Классификация простейших еще окончательно не упорядочена. До недавнего времени всех простейших объединяли в один тип Protozoa , который подразделяли на 4 класса по способам перемещения.

♣ Саркодовые (Sarcodina ): эти простейшие способны к передвижению с помощью псевдоподий (ложноножек), форма тела непостоянная.

♣ Жгутиковые (Mastigophora ): форма тела постоянная, органами передвижения являются жгутики (один или несколько).

♣ Инфузории (Infusoria ): клетки инфузорий покрыты большим количеством ресничек, с помощью которых они передвигаются.

Однако на основании данных электронной микроскопии, изучения происхождения, жизненных циклов, биохимических, физиологических и генетических особенностей было установлено, что простейшие не имеют общего плана строения, а различия между их классами настолько велики, что соответствуют различиям на уровне типа.

В настоящее время все простейшие (Protozoa ) выделены в отдельное царство Protista , которое включает 7 типов (Международный комитет по простейшим, 1980). Медицинское значение имеют представители трех типов:

Sarcomastigophora , Apicomplexa и Ciliophora . Классификация простейших, которые имеют медицинское значение, приведена ниже.

ТИП SARCOMASTIGOPHORA ,

ПОДТИП SARCODINA (САРКОДОВЫЕ)

Дизентерийная амеба (лат. Entamoeba histolytica ) - возбудитель амебиаза (амебной дизентерии), антропоноза. Впервые она была описана в 1875 г. русским ученым Ф.А. Лешем. Заболевание распространено повсеместно, особенно в странах с тропическим и субтропическим климатом.

Морфологические особенности. Различают 5 форм дизентерийной амебы: мелкая вегетативная форма (просветная или forma minuta ), тканевая форма, крупная вегетативная форма (forma magna ), предциста и циста.

Мелкая вегетативная форма питается бактериями и остатками непереваренной пищи в кишечнике человека. Она обнаруживается у больных в период ремиссии или у носителей; она интенсивно размножается делением надвое, а также образует цисты. Цисты дизентерийной амебы округлой формы, с двойной тонкой оболочкой. Молодая циста имеет одно ядро, которое делится дважды, в результате чего циста становится четырехъядерной.

В ослабленном организме человека (при инфекции, переохлаждении и пр.) мелкая вегетативная форма может переходить в патогенную крупную вегетативную форму, которая выделяет протеолитический фермент, разъедающий стенку кишечника с образованием язв. Питается эритроцитами. Эту форму находят в фекалиях больного в остром периоде заболевания.

Жизненный цикл. При попадании в кишечник человека дизентерийная амеба в большинстве случаев размножается в содержимом толстого кишечника, не внедряясь в ткани и не вызывая нарушений функции кишечника (человек при этом здоров, но служит цистоносителем). Эта форма дизентерийной амебы называется просветной (forma minuta ). Движется она с помощью псевдоподий. Ядро сферическое, хроматин расположен под ядерной оболочкой в виде небольших глыбок; в центре ядра находится небольшая кариосома. В толстом кишечнике просветная форма окружается оболочкой и превращается в шаровидную цисту (размер около 12 мкм) с 4 ядрами, которые не отличаются по строению от ядра вегетативной формы; незрелые цисты содержат 1–2 ядра.

В цитоплазме имеется вакуоль с гликогеном; часть цист содержит специальные образования - хроматоидные тела. С фекалиями цисты выбрасываются во внешнюю среду и служат источником заражения человека. Цисты сохраняют жизнеспособность в воде и влажной почве до месяца и более.

Схема жизненного цикла дизентерийной амёбы.

1, 2- циста в пищеварительном тракте.

3- метацистические амёбы при выходе из цисты.

4- мелкая вегетативная форма (forma minuta)

5 - 10- цисты, которые с фекалиями выделяются во внешнюю среду.

11 - крупная вегетативная форма (forma magna), встречающаяся в кровянисто-слизистых выделениях больного.

12 - патогенная форма (forma magna), тканевая.

13,14- эритрофаг.

В кишечнике человека после метацистной стадии развития (деление на 8 дочерних амеб) цисты дают начало просветным формам.

Развитие амебной дизентерии. Иногда просветная форма дизентерийной амебы внедряется в стенку кишечника и размножается там, образуя язвы (амебная дизентерия). Эта форма дизентерийной амебы называется тканевой. Язвенное поражение толстого кишечника сопровождается выделением крови. В этих условиях просветные формы дизентерийной амебы, а также тканевые формы, попавшие в просвет кишечника из язв, увеличиваются в размере до 30 мкм и приобретают способность фагоцитировать эритроциты. Эта форма дизентерийной амебы называется крупной вегетативной (forma magna ) или эритрофагом.

Попадая во внешнюю среду с фекалиями, forma magna быстро погибает. При затихании острой фазы болезни крупная вегетативная форма уменьшается в размерах и переходит в просветную форму, которая затем инцистируется в кишечнике. Цисты, выделяемые во внешнюю среду, служат источником заражения.

Вегетативная форма дизентерийной амебы во внешней среде погибает в течение 15–20 мин.



Инвазионная стадия для человека - циста.

Пути заражения человека. Источник инфекции - человек, который выделяет цисты в окружающую среду. Человек заражается перорально, проглатывая цисты вместе с загрязненной водой или пищей. Возможно заражение через загрязненные руки или при непосредственном контакте с цистоносителем. В распространении цист участвуют синантропные мухи (механический переносчик).

Просвет толстого кишечника, стенки толстого кишечника. С током крови дизентерийные амебы могут попадать в печень, легкие, головной мозг, кожу, где вызывают абсцессы (амебиаз).

Кишечный амебиаз - наиболее распространенная форма. Тканевые формы амеб поражают стенки кишечника, при этом происходит разрушение слизистой кишечника и образование язв. Это приводит к кишечным кровотечениям, и амебы начинают питаться эритроцитами. Нарушаются функции кишечника, развивается интоксикация и анемия.

Внекишечные формы амебиаза. Самая частая форма - амебный абсцесс печени. Амебный абсцесс головного мозга встречается менее чем в 0,1 % случаев инвазии. Клинические проявления и прогноз зависят от размеров абсцесса и его локализации. Мочеполовой амебиаз развивается в результате непосредственного проникновения амеб из толстой кишки либо при гематогенном заносе.

Диагностика. Диагноз ставится на основании выявления крупных вегетативных форм и цист при микроскопическом исследовании фекальных масс больных или гноя из абсцессов пораженных органов. Следует помнить, что в кишечнике человека обитает непатогенная Entamoeba coli , цисты которой содержат 8 ядер, а в цитоплазме ее вегетативной формы не бывает эритроцитов.

Диагностика амебного абсцесса печени бывает затруднена, поскольку его симптомы зачастую неспецифичны. В этом случае проводят УЗИ и магнитно-резонансную томографию.

Профилактические мероприятия. Выявление и лечение больных и носителей цист. Соблюдение правил личной гигиены, защита пищевых продуктов от загрязнения, уничтожение мух, защита окружающей среды от загрязнения фекалиями, кипячение воды, улучшение санитарно-гигиенических условий и санитарно-просветительская работа среди населения. Поскольку цисты выживают в хлорированной воде, для обеззараживания питьевой воды используют йод. Посещая страны, где заболевание широко распространено, следует употреблять в пищу только очищенные фрукты и овощи и пить воду, расфасованную в бутылки.

Жизненный цикл. Циркуляция в природе свободноживущих форм амеб - вода прудов, озер, плавательных бассейнов, влажная почва, фекалии животных. Резервуарами для амеб является человек и лабораторные животные (мыши и кролики).

Пути заражения человека. Человек заражается через носоглотку с водой во время купания и воздушно-капельным путем при вдыхании пыли с цистами амеб. Амеба Naegleria fowleri теплолюбива, и косвенной причиной роста заболеваемости может служить необычно жаркая погода летом, а также общая тенденция глобального потепления.

Строение свободноживущих патогенных амеб.

а - неглерия: 1 - вегетативная стадия, 2 - жгутиковая стадия, 3 - циста;

б - акантамеба: 1 - вегетативная стадия, 2 - циста.

Инвазионные стадии - вегетативная и циста.

Локализация в организме человека. Серое вещество мозга, мозжечок, волокна обонятельного нерва, роговица глаза.

Действие на организм человека. Симптомы заболевания связаны с поражениями центральной нервной системы. Первыми симптомами заболевания могут служить головная боль, изменение вкусовых и обонятельных ощущений, рвота. Затем человек может почувствовать судороги и даже впасть в кому. Смерть, как правило, наступает через 3–7 дней после возникновения первых симптомов.

Акантамеба служит возбудителем кератита - тяжелого воспаления роговицы глаза. Иногда обнаруживается на роговице человека при длительном ношении контактных линз.

  • Атеросклеротическое поражение артерий Определение понятия. Этиология и патогенез. Патоморфология.
  • Болезнь Вильсона-Коновалова. Тип наследования, патоморфология, диагностические критерии. Лабораторные и инструментальные методы исследования. Лечение.
  • Бронхолегочная дисплазия у детей. Этиология, патогенез и патоморфология
  • Вирусы и вирусные инфекции. Морфология и физиология вирусов. Методы лабораторной диагностики
  • 20. Ферменты бактерий. Использование ферментативной активности бак­терий при их идентификации

    Микроорганизмы синтезируют различные ферменты - специфические белковые катализаторы. У бактерий обнаружены ферменты 6 основных классов .

    1.Оксидоредуктазы- катализируют окислительно- восстановительные реакции.

    2.Трансферазы- осуществляют реакции переноса групп атомов.

    3.Гидролазы- осущесвляют гидролитическое расщепление различных соединений.

    4.Лиазы- катализируют реакции отщепления от субстрата химической группы негидролитическим путем с образованием двойной связи или присоединения химической группы к двойным связям.

    5.Лигазы или синтетазы-обеспечивают соединение двух молекул, сопряженное с расщеплением пирофосфатной связи в молекуле АТФ или аналогичного трифосфата.

    6.Изомеразы - определяют пространственное расположение групп элементов.

    В соответствии с механизмами генетического контроля у бактерий выделяют три группы ферментов:

    - конститутивные , синтез которых происходит постоянно;

    - индуцибельные , синтез которых индуцируется наличием субстрата;

    - репрессибельные , синтез которых подавляется избытком продукта реакции.

    Ферменты бактерий делят на экзо- и эндоферменты . Экзоферменты выделяются во внешнюю среду, осуществляют процессы расщепления высокомолекулярных органических соединений. Способность к образованию экзоферментов во многом определяет инвазивность бактерий- способность проникать через слизистые, соединительнотканные и другие тканевые барьеры.

    В бактериологии для дифференциации микроорганизмов по биохимическим свойствам основное значение часто имеют конечные продукты и результаты действия ферментов. В соответствии с этим существует микробиологическая (рабочая) классификация ферментов.

    1.Сахаролитические.

    2.Протеолитические.

    3.Аутолитические.

    4.Окислительно- восстановительные.

    5.Ферменты патогенности (вирулентности).

    Ферментный состав клетки определяется геномом и является достаточно постоянным признаком. Знание биохимических свойств микроорганизмов позволяет идентифицировать их по набору ферментов. Основные продукты ферментирования углеводов и белков- кислота, газ, индол, сероводород, хотя реальный спектр для различных микроорганизмов намного более обширный.Основные ферменты вирулентности- гиалуронидаза, плазмокоагулаза, лецитиназа, нейраминидаза, ДНК-аза. Определение ферментов патогенности имеет значение при идентификации ряда микроорганизмов и выявления их роли в патологии. Ряд ферментов микроорганизмов широко используется в медицине и биологии для получения различных веществ (аутолитические, протеолитические), в генной инженерии (рестриктазы, лигазы).

    Тема : Морфология простейших.

    Цель: Изучение морфологии патогенных простейших в препаратах из патологического материала.

    Модуль 1.

    Тема 6: Морфология и структура бактерий, спирохет, актиномицет, грибов и простейших.

    Актуальность темы. Простейшие (Protozoa) – это эукариотические одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры. Патогенные для человека простейшие принадлежат к разным классам: саркодовые (дизентерийная амеба), жгутиковые (лейшмании, лямблии, трихомонады, трипаносомы), споровики (токсоплазма, малярийные плазмодии), реснитчатые (балантидии).

    Простейшие широко распространены в природе. Это связано со способностью простейших к быстрому размножению, их маленькими размерами, а также тем, что в неблагоприятных условиях большинство из них образует цисты, которые способны переносить изменения температуры, влажности и др. Для простейших характерен сложный жизненный цикл, иногда со сменой хозяина, как, например, у возбудителя малярии (комар-человек) или токсоплазмоза (кошка-человек).

    Простейшие имеют органы движения (жгутики, реснички, псевдоподии), питания (вакуоли), и также у них возможно питание путем фагоцитоза. Размножаются они несколькими путями: простым и множественным делением, половым путем, образованием цист. Поверхность тела простейших покрыта клеточной мембраной. У большинства из них есть внешняя эластическая оболочка – пелликула, выполняющая защитную функцию. Для проникновения в клетку хозяина у простейших имеются специальные приспособления, например у токсоплазм – сложный комплекс органелл – коноид с фибриллами, трихомонады и лямблии имеют специальные присоски.

    Для выявления простейших используется микроскопия нативных и окрашенных препаратов из исследуемого материала с применением иммерсионного, фазово-контрастного или люминесцентного микроскопов. Для изучения ультраструктуры используется электронная микроскопия.

    Конкретные цели:

    1. Ознакомиться с классификацией патогенных простейших.
    2. Разобрать и изучить схемы жизненных циклов патогенных простейших.
    3. Научиться трактовать морфологические признаки каждого вида.
    4. Сделать выводы о морфологических формах простейших.
    5. Научиться трактовать и анализировать результаты микроскопического исследования патогенных простейших.

    Уметь:

    • Проводить микроскопию препаратов патогенных простейших, окрашенных по Романовскому-Гимзе.
    • Анализировать морфологические признаки патогенных простейших.

    Теоретические вопросы:

    1. Классификация простейших.
    2. Структура клеток простейших (эукариотов).
    3. Сравнительная характеристика клеточного строения прокариотов и эукариотов.
    4. Методы окраски простейших.
    5. Возможность исследования нативных препаратов для диагностики протозойных инфекций.
    6. Приоритет отечественных ученых в изучении некоторых протозойных инфекций. Работы В.А. Леша, Е.И. Марциновского, П.Ф. Боровского.
    1. Микроскопия демонстрационных препаратов патогенных простейших, окрашенных по Романовскому-Гимзе.
    2. Зарисовка демонстрационных препаратов и схем жизненных циклов патогенных простейших в протокол.
    3. Оформление протокола.

    Литература:

    1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология / Учебник для медицинских ВУЗов, Санкт–Петербург «Специальная литература», 1998.–592 с.

    2.Тимаков В.Д., Левашев В.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1983, - 512с.

    3. Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія з вірусологією та імунологією. – Київ: Вища школа, 1992. – 431с.

    4.Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского. – М.:ГЕОТАР-МЕД,2001.-768с.

    5. Циганенко А.Я., Павленко Н.В. Мікробіологія, вірусологія та імунологія /Керівництво до практичних занять для студентів медичних та фармацевтичних ВУЗів, Харків, ХДМУ, 1996. – 272с.

    5. Конспект лекции.

    Дополнительная литература:

    1. Казанцев А.П. Токсоплазмоз. - М.: Медицина, 1985. - 168 с.

    2. Епiдемiологiя. / За ред. Синяк К.М. - К.: Здоров ’ я, 1993. - 460с.

    3. Иммунология инфекционного процесса. / Под ред. Покровского В.И., Гордиенко С.П., Литвинова В.И. - М.: Медицина, 1993. - 305 с.

    4. Лобан К.М., Полозок Е.С. Малярия. – М.: Медицина, 1983. - 224с.

    Самостоятельная работа состоит из изучения классификации простейших, разбора схем жизненных циклов простейших, патогенных для человека. Затем студенты изучают демонстрационные препараты и зарисовывают их в протокол занятия.

    п/п

    Этапы

    Время в мин

    Способы обучения

    Оснащение

    Место прове дения

    Таблицы, атлас

    Учеб ная комна та

    Самостоятельная работа

    Граф логической структуры

    Иммерсионный микроскоп, препараты патогенных простейших, окрашенны е по Романовскому-Гимзе

    Целевые обучающие задания

    Тестовый контроль

    Тесты

    Анализ результатов работы


    Целевые обучающие задания к теме «МОРФОЛОГИЯ ПРОСТЕЙШИХ»:

    1. У беременной в мазках крови при микроскопии были обнаружены токсоплазмы. Какие из перечисленных ниже морфологических признаков имеет этот возбудитель в мазках, окрашенных по Романовскому-Гимзе?

    2. У больного с жалобами на частый жидкий стул и схваткообразными болями в животе в баклаборатории была выделена Entamoeba histolytica

    B. Удлиненные клетки с 1 жгутиком, 1 ядром и ундулирующей мембраной.

    D. Крупные клетки с 1 ядром, псевдоподиями и поглощенными эритроци-тами.

    3. В клинику поступил больной, которому был поставлен предваритель-ный диагноз: малярия, вызванная P.ovale. Какие из перечисленных ниже морфологических признаков имеет этот возбудитель в стадии кольца в мазках, окрашенных по Романовскому-Гимзе?

    A. В увеличенных эритроцитах–кольцевидные трофозоиты и зерна Шюфф-нера

    B. В увеличенных овальных эритроцитах–вакуоли, окаймленные голубой ци-топлазмой с рубиновыми крупными ядрами и крупные зерна Джеймса.

    E. Клетки в форме полумесяца с 1 рубиновым ядром и голубой цитоплазмой.

    4. К врачу обратился мужчина 35 лет с мокнущей язвой на правой ноге. Известно, что пациент 2 недели назад вернулся из Африки. При микроскопическом исследовании мазков из отделяемого язвы, окрашенных по Романовскому-Гимзе, обнаружили внутриклеточно расположенные мелкие клетки овальной формы без жгутиков с серовато-голубой цитоплазмой и красно-фиолетовым ядром. Для какого из перечисленных ниже простейших характерна такая морфологическая форма?

    А . Plasmodium malariae

    В . Leishmania tropica

    С . Toxoplasma gondii

    D. Trichomonas vaginalis

    E. Giardia lamblia

    5. При микроскопическом исследовании свежих испражнений больного с жалобами на жидкий стул, вздутие живота, потерю аппетита были обнаружены клетки грушевидной формы с симметрично расположенными 2 ядрами, 2 базальными тельцами, 2 парабазальными тельцами, 2 нитями аксостиля и 4 парами жгутиков. Для какого из перечисленных ниже простейших характерна такая морфологическая форма?

    А . Plasmodium malariae

    В . Leishmania tropica

    С . Toxoplasma gondii

    D. Trichomonas vaginalis

    E. Giardia lamblia

    6. К врачу-инфекционисту обратился пациент с жалобами на сонливость, утомляемость, истощение, лихорадку. Известно, что он недавно был в командировке в Африке. При микроскопии мазков крови, окрашенных по Романовскому-Гимзе, обнаружены клетки удлиненной формы с 1 центральным ядром, 1 жгутиком, отходящим от задней части клетки, и резко выраженной ундулирующей мембраной. Для какого из перечисленных ниже простейших характерна такая морфологическая форма?

    А . Trypanosoma brucei

    В . Leishmania tropica

    С . Toxoplasma gondii

    D. Trichomonas vaginalis

    E. Giardia lamblia

    7. У больного с жалобами на жидкий стул, вздутие живота, потерю аппетита в баклаборатории была выделена Giardia lamblia . Какая из перечисленных ниже морфологических форм характерна для этого возбудителя в мазках из свежих испражнений?

    A. Округлые клетки с 1 ядром и кинетопластом.

    B. Удлиненные клетки с 1 жгутиком, 1 ядром и ундулирующей мембраной.

    C. Клетки грушевидной формы с 2 ядрами и 4 парами жгутиков.

    E. Клетки в форме полумесяца с 1 ядром.

    8. У больной с клиникой вагинита в баклаборатории при микроскопии были обнаружены трихомонады. Какие из перечисленных ниже морфологи-ческих признаков имеет этот возбудитель в мазках, окрашенных по Романовскому-Гимзе?

    A. Округлые клетки с рубиновым ядром, голубой цитоплазмой, красными 5 жгутиками и аксостилем, и ундулирующей мембраной.

    B. Удлиненные клетки с 1 жгутиком, 1 ядром и ундулирующей мембраной.

    C. Клетки грушевидной формы с 2 ядрами и 4 парами жгутиков.

    D. Крупные клетки с 1 ядром, псевдоподиями и проглоченными эритроци-тами.

    E. Клетки в форме полумесяца с 1 ядром.

    9. В клинику поступил больной, которому был поставлен предваритель-ный диагноз: малярия, вызванная P.vivax. Какие из перечисленных ниже морфологических признаков имеет этот возбудитель в стадии кольца в мазках, окрашенных по Романовскому-Гимзе?

    A. В увеличенных эритроцитах – крупные центральные вакуоли, окаймленные голубой цитоплазмой с рубиново красными ядрами, и зерна Шюффнера.

    B. В увеличенных овальных эритроцитах – кольцевидные крупноядерные тро-фозоит и крупные зерна Джеймса.

    C. В эритроцитах по 2-3 мелких трофозоита и единичные крупные розово-фиолетовые пятна Мауэра.

    D. В лентовидных эритроцитах по 1 кольцевидному трофозоиту.

    E. Клетки в форме полумесяца с 1 рубиновым ядром и голубой цитоплазмой.

    10. У больного с жалобами на сонливость, утомляемость, истощение, лихорадку, который недавно был в командировке в Африке, в баклаборатории была выделена Trypanosoma brucei . Какая из перечисленных ниже морфологических форм характерна для этого возбудителя в мазках крови, окрашенных по Романовскому-Гимзе?

    A. Округлые клетки с 1 ядром и кинетопластом.

    B. Удлиненные клетки с 1 жгутиком, 1 ядром и ундулирующей мембраной.

    C. Клетки грушевидной формы с 2 ядрами и 8 жгутиками.

    D. Крупные клетки с 1 ядром, псевдоподиями и проглоченными эритроци-тами.

    E. Клетки в форме полумесяца с 1 ядром.

    1. Ознакомление с классификацией простейших.
    2. Изучение морфологии простейших по схемам, таблицам и демонстра-ционным препаратам.
    3. Разбор схемы жизненного цикла малярийных плазмодиев.
    4. Разбор схемы жизненного цикла трипаносом, лейшманий, лямблий, три-хомонад, токсоплазм.
    5. Микроскопия и анализ демонстрационных препаратов простейших.
    6. Зарисовка демонстрационных препаратов и схем жизненных циклов простейших.
    7. Оформление протокола.

    Граф логической структуры темы: «МОРФОЛОГИЯ ПРОСТЕЙШИХ»

    Тип

    Методические указания для студентов к практическому занятию № 7

    Тема:

    Цель: Изучить морфологию и методы выявления риккетсий, хламидий и микоплазм.

    Модуль 1: Морфология и физиология микроорганизмов.

    Тема 7: Морфология риккетсий, хламидий и микоплазм.

    Актуальность темы. На территории стран СНГ наблюдаются следующие риккетсиозы: сыпной тиф (в том числе болезнь Бриля), крысиный тиф, марсельская лихорадка, клещевой сыпной тиф Северной Азии, везикулёзный риккетсиоз, Ку-лихорадка, лихорадка цуцугамуши, волынская лихорадка. Имеются активно действующие природные очаги везикулёзного риккетсиоза, марсельской лихорадки, лихорадки цуцугамуши и клещевого сыпного тифа Северной Азии.

    Эпидемический сыпной тиф – это остропротекающая системная инфекция с тяжелой интоксикацией, при быстром эпидемическом распространении дающая до 30% летальных исходов.

    Лабораторная диагностика многих риккетсиозов основывается на выделении возбудителя из крови больных. В этой связи необходимо знать морфологию риккетсий и методы их окраски для распознания их под микроскопом.

    Название этой группе микроорганизмов дал в 1916г. Роха-Лима, предложивший назвать возбудителя сыпного тифа Rickettsia prowazekii в честь двух учёных: американского – Г.Т. Риккетса и чешского – С. Прова-чека, которые первыми его обнаружили (Г.Т. Риккетс в 1909г., С. Провачек в 1913г.) при изучении сыпного тифа и, заразившись погибли от него.

    Семейство Ricrttsiaceae состоит из трёх триб: Rickettsiaceae , Ehrlichiae , Wolbachieae . Триба Rickettsiaceae делится на 4 рода: Rickettsia , Rochalimaea , Coxiella , Ehrlichia .

    Хламидии – уникальная группа мелких патогенных грамотрицательных неподвижных бактерий, являющихся возбудителями различных болезней, человека и животных. У людей они вызывают заболевания глаз, мочеполовой и дыхательной систем. Ежегодно трахомой болеют от 400до 500 млн. человек, из них свыше 10 млн. становятся слепыми. Уретритами хламидийной этиологии страдают до 6% мужчин; 10-12% женщин детородного возраста, у 50% которых при родах происходит инфицирование ребёнка и развивается офтальмия и пневмония новорожденных.

    Хламидии – облигатные внутриклеточные организмы прокариотной системы. Имеют сферическую форму, РНК и ДНК, рибосомы, клеточные стенки по строению сходны со стенками грамотрицательных бактерий, но лишены пептидогликанов; хорошо красятся по Романовскому-Гимзе.

    Хламидии размножаются бинарным делением только в цитоплазме эукариотных клеток по уникальному циклу развития.

    Жизненный цикл хламидий представлен двумя основными формами, сменяющими друг друга – ретикулярные тельца (вегетативная форма) и элементарные тельца (спороподобные формы).

    Элементарные тельца (ЭТ) - инфекционная внеклеточная форма. Они обеспечивают передачу заболевания от человека (животного) к человеку. Ретикулярное тельце (РТ) – внутриклеточная форма, развивается из ЭТ попавшего в цитоплазму. После образования РТ хламидийная клетка бинарно делится, образуются тельца включения в виде вакуолей в цитоплазме. Тельца включения прилегают к ядру клетки и их можно выявить в иммерсионном микроскопе при окраске, что используется для диагностики хламидиозов.

    Для человека патогенны следующие представители рода Chlamydia : C . trachomatis , C . psittaci , C . pneumoniae .

    Классификация хламидий:

    Семейство Chlamydiaceae

    род Chlamydia род Chlamydophila

    C.trachomatis C.pneumoniae

    C.suis C.pecorum

    C.muridarum C.psittaci

    C.abortus

    C.caviae

    C . felis

    Бактериологическая диагностика хламидиозов состоит из предвари-тельного микроскопического исследования материала с целью обнаружения хламидий в инфицированных клетках, окрашенных по Романовскому-Гимзе.

    Многие виды микоплазм патогенны для человека, и вызывают поражения дыхательных путей, суставов, сердца, мочеполовой и нервной систем.

    30-60% уретритов негонококковой этиологии вызваны M . hominis . Существует мнение, что уреаплазменная инфекция может быть причиной как женского так и мужского бесплодия. Кроме того, M . hominis при внутриутробном заражении плода может быть причиной врождённых аномалий развития ребёнка в связи с её способностью воздействовать на хромосомы клетки.

    Лабораторная диагностика не играет решающей роли в распознавании микоплазменной пневмонии. Широко используется выделение чистой культуры возбудителя с последующей идентификацией на основании морфологических, культуральных и др. признаков.

    Микоплазмы – свободноживущие прокариоты, не имеющие истинной клеточной стенки и не способны синтезировать её компоненты. Функции клеточной стенки выполняет трёхслойная цитоплазматическая мембрана. Большинство видов представлены мелкими клетками, характеризующимися выраженным плеоморфизмом, могут образовывать кокковидные, ветвящиеся и более крупные многоядерные формы способные образовывать псевдомицелий. Окрашиваются по Романовскому-Гимзе.

    От человека выделяют представителей рода Mycoplasma , Ureaplasma включающих патогенные и сапрофитные виды.

    Классификация микоплазм:

    Семейство Mycoplasmaceae

    род Mycoplasma род Ureaplasma

    M.buccale Ureaplasma urealyticum

    M.fermentans

    M.hominis

    M.pneumoniae

    M.genitalium

    M.orale

    M.salivarum

    Для человека патогенны M.pneumoniae, M.hominis, Ureaplasma urealyticum.

    Конкретные цели:

    Уметь:

    1. Описывать окрашенные микропрепараты приготовленные из мико-плазм.
    2. Микроскопировать, описывать и трактовать окрашенные микропрепа-раты приготовленные из материала, где содержатся риккетсии, цито-плазматические включения хламидий.
    3. Анализировать результаты микроскопического исследования материа-ла, где содержатся риккетсии, хламидии, микоплазмы.

    Теоретические вопросы:

    1. Таксономия риккетсий.
    2. Морфология риккетсий, их классификация по форме.
    3. Методы окраски риккетсий
    4. Представители риккетсий, патогенные для человека.
    5. Таксономия хламидий, их классификация, патогенные представители.
    6. Биологическая особенность хламидий. Основные стадии жизненного цикла хламидий.
    7. Морфология хламидий, ретикулярные тельца, элементарные тельца.
    8. Методы обнаружения цитоплазматических включений хламидий. Практическое использование телец-включений.
    9. Таксономия микоплазм. Классификация, патогенные представители.
    10. Ультраструктура и морфология микоплазм.
    11. Методы окраски микоплазм.
    12. Представители микоплазм патогенные для человека.

    Практическая работа, которая выполняется на занятии:

    1. Микроскопировать демонстрационный препарат, приготовленный из чистой культуры микоплазм и окрашенный по Романовскому-Гимзе.
    2. Микроскопировать окрашенные по Здродовскому и Романовскому-Гимзе мазки из материала, содержащего риккетсии.
    3. Микроскопировать мазок, приготовленный из соскоба уретры и окрашенный по Романовскому-Гимзе, с целью обнаружения включений в цитоплазме клеток эпителия уретры.
    4. Зарисовать демонстрационные препараты в протокол.
    5. Зарисовать в протокол жизненного цикла хламидий.
    6. Оформить протокол.

    Литература:

    1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. – Санкт-Петербург «Специальная литература», 1998.-579с.
    2. Воробьёв А.В., Быков А.С., Пашков Е.П., Рыбаков А.М. Микро-биология.- М.: Медицина, 1998.- 336с.
    3. Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.- М.: ГЕОТАФ-МЕД, 2001.- 768с.
    4. Конспект лекции.

    Краткие методические указания для работы на практических занятиях.

    В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов по данной теме.

    Самостоятельная работа состоит из изучения морфологии и ультраструктуры риккетсий, хламидий и микоплазм по цветным таблицам.

    Студенты просматривают окрашенные демонстрационные препараты в иммерсионном микроскопе, зарисовывают их в протокол, указывая латинское название микроорганизма и метод окраски.

    В конце занятия проводится тестовый контроль и анализ самостоя-тельной работы каждого студента.

    Технологическая карта проведения практического занятия:

    пп

    Этапы

    Время в мин.

    Средства обучения

    Оборудование

    Место проведе

    ния

    Проверка и коррекция исходного уровня подготовки к занятию

    Тестовые задания исходного уровня

    Таблицы, атлас, рисунки

    УЧЕБНАЯ КОМНАТА

    Самостоятельная работа

    Графы логической структуры

    Иммерсионный микроскоп; микропрепараты из культу-ры микоплазм, окрашен-ных по Романовскому-Гимзе; микропрепарат из материала, содержащего риккетсии, окрашенный по Здродовскому; оксифиль-ные включения элементар-ных телец C . trachomatis в цитоплазме эпителиоцитов уретры. Окраска по Рома-новскому-Гимзе.

    Самопроверка и коррекция усвоенного материала

    Целевые учебные задания

    Тестовый контроль

    Тесты

    Анализ результа-тов работы

    Целевые учебные задания к теме: «МОРФОЛОГИЯ РИККЕТСИЙ, ХЛАМИДИЙ И МИКОПЛАЗМ»

    1. Из плевральной жидкости больного атипичной пневмонией выделен возбудитель, который отличается полиморфизмом, окрашивается по Романовскому-Гимзе. Какой из перечисленных микроорганизмов, вероятнее всего, вызвал атипичную пневмонию.

    А . Mycoplasma pneumoniae B. Mycoplasma artrrhitidis

    C. Mycoplasma orale D. C.trachomatis

    E . Rickettsia prowazekii

    2. В кожно-венерологический диспансер поступил больной с диагнозом «негонококковый уретрит». Какой из перечисленных микроорганизмов является возбудителем данного заболевания.

    А . Ureaplasma urealyticum B. Mycoplasma pneumoniae

    C. Mycoplasma artrrhitidis D. Mycoplasma orale

    E . Mycoplasma fermentans

    3. В мазке-соскобе из уретры больного при окраске по Романовскому-Гимзе обнаружены включения в виде шапочки вблизи ядра. Какой из перечисленных возбудителей может вызвать подобные образования в клетках призматического эпителия уретры.

    C. Chlamydia psittaci D. Ureaplasma urealyticum

    E . Trihomonas vaginalis

    4. Через 5 дней после купания в бассейне у купальщика обнаружили забо-левание глаз, выражающееся утолщением конъюнктивы и ярко-красной окраской нижнего свода. В мазке, приготовленном из отделяемого конъю-нктивы глаза, обнаружили включения в пораженных клетках. Какой возбудитель вызвал у купальщика конъюнктивит с включениями.

    A. Chlamydia trachomatis B. Chlamydia pneumoniae

    C . Стафилококк D . Гонококк Е. Аденовирусы

    5. У работников зоопарка, ухаживающих за попугаями, возникла атипич-ная пневмония. Какой возбудитель явился причиной данного заболевания.

    A. Chlamydia psittaci B. Mycoplasma pneumoniae

    C. Chlamydia trachomatis D. Ureaplasma urealyticum

    E . Mycoplasma hominis

    6. У водителя дальних рейсов врач заподозрил сыпной тиф и взял кровь для лабораторной диагностики сыпного тифа. Как называется возбудитель сыпного тифа.

    A. Treponema pallidum B. Borrelia recurrentis

    C. Mycoplasma pneumoniae D. Rickettsia prowazekii

    E . Coxiella burnetti

    В. Спирохеты

    С. Микоплазмы

    D . Вибрионы

    Е. Спириллы


    Алгоритм лабораторной работы:

    1. Изучить по таблице морфологию и ультраструктуру риккетсий.
    2. Изучить технику окраски риккетсий по Здродовскому.
    3. Микроскопировать готовые препараты из материала, содержащего риккетсии и окрашенного по Здродовскому.
    4. Изучить по таблице и зарисовать цикл развития хламидий.
    5. Микроскопировать окрашенный по Романовскому-Гимзе мазок-сос-коб из уретры больного с включениями C . trachomatis .
    6. Изучить по таблице структуру микоплазм.
    7. Микроскопировать готовый мазок из культуры микоплазм, окра-шенный по Романовскому-Гимзе.
    8. Проанализировать демонстрационные препараты.
    9. Зарисовать демонстрационные микропрепараты в протокол. Оформить протокол.

    Графологічна структура теми "МОРФОЛОГІЯ РИКЕТСІЙ, ХЛАМІДІЙ ТА МИКОПЛАЗМ”

    Методические указания для студентов к практическому занятию № 8

    Тема: Морфология вирусов человека и бактериофагов.

    Цель: Изучение морфологии вирусов человека и бактериофагов.

    Модуль 1. Морфология и физиология микроорганизмов.

    Содержательный модуль 2. Морфология и структура прокариотов, парази-тических одноклеточных эукариотов и вирусов.

    Тема 8: Морфология и структура бактерий, спирохет, актиномицетов, гри-бов, простейших и вирусов.

    При помощи электронного микроскопа установлено, что простые вирионы состоят из нуклеиновой кислоты, плотно упакованной в белковую оболочку – капсид, имеющий строго упорядоченную структуру. По морфологической структуре нуклеиновая кислота и капсид представляют собой нуклеокапсид, а по химическим свойствам – это нуклеопротеиды. У некоторых вирусов (аденовирусы, пикорнавирусы, паповавирусы) нуклеокапсид состоит из капсомеров, представляющих собой скопление полипептидов. Многие сложно организованные вирионы имеют еще и внешнюю оболочку (суперкапсид), в которой содержатся липиды и углеводы клетки хозяина. Суперкапсид – оболочка, окружающая нуклеокапсид, имеется у многих вирусов (миксовирусы, герпесвирусы и др.). В зависимости от порядка расположения капсомеров различают вирусы с тремя типами симметрии: спиральным, кубическим, смешанным.

    Морфологию и структуру вирусов изучают при помощи электронного микроскопа. Кроме полноценных вирионов встречаются дефектные вирусы и псевдовирионы. Дефектный вирус – это вирус, который функционально неполноценный на некоторых этапах репродукции. Псевдовирионы — это вирусы, в капсид, которых заключена нуклеиновая кислота клетки хозяина, а не вирусная нуклеиновая кислота.

    Бактериофаги – это вирусы микробных клеток, которые вызывают их лизис. Лизис бактериальных клеток впервые обнаружил в 1898 г. русский микробиолог Н.Ф.Гамалея. Вирусы, поражающие микроорганизмы, назвали фагами. Фаги различаются по морфологии, типу нуклеиновой кислоты, по химической структуре и характеру взаимодействия с микробной клеткой. Например, фаги кишечной палочки состоят из головки, воротничка, хвостового отростка, базальной пластинки с короткими шипами и хвостовыми нитями. Головка фага, диаметр которой колеблется в пределах 60-90 нм, имеет шестиугольную форму. Внутри головки содержится нуклеиновая кислота, окруженная белковой оболочкой. Хвостовой отросток фага состоит из полого цилиндрического стержня, окруженного сократительным чехольчиком. Хвостовой отросток достигает 250 нм в длину и 30 нм в ширину. Базальная пластинка имеет шестиугольную форму. От нее отходят шесть шипов и шесть хвостовых нитей (фибрилл). Хвостовой отросток обеспечивает прикрепление фага к микробной клетке.

    Существуют фаги и другого строения: с длинным отростком и несокращающимся чехольчиком, с коротким отростком и без отростка. Фаги обладают строгой специфичностью и поражают лишь определенные виды микроорганизмов. Различают моновалентные фаги, лизирующие микробные клетки определенного вида, и поливалентные фаги, способные вызвать лизис группы родственных видов микроорганизмов. На основании специфичности фаги широко используются для идентификации микроорганизмов.

    Конкретные цели :

    1. Ознакомиться с классификацией вирусов и бактериофагов .
    2. Разобрать и изучить схемы репродукции вирусов и бактериофагов .
    3. Научиться трактовать морфологические признаки каждого семейства вирусов .
    4. Сделать выводы о морфологических признаках вирусов .
    5. Научиться трактовать и анализировать результаты микроскопического исследования ЦПД вирусов .

    Уметь:

    • Проводить микроскопию препаратов с цитопатическим действием виру-сов с помощью иммерсионного микроскопа.
    • Анализировать морфологические признаки вирусов.

    Теоретические вопросы:

    1. Биологические особенности вирусов.
    2. Морфология и ультраструктура вирусов (с указанием специфических тер-минов).
    3. Электронный микроскоп. Принцип работы.
    4. Методы непрямого выявления наличия вирусов в организме.
    5. Методы выявления вирусов в исследуемом материале с использованием иммерсионной люминесцентной микроскопии.
    6. Понятие о люминесцентном микроскопе.

    Практические задания, которые выполняются на занятии:

    1. Микроскопия демонстрационных препаратов цитопатического действия вирусов.
    2. Зарисовка демонстрационных препаратов и схем репродукции вирусов в протокол.
    3. Оформление протокола.

    Литература:

    1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология /Учебник для медицинских ВУЗов, Санкт–Петербург «Специальная литература», 1998.– 592 с.

    2. Тимаков В.Д., Левашев В.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1983,- 512с.

    3. Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія з вірусологією та імуноло-гією.– Київ: Вища школа, 1992.– 431с.

    4. Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.– М.: ГЕОТАР-МЕД, 2001.-768с.

    5. Циганенко А.Я., Павленко Н.В. Мікробіологія, вірусологія та імунологія /Керівництво до практичних занять для студентів медичних та фармацевтичних ВУЗів, Харків, ХДМУ, 1996.– 272с.

    6. Балаклієць Н.І, Циганенко А.Я., Мінухін В.В. Загальна мікробіологія: Навчальний посібник для студентів мед. і фарм. ВУЗів /За редакцією А.Я. Циганенка.– Х.: Основа, 2002.– 248 с.

    7. Конспект лекции.

    Д ополнительная литература :

    1. Букринская А.Г., Жданов В.М. Молекулярные основы патогенности вирусов.- М.: Медицина, 1991.- 255 с.

    2. Посібник з медичної вірусології /Під редакцією Гиріна В.М.- К.: Здоров"я, 1995.- 368 с.

    3. Вирусология в 3-х томах /Под редакцией Филдса Б. и др.- М.: Мир, 1989.- 494 с.

    Краткие методические указания к работе на практическом занятии.

    В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию.

    Самостоятельная работа состоит из изучения классификации вирусов , разбора схем репликации вирусов и бактериофагов. Затем студенты изучают демонстрационные препараты и зарисовывают их в протокол занятия.

    В конце занятия проводится тестовый контроль и анализ конечных результатов самостоятельной роботы каждого студента.

    Технологическая карта проведения практического занятия.

    п/п

    Этапы

    Время в мин

    Способы обучения

    Оснащение

    Место прове дения

    Проверка и коррекция исходного уровня подготовки к занятию

    Тестовые задания исходного уровня

    Таблицы, атлас , учебны й с тенд по вирусологии

    Учеб ная комна та

    Самостоятельная работа

    Граф логической структуры

    Иммерсионный микроскоп, демонстрацион

    ные препараты с ЦПД вирусов

    Самостоятельная проверка и коррекция освоения материала

    Целевые обучающие задания

    Тестовый контроль

    Тесты

    Анализ результатов работы

    Целевые обучающие задания к теме «МОРФОЛОГИЯ ВИРУСОВ ЧЕЛОВЕКА ИБАКТЕРИОФАГОВ»:

    1. К РНК-содержащим вирусам относятся:

    А. Парамиксовирусы

    В. Парвовирусы

    С. Герпесвирусы

    D . Аденовирусы

    Е. Поксвирусы

    2. Какую форму имеет вирус бешенства?

    А. Сферическую

    В. Палочковидную

    С. Нитевидную

    D . Пулевидную

    Е. Ланцетовидную

    3. Какие из перечисленных вирусов имеют нуклеокапсид со спиральным типом симметрии?

    А. Энтеровирусы, вирусы

    гепатита А

    В. Вирусы бешенства, гриппа,

    паротита

    С. Аденовирусы, реовирусы

    D. Вирусы гепатита А,

    клещевого энцефалита

    Е. Энтеровирусы, герпесвирусы

    4. Какой тип симметрии присущ бактериофагам?

    А. Икосаэдрический

    В. Бинарный

    С. Трапециевидный

    D . Ромбовидный

    Е. Нитевидный

    5. К оболочечным вирусам относят:

    А. Ретровирусы

    В. Реовирусы

    С. Аденовирусы

    D . Пикорнавирусы

    Е. Парвовирусы

    6. Структурная единица нуклеокапсида это:

    А. Пепломер

    В. Капсомер

    С. Изомер

    D . М-белок

    Е. Липид

    7. Чем обусловлен спиральный тип симметрии капсида вирусов?

    А. Винтообразной структурой

    нуклеокапсида

    В. Образованием изометрически

    полого тела

    С. Изменением структуры капсида

    D . Образованием пепломеров

    Е. Синтезом белковой оболочки

    8. Как называются вирусы, в капсид которых заключена нуклеиновая кислота клетки-хозяина?

    А. Псевдовирионы

    В. Бактериофаги

    С. Дефектные вирусы

    D . Поксвирусы

    Е. Аденовирусы

    Алгоритм лабораторной работы:

    1. Ознакомление с классификацией вирусов и бактериофагов.
    2. Изучение молекулярно-генетической организации и репродукции вирусов и бактериофагов по схемам, таблицам и атласу.
    3. Микроскопия и анализ демонстрационных препаратов с ЦПД вирусов.
    4. Зарисовка демонстрационных препаратов и схем репродукции вирусов.
    5. Оформление протокола.

    Г раф логической структуры темы: “МОРФОЛОГИЯ ВИРУСОВ ЧЕЛОВЕКА И БАКТЕРИОФАГОВ”

    Модуль 1. Морфология и физиология микроорганизмов.

    Тема 6: Морфология и структура бактерий, спирохет, актиномицет, грибов и простейших.

    Актуальность темы. Простейшие (Protozoa) – это эукариотические одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры. Патогенные для человека простейшие принадлежат к разным классам: саркодовые (дизентерийная амеба), жгутиковые (лейшмании, лямблии, трихомонады, трипаносомы), споровики (токсоплазма, малярийные плазмодии), реснитчатые (балантидии).

    Простейшие широко распространены в природе. Это связано со способностью простейших к быстрому размножению, их маленькими размерами, а также тем, что в неблагоприятных условиях большинство из них образует цисты, которые способны переносить изменения температуры, влажности и др. Для простейших характерен сложный жизненный цикл, иногда со сменой хозяина, как, например, у возбудителя малярии (комар-человек) или токсоплазмоза (кошка-человек).

    Простейшие имеют органы движения (жгутики, реснички, псевдоподии), питания (вакуоли), и также у них возможно питание путем фагоцитоза. Размножаются они несколькими путями: простым и множественным делением, половым путем, образованием цист. Поверхность тела простейших покрыта клеточной мембраной. У большинства из них есть внешняя эластическая оболочка – пелликула, выполняющая защитную функцию. Для проникновения в клетку хозяина у простейших имеются специальные приспособления, например у токсоплазм – сложный комплекс органелл – коноид с фибриллами, трихомонады и лямблии имеют специальные присоски.

    Для выявления простейших используется микроскопия нативных и окрашенных препаратов из исследуемого материала с применением иммерсионного, фазово-контрастного или люминесцентного микроскопов. Для изучения ультраструктуры используется электронная микроскопия.

    Конкретные цели:

    1. Ознакомиться с классификацией патогенных простейших.

    2. Разобрать и изучить схемы жизненных циклов патогенных простейших.

    3. Научиться трактовать морфологические признаки каждого вида.

    4. Сделать выводы о морфологических формах простейших.

    5. Научиться трактовать и анализировать результаты микроскопического исследования патогенных простейших.

    Уметь:

    § Проводить микроскопию препаратов патогенных простейших, окрашенных по Романовскому-Гимзе.

    § Анализировать морфологические признаки патогенных простейших.

    Теоретические вопросы:

    1. Классификация простейших.

    2. Структура клеток простейших (эукариотов).

    3. Сравнительная характеристика клеточного строения прокариотов и эукариотов.

    4. Методы окраски простейших.

    5. Возможность исследования нативных препаратов для диагностики протозойных инфекций.

    6. Приоритет отечественных ученых в изучении некоторых протозойных инфекций. Работы В.А. Леша, Е.И. Марциновского, П.Ф. Боровского.

    Практические задания, которые выполняются на занятии:

    1. Микроскопия демонстрационных препаратов патогенных простейших, окрашенных по Романовскому-Гимзе.

    2. Зарисовка демонстрационных препаратов и схем жизненных циклов патогенных простейших в протокол.

    3. Оформление протокола.

    Литература:

    1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология / Учебник для медицинских ВУЗов, Санкт–Петербург «Специальная литература», 1998.–592 с.

    2.Тимаков В.Д., Левашев В.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1983, - 512с.

    3. Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія з вірусологією та імунологією. – Київ: Вища школа, 1992. – 431с.

    4.Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского. – М.:ГЕОТАР-МЕД,2001.-768с.

    5. Циганенко А.Я., Павленко Н.В. Мікробіологія, вірусологія та імунологія /Керівництво до практичних занять для студентів медичних та фармацевтичних ВУЗів, Харків, ХДМУ, 1996. – 272с.

    5. Конспект лекции.

    Дополнительная литература:

    1. Казанцев А.П. Токсоплазмоз. - М.: Медицина, 1985. - 168 с.

    2. Епiдемiологiя. / За ред. Синяк К.М. - К.: Здоров’я, 1993. - 460с.

    3. Иммунология инфекционного процесса. / Под ред. Покровского В.И., Гордиенко С.П., Литвинова В.И. - М.: Медицина, 1993. - 305 с.

    4. Лобан К.М., Полозок Е.С. Малярия. – М.: Медицина, 1983. - 224с.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Методические указания для студентов к практическому занятию № 6. Морфология простейших

    Тема морфология простейших цель изучение морфологии патогенных простейших в препаратах из патологического.. краткие методические указания к работе на практическом занятии.. в начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Грибы - это одноклеточные или многоклеточные эукариоты без хлорофилла, но близкие к растениям. Патогенные для человека грибы имеют следующие морфологические формы:

    1 - гифы (нити), которые при сплетении образуют мицелий (тело гриба).
    Различают:

    а) истинный (у плесеней) - трубка, разделённая или неразделённая перегородками (септами),
    покрытая общей оболочкой;

    б) ложный (псевдомицелиий у грибов рода Кандида - Candida) вытянутые, нитевидные клетки, каждая из которых имеет свою оболочку.

    2 - круглые и овальные почкующие клетки (у дрожжей и грибов рода Кандида). Размеры ве­гетативных форм - xl - х100 мкм. Структура их сложная: многослойная клеточная стенка, цитомембрана, дифференцированное ядро, полисомы, митохондрии, включения, пигменты.

    3 - споры (по назначению и свойствам они отличаются от спор бактерий: у грибов это форма размножения и распространения; споры гриба менее устойчивы к высокой температуре).

    Различают:

    а) эндоспоры, покрытые оболочкой. Например, аски у дрожжей, образующиеся в результате полового размножения;

    б) экзоспоры; контактируют с воздухом. Например, микроконидии у гриба (Penicillium).
    Способы размножения грибов:

    1 - поперечное деление;

    2 - фрагментация;

    3 - почкование;

    4 - спорообразование;

    5 - половой способ.

    По типу дыхания грибы - аэробы и факультативные анаэробы, по типу питания - гетеротрофы. Для выращивания грибов применяют среду Сабуро (дрожжевой экстракт + глюкоза + пептон + агар-агар) рН=6,8

    Сроки роста - от 2-3 дней до месяца. Характер колоний различен: беловато-желтые, напоми­нающие капли сметаны, пушистые, морщинистые, гипсовидно-мучнистые, кожистые, с различны­ми бороздками, пигментами. По отношению к питательной среде различают 3 вида мицелия: воз­душный (репродуцирующий), на концах которого располагаются споры, и субстратный, врастающий в питательную среду и мицелий распространения.

    Среди патогенных грибов известны диморфные грибы. Это грибы разной морфологии в зави­симости от локализации: в организме человека это обычно дрожжевая форма, а на среде Сабуро - мицелиальная. К ним относятся возбудители особо опасных микозов: гистоплазмоза, кокцидиоидного микоза и других заболеваний.

    Токсинообразование: большинство грибов образуют эндотоксин, некоторые - экзотоксин. Грибы по строению мицелия подразделяют на две группы.

    1. Низшие грибы (мицелий несептированный). Для медициныи фармации важны 2 класса:

    Зигомицеты (вызывают болезни лекарственных растений);

    Оомицеты (например, мукоровая плесень - вызывает мукоз у людей и животных).

    2. Высшие грибы (мицелий септированный). Например грибы рода (Penicillium).
    По характеру размножения грибы подразделяют на две группы:

    Совершенные грибы (характерен половой способ размножения);

    а) - аскомицеты

    б) - зигомицеты

    Несовершенные грибы - дейтеромицегы (половой способ невыявлен):
    а) грибы рода Кандида, вызывающие заболевания у человека

    Значение грибов:

    1. Патогенные грибы вызывают у человека микозы.

    2. Грибы широко используются в промышленной микробиологиикак продуценты антибио­тиков (Penicillium), белков, полисахаридов, витаминов, ферментов; в пищевой промышленности (хлебопечение, сыроварение, изготовление кисломолочных продуктов)

    3. Грибы используют в биотехнологии и генной инженерии как объекты с помощью кото­рых получают необходимые вещества, препараты и др.

    Методы изучения морфологии грибов:

    1 .В неокрашенном состоянии, в "раздавленной капле" ее щёлочью.

    Щелочь растворяет жир и ороговевшие клетки, после чего можно рассмотреть структуру и элементы грибов в пораженных тканях.

    2. В окрашенном состоянии в чистой культуре (красят чаще простым способом).

    3. В окрашенных и неокрашенных гистологических срезах.

    4. В люминесцентном микроскопе после обработки флюорохромами, используя вторичную люминесценцию.

    Актиномицеты - это прокариоты, относящиеся к бактериям и составляющие самостоятель­ную группу микроорганизмов. Основные свойства (форма, строение, размножение, культивирование, чувствительность к антибиотикам) сближает их с бактериями. Но есть свойства (мицелий, размножение при помощи спор, характер заболевания - актиномикоза), сближающие с грибами. Значение для человека:

    1. Многие актиномицеты являются продуцентами антибиотиков.

    2. Патогенные актиномицеты вызывают у человека актиномикоз. Заразиться можно от жи­вотных и при жевании травинок, колосков (актиномицеты являются свободно живущими микро­бами) Возможен эндогенный путь инфицирования тканей (возбудитель живет в десневых карманах здоровых людей). Чаще развивается актиномикоз шейно-челюстной области, что приводит к обра­зованию воспалительных уплотнений со свищами, из которых выделяется жидкий гной с зерныш­ками - друзами (это скопление актиномицетов, окруженные колбовидными вздутиями клеток пара­зита). Обнаружение друз - диагностический признак актиномикоза.

    Сиирохеты - это прокариоты, относящиеся к бактериям. Спирохеты имеют следующие осо­бенности:

    1. Форма - извитая, как у спирилл.

    2. Строение: имеется податливая клеточная стенка, цитомембрана, нуклеоид, миофибриллы.

    3. Размножение - поперечным делением.

    4. Имеют черты, сближающие их с простейшими:

    а) передвижение происходит при помощи миофибрилл, что обеспечивает их движение - поступательное, сгибательное, вращательное, маятникообразное

    б) окрашивание по Романовскому-Гимзе;

    в) заболевание по характеру течения напоминает протозойные (вызванные простейшими);

    г) сходные механизмы заражения (в том числе наличие переносчиков - членистоногих);

    д) чувствительны к антибиотикам и к препаратам, применяемым для лечения протозойных заболеваний.

    Спирохеты Гр-. По типу питания - гетеротрофы. По типу дыхания боррелии и трепонемы - анаэробы, а лептоспиры - аэробы. Патогенные спирохеты относятся к 3 родам:

    1. Род Боррелия (имеют 3-5 неравномерных завитков):

    а) возбудитель эпидемического вшивого возвратного тифа (B.recurrentis);

    б) возбудители клещевых возвратных тифов - (B.caucasica). Культивируется плохо (на культурах тканей, на средах с сывороткой и кусочками тканей)

    2. Род Трепонема (имеют 8-12 равномерных завитков, в виде пружины):

    а) возбудитель сифилиса - (бледная трепонема), T.pallidum. Культивируется в яичке кролика.

    3. Род Лептоспира (имеют множество мелких завитков; концы загнуты и имеют утолщения).

    Патогенные лептоспиры относятся к виду L.interrogans. Культивируются на среде Уленгута (водопроводная вода + 30% кроличьей сыворотки).

    Морфологию спирохет обычно изучают в неокрашенном состоянии, наблюдая подвижность в ультрамикроскопе или в окрашенном состоянии (чаще по Романовскому-Гимзе).

    Простейшие - это эукариоты, близкие к животным клеткам. Размеры от 4 до 200 мкм. Форма - округлая, овальная, полулунная, грушевидная и т.д. У некоторых простейших тело покрыто отно­сительно тонкой мембраной (амёба), у других - более плотной эластичной оболочкой - пелликулой (балантидии), у жгутиковых - перипластом (пелликула + слой продольных фибрилл). В цитоплазме располагаются 1, иногда 2 ядра (микро- и макронуклеусы балантидии), полисомы, митохондрии, включения, вакуоли и др. У некоторых в цитоплазме лежит скелетная органелла - аксостиль. От­дельные простейшие имеют специальные органеллы: прикрепления (присоска у лямблий), проник­новения (у токсоплазм), пищеварения (у балантидии).

    Движение простейших осуществляется с помощью:

    Псевдоподии (амеба);

    Жгутиков (лямблии)

    Ресничек (балантидии);

    Механизм питания:

    1. Всей поверхностью тела по типу фагоцитоза и пиноцитоза (амеба).

    2. Посредством специальных органелл пищеварения (балантидии). Простейшие чувствительны к дезинфицирующим растворам (цисты более устойчивы). Для многих простейших характерна стадийность развития, переход от одного хозяина к другому, причем в организме определенных хозяев проходит половой цикл развития. Размножение осуществляется:

    Простым делением (амеба);

    Множественным делением (шизогония у плазмодия);

    Половым способом (конъюгация или копуляция).

    Классификация простейших:

    1. Класс корненожек (возбудитель амебиаза др.).

    2. Класс жгутиковых (возбудители трихомоноза, лямблиоза, лейшманиоза, сонной болезни и др.).

    3. Класс споровиков (возбудители малярии, токсоплазмоза, криптоспоридиоза и др.).

    4. Класс ресничные (возбудитель балантадиаза и др.). Морфологию простейших изучают:

    В неокрашенном состоянии (в препарате «раздавленная капля» из свежего материала на по­догреваемом столике микроскопа).

    В окрашенных препаратах (по Романовскому-Гимзе и др.).

    ИНФЕКЦИЯ

    Инфекция (инфекционный процесс) - это закономерно развивающийся процесс взаимодей­ствия микроба и восприимчивого макроорганизма, сопровождающийся физиологическими и пато­логическими реакциями, нарушением гомеостаза и функций организма.

    Инфекционная болезнь - крайняя (по выраженности) форма инфекции.


    Похожая информация.