.

В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. Московский князь Дмитрий Донской собрал полки из русских городов для отпора врагу.

За советом князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь. Сергей Радонежский стал уговаривать князя избежать кровопролития. Князь сказал, что все возможности исчерпаны. Тогда святой Сергий благословил князя и монахов Пересвета и Ослябю на святой бой.

Воин-христианин верит, что душа бессмертна, поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.

Православные воины всегда умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.

Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в конце концов, стал монахом.

Среди святых православной церкви – адмирал Фёдор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции. В морских сражениях не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. В последние годы жизни он поселился рядом с Санаксарким монастырём в Мордовии и в молитве провёл последние годы жизни.

Валентин Войно-Ясиневский стал врачом, хирургом. За научные труды ему была присвоена учёная степень доктора медицинских наук. Решив лечить не только тело, но и душу, он стал священником – монахом Лукой.

Началась Великая Отечественная война. Все христиане хорошо знают слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за ближних своих.

В годы Великой Отечественной войны он спас жизни сотен раненых бойцов, а после Победы был удостоен очень высокой награды – стал лауреатом Государственной премии СССР.

Нас всех объединяет любовь к своей семье, к друзьям, к малой и большой Родине, к нашей России.

Любовь – основа нашей жизни. Мы любим свою Родину, уже за то, что она у нас есть. Служат своей Отчизне и воины священники. Любовь – это служение.

Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей, на благо нашей Родины.

МКОУ Заводская СОШ

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» .

Модуль «Основы православной культуры».

Методическая разработка урока по теме «Защита Отечества».

Учитель начальных классов I КК

Орлова Надежда Ивановна

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы православной культуры».

Методическая разработка урока по теме «Защита Отечества».

Цель: воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей; формирование понимания христианского взгляда на войну, как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.

Задачи:

    познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми;

    усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет;

    осознать, что, христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью;

    развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

    формировать чувство патриотизма и гордости за свою Родину;

Виды деятельности: беседа, чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа с сигнальными карточками.

Основные термины и понятия: Россия, Отечество, патриотизм, великая сила нравственности, миротворцы, православный герой, справедливая война и несправедливая.

Оборудование: творческие работы учащихся, рисунки православных храмов и великих воинов в выставке «Люблю тебя, моя Россия!», выставка детских проектно – исследовательских работ о православных защитниках Отечества.

Компьютер, проектор, экран. Презентация «Защита Отечества», отрывок из фильма «А. Невский». Портреты С. Радонежского, А. Невского, Д. Донского, И. Муромца, Ф. Ушакова. Грамзаписи: гусли – «Колыбельная», Светлана Копылова «Русская земля», «Ностальгия», «Русские богатыри – Богатырская», «Песня о любви». Дети, читающие стихи, одеты в славянские костюмы.

Место проведения: учебный кабинет.

Ход урока:

I . Самоопределение к деятельности.

Сегодня мы в очередной раз отправляемся в мир православной культуры. Мы будем говорить о таких великих ценностях, как доброта и справедливость, любовь и милосердие, храбрость и мужество.

II . Работа над значением слов – синонимов Родина, Отчизна, Отечество, Россия.

(Ученица читает стихи под музыку. Слайды 2 – 6)

Родина моя – бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал,

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля,-

Все напомнит мне о самом важном-

Только здесь родимая земля!

О чём это стихотворение?

Как бы вы озаглавили его?

А что такое Родина?

Родина для каждого начинается с чего–то своего, личного. Один представляет себе бескрайнюю степь, другой – высокие горы. Кому–то милее и роднее большой город с высокими домами. Но мы должны всегда помнить, что Родина – это наши корни, наша семья, наши традиции.

Объясните такие понятия, как «малая родина», «большая Родина».

Подберите к слову «Родина» синонимы. (Родина, Отчизна, Отечество, Россия). (Слайд 7.)

Прочитайте слова. Как вы думаете, какое будет задание? (Составить пословицы). (Слайд 8).

(Родина – мать, умей за неё постоять.

Береги Родину, как зеницу ока.

Всякому мила своя сторона.

Человек без Родины, что соловей без песни.)

Давайте вспомним ещё пословицы о Родине.

    Постановка учебной задачи.

Мы живём в стране с удивительно красивым именем – Россия. Это наше Отечество. Прочитайте слова Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. (Слайд 9).

«Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь».

Вы заметили, что они являются эпиграфом к нашему уроку?

- Как вы их понимаете?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока? («Защита Отечества»)

Сегодня я предлагаю Вам отправиться в путешествие по «Реке времени».

IV . Построение проекта открытия нового знания.

Прочитаем слова очень просвещённого человека Святителя Филарета Московского. (Слайд 10, 11).

«Великими подвигами, многою верою и мольбою сложилась Русь.

Тяжёлый путь выпал на долю ей. Много скорбей и бед претерпела она, прежде чем стать тем великим государством, каким слывёт она теперь.

Беды её были и извне, от врагов лютых, которые хотели её погибели, были беды и от себя, от внутренних неустройств и раздоров. Часто так трудно становилось русскому народу, что всё казалось, погибло – точно и государству совсем конец подходил. Но Господь миловал Русь и спасал её Своею силою».

О каких бедах, постигших нашу страну, говорит Святитель Филарет? (Высказывания детей).

Да, ребята почти половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах. Христос учил прощать, не противиться злому.

Вспомните его слова.

Но есть и другие слова Христа. (Слайд12).

Божий мир – мир любви. Поэтому для христианина так важно охранять мир между людьми. И поэтому миротворцы названы сынами Божиими.

Кто такие миротворцы? (Люди, которые стараются сохранить мир).

Давайте прочитаем толкование этого слова. (Слайд 13).

Защита Отечества, защита мира и спокойствия считается святым подвигом. Но иногда не возможно было отстоять честь страны мирным путём, тогда русским людям приходилось браться за оружие.

V. Работа с учебником.

Откройте учебники на стр. 89.

Прочитаем.

Какими могут быть войны? (Слайд 14, 15).

Какая война считается справедливой?

Ради чего же люди берутся за оружие?

Какую цель преследуют те, кто развязывает несправедливые войны? (Работа с сигнальными карточками).

Обратимся к русской истории, которая хранит в памяти много имен святых героев. Герой добрыми делами служит Богу. Своими подвигами он прославляет родную землю, защищает ее от врагов. Христиане считают, что рождение в народе героя – это всегда милость Божия. Бог посылает святых героев в самые тяжелые времена. В ходе проведённого исследования, я думаю, вы узнали много нового о христианских воинах.

Посмотрите на замечательную картину В. М. Васнецова «Богатыри».(Слайд 16).

Кто на ней изображён?

Каких ещё богатырей земли русской, воспетых народом, вы знаете?

Какой богатырь был наиболее любим народом, чаще других упоминался в былинах? (Илья Муромец).

VI. Защита проектов.

Ребята приготовили сообщение об Илье Муромце. (Слайд 19, 20, 21).

Илья Муромец родился 5 сентября 1193 года в древнем селе Карачарово, близ Мурома. Он воспитывался в благочестивой крестьянской семье. До 30 лет тяжело болел, не владел ни руками, ни ногами. С детства он привык молиться Богу. Молитва смягчала горе, учила мудрости, заботе сердечной, разгоняла скуку. Односельчане любили Илью за разумность, приветливость и особую тихость.

Неожиданно в окно постучали необыкновенные гости. Они были очень стары, седина серебрила им головы, но веселые, молодые глаза были полны радости. Старцы попросили открыть ворота, и Илья впервые в жизни пошел. Затем попросили воды. Первую чашу они предложили Илье. Выпив ее, он почувствовал себя здоровым, после второй чаши почувствовало силу безмерную. После третьей силы поубавились. Удивительные гости перекрестили Илью со словами: «Бог тебя благословляет, Илья Муромец. Стой за веру христианскую, за дом Пресвятой Богородицы. В бою тебе смерть не написана».

Чудодейственную духовную и физическую силу богатырь использовал только для борьбы с врагами Отечества и восстановления справедливости. Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не гордился своими подвигами и с миром отпускал поверженных врагов.

Много добрых дел совершил Илья Муромец, но, будучи тяжело ранен, повинуясь зову сердца ушел в монастырь. Он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Богатырское служение земному Отечеству завершилось, началось молитвенное служение Отечеству небесному. В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых, а его тело положено в пещерах Киево-Печерской Лавры и находится там до сих пор. А память святого праведного Ильи Муромца празднуется Церковью в день, который легко запомнить – первый день Нового года.

Жизнь Ильи Муромца – это пример бескорыстного и искреннего служения Родине, защиты православной земли.

VII. Физкультминутка. (Слайд 22).

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

VIII . 1. Продолжение защиты проектов. (Слайд 23, 24).

Чей портрет мы видим на экране?

Да, это Александр Невский. Вот как его изобразили наши ребята.

Вспомните, за что князя Александра прозвали Невским?

Группа «Славяне» приготовила сообщение о нём.

Ученик:

Он молодым был и пригожим, -

Всем сердцем Русь свою любил,
Молва носилась: "Богом рожен",
Великим, мудрым князем был!
-Александр - по-гречески означает защитник людей. И в наши дни глубоко почитают в России святого благоверного князя Александра Невского.

Учитель:

В 1240 году шведские захватчики бросили якорь в устье реки Невы. Навстречу им выступил новгородский князь Александр.

В книге «Житие Александра Невского» сообщается интересный факт:

Накануне сражения со шведами Александр выставил дозор, приказав своим воинам отдохнуть перед битвой. Один из дозорных принес князю чудную весть. Перед рассветом 12 июля 1240 он заметил плывущую по реке ладью, а в ней стояли святые князья Борис и Глеб. Дозорный сумел расслышать слова незнакомцев: «Поспешим помочь сроднику нашему Александру Ярославичу». Когда Александру рассказали о видении, то, как сообщает Житие «радостно забилось сердце молодого князя Александра».

Шведы застигнутые врасплох, были разбиты наголову. (Слайд 25, 26).

Через два года во главе рати Александр разбил Рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера. Эта битва осталась в истории под названием Ледового побоища. (Слайд 27).

(Отрывок из фильма «Александр Невский»). (Слайд 28).

- Эти слова Невского обращены к пленным немецким рыцарям, которые были отпущены с миром.

Невскому принадлежат и другие слова: «Не в силе Бог, а в правде?»

Любил Родину Александр Невский. Но его любовь проявлялась не только в ратных подвигах. Он был ещё и великий миротворец.

Кем в то время были завоёваны русские княжества? (Монгольской Ордой).

В любую минуту отряды завоевателей могли обрушиться на русские города. Но князь Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. В 1262 году правитель Орды послал своих людей собирать русских воинов для участия в походе в далёкую Персию (ныне Иран). Тогда князь отправился на переговоры и одержал величайшую из своих побед: хан отказался от призыва русских воинов на свою войну, и тысячи жизней были спасены.

За свои величайшие победы без оружия русской православной церковью он причислен к лику святых.

В храмах вы сможете увидеть икону с изображением лика А.Невского. (Слайд 29). В нашем городе есть храм Святого благоверного князя А. Невского.

Где он находится?

Кто из вас был в этом храме? (Слайд 30, 31).

А это Александро - Невская лавра. В каком городе она находится? По чьему приказу была построена? (Слайд 32).

Русские люди поставили в честь своего героя памятники, художники писали картины.

Екатерина 1 в 1725 году учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. В годы Великой Отечественной войны 1942 года в знак признания величайших заслуг князя Александра был учрежден “Орден Александра Невского”. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, за умело проведенные военные операции, за высочайший патриотизм. (Слайд 33)

Дети читают стихи:

“…Его власы до стройных плеч

Как прядь златая, упадали,

Уста любовию дышали

И мудростью звучала речь.

Высокой доблестью украшен

И сердцем истинный герой-

Врагам средь битв был грозно страшен,

Вне битв – отрадой был святой.

Всегда в сознанье долга строгом,

Он правду всей душою чтил

И чувства сердца разделил

Между Отчизною и Богом…”

2. Дмитрий Донской.

Более 250лет находилась Русь под игом монголов.

В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. (Слайды 34, 35).

Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки русских городов для отпора. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским.Сергий стал уговаривать князя избежать кровопролития. Может можно послать послов? Заплатить дань? Князь сказал, что все возможности исчерпаны. Путей к миру больше нет. И тогда святой Сергий тихо сказал ему: «Ступай с Богом. Ты победишь».(Слайд 36).

И благословил Сергий Радонежский Пересвета и Ослябю - двух бывших воинов, ставших уже монахами в его монастыре - вернуться в боевые ряды. Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово. Именно как монахи они хорошо знали слова Христа – «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» (здесь слово душа - в значении жизнь). Слайд 37.Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.

(Мальчик в костюме Д. Донского).

Доколь нам, други, пред тираном

Склонять покорную главу

И заодно с презренным ханом

Позорить сильную Москву?

Не нам, не нам страшиться битвы

С толпами грозными врагов:

За нас и Сергия молитвы,

И прах замученных отцов.

Летим – и возвратим народу

Залог блаженства чуждых стран:

Святую праотцев свободу

И древние права граждан.

Туда! За Дон! Настало время!

Надежда наша – Бог и меч!

Сразим монголов и, как бремя,

Ярмо Мамая сбросим с плеч!»

Перед началом битвы сошлись в поединке Пересвет и Челубей. Пронзив друг друга копьями, оба пали замертво. И сразу началась жестокая сеча. (Слайд 39, 40).

(Под музыку дети в славянских костюмах читают стихи). Слайд 41.

Как над полем Куликовым

Зори алые встают,

Как над полем Куликовым

Даже птицы не поют!

«Помоги, земля родная,

В тяжкой битве устоять,

За тебя мы все готовы

Свою кровушку отдать!»

Скачут брошенные кони,

Ветер гривы разметал…

Вся Россия стала полем,

Только месяц не видал.

С Дона весть летит стрелою:

Бьются русские мужи,

Чтоб над Русскою землёю

Чёрный ворон не кружил.

И земля как будто слышит,

Стала жаркой, как огонь:

То подземным жаром пышет,

То опутает травой.

Как над полем Куликовым

Птицы радостно поют,

Рано солнышко садится,

Вот уж звёздочки видны,

Долго бой кровавый длится,

Много силы у Орды.

Гонит матушка Россия

Заметавшихся врагов –

У неё довольно силы

Защитить своих сынов.

Что Россия победила

В страшной схватке на Дону,

У неё достанет силы

Дать всегда отпор врагу!

Дмитрий благодарил воинов от имени Отечества. За битву на Куликовом поле Дмитрия Ивановича прозвали Донским. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу».

На Куликовом поле возведён памятник Д. Донскому и храм - памятник Сергию Радонежскому. Слайды 42, 43.

4. О Фёдоре Ушакове. Слайды 44, 45, 46.

Рассказ учеников.

Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.

IX. Работа с учебником.

Учитель: Воин – христианин верит, что его душа бессмертна.

Прочитайте статью учебника (стр. 90, 2,3 абзац).

Кем должен оставаться христианский воин на войне? (Человеком.)

Какие законы должны действовать на войне? (Законы милосердия и справедливости.) ( Слайд 47, 48).

- В чём они заключаются?

1. Нельзя добивать раненых.

2. Нельзя трогать безоружных.

3. Нельзя грабить местных жителей.

4. Если враг сдается или если война закончена - надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.

Православные воины умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.

X. Закрепление.

Как мы чтим память воинов, павших на поле брани за нашу землю? (Мы сохраняем память об их подвигах, носим цветы к мемориалам, склоняем головы, и молимся о их душах Господу. Димитриевская родительская суббота, панихида о всех воинах на поле брани убиенных. У Церкви никто не забыт).

Назовите имена христианских воинов, причисленных русской церковью к лику святых.

Почему Дмитрий Московский пошел в Троицкую обитель? (Игумен обители преподобный Сергий Радонежский – духовный наставник князя Дмитрия, благословил его на битву с Ордой, возглавляемой ханом Мамаем, послал иноков обители Пересвета и Ослябя, которые в прошлом были храбрыми боярами и опытными воинами. Преподобный молился и призывал в помощь защитникам Отечества самого Господа. Господь услышал молитвы святого и спас землю русскую от захватчиков.).

Почему Александр Невский сказал: «Не в силе Бог, а в правде?» (Потому что прав тот, кто отстаивает свою землю, а не тот, кто нападает на чужую. Даже если враг сильнее, защитник Отечества, да и защитник слабых и обиженных, всегда более оправдан перед Богом).

Какие праздники, славящие наше Отечество, мы чтим? (9 мая – День Победы в ВОВ, 4 ноября – День народного единства, 23 февраля – День защитника Отечества и др.)

Что мы можем сделать во имя любви к Родине? (Посадить деревья, убрать мусор, и т.д.) Слайды 49, 50.

Не могу не сказать о Великой Отечественной войне, хотя эта тема очень большая и требует отдельного разговора, который не раз состоится у нас перед Днём Победы. Скажу только одно, что в годы войны советское воинство не делило себя на белорусов, русских, армян, украинцев, грузин, верующих, неверующих. Воины словно были детьми, а матерью была Родина, которая нуждалась в их защите.

Склоняя головы перед великим подвигом советского народа, сокрушившего фашизм, будем же помнить, изучать, приумножать бесценный и благородный вклад в Победу Русской Православной Церкви, более чем тысячелетие сплачивавшей на защиту Руси все народы, населявшие ее, поднимавшей на смертный бой воинов разных национальностей, разных вероисповеданий. Низкий поклон и вечная благодарность им, отдавшим свою жизнь за Родину!

XI . Рассказ учителя. Слайды 51 – 56.

Все мы помним и о чеченской войне, которая была совсем недавно. Много погибло русских солдат, защищая нашу Родину от боевиков. Я расскажу вам о подвиге простого русского парня Евгения Родионова, который ещё с несколькими солдатами попал в чеченский плен, где ребят избивали, пытали, заставляли снять с себя крест, отречься от Православной веры и принять ислам, обещая за это отпустить на свободу. Но Евгений не предал веру и Церковь. Чеченские бандиты жестоко убили Евгения и его товарищей.

Посмертно рядового Родионова наградили орденом Мужества.

На его могиле всё время горит лампада, и идут люди поклониться русскому солдату, не придавшему Веру и Родину. Сегодня воина Евгения уже почитают как святого многие православные люди и недалёк тот день, когда воин Евгений будет официально канонизирован Церковью. И тогда, даст Бог, этот день станет днем памяти всех воинов, за Отечество на Чеченской войне живот свой положивших”.

Чтение учеником стихотворения.

Быть патриотом… Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью русского народа,

Которую не смог никто подмять.

(Звучит песня Светланы Копыловой «Русская земля». Слайды 57 – 125.

XII . Заключительное слово учителя.

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

А. С. Пушкин писал: «Гордиться историей предков не только нужно, но и должно».

Только любовь к Отечеству, вера Православная, мужество и доблесть русичей помогли русским воинам выстоять в жестоких битвах.

XIII . Домашнее задание.

Дети получают задание.

Список используемой литературы:

    Детям о Илье Муромце | СЕМЬЯ и ВЕРА. semyaivera.ru›Январь 2012.

    Святитель Филарет Московский (Дроздов). azbyka.ru›Отцов›Святитель.

    А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир. 4 класс».

    Житие святого благоверного князя Александра Невского.

vidania.ru›aleksandrnevsky.html

5. Кондратий Рылеев - дума «Димитрий Донской»

stihi-xix-xx-vekov.ru›rileev106.html

6. Русский парень Евгений Родионов -> Литпричал...

litprichal.ru›work/69992/

7. yandex.ru/images› физкультминутка «Богатыри».

Приложение.