Классификация простейших еще окончательно не упорядочена. До недавнего времени всех простейших объединяли в один тип Protozoa , который подразделяли на 4 класса по способам перемещения.
♣ Саркодовые (Sarcodina ): эти простейшие способны к передвижению с помощью псевдоподий (ложноножек), форма тела непостоянная.
♣ Жгутиковые (Mastigophora ): форма тела постоянная, органами передвижения являются жгутики (один или несколько).
♣ Инфузории (Infusoria ): клетки инфузорий покрыты большим количеством ресничек, с помощью которых они передвигаются.
Однако на основании данных электронной микроскопии, изучения происхождения, жизненных циклов, биохимических, физиологических и генетических особенностей было установлено, что простейшие не имеют общего плана строения, а различия между их классами настолько велики, что соответствуют различиям на уровне типа.
В настоящее время все простейшие (Protozoa ) выделены в отдельное царство Protista , которое включает 7 типов (Международный комитет по простейшим, 1980). Медицинское значение имеют представители трех типов:
Sarcomastigophora , Apicomplexa и Ciliophora . Классификация простейших, которые имеют медицинское значение, приведена ниже.
ТИП SARCOMASTIGOPHORA ,
ПОДТИП SARCODINA (САРКОДОВЫЕ)
Дизентерийная амеба (лат. Entamoeba histolytica ) - возбудитель амебиаза (амебной дизентерии), антропоноза. Впервые она была описана в 1875 г. русским ученым Ф.А. Лешем. Заболевание распространено повсеместно, особенно в странах с тропическим и субтропическим климатом.
Морфологические особенности. Различают 5 форм дизентерийной амебы: мелкая вегетативная форма (просветная или forma minuta ), тканевая форма, крупная вегетативная форма (forma magna ), предциста и циста.
Мелкая вегетативная форма питается бактериями и остатками непереваренной пищи в кишечнике человека. Она обнаруживается у больных в период ремиссии или у носителей; она интенсивно размножается делением надвое, а также образует цисты. Цисты дизентерийной амебы округлой формы, с двойной тонкой оболочкой. Молодая циста имеет одно ядро, которое делится дважды, в результате чего циста становится четырехъядерной.
В ослабленном организме человека (при инфекции, переохлаждении и пр.) мелкая вегетативная форма может переходить в патогенную крупную вегетативную форму, которая выделяет протеолитический фермент, разъедающий стенку кишечника с образованием язв. Питается эритроцитами. Эту форму находят в фекалиях больного в остром периоде заболевания.
Жизненный цикл. При попадании в кишечник человека дизентерийная амеба в большинстве случаев размножается в содержимом толстого кишечника, не внедряясь в ткани и не вызывая нарушений функции кишечника (человек при этом здоров, но служит цистоносителем). Эта форма дизентерийной амебы называется просветной (forma minuta ). Движется она с помощью псевдоподий. Ядро сферическое, хроматин расположен под ядерной оболочкой в виде небольших глыбок; в центре ядра находится небольшая кариосома. В толстом кишечнике просветная форма окружается оболочкой и превращается в шаровидную цисту (размер около 12 мкм) с 4 ядрами, которые не отличаются по строению от ядра вегетативной формы; незрелые цисты содержат 1–2 ядра.
В цитоплазме имеется вакуоль с гликогеном; часть цист содержит специальные образования - хроматоидные тела. С фекалиями цисты выбрасываются во внешнюю среду и служат источником заражения человека. Цисты сохраняют жизнеспособность в воде и влажной почве до месяца и более.
Схема жизненного цикла дизентерийной амёбы.
1, 2- циста в пищеварительном тракте.
3- метацистические амёбы при выходе из цисты.
4- мелкая вегетативная форма (forma minuta)
5 - 10- цисты, которые с фекалиями выделяются во внешнюю среду.
11 - крупная вегетативная форма (forma magna), встречающаяся в кровянисто-слизистых выделениях больного.
12 - патогенная форма (forma magna), тканевая.
13,14- эритрофаг.
В кишечнике человека после метацистной стадии развития (деление на 8 дочерних амеб) цисты дают начало просветным формам.
Развитие амебной дизентерии. Иногда просветная форма дизентерийной амебы внедряется в стенку кишечника и размножается там, образуя язвы (амебная дизентерия). Эта форма дизентерийной амебы называется тканевой. Язвенное поражение толстого кишечника сопровождается выделением крови. В этих условиях просветные формы дизентерийной амебы, а также тканевые формы, попавшие в просвет кишечника из язв, увеличиваются в размере до 30 мкм и приобретают способность фагоцитировать эритроциты. Эта форма дизентерийной амебы называется крупной вегетативной (forma magna ) или эритрофагом.
Попадая во внешнюю среду с фекалиями, forma magna быстро погибает. При затихании острой фазы болезни крупная вегетативная форма уменьшается в размерах и переходит в просветную форму, которая затем инцистируется в кишечнике. Цисты, выделяемые во внешнюю среду, служат источником заражения.
Вегетативная форма дизентерийной амебы во внешней среде погибает в течение 15–20 мин.
Инвазионная стадия для человека - циста.
Пути заражения человека. Источник инфекции - человек, который выделяет цисты в окружающую среду. Человек заражается перорально, проглатывая цисты вместе с загрязненной водой или пищей. Возможно заражение через загрязненные руки или при непосредственном контакте с цистоносителем. В распространении цист участвуют синантропные мухи (механический переносчик).
Просвет толстого кишечника, стенки толстого кишечника. С током крови дизентерийные амебы могут попадать в печень, легкие, головной мозг, кожу, где вызывают абсцессы (амебиаз).
Кишечный амебиаз - наиболее распространенная форма. Тканевые формы амеб поражают стенки кишечника, при этом происходит разрушение слизистой кишечника и образование язв. Это приводит к кишечным кровотечениям, и амебы начинают питаться эритроцитами. Нарушаются функции кишечника, развивается интоксикация и анемия.
Внекишечные формы амебиаза. Самая частая форма - амебный абсцесс печени. Амебный абсцесс головного мозга встречается менее чем в 0,1 % случаев инвазии. Клинические проявления и прогноз зависят от размеров абсцесса и его локализации. Мочеполовой амебиаз развивается в результате непосредственного проникновения амеб из толстой кишки либо при гематогенном заносе.
Диагностика. Диагноз ставится на основании выявления крупных вегетативных форм и цист при микроскопическом исследовании фекальных масс больных или гноя из абсцессов пораженных органов. Следует помнить, что в кишечнике человека обитает непатогенная Entamoeba coli , цисты которой содержат 8 ядер, а в цитоплазме ее вегетативной формы не бывает эритроцитов.
Диагностика амебного абсцесса печени бывает затруднена, поскольку его симптомы зачастую неспецифичны. В этом случае проводят УЗИ и магнитно-резонансную томографию.
Профилактические мероприятия. Выявление и лечение больных и носителей цист. Соблюдение правил личной гигиены, защита пищевых продуктов от загрязнения, уничтожение мух, защита окружающей среды от загрязнения фекалиями, кипячение воды, улучшение санитарно-гигиенических условий и санитарно-просветительская работа среди населения. Поскольку цисты выживают в хлорированной воде, для обеззараживания питьевой воды используют йод. Посещая страны, где заболевание широко распространено, следует употреблять в пищу только очищенные фрукты и овощи и пить воду, расфасованную в бутылки.
Жизненный цикл. Циркуляция в природе свободноживущих форм амеб - вода прудов, озер, плавательных бассейнов, влажная почва, фекалии животных. Резервуарами для амеб является человек и лабораторные животные (мыши и кролики).
Пути заражения человека.
Человек заражается через носоглотку с водой во время купания и воздушно-капельным путем при вдыхании пыли с цистами амеб. Амеба Naegleria fowleri
теплолюбива, и косвенной причиной роста заболеваемости может служить необычно жаркая погода летом, а также общая тенденция глобального потепления.
Строение свободноживущих патогенных амеб.
а - неглерия: 1 - вегетативная стадия, 2 - жгутиковая стадия, 3 - циста;
б - акантамеба: 1 - вегетативная стадия, 2 - циста.
Инвазионные стадии - вегетативная и циста.
Локализация в организме человека. Серое вещество мозга, мозжечок, волокна обонятельного нерва, роговица глаза.
Действие на организм человека. Симптомы заболевания связаны с поражениями центральной нервной системы. Первыми симптомами заболевания могут служить головная боль, изменение вкусовых и обонятельных ощущений, рвота. Затем человек может почувствовать судороги и даже впасть в кому. Смерть, как правило, наступает через 3–7 дней после возникновения первых симптомов.
Акантамеба служит возбудителем кератита - тяжелого воспаления роговицы глаза. Иногда обнаруживается на роговице человека при длительном ношении контактных линз.
20. Ферменты бактерий. Использование ферментативной активности бактерий при их идентификации
Микроорганизмы синтезируют различные ферменты - специфические белковые катализаторы. У бактерий обнаружены ферменты 6 основных классов .
1.Оксидоредуктазы- катализируют окислительно- восстановительные реакции.
2.Трансферазы- осуществляют реакции переноса групп атомов.
3.Гидролазы- осущесвляют гидролитическое расщепление различных соединений.
4.Лиазы- катализируют реакции отщепления от субстрата химической группы негидролитическим путем с образованием двойной связи или присоединения химической группы к двойным связям.
5.Лигазы или синтетазы-обеспечивают соединение двух молекул, сопряженное с расщеплением пирофосфатной связи в молекуле АТФ или аналогичного трифосфата.
6.Изомеразы - определяют пространственное расположение групп элементов.
В соответствии с механизмами генетического контроля у бактерий выделяют три группы ферментов:
- конститутивные , синтез которых происходит постоянно;
- индуцибельные , синтез которых индуцируется наличием субстрата;
- репрессибельные , синтез которых подавляется избытком продукта реакции.
Ферменты бактерий делят на экзо- и эндоферменты . Экзоферменты выделяются во внешнюю среду, осуществляют процессы расщепления высокомолекулярных органических соединений. Способность к образованию экзоферментов во многом определяет инвазивность бактерий- способность проникать через слизистые, соединительнотканные и другие тканевые барьеры.
В бактериологии для дифференциации микроорганизмов по биохимическим свойствам основное значение часто имеют конечные продукты и результаты действия ферментов. В соответствии с этим существует микробиологическая (рабочая) классификация ферментов.
1.Сахаролитические.
2.Протеолитические.
3.Аутолитические.
4.Окислительно- восстановительные.
5.Ферменты патогенности (вирулентности).
Ферментный состав клетки определяется геномом и является достаточно постоянным признаком. Знание биохимических свойств микроорганизмов позволяет идентифицировать их по набору ферментов. Основные продукты ферментирования углеводов и белков- кислота, газ, индол, сероводород, хотя реальный спектр для различных микроорганизмов намного более обширный.Основные ферменты вирулентности- гиалуронидаза, плазмокоагулаза, лецитиназа, нейраминидаза, ДНК-аза. Определение ферментов патогенности имеет значение при идентификации ряда микроорганизмов и выявления их роли в патологии. Ряд ферментов микроорганизмов широко используется в медицине и биологии для получения различных веществ (аутолитические, протеолитические), в генной инженерии (рестриктазы, лигазы).
Тема : Морфология простейших.
Цель: Изучение морфологии патогенных простейших в препаратах из патологического материала.
Модуль 1.
Тема 6: Морфология и структура бактерий, спирохет, актиномицет, грибов и простейших.
Актуальность темы. Простейшие (Protozoa) это эукариотические одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры. Патогенные для человека простейшие принадлежат к разным классам: саркодовые (дизентерийная амеба), жгутиковые (лейшмании, лямблии, трихомонады, трипаносомы), споровики (токсоплазма, малярийные плазмодии), реснитчатые (балантидии).
Простейшие широко распространены в природе. Это связано со способностью простейших к быстрому размножению, их маленькими размерами, а также тем, что в неблагоприятных условиях большинство из них образует цисты, которые способны переносить изменения температуры, влажности и др. Для простейших характерен сложный жизненный цикл, иногда со сменой хозяина, как, например, у возбудителя малярии (комар-человек) или токсоплазмоза (кошка-человек).
Простейшие имеют органы движения (жгутики, реснички, псевдоподии), питания (вакуоли), и также у них возможно питание путем фагоцитоза. Размножаются они несколькими путями: простым и множественным делением, половым путем, образованием цист. Поверхность тела простейших покрыта клеточной мембраной. У большинства из них есть внешняя эластическая оболочка пелликула, выполняющая защитную функцию. Для проникновения в клетку хозяина у простейших имеются специальные приспособления, например у токсоплазм сложный комплекс органелл коноид с фибриллами, трихомонады и лямблии имеют специальные присоски.
Для выявления простейших используется микроскопия нативных и окрашенных препаратов из исследуемого материала с применением иммерсионного, фазово-контрастного или люминесцентного микроскопов. Для изучения ультраструктуры используется электронная микроскопия.
Конкретные цели:
- Ознакомиться с классификацией патогенных простейших.
- Разобрать и изучить схемы жизненных циклов патогенных простейших.
- Научиться трактовать морфологические признаки каждого вида.
- Сделать выводы о морфологических формах простейших.
- Научиться трактовать и анализировать результаты микроскопического исследования патогенных простейших.
Уметь:
- Проводить микроскопию препаратов патогенных простейших, окрашенных по Романовскому-Гимзе.
- Анализировать морфологические признаки патогенных простейших.
Теоретические вопросы:
- Классификация простейших.
- Структура клеток простейших (эукариотов).
- Сравнительная характеристика клеточного строения прокариотов и эукариотов.
- Методы окраски простейших.
- Возможность исследования нативных препаратов для диагностики протозойных инфекций.
- Приоритет отечественных ученых в изучении некоторых протозойных инфекций. Работы В.А. Леша, Е.И. Марциновского, П.Ф. Боровского.
- Микроскопия демонстрационных препаратов патогенных простейших, окрашенных по Романовскому-Гимзе.
- Зарисовка демонстрационных препаратов и схем жизненных циклов патогенных простейших в протокол.
- Оформление протокола.
Литература:
1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология / Учебник для медицинских ВУЗов, СанктПетербург «Специальная литература», 1998.592 с.
2.Тимаков В.Д., Левашев В.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1983, - 512с.
3. Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія з вірусологією та імунологією. Київ: Вища школа, 1992. 431с.
4.Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского. М.:ГЕОТАР-МЕД,2001.-768с.
5. Циганенко А.Я., Павленко Н.В. Мікробіологія, вірусологія та імунологія /Керівництво до практичних занять для студентів медичних та фармацевтичних ВУЗів, Харків, ХДМУ, 1996. 272с.
5. Конспект лекции.
Дополнительная литература:
1. Казанцев А.П. Токсоплазмоз. - М.: Медицина, 1985. - 168 с.
2. Епiдемiологiя. / За ред. Синяк К.М. - К.: Здоров я, 1993. - 460с.
3. Иммунология инфекционного процесса. / Под ред. Покровского В.И., Гордиенко С.П., Литвинова В.И. - М.: Медицина, 1993. - 305 с.
4. Лобан К.М., Полозок Е.С. Малярия. М.: Медицина, 1983. - 224с.
Самостоятельная работа состоит из изучения классификации простейших, разбора схем жизненных циклов простейших, патогенных для человека. Затем студенты изучают демонстрационные препараты и зарисовывают их в протокол занятия.
п/п |
Этапы |
Время в мин |
Способы обучения |
Оснащение |
Место прове дения |
Таблицы, атлас |
Учеб ная комна та |
||||
Самостоятельная работа |
Граф логической структуры |
Иммерсионный микроскоп, препараты патогенных простейших, окрашенны е по Романовскому-Гимзе |
|||
Целевые обучающие задания |
|||||
Тестовый контроль |
Тесты |
||||
Анализ результатов работы |
Целевые обучающие задания к теме «МОРФОЛОГИЯ ПРОСТЕЙШИХ»:
1. У беременной в мазках крови при микроскопии были обнаружены токсоплазмы. Какие из перечисленных ниже морфологических признаков имеет этот возбудитель в мазках, окрашенных по Романовскому-Гимзе?
2. У больного с жалобами на частый жидкий стул и схваткообразными болями в животе в баклаборатории была выделена Entamoeba histolytica
B. Удлиненные клетки с 1 жгутиком, 1 ядром и ундулирующей мембраной.
D. Крупные клетки с 1 ядром, псевдоподиями и поглощенными эритроци-тами.
3. В клинику поступил больной, которому был поставлен предваритель-ный диагноз: малярия, вызванная P.ovale. Какие из перечисленных ниже морфологических признаков имеет этот возбудитель в стадии кольца в мазках, окрашенных по Романовскому-Гимзе?
A. В увеличенных эритроцитахкольцевидные трофозоиты и зерна Шюфф-нера
B. В увеличенных овальных эритроцитахвакуоли, окаймленные голубой ци-топлазмой с рубиновыми крупными ядрами и крупные зерна Джеймса.
E. Клетки в форме полумесяца с 1 рубиновым ядром и голубой цитоплазмой.
4. К врачу обратился мужчина 35 лет с мокнущей язвой на правой ноге. Известно, что пациент 2 недели назад вернулся из Африки. При микроскопическом исследовании мазков из отделяемого язвы, окрашенных по Романовскому-Гимзе, обнаружили внутриклеточно расположенные мелкие клетки овальной формы без жгутиков с серовато-голубой цитоплазмой и красно-фиолетовым ядром. Для какого из перечисленных ниже простейших характерна такая морфологическая форма?
А . Plasmodium malariae
В . Leishmania tropica
С . Toxoplasma gondii
D. Trichomonas vaginalis
E. Giardia lamblia
5. При микроскопическом исследовании свежих испражнений больного с жалобами на жидкий стул, вздутие живота, потерю аппетита были обнаружены клетки грушевидной формы с симметрично расположенными 2 ядрами, 2 базальными тельцами, 2 парабазальными тельцами, 2 нитями аксостиля и 4 парами жгутиков. Для какого из перечисленных ниже простейших характерна такая морфологическая форма?
А . Plasmodium malariae
В . Leishmania tropica
С . Toxoplasma gondii
D. Trichomonas vaginalis
E. Giardia lamblia
6. К врачу-инфекционисту обратился пациент с жалобами на сонливость, утомляемость, истощение, лихорадку. Известно, что он недавно был в командировке в Африке. При микроскопии мазков крови, окрашенных по Романовскому-Гимзе, обнаружены клетки удлиненной формы с 1 центральным ядром, 1 жгутиком, отходящим от задней части клетки, и резко выраженной ундулирующей мембраной. Для какого из перечисленных ниже простейших характерна такая морфологическая форма?
А . Trypanosoma brucei
В . Leishmania tropica
С . Toxoplasma gondii
D. Trichomonas vaginalis
E. Giardia lamblia
7. У больного с жалобами на жидкий стул, вздутие живота, потерю аппетита в баклаборатории была выделена Giardia lamblia . Какая из перечисленных ниже морфологических форм характерна для этого возбудителя в мазках из свежих испражнений?
A. Округлые клетки с 1 ядром и кинетопластом.
B. Удлиненные клетки с 1 жгутиком, 1 ядром и ундулирующей мембраной.
C. Клетки грушевидной формы с 2 ядрами и 4 парами жгутиков.
E. Клетки в форме полумесяца с 1 ядром.
8. У больной с клиникой вагинита в баклаборатории при микроскопии были обнаружены трихомонады. Какие из перечисленных ниже морфологи-ческих признаков имеет этот возбудитель в мазках, окрашенных по Романовскому-Гимзе?
A. Округлые клетки с рубиновым ядром, голубой цитоплазмой, красными 5 жгутиками и аксостилем, и ундулирующей мембраной.
B. Удлиненные клетки с 1 жгутиком, 1 ядром и ундулирующей мембраной.
C. Клетки грушевидной формы с 2 ядрами и 4 парами жгутиков.
D. Крупные клетки с 1 ядром, псевдоподиями и проглоченными эритроци-тами.
E. Клетки в форме полумесяца с 1 ядром.
9. В клинику поступил больной, которому был поставлен предваритель-ный диагноз: малярия, вызванная P.vivax. Какие из перечисленных ниже морфологических признаков имеет этот возбудитель в стадии кольца в мазках, окрашенных по Романовскому-Гимзе?
A. В увеличенных эритроцитах крупные центральные вакуоли, окаймленные голубой цитоплазмой с рубиново красными ядрами, и зерна Шюффнера.
B. В увеличенных овальных эритроцитах кольцевидные крупноядерные тро-фозоит и крупные зерна Джеймса.
C. В эритроцитах по 2-3 мелких трофозоита и единичные крупные розово-фиолетовые пятна Мауэра.
D. В лентовидных эритроцитах по 1 кольцевидному трофозоиту.
E. Клетки в форме полумесяца с 1 рубиновым ядром и голубой цитоплазмой.
10. У больного с жалобами на сонливость, утомляемость, истощение, лихорадку, который недавно был в командировке в Африке, в баклаборатории была выделена Trypanosoma brucei . Какая из перечисленных ниже морфологических форм характерна для этого возбудителя в мазках крови, окрашенных по Романовскому-Гимзе?
A. Округлые клетки с 1 ядром и кинетопластом.
B. Удлиненные клетки с 1 жгутиком, 1 ядром и ундулирующей мембраной.
C. Клетки грушевидной формы с 2 ядрами и 8 жгутиками.
D. Крупные клетки с 1 ядром, псевдоподиями и проглоченными эритроци-тами.
E. Клетки в форме полумесяца с 1 ядром.
- Ознакомление с классификацией простейших.
- Изучение морфологии простейших по схемам, таблицам и демонстра-ционным препаратам.
- Разбор схемы жизненного цикла малярийных плазмодиев.
- Разбор схемы жизненного цикла трипаносом, лейшманий, лямблий, три-хомонад, токсоплазм.
- Микроскопия и анализ демонстрационных препаратов простейших.
- Зарисовка демонстрационных препаратов и схем жизненных циклов простейших.
- Оформление протокола.
Граф логической структуры темы: «МОРФОЛОГИЯ ПРОСТЕЙШИХ»
Тип
Методические указания для студентов к практическому занятию № 7
Тема:
Цель: Изучить морфологию и методы выявления риккетсий, хламидий и микоплазм.
Модуль 1: Морфология и физиология микроорганизмов.
Тема 7: Морфология риккетсий, хламидий и микоплазм.
Актуальность темы. На территории стран СНГ наблюдаются следующие риккетсиозы: сыпной тиф (в том числе болезнь Бриля), крысиный тиф, марсельская лихорадка, клещевой сыпной тиф Северной Азии, везикулёзный риккетсиоз, Ку-лихорадка, лихорадка цуцугамуши, волынская лихорадка. Имеются активно действующие природные очаги везикулёзного риккетсиоза, марсельской лихорадки, лихорадки цуцугамуши и клещевого сыпного тифа Северной Азии.
Эпидемический сыпной тиф это остропротекающая системная инфекция с тяжелой интоксикацией, при быстром эпидемическом распространении дающая до 30% летальных исходов.
Лабораторная диагностика многих риккетсиозов основывается на выделении возбудителя из крови больных. В этой связи необходимо знать морфологию риккетсий и методы их окраски для распознания их под микроскопом.
Название этой группе микроорганизмов дал в 1916г. Роха-Лима, предложивший назвать возбудителя сыпного тифа Rickettsia prowazekii в честь двух учёных: американского Г.Т. Риккетса и чешского С. Прова-чека, которые первыми его обнаружили (Г.Т. Риккетс в 1909г., С. Провачек в 1913г.) при изучении сыпного тифа и, заразившись погибли от него.
Семейство Ricrttsiaceae состоит из трёх триб: Rickettsiaceae , Ehrlichiae , Wolbachieae . Триба Rickettsiaceae делится на 4 рода: Rickettsia , Rochalimaea , Coxiella , Ehrlichia .
Хламидии уникальная группа мелких патогенных грамотрицательных неподвижных бактерий, являющихся возбудителями различных болезней, человека и животных. У людей они вызывают заболевания глаз, мочеполовой и дыхательной систем. Ежегодно трахомой болеют от 400до 500 млн. человек, из них свыше 10 млн. становятся слепыми. Уретритами хламидийной этиологии страдают до 6% мужчин; 10-12% женщин детородного возраста, у 50% которых при родах происходит инфицирование ребёнка и развивается офтальмия и пневмония новорожденных.
Хламидии облигатные внутриклеточные организмы прокариотной системы. Имеют сферическую форму, РНК и ДНК, рибосомы, клеточные стенки по строению сходны со стенками грамотрицательных бактерий, но лишены пептидогликанов; хорошо красятся по Романовскому-Гимзе.
Хламидии размножаются бинарным делением только в цитоплазме эукариотных клеток по уникальному циклу развития.
Жизненный цикл хламидий представлен двумя основными формами, сменяющими друг друга ретикулярные тельца (вегетативная форма) и элементарные тельца (спороподобные формы).
Элементарные тельца (ЭТ) - инфекционная внеклеточная форма. Они обеспечивают передачу заболевания от человека (животного) к человеку. Ретикулярное тельце (РТ) внутриклеточная форма, развивается из ЭТ попавшего в цитоплазму. После образования РТ хламидийная клетка бинарно делится, образуются тельца включения в виде вакуолей в цитоплазме. Тельца включения прилегают к ядру клетки и их можно выявить в иммерсионном микроскопе при окраске, что используется для диагностики хламидиозов.
Для человека патогенны следующие представители рода Chlamydia : C . trachomatis , C . psittaci , C . pneumoniae .
Классификация хламидий:
Семейство Chlamydiaceae
род Chlamydia род Chlamydophila
C.trachomatis C.pneumoniae
C.suis C.pecorum
C.muridarum C.psittaci
C.abortus
C.caviae
C . felis
Бактериологическая диагностика хламидиозов состоит из предвари-тельного микроскопического исследования материала с целью обнаружения хламидий в инфицированных клетках, окрашенных по Романовскому-Гимзе.
Многие виды микоплазм патогенны для человека, и вызывают поражения дыхательных путей, суставов, сердца, мочеполовой и нервной систем.
30-60% уретритов негонококковой этиологии вызваны M . hominis . Существует мнение, что уреаплазменная инфекция может быть причиной как женского так и мужского бесплодия. Кроме того, M . hominis при внутриутробном заражении плода может быть причиной врождённых аномалий развития ребёнка в связи с её способностью воздействовать на хромосомы клетки.
Лабораторная диагностика не играет решающей роли в распознавании микоплазменной пневмонии. Широко используется выделение чистой культуры возбудителя с последующей идентификацией на основании морфологических, культуральных и др. признаков.
Микоплазмы свободноживущие прокариоты, не имеющие истинной клеточной стенки и не способны синтезировать её компоненты. Функции клеточной стенки выполняет трёхслойная цитоплазматическая мембрана. Большинство видов представлены мелкими клетками, характеризующимися выраженным плеоморфизмом, могут образовывать кокковидные, ветвящиеся и более крупные многоядерные формы способные образовывать псевдомицелий. Окрашиваются по Романовскому-Гимзе.
От человека выделяют представителей рода Mycoplasma , Ureaplasma включающих патогенные и сапрофитные виды.
Классификация микоплазм:
Семейство Mycoplasmaceae
род Mycoplasma род Ureaplasma
M.buccale Ureaplasma urealyticum
M.fermentans
M.hominis
M.pneumoniae
M.genitalium
M.orale
M.salivarum
Для человека патогенны M.pneumoniae, M.hominis, Ureaplasma urealyticum.
Конкретные цели:
Уметь:
- Описывать окрашенные микропрепараты приготовленные из мико-плазм.
- Микроскопировать, описывать и трактовать окрашенные микропрепа-раты приготовленные из материала, где содержатся риккетсии, цито-плазматические включения хламидий.
- Анализировать результаты микроскопического исследования материа-ла, где содержатся риккетсии, хламидии, микоплазмы.
Теоретические вопросы:
- Таксономия риккетсий.
- Морфология риккетсий, их классификация по форме.
- Методы окраски риккетсий
- Представители риккетсий, патогенные для человека.
- Таксономия хламидий, их классификация, патогенные представители.
- Биологическая особенность хламидий. Основные стадии жизненного цикла хламидий.
- Морфология хламидий, ретикулярные тельца, элементарные тельца.
- Методы обнаружения цитоплазматических включений хламидий. Практическое использование телец-включений.
- Таксономия микоплазм. Классификация, патогенные представители.
- Ультраструктура и морфология микоплазм.
- Методы окраски микоплазм.
- Представители микоплазм патогенные для человека.
Практическая работа, которая выполняется на занятии:
- Микроскопировать демонстрационный препарат, приготовленный из чистой культуры микоплазм и окрашенный по Романовскому-Гимзе.
- Микроскопировать окрашенные по Здродовскому и Романовскому-Гимзе мазки из материала, содержащего риккетсии.
- Микроскопировать мазок, приготовленный из соскоба уретры и окрашенный по Романовскому-Гимзе, с целью обнаружения включений в цитоплазме клеток эпителия уретры.
- Зарисовать демонстрационные препараты в протокол.
- Зарисовать в протокол жизненного цикла хламидий.
- Оформить протокол.
Литература:
- Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. Санкт-Петербург «Специальная литература», 1998.-579с.
- Воробьёв А.В., Быков А.С., Пашков Е.П., Рыбаков А.М. Микро-биология.- М.: Медицина, 1998.- 336с.
- Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.- М.: ГЕОТАФ-МЕД, 2001.- 768с.
- Конспект лекции.
Краткие методические указания для работы на практических занятиях.
В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов по данной теме.
Самостоятельная работа состоит из изучения морфологии и ультраструктуры риккетсий, хламидий и микоплазм по цветным таблицам.
Студенты просматривают окрашенные демонстрационные препараты в иммерсионном микроскопе, зарисовывают их в протокол, указывая латинское название микроорганизма и метод окраски.
В конце занятия проводится тестовый контроль и анализ самостоя-тельной работы каждого студента.
Технологическая карта проведения практического занятия:
пп |
Этапы |
Время в мин. |
Средства обучения |
Оборудование |
Место проведе ния |
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки к занятию |
Тестовые задания исходного уровня |
Таблицы, атлас, рисунки |
УЧЕБНАЯ КОМНАТА |
||
Самостоятельная работа |
Графы логической структуры |
Иммерсионный микроскоп; микропрепараты из культу-ры микоплазм, окрашен-ных по Романовскому-Гимзе; микропрепарат из материала, содержащего риккетсии, окрашенный по Здродовскому; оксифиль-ные включения элементар-ных телец C . trachomatis в цитоплазме эпителиоцитов уретры. Окраска по Рома-новскому-Гимзе. |
|||
Самопроверка и коррекция усвоенного материала |
Целевые учебные задания |
||||
Тестовый контроль |
Тесты |
||||
Анализ результа-тов работы |
Целевые учебные задания к теме: «МОРФОЛОГИЯ РИККЕТСИЙ, ХЛАМИДИЙ И МИКОПЛАЗМ»
- Из плевральной жидкости больного атипичной пневмонией выделен возбудитель, который отличается полиморфизмом, окрашивается по Романовскому-Гимзе. Какой из перечисленных микроорганизмов, вероятнее всего, вызвал атипичную пневмонию.
А . Mycoplasma pneumoniae B. Mycoplasma artrrhitidis
C. Mycoplasma orale D. C.trachomatis
E . Rickettsia prowazekii
2. В кожно-венерологический диспансер поступил больной с диагнозом «негонококковый уретрит». Какой из перечисленных микроорганизмов является возбудителем данного заболевания.
А . Ureaplasma urealyticum B. Mycoplasma pneumoniae
C. Mycoplasma artrrhitidis D. Mycoplasma orale
E . Mycoplasma fermentans
3. В мазке-соскобе из уретры больного при окраске по Романовскому-Гимзе обнаружены включения в виде шапочки вблизи ядра. Какой из перечисленных возбудителей может вызвать подобные образования в клетках призматического эпителия уретры.
C. Chlamydia psittaci D. Ureaplasma urealyticum
E . Trihomonas vaginalis
4. Через 5 дней после купания в бассейне у купальщика обнаружили забо-левание глаз, выражающееся утолщением конъюнктивы и ярко-красной окраской нижнего свода. В мазке, приготовленном из отделяемого конъю-нктивы глаза, обнаружили включения в пораженных клетках. Какой возбудитель вызвал у купальщика конъюнктивит с включениями.
A. Chlamydia trachomatis B. Chlamydia pneumoniae
C . Стафилококк D . Гонококк Е. Аденовирусы
5. У работников зоопарка, ухаживающих за попугаями, возникла атипич-ная пневмония. Какой возбудитель явился причиной данного заболевания.
A. Chlamydia psittaci B. Mycoplasma pneumoniae
C. Chlamydia trachomatis D. Ureaplasma urealyticum
E . Mycoplasma hominis
6. У водителя дальних рейсов врач заподозрил сыпной тиф и взял кровь для лабораторной диагностики сыпного тифа. Как называется возбудитель сыпного тифа.
A. Treponema pallidum B. Borrelia recurrentis
C. Mycoplasma pneumoniae D. Rickettsia prowazekii
E . Coxiella burnetti
В. Спирохеты
С. Микоплазмы
D . Вибрионы
Е. Спириллы
Алгоритм лабораторной работы:
- Изучить по таблице морфологию и ультраструктуру риккетсий.
- Изучить технику окраски риккетсий по Здродовскому.
- Микроскопировать готовые препараты из материала, содержащего риккетсии и окрашенного по Здродовскому.
- Изучить по таблице и зарисовать цикл развития хламидий.
- Микроскопировать окрашенный по Романовскому-Гимзе мазок-сос-коб из уретры больного с включениями C . trachomatis .
- Изучить по таблице структуру микоплазм.
- Микроскопировать готовый мазок из культуры микоплазм, окра-шенный по Романовскому-Гимзе.
- Проанализировать демонстрационные препараты.
- Зарисовать демонстрационные микропрепараты в протокол. Оформить протокол.
Графологічна структура теми "МОРФОЛОГІЯ РИКЕТСІЙ, ХЛАМІДІЙ ТА МИКОПЛАЗМ”
Методические указания для студентов к практическому занятию № 8
Тема: Морфология вирусов человека и бактериофагов.
Цель: Изучение морфологии вирусов человека и бактериофагов.
Модуль 1. Морфология и физиология микроорганизмов.
Содержательный модуль 2. Морфология и структура прокариотов, парази-тических одноклеточных эукариотов и вирусов.
Тема 8: Морфология и структура бактерий, спирохет, актиномицетов, гри-бов, простейших и вирусов.
При помощи электронного микроскопа установлено, что простые вирионы состоят из нуклеиновой кислоты, плотно упакованной в белковую оболочку капсид, имеющий строго упорядоченную структуру. По морфологической структуре нуклеиновая кислота и капсид представляют собой нуклеокапсид, а по химическим свойствам это нуклеопротеиды. У некоторых вирусов (аденовирусы, пикорнавирусы, паповавирусы) нуклеокапсид состоит из капсомеров, представляющих собой скопление полипептидов. Многие сложно организованные вирионы имеют еще и внешнюю оболочку (суперкапсид), в которой содержатся липиды и углеводы клетки хозяина. Суперкапсид оболочка, окружающая нуклеокапсид, имеется у многих вирусов (миксовирусы, герпесвирусы и др.). В зависимости от порядка расположения капсомеров различают вирусы с тремя типами симметрии: спиральным, кубическим, смешанным.
Морфологию и структуру вирусов изучают при помощи электронного микроскопа. Кроме полноценных вирионов встречаются дефектные вирусы и псевдовирионы. Дефектный вирус это вирус, который функционально неполноценный на некоторых этапах репродукции. Псевдовирионы это вирусы, в капсид, которых заключена нуклеиновая кислота клетки хозяина, а не вирусная нуклеиновая кислота.
Бактериофаги это вирусы микробных клеток, которые вызывают их лизис. Лизис бактериальных клеток впервые обнаружил в 1898 г. русский микробиолог Н.Ф.Гамалея. Вирусы, поражающие микроорганизмы, назвали фагами. Фаги различаются по морфологии, типу нуклеиновой кислоты, по химической структуре и характеру взаимодействия с микробной клеткой. Например, фаги кишечной палочки состоят из головки, воротничка, хвостового отростка, базальной пластинки с короткими шипами и хвостовыми нитями. Головка фага, диаметр которой колеблется в пределах 60-90 нм, имеет шестиугольную форму. Внутри головки содержится нуклеиновая кислота, окруженная белковой оболочкой. Хвостовой отросток фага состоит из полого цилиндрического стержня, окруженного сократительным чехольчиком. Хвостовой отросток достигает 250 нм в длину и 30 нм в ширину. Базальная пластинка имеет шестиугольную форму. От нее отходят шесть шипов и шесть хвостовых нитей (фибрилл). Хвостовой отросток обеспечивает прикрепление фага к микробной клетке.
Существуют фаги и другого строения: с длинным отростком и несокращающимся чехольчиком, с коротким отростком и без отростка. Фаги обладают строгой специфичностью и поражают лишь определенные виды микроорганизмов. Различают моновалентные фаги, лизирующие микробные клетки определенного вида, и поливалентные фаги, способные вызвать лизис группы родственных видов микроорганизмов. На основании специфичности фаги широко используются для идентификации микроорганизмов.
Конкретные цели :
- Ознакомиться с классификацией вирусов и бактериофагов .
- Разобрать и изучить схемы репродукции вирусов и бактериофагов .
- Научиться трактовать морфологические признаки каждого семейства вирусов .
- Сделать выводы о морфологических признаках вирусов .
- Научиться трактовать и анализировать результаты микроскопического исследования ЦПД вирусов .
Уметь:
- Проводить микроскопию препаратов с цитопатическим действием виру-сов с помощью иммерсионного микроскопа.
- Анализировать морфологические признаки вирусов.
Теоретические вопросы:
- Биологические особенности вирусов.
- Морфология и ультраструктура вирусов (с указанием специфических тер-минов).
- Электронный микроскоп. Принцип работы.
- Методы непрямого выявления наличия вирусов в организме.
- Методы выявления вирусов в исследуемом материале с использованием иммерсионной люминесцентной микроскопии.
- Понятие о люминесцентном микроскопе.
Практические задания, которые выполняются на занятии:
- Микроскопия демонстрационных препаратов цитопатического действия вирусов.
- Зарисовка демонстрационных препаратов и схем репродукции вирусов в протокол.
- Оформление протокола.
Литература:
1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология /Учебник для медицинских ВУЗов, СанктПетербург «Специальная литература», 1998. 592 с.
2. Тимаков В.Д., Левашев В.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1983,- 512с.
3. Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія з вірусологією та імуноло-гією. Київ: Вища школа, 1992. 431с.
4. Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского. М.: ГЕОТАР-МЕД, 2001.-768с.
5. Циганенко А.Я., Павленко Н.В. Мікробіологія, вірусологія та імунологія /Керівництво до практичних занять для студентів медичних та фармацевтичних ВУЗів, Харків, ХДМУ, 1996. 272с.
6. Балаклієць Н.І, Циганенко А.Я., Мінухін В.В. Загальна мікробіологія: Навчальний посібник для студентів мед. і фарм. ВУЗів /За редакцією А.Я. Циганенка. Х.: Основа, 2002. 248 с.
7. Конспект лекции.
Д ополнительная литература :
1. Букринская А.Г., Жданов В.М. Молекулярные основы патогенности вирусов.- М.: Медицина, 1991.- 255 с.
2. Посібник з медичної вірусології /Під редакцією Гиріна В.М.- К.: Здоров"я, 1995.- 368 с.
3. Вирусология в 3-х томах /Под редакцией Филдса Б. и др.- М.: Мир, 1989.- 494 с.
Краткие методические указания к работе на практическом занятии.
В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию.
Самостоятельная работа состоит из изучения классификации вирусов , разбора схем репликации вирусов и бактериофагов. Затем студенты изучают демонстрационные препараты и зарисовывают их в протокол занятия.
В конце занятия проводится тестовый контроль и анализ конечных результатов самостоятельной роботы каждого студента.
Технологическая карта проведения практического занятия.
п/п |
Этапы |
Время в мин |
Способы обучения |
Оснащение |
Место прове дения |
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки к занятию |
Тестовые задания исходного уровня |
Таблицы, атлас , учебны й с тенд по вирусологии |
Учеб ная комна та |
||
Самостоятельная работа |
Граф логической структуры |
Иммерсионный микроскоп, демонстрацион ные препараты с ЦПД вирусов |
|||
Самостоятельная проверка и коррекция освоения материала |
Целевые обучающие задания |
||||
Тестовый контроль |
Тесты |
||||
Анализ результатов работы |
Целевые обучающие задания к теме «МОРФОЛОГИЯ ВИРУСОВ ЧЕЛОВЕКА ИБАКТЕРИОФАГОВ»:
1. К РНК-содержащим вирусам относятся:
А. Парамиксовирусы
В. Парвовирусы
С. Герпесвирусы
D . Аденовирусы
Е. Поксвирусы
2. Какую форму имеет вирус бешенства?
А. Сферическую
В. Палочковидную
С. Нитевидную
D . Пулевидную
Е. Ланцетовидную
3. Какие из перечисленных вирусов имеют нуклеокапсид со спиральным типом симметрии?
А. Энтеровирусы, вирусы
гепатита А
В. Вирусы бешенства, гриппа,
паротита
С. Аденовирусы, реовирусы
D. Вирусы гепатита А,
клещевого энцефалита
Е. Энтеровирусы, герпесвирусы
4. Какой тип симметрии присущ бактериофагам?
А. Икосаэдрический
В. Бинарный
С. Трапециевидный
D . Ромбовидный
Е. Нитевидный
5. К оболочечным вирусам относят:
А. Ретровирусы
В. Реовирусы
С. Аденовирусы
D . Пикорнавирусы
Е. Парвовирусы
6. Структурная единица нуклеокапсида это:
А. Пепломер
В. Капсомер
С. Изомер
D . М-белок
Е. Липид
7. Чем обусловлен спиральный тип симметрии капсида вирусов?
А. Винтообразной структурой
нуклеокапсида
В. Образованием изометрически
полого тела
С. Изменением структуры капсида
D . Образованием пепломеров
Е. Синтезом белковой оболочки
8. Как называются вирусы, в капсид которых заключена нуклеиновая кислота клетки-хозяина?
А. Псевдовирионы
В. Бактериофаги
С. Дефектные вирусы
D . Поксвирусы
Е. Аденовирусы
Алгоритм лабораторной работы:
- Ознакомление с классификацией вирусов и бактериофагов.
- Изучение молекулярно-генетической организации и репродукции вирусов и бактериофагов по схемам, таблицам и атласу.
- Микроскопия и анализ демонстрационных препаратов с ЦПД вирусов.
- Зарисовка демонстрационных препаратов и схем репродукции вирусов.
- Оформление протокола.
Г раф логической структуры темы: “МОРФОЛОГИЯ ВИРУСОВ ЧЕЛОВЕКА И БАКТЕРИОФАГОВ”
Модуль 1. Морфология и физиология микроорганизмов.
Тема 6: Морфология и структура бактерий, спирохет, актиномицет, грибов и простейших.
Актуальность темы. Простейшие (Protozoa) – это эукариотические одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры. Патогенные для человека простейшие принадлежат к разным классам: саркодовые (дизентерийная амеба), жгутиковые (лейшмании, лямблии, трихомонады, трипаносомы), споровики (токсоплазма, малярийные плазмодии), реснитчатые (балантидии).
Простейшие широко распространены в природе. Это связано со способностью простейших к быстрому размножению, их маленькими размерами, а также тем, что в неблагоприятных условиях большинство из них образует цисты, которые способны переносить изменения температуры, влажности и др. Для простейших характерен сложный жизненный цикл, иногда со сменой хозяина, как, например, у возбудителя малярии (комар-человек) или токсоплазмоза (кошка-человек).
Простейшие имеют органы движения (жгутики, реснички, псевдоподии), питания (вакуоли), и также у них возможно питание путем фагоцитоза. Размножаются они несколькими путями: простым и множественным делением, половым путем, образованием цист. Поверхность тела простейших покрыта клеточной мембраной. У большинства из них есть внешняя эластическая оболочка – пелликула, выполняющая защитную функцию. Для проникновения в клетку хозяина у простейших имеются специальные приспособления, например у токсоплазм – сложный комплекс органелл – коноид с фибриллами, трихомонады и лямблии имеют специальные присоски.
Для выявления простейших используется микроскопия нативных и окрашенных препаратов из исследуемого материала с применением иммерсионного, фазово-контрастного или люминесцентного микроскопов. Для изучения ультраструктуры используется электронная микроскопия.
Конкретные цели:
1. Ознакомиться с классификацией патогенных простейших.
2. Разобрать и изучить схемы жизненных циклов патогенных простейших.
3. Научиться трактовать морфологические признаки каждого вида.
4. Сделать выводы о морфологических формах простейших.
5. Научиться трактовать и анализировать результаты микроскопического исследования патогенных простейших.
Уметь:
§ Проводить микроскопию препаратов патогенных простейших, окрашенных по Романовскому-Гимзе.
§ Анализировать морфологические признаки патогенных простейших.
Теоретические вопросы:
1. Классификация простейших.
2. Структура клеток простейших (эукариотов).
3. Сравнительная характеристика клеточного строения прокариотов и эукариотов.
4. Методы окраски простейших.
5. Возможность исследования нативных препаратов для диагностики протозойных инфекций.
6. Приоритет отечественных ученых в изучении некоторых протозойных инфекций. Работы В.А. Леша, Е.И. Марциновского, П.Ф. Боровского.
Практические задания, которые выполняются на занятии:
1. Микроскопия демонстрационных препаратов патогенных простейших, окрашенных по Романовскому-Гимзе.
2. Зарисовка демонстрационных препаратов и схем жизненных циклов патогенных простейших в протокол.
3. Оформление протокола.
Литература:
1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология / Учебник для медицинских ВУЗов, Санкт–Петербург «Специальная литература», 1998.–592 с.
2.Тимаков В.Д., Левашев В.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1983, - 512с.
3. Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія з вірусологією та імунологією. – Київ: Вища школа, 1992. – 431с.
4.Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского. – М.:ГЕОТАР-МЕД,2001.-768с.
5. Циганенко А.Я., Павленко Н.В. Мікробіологія, вірусологія та імунологія /Керівництво до практичних занять для студентів медичних та фармацевтичних ВУЗів, Харків, ХДМУ, 1996. – 272с.
5. Конспект лекции.
Дополнительная литература:
1. Казанцев А.П. Токсоплазмоз. - М.: Медицина, 1985. - 168 с.
2. Епiдемiологiя. / За ред. Синяк К.М. - К.: Здоров’я, 1993. - 460с.
3. Иммунология инфекционного процесса. / Под ред. Покровского В.И., Гордиенко С.П., Литвинова В.И. - М.: Медицина, 1993. - 305 с.
4. Лобан К.М., Полозок Е.С. Малярия. – М.: Медицина, 1983. - 224с.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Методические указания для студентов к практическому занятию № 6. Морфология простейших
Тема морфология простейших цель изучение морфологии патогенных простейших в препаратах из патологического.. краткие методические указания к работе на практическом занятии.. в начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Грибы - это одноклеточные или многоклеточные эукариоты без хлорофилла, но близкие к растениям. Патогенные для человека грибы имеют следующие морфологические формы:
1 - гифы (нити), которые при сплетении образуют мицелий (тело гриба).
Различают:
а) истинный (у плесеней) - трубка, разделённая или неразделённая перегородками (септами),
покрытая общей оболочкой;
б) ложный (псевдомицелиий у грибов рода Кандида - Candida) вытянутые, нитевидные клетки, каждая из которых имеет свою оболочку.
2 - круглые и овальные почкующие клетки (у дрожжей и грибов рода Кандида). Размеры вегетативных форм - xl - х100 мкм. Структура их сложная: многослойная клеточная стенка, цитомембрана, дифференцированное ядро, полисомы, митохондрии, включения, пигменты.
3 - споры (по назначению и свойствам они отличаются от спор бактерий: у грибов это форма размножения и распространения; споры гриба менее устойчивы к высокой температуре).
Различают:
а) эндоспоры, покрытые оболочкой. Например, аски у дрожжей, образующиеся в результате полового размножения;
б) экзоспоры; контактируют с воздухом. Например, микроконидии у гриба (Penicillium).
Способы размножения грибов:
1 - поперечное деление;
2 - фрагментация;
3 - почкование;
4 - спорообразование;
5 - половой способ.
По типу дыхания грибы - аэробы и факультативные анаэробы, по типу питания - гетеротрофы. Для выращивания грибов применяют среду Сабуро (дрожжевой экстракт + глюкоза + пептон + агар-агар) рН=6,8
Сроки роста - от 2-3 дней до месяца. Характер колоний различен: беловато-желтые, напоминающие капли сметаны, пушистые, морщинистые, гипсовидно-мучнистые, кожистые, с различными бороздками, пигментами. По отношению к питательной среде различают 3 вида мицелия: воздушный (репродуцирующий), на концах которого располагаются споры, и субстратный, врастающий в питательную среду и мицелий распространения.
Среди патогенных грибов известны диморфные грибы. Это грибы разной морфологии в зависимости от локализации: в организме человека это обычно дрожжевая форма, а на среде Сабуро - мицелиальная. К ним относятся возбудители особо опасных микозов: гистоплазмоза, кокцидиоидного микоза и других заболеваний.
Токсинообразование: большинство грибов образуют эндотоксин, некоторые - экзотоксин. Грибы по строению мицелия подразделяют на две группы.
1. Низшие грибы (мицелий несептированный). Для медициныи фармации важны 2 класса:
Зигомицеты (вызывают болезни лекарственных растений);
Оомицеты (например, мукоровая плесень - вызывает мукоз у людей и животных).
2. Высшие грибы (мицелий септированный). Например грибы рода (Penicillium).
По характеру размножения грибы подразделяют на две группы:
Совершенные грибы (характерен половой способ размножения);
а) - аскомицеты
б) - зигомицеты
Несовершенные грибы - дейтеромицегы (половой способ невыявлен):
а) грибы рода Кандида, вызывающие заболевания у человека
Значение грибов:
1. Патогенные грибы вызывают у человека микозы.
2. Грибы широко используются в промышленной микробиологиикак продуценты антибиотиков (Penicillium), белков, полисахаридов, витаминов, ферментов; в пищевой промышленности (хлебопечение, сыроварение, изготовление кисломолочных продуктов)
3. Грибы используют в биотехнологии и генной инженерии как объекты с помощью которых получают необходимые вещества, препараты и др.
Методы изучения морфологии грибов:
1 .В неокрашенном состоянии, в "раздавленной капле" ее щёлочью.
Щелочь растворяет жир и ороговевшие клетки, после чего можно рассмотреть структуру и элементы грибов в пораженных тканях.
2. В окрашенном состоянии в чистой культуре (красят чаще простым способом).
3. В окрашенных и неокрашенных гистологических срезах.
4. В люминесцентном микроскопе после обработки флюорохромами, используя вторичную люминесценцию.
Актиномицеты - это прокариоты, относящиеся к бактериям и составляющие самостоятельную группу микроорганизмов. Основные свойства (форма, строение, размножение, культивирование, чувствительность к антибиотикам) сближает их с бактериями. Но есть свойства (мицелий, размножение при помощи спор, характер заболевания - актиномикоза), сближающие с грибами. Значение для человека:
1. Многие актиномицеты являются продуцентами антибиотиков.
2. Патогенные актиномицеты вызывают у человека актиномикоз. Заразиться можно от животных и при жевании травинок, колосков (актиномицеты являются свободно живущими микробами) Возможен эндогенный путь инфицирования тканей (возбудитель живет в десневых карманах здоровых людей). Чаще развивается актиномикоз шейно-челюстной области, что приводит к образованию воспалительных уплотнений со свищами, из которых выделяется жидкий гной с зернышками - друзами (это скопление актиномицетов, окруженные колбовидными вздутиями клеток паразита). Обнаружение друз - диагностический признак актиномикоза.
Сиирохеты - это прокариоты, относящиеся к бактериям. Спирохеты имеют следующие особенности:
1. Форма - извитая, как у спирилл.
2. Строение: имеется податливая клеточная стенка, цитомембрана, нуклеоид, миофибриллы.
3. Размножение - поперечным делением.
4. Имеют черты, сближающие их с простейшими:
а) передвижение происходит при помощи миофибрилл, что обеспечивает их движение - поступательное, сгибательное, вращательное, маятникообразное
б) окрашивание по Романовскому-Гимзе;
в) заболевание по характеру течения напоминает протозойные (вызванные простейшими);
г) сходные механизмы заражения (в том числе наличие переносчиков - членистоногих);
д) чувствительны к антибиотикам и к препаратам, применяемым для лечения протозойных заболеваний.
Спирохеты Гр-. По типу питания - гетеротрофы. По типу дыхания боррелии и трепонемы - анаэробы, а лептоспиры - аэробы. Патогенные спирохеты относятся к 3 родам:
1. Род Боррелия (имеют 3-5 неравномерных завитков):
а) возбудитель эпидемического вшивого возвратного тифа (B.recurrentis);
б) возбудители клещевых возвратных тифов - (B.caucasica). Культивируется плохо (на культурах тканей, на средах с сывороткой и кусочками тканей)
2. Род Трепонема (имеют 8-12 равномерных завитков, в виде пружины):
а) возбудитель сифилиса - (бледная трепонема), T.pallidum. Культивируется в яичке кролика.
3. Род Лептоспира (имеют множество мелких завитков; концы загнуты и имеют утолщения).
Патогенные лептоспиры относятся к виду L.interrogans. Культивируются на среде Уленгута (водопроводная вода + 30% кроличьей сыворотки).
Морфологию спирохет обычно изучают в неокрашенном состоянии, наблюдая подвижность в ультрамикроскопе или в окрашенном состоянии (чаще по Романовскому-Гимзе).
Простейшие - это эукариоты, близкие к животным клеткам. Размеры от 4 до 200 мкм. Форма - округлая, овальная, полулунная, грушевидная и т.д. У некоторых простейших тело покрыто относительно тонкой мембраной (амёба), у других - более плотной эластичной оболочкой - пелликулой (балантидии), у жгутиковых - перипластом (пелликула + слой продольных фибрилл). В цитоплазме располагаются 1, иногда 2 ядра (микро- и макронуклеусы балантидии), полисомы, митохондрии, включения, вакуоли и др. У некоторых в цитоплазме лежит скелетная органелла - аксостиль. Отдельные простейшие имеют специальные органеллы: прикрепления (присоска у лямблий), проникновения (у токсоплазм), пищеварения (у балантидии).
Движение простейших осуществляется с помощью:
Псевдоподии (амеба);
Жгутиков (лямблии)
Ресничек (балантидии);
Механизм питания:
1. Всей поверхностью тела по типу фагоцитоза и пиноцитоза (амеба).
2. Посредством специальных органелл пищеварения (балантидии). Простейшие чувствительны к дезинфицирующим растворам (цисты более устойчивы). Для многих простейших характерна стадийность развития, переход от одного хозяина к другому, причем в организме определенных хозяев проходит половой цикл развития. Размножение осуществляется:
Простым делением (амеба);
Множественным делением (шизогония у плазмодия);
Половым способом (конъюгация или копуляция).
Классификация простейших:
1. Класс корненожек (возбудитель амебиаза др.).
2. Класс жгутиковых (возбудители трихомоноза, лямблиоза, лейшманиоза, сонной болезни и др.).
3. Класс споровиков (возбудители малярии, токсоплазмоза, криптоспоридиоза и др.).
4. Класс ресничные (возбудитель балантадиаза и др.). Морфологию простейших изучают:
В неокрашенном состоянии (в препарате «раздавленная капля» из свежего материала на подогреваемом столике микроскопа).
В окрашенных препаратах (по Романовскому-Гимзе и др.).
ИНФЕКЦИЯ
Инфекция (инфекционный процесс) - это закономерно развивающийся процесс взаимодействия микроба и восприимчивого макроорганизма, сопровождающийся физиологическими и патологическими реакциями, нарушением гомеостаза и функций организма.
Инфекционная болезнь - крайняя (по выраженности) форма инфекции.
Похожая информация.