Новым периодом в греческой истории стал поход на Восток знаменитого правителя Александра Македонского. В результате многочисленных войн появилась огромная держава, границы которой простирались от Египта до современной Средней Азии. Именно в это время и началась эпоха эллинизма. Под ней следует подразумевать распространение греческой культуры по всем территориям, завоеванным

Что можно сказать об эллинизме?

В связи с тем, что произошло слияние греческой и местных культур, появился эллинизм. Это взаимное обогащение повлияло на сохранение единой культуры в нескольких государствах и после развала империи.

Что же подразумевает под собой эллинизм? Стоит сразу отметить, что он является насильственным, так как становление данной культуры произошло в результате многочисленных войн. Эллинизм способствовал объединению древнегреческого мира с древневосточным, ранее они развивались по разным направлениям. В результате появилось мощное государство, обладающее единой социально-экономической структурой, политическим устройством и культурой.

Как уже было сказано, эллинизм - это своеобразный синтез разных элементов культуры. Его можно рассматривать с нескольких позиций. С одной стороны, на возникновение эллинизма повлияло развитие древнегреческого социума, а также кризис греческого полиса. С другой же, в его становлении сыграли роль древневосточные общества, а именно их консервативная и малоподвижная общественная структура.

Причины, повлиявшие на возникновение эллинизма

Необходимость в слиянии нескольких культур возникла в связи с тем, что греческий полис начал постепенно тормозить исторический прогресс, исчерпав все свои возможности. Вот почему стал возникать разлад между разными классами, социальная борьба между олигархией и демократией. Раздробленность вызывала войны между отдельными городами. И чтобы история государства не прекратилась, необходимо было сплотить враждующие между собой стороны.

Однако это не единственная причина появления новой культуры. Эпоха эллинизма возникла в связи с кризисом древневосточных общественно-политических систем. В IV веке до н.э. древневосточный мир, который уже вошел в состав Персидской империи, переживал не самый лучший период. В связи с застойной экономикой нельзя было освоить обширные пустующие земли. Кроме того, цари Персии не давали разрешение на строительство новых городов, не поддерживали торговлю и не пускали в оборот большие запасы валютного металла, лежащего у них в подвалах. И если Греция в IV веке до н.э. страдала по вине лишней активности политической системы, перенаселенности и ограниченности в ресурсах, то в Персидской монархии наблюдалась обратная ситуация.

В связи с этим встала задача своеобразного объединения, синтеза разных систем, которые способны друг друга дополнить. Другими словами, возникла необходимость в такой культуре, как эллинизм. Это произошло после распада державы, построенной Александром Македонским.

Слияние разных элементов

Какие сферы жизни были охвачены синтезом компонентов, присущих греческим и восточным государствам? Существует несколько разных точек зрения. Некоторые ученые под эллинизмом понимали объединение нескольких элементов, свойственных культуре и религии. Отечественные историки данное слияние описывали с позиции сочетания и взаимодействия экономической, классово-социальной, политической, культурной сфер. По их мнению, эллинизм - это прогрессивный шаг, которые сильно повлиял на судьбы древнегреческого и древневосточного обществ.

Синтез элементов в разных регионах продвигался по-разному. В некоторых государства он был более интенсивным, в других - менее. В одних городах важная роль отводилась элементам, присущим греческой культуре, в других господствовали древневосточные начала. Такие отличия возникли в связи с конкретными историческими особенностями обществ и городов.

Развитие эллинистического общества

Период эллинизма затронул разные по размерам государственные образования, начиная с Сицилии и Южной Италии и заканчивая северо-западной Индией (от южных границ и до первых порогов реки Нил). Другими словами, в составе эллинистического общества находились классическая Греция и Восток. Не были включены в эту территорию только Индия и Китай.

Можно выделить несколько регионов, которые характеризовались общими признаками:

  1. Египет и Ближний Восток.
  2. Балканская Греция, западная территория Малой Азии, Македония.
  3. Великая Греция с Причерноморьем.

Наиболее характерные элементы, присущие эллинизму, проявили себя в полном объеме в Египте и на Ближнем Востоке. В связи с этим данные регионы можно считать областью, в которой господствовал классический эллинизм.

Греция, как и другие регионы, обладала в основном отличиями в социально-экономических, политических и культурных сферах. Можно сказать, что в Древней Греции синтеза как такового и вовсе не было. Однако по некоторым причинам утверждается, что и эти территории вошли в систему эллинистических стран.

Развитие культуры и науки

Культура эллинизма повлияла на исчезновение характерного для классического периода разрыва между техникой и наукой, практикой и теорией. Это можно увидеть в работах Архимеда, который открыл гидравлический закон. Именно он внес огромный вклад в развитие техники, спроектировав и боевые метательные машины вместе с оборонительными орудиями.

Создание новых городов и прогресс в таких сферах, как мореплавание и военные технологии, поспособствовали подъему некоторых наук. Из них можно выделить математику, механику, астрономию, географию. Немалую роль в этом сыграл и Евклид. Он стал основоположником элементарной геометрии. Эратосфен определил истинные размеры земного шара, доказал, что наша планета вращается вокруг своей оси и движется вокруг солнца. Успешное развитие происходило и в естествознании, и в медицине.

Бурное развитие науки и культуры повлекло за собой необходимость в хранении информации. В связи с этим в некоторых городах были построены библиотеки.

Говоря о том, какие черты эллинизма можно выделить, следует сказать о развитии новой отрасли - филологии. Большое внимание стало уделяться грамматике, критике и прочему. Огромная роль была отведена школам. Литература стала более разнообразной, однако она все еще продолжала уступать классическим элементам. Эпос и трагедии стали более рассудительными, так как на первый план вышли эрудиция и виртуозность слога, а также изысканность.

Что произошло в философии?

Философия эллинизма также приобрела некоторые отличия. Уменьшилась вера в богов. Стали появляться новые культы. Гражданские идеалы постепенно ушли на второй план, уступая свое место индивидуализму. Вместо общности возникло равнодушие, безразличие к тем вопросам, которые были связаны с национальной принадлежностью человека. Именно социальное положение стало определяющим фактором в жизни людей. Философия эпохи эллинизма получила свое развитие благодаря становлению нескольких школ: киников, скептиков, стоиков, эпикурейцев и перипатетиков.

Философы стали постепенно отказываться от идеи космоса. Большее внимание уделялось человеку с позиции некой самодовлеющей единицы. На второй план ушли общественные и гражданские идеалы.

Необходимо отказаться от всех благ цивилизации

Огромную роль в становлении эллинизма сыграл который представлял школу киников. Он не писал книг, а просто жил. Философ на своем примере пытался показать, как важно следовать истинным, по его мнению, идеалам. Он рассуждал о том, что цивилизации и все изобретения человека не способствуют счастью, они являются вредоносными. Богатство, власть, слава - все это только пустые слова. Он жил в бочке и ходил в рубище.

Счастье должно быть без тщеславия

Философия эллинизма многое обрела благодаря Эпикуру, являвшемуся основателем школы «Сад». Для изучения он выбрал проблему счастья человека. Эпикур считал, что наивысшее наслаждение можно получить только в случае отказа от стремлений, касающихся тщеславия. По его словам, необходимо жить незаметно, как можно дальше от страстей, в безмятежной отрешенности.

Высказывания стоиков

Философия эпохи эллинизма достигла своего расцвета. Огромную роль в формировании социального мировоззрения сыграла школа стоицизма. Она также занималась проблемой человеческого счастья. Утверждалось следующее: в связи с тем, что разных бед все равно избежать не получится, надо привыкнуть к ним. Именно это и было спасением, по мнению стоиков. Надо правильно организовать свой внутренний мир. Только в таком случае никакие внешние проблемы не смогут вывести из равновесия. Необходимо быть выше внешних раздражителей.

Заключение

Эллинизм сыграл очень важную роль в развитии Все достижения этого периода стали основой эстетических представлений, которые появились вместе с другими эпохами. Греческая философия стала основополагающей в развитии средневековой теологии. Мифология и литература продолжают пользоваться популярностью и в настоящее время.

Эллинизм - эпоха античности, в которую произошел поворот от демократии к монархии. Именно это явилось предпосылкой распространения эллинской цивилизации и культуры далеко за пределы Эллады и придания им мирового значения, а также повлияло на сам характер греческой цивилизованности и культуры. Эпоха началась победой армии Македонии над афинскими и фиванскими войсками в битве при Херонее (338 до н. э.), в результате чего на Коринфском всеэллинском конгрессе (337 до н. э.) была признана гегемония Македонии над Грецией и царю Македонии Филиппу II было поручено возглавить поход против персов. Этот план после гибели Филиппа осуществил его сын Александр (см. Александра Македонского держава), начав в 334 г. до н. э. военные действия против Персидской империи. Но Александр, воспитанник Аристотеля, был выше идеи мести и грубого порабощения народов, населявших империю. Он мечтал о создании мирового государства с этнически однородным населением, объединенного монархической формой правления и греческой культурой. Он сокрушил Персидскую империю, завоевал огромные территории от Нила до Сырдарьи и Инда, но неожиданно умер в расцвете сил и творческих планов. Борьба за наследство Александра продолжалась в течение всей эпохи, вплоть до поглощения восточной его части Парфией и западной части Римом (30 до н. э.). Держава была разделена на три большие монархии, от которых в дальнейшем отделялись небольшие царства. В Македонии и Греции утвердилась династия Антигонидов, наследников Антигона Одноглазого, стратега Великой Фригии при Александре Македонском. В Египте - династия Птолемеев, наследников македонского аристократа, сподвижника Александра - Птолемея I Сотера (Спасителя). В Вавилоне и Сирии царствовали потомки начальника конницы Селевка - Селевкиды.

Эллинистические монархии были объединены единой цивилизованностью и культурой. Во всех государствах был один и тот же язык, на нем велось делопроизводство, производились торговые операции, он был языком межнационального общения. Этот язык назывался общегреческим или просто общим (койне) и был создан на основе аттического диалекта с примесью ионийского и с отдельными дорийскими вкраплениями. Основой государства (как, впрочем, и до конца античности, во времена Римской империи) оставался полис (см. Древняя Греция). По всему пути своего движения Александр основал многочисленные Александрии, города, призванные служить опорными пунктами военного и административного контроля над завоеванными территориями. Такие же города основывали и его преемники (особенно много - Селевкиды). Собственно городская часть строилась по продуманной еще в 5 в. до н. э. гипподамовой модели (по имени ее автора - Гипподама из Милета). Улицы пересекали город под прямым углом; главная площадь - агора по-прежнему служила центром политической и экономической жизни города. К площади примыкали здания для собраний граждан полиса, для заседаний правительства города, храмы божеств - покровителей городской общины. Каждый город обзаводился театром, зданиями для образования подрастающего поколения - гимнасием, палестрой и стадионом. Но города уже не обладали правом самостоятельной внешней политики, поддерживаемым войском из вооруженных граждан. За ними осталась лишь внутренняя автономия, право решения судебных и финансовых вопросов. Часто за городами надзирали царские губернаторы, многие города должны были содержать за свой счет царские гарнизоны. Полисы исконной Греции, и в эллинистическую эпоху время от времени возвращавшие себе независимость, стремились изгнать македонские гарнизоны, способствовавшие установлению олигархии. Вместе с тем граждане полисов оставались лично свободными и при ограничении политической свободы у них сохранялась экономическая свобода, право частной собственности на средства труда и свобода распоряжаться продуктами труда. Монархи, как правило, благоволили к городам, предоставляли разного рода привилегии, помогали во время бедствий, строили на свои средства общественные здания. Города могли себе позволить направлять большую часть своих доходов на городское благоустройство, строились водопроводы, канализация, службы по удалению отходов, богатые общественные постройки, просторные жилища зачастую даже для представителей среднего слоя. В городах, особенно восточных монархий, проживало не только эллинское население, существовали целые кварталы представителей других национальностей. Однако египтяне, сирийцы, евреи, римляне, парфяне писали на греческом языке, применяли методы греческой философии и науки, использовали греческие литературные формы, элементы греческой скульптуры, живописи и архитектуры. Они отдавали своих детей в греческие учебные заведения - гимнасии, которые имелись даже далеко на юге Египта и в Иерусалиме.

На развитии эллинистической культуры сказались общие тенденции, связанные с политическими и общественными процессами эпохи эллинизма. Эллинистический человек, как было сказано выше, уже не участвовал в политической жизни; в обществе возросло имущественное расслоение среди граждан и противоборство между отдельными социальными группами и слоями, ранее сдерживавшееся полисным антимонополистическим законодательством. Появились новые группы - профессиональных чиновников царской администрации и профессиональных военнослужащих царской армии. И наконец, царь и его окружение, двор. В результате перестал действовать основной механизм общества демократического полиса - пондерация, т. е. сбалансированность, уравновешенность: между индивидуальным и общественным, рациональным и иррациональным, между частями, элементами, динамическими и ритмическими силами органически или функционально связанного целого произведений архитектуры, скульптуры, живописи, литературы и т. д. Искусство, не стремящееся к гармонизации интересов государства и личности, идеального и реального, стремилось теперь или к чрезмерной детализации и пышности, или требовало от художников совершенства в украшении обыденной жизни. Никогда ранее не работало столько архитекторов, скулыггуров, художников. Частные лица, города и цари

соперничали в роскоши и удобстве частных домов, гражданских зданий и дворцов. Для эллинизма было характерно создание ансамблей, в которых взаимодействовали живописные и архитектурные элементы, а также скульптура, в изобилии заполнявшая площади и общественные сооружения, царские дворцы и частные дома. Помимо большого количества копий произведений классического времени и подражания классике скульптура и живопись развили тенденции, наблюдавшиеся уже в поздней классике, - уход от уравновешенности и идеализации в направлении патетики (Пергамский алтарь), сентиментальности, чувствительности (многочисленные пасторальные идиллии) и даже чувственности (Афродита Дойдалса из Вифинии), а также реализма («Мальчик с гусем» Боэта из Халкедона) и даже натурализма («Пьяная старуха», шедевр Мирона из Фив). Эпоха эллинизма (3 в.) создала три сооружения, включаемые в число семи чудес света: надгробный памятник царю Мавсолу в Галикарнасе, 36-метровую бронзовую статую Гелиоса, покровителя богатого Родоса, возвышавшуюся у входа в порт («Колосс Родосский»), и, наконец, Фаросский маяк в Александрии - 135-метровую трехъярусную башню. В литературе теряет свое значение ведущий жанр высокой классики - трагедия, место политизированной древней комедии (Аристофан) заняла новая комедия (Менандр), связанная с бытовыми проблемами. Сохраняет свое значение историография, но из-за обилия исторического материала становится кабинетной наукой. Знаменитый ученый того времени Полибий создал жанр рационалистической истории, больше заботящейся об объективности изложения, чем о стилистическом совершенстве. Настоящее возрождение пережила в эпоху эллинизма лирика. Особую популярность приобрела буколическая поэзия, романтизирующая сельскую жизнь с ее медленным ритмом и утонченностью чувств (Феокрит, Бион, Мосх). Большой резонанс среди интеллектуальной элиты получила ученая поэзия, стремящаяся к совершенству формы как таковой (Каллимах, Аполлоний Родосский).

В эллинистическое время продолжали свое развитие философские школы Платона (академия) и Аристотеля (ликей, лицей), но появились и новые, концентрирующие свое внимание только на взаимоотношении личности и общества, человека и государства, т. е. на этике - кинизм (цинизм), стоицизм, эпикуреизм. Из философской физики и параллельно с ней развились самостоятельные научные дисциплины. Античную математику вплоть до открытия новой математики учили по Евклиду (365-300 до н. э.). В математике и еще более в теоретической и практической механике прославился Архимед Сиракузский (287-212 до н. э.). Первую гелиоцентрическую теорию Солнечной системы обосновал Аристарх Самосский (ок. 320-250 до н. э.). Античность создала основы научной медицины и биологии, особенно интенсивно развивавшихся в эпоху эллинизма. Эллинизм создал образец научного центра, исследования которого субсидировались государством, - знаменитый Музей в Александрии Египетской. В нем была крупнейшая библиотека античного мира, проводившая библиографические и текстологические исследования, давшая импульс развитию филологии; кроме того, анатомический театр, зоологический и ботанический сады. С Александрией соперничали Пергам и Родос, сохраняли свое значение философского и университетского центра Афины. Расцвет античной науки прекратился вместе с эпохой эллинизма. Римляне в этой области не смогли сравняться с греками, так что вплоть до нового времени Европа в значительной степени жила за счет достижений эпохи эллинизма.

Влияние эллинизма не прекратилось с падением в 30 в. до н. э. последнего эллинистического государства - Египта. Об этом сказал классический римский поэт Гораций: «Пленная Греция пленила дикого победителя и привила деревенскому Риму цивилизацию и культуру». Поэтому эпоха политического господства Римской империи в качестве одной из эпох античности называется эллинистически-римской.

от греч. hellen - грек) греко-рим. философия в период от Александра Великого (356 - 323 до Р. X.) до Августина и в более позднюю эпоху - до конца Древнего мира (сер. 6 в. после Р. X.); см. Греческая философия. Эллинистически и - относящийся к эллинизму; эллинский, греческий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭЛЛИНИЗМ

33.0. Эллинизм - культура, зародившаяся в результате территориальных завоеваний Александра Македонского (362–332 гг. до н.э.); для нее характерно употребление греческого языка и господство греческой мысли. Эллинистическая эпоха охватывает период от смерти Александра до появления христианства (см. 31), но многие проявления этой культуры, иногда называемые эллинско-римскими, сохраняются вплоть до крушения Римской империи (476 г.) и отчасти даже в более позднее время. В сущности, точную дату окончания эпохи эллинизма установить невозможно.

33.1. Религия этой эпохи испытала влияние мысли Аристотеля (384–322 гг до н.э.), синтеза философского учения стоиков (ок. 300 г. до н.э.) и общего развития точных наук, легших в основу астрального мистицизма, на волне которого в III в. возникла эллинистическая астрология. Ее отличительной чертой стало сочетание элементов гадания, заимствованных из египетских и месопотамских культов, и греческой астрономии.

Культ монарха, принятый Александром и династией Птолемеев в Египте (323–30 гг до н.э.), совершенно очевидно, ведет свое происхождение с Востока; в римскую эпоху он трансформировался в культ императора.

33.1.1. Для эллинизма, складывавшегося под влиянием учения стоиков о душе, воспламеняющейся после отделения ее от тела, характерным является исчезновение подземного мира с посмертными мучениями, игравшего важную роль в религиозной географии Платона, с его пещерами в недрах земли и мрачными реками Ахеронтом, Флегетоном и Коцитом. Вполне возможно, что уже ученик Платона, Гераклид Понтийский (род. между 388–373 до н.э.) переместил все случаи индивидуальной эсхатологии на небеса, но маловероятно, чтобы столь поздний мыслитель платоновской школы, как Плутарх из Херонеи (ок. 45–125 н.э.) полностью отказался от Гадеса Платона, расположенного в подземном царстве. И тем не менее Плутарх помещает преисподнюю в подлунный мир. Аналогичная тенденция наблюдается в эсхатологически ориентированных иудейских сочинениях (книга Еноха в эфиопской версии, Заветы двенадцати патриархов), а также у иудейского философа платоновской школы Филона Александрийского (ок. 15 до н.э. - 50 н.э.). Во II в. н.э. эсхатология, ставшая основополагающей в платонизме начиная с Макробия (ок. 400 н.э.) и заканчивая Марсилио Фичино (1433–1499), уже перекочевывает в гностицизм и герметизм. Она предусматривает схождение человеческой души в мир через планетарные сферы и возвращение ее тем же путем к звездам. Паломничества на небеса в первые века нашей эры особенно характерны для трех великих учений эпохи: платонизма, иудаизма и христианства.

33.1.2. Астрология как учение о взаимовлиянии двух систем - системы перемещения светил и системы земного мироздания - пришло из Месопотамии и Египта, однако эллинистический синтез многочисленных религиозных представлений Востока и греческой астрономии уникален. Создание эллинистической астрологии приписывается египетскому богу Гермесу-Тоту; эта дисциплина возникла в конце III в. до н.э. и занималась предсказаниями как универсальными (геника, thema mundi)99, так и индивидуальными, применительно к будущему или к этиологии, к предстоящим делам и медицинским назначениям (ятроматематика). Новая синтетическая астрология, распространенная и поныне (хотя после Реформации она утратила свой статус науки, которым обладала еще в эпоху Возрождения), связана с именем Клавдия Птолемея (ок. 100 - 178 гг. н.э.). В I - III в. н.э. эллинистическая астрология достигла Индии, и в VI в. Персии, где многие трактаты были сначала переведены на пехлеви (среднеперсидский язык), а затем Абу Машар (Албумазар, 787–886) сделал их арабский перевод.

33.1.3. В эллинско-римской магии существовали многочисленные заговоры, приметы, заклинания, ворожба, проклятия и гимны, формулы и состав которых сохранились в учебниках, написанных по-гречески, а также египетской демотикой - знаменитые «магические папирусы». В литературе того периода имеется немало повествований о применении чар. Самым значительным из них является роман Метаморфозы или Золотой осел римского писателя Апулея из Мадавра (Африка) (ок. 125–170 гг. н.э.); в романе также представлена еще одна разновидность культовых действий, характерных для эпохи эллинизма, а именно религиозные мистерии (см. 26).

Изучение эллинистической магии только начинается. Социологического анализа употребления магических приемов пока еще не существует. Тем не менее определенное представление можно составить на основании частоты употребления любовных напитков, наиболее общий случай обращения к которым - стремление мужчины удостовериться, верна ли ему возлюбленная. Услугами колдунов значительно чаще пользовались мужчины, чем женщины. Иногда клиент желал избавиться от своего врага или же наслать на него порчу, дабы повредить его здоровью или нанести ущерб его состоянию. Иногда в результате обращения за помощью к демону обращавшийся приобретал разнообразные сверхъестественные способности.

33.1.4. Чудотворцы, не будучи порождением эллинизма, продолжали существовать в эпоху христианства, а некоторые мудрецы считали чудотворцем даже самого Иисуса Христа. В те времена чудеса являлись частью повседневной жизни. Разве не чародеи обещали сделать невидимыми, научить языкам, дать возможность мгновенно перемещаться в пространстве? Разве не они убеждали, что на расстоянии можно повлиять не только на человека, но и на творение природы? Не стоит удивляться, что люди верили самым невероятным историям. Филострат в биографии (ок. 217 г.) Аполлония Тианского (I в.н.э.) дал типичный для эпохи эллинизма портрет «чудотворца», приобщившегося древней пифагорейской мудрости и выступающего конкурентом брахманов и жрецов Египта.

Позднее авторы-неоплатоники Порфирий (ок. 234–301/5 гг.) и Ямвлих (ок. 250–330 гг.), опираясь на традиции предшественников, составят Жизнь Пифагора, превратив философа древности в прототип «чудотворца» (теос андрес). Наука теургия, изложенная в Халдейских оракулах, составленных во II в. н.э. Юлианом Халдейцем и его сыном Юлианом Теургом и высоко оцененных всеми неоплатониками, от Порфирия до Михаила Пселла (XI в.), учит, как следует вызывать божество и заручиться его поддержкой. Прежде чем обратиться в христианство и стать епископом, неоплатоник Синесий из Кирены (ок. 370–414 гг.) сочинил трактат О сновидениях, где пришел к заключению, что лучше всего встречаться с богами во сне. Даже в философии основателя неоплатонизма Плотина (205–270 гг.) высшей целью существования является экстатический союз с мировой Душой; ученики его в конце концов умножили число существ-посредников, сообщающихся с божественными силами.

33.1.5. Алхимия, также эллинистическая дисциплина, расцвет которой приходится на III-IV вв. н.э., когда были написаны труды Зосима и комментарии к ним. Алхимические основы полностью вписываются в религиозный контекст эллинизма, где особо подчеркивается значение инициации и следующего за ней изменения состояния, т.е. качественной «трансмутации» личности.

33.1.6. Герметизм - одно из порождений эллинизма. Книги по астрологии, создание которых приписывается безграничной мудрости египетского бога Гермеса-Тота, появились уже в III в. до н.э.; труд, именуемый Корпус Герметикум, является собранием сочинений различных жанров, написанных в промежутке между 100 и 300 гг. н.э. и, без сомнения, претерпевших переделки в кружках гностиков. В действительности же герметизм - всего лишь этикетка, приклеенная на астрологию, магию и алхимию, вырванные из культурной среды эпохи. Оригинальна только космогония из трактата Поймандр. Существование герметического сообщества в первые века н.э. весьма проблематично, а в Средние века может быть только дурной выдумкой.

33.2. Библиография. Eliade, H 2, 209–11; I.P.Couliano, Astrology, in ER I, 472–5; того же автора: Experiences de l-extase, Paris 1984, с обширной библиографией. Также см. в настоящем Словаре разделы, посвященные религиям дуалистов (11) и тайных культов (26). Об эллинистической магии см. Hans-Dieter Betz (ed.), The Greek Magical Papyri, Chicago 1985.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Эллинизм

ЭЛЛИНИ́ЗМ -а; м.

1. Эпоха расцвета греко-восточной культуры, наступившая после завоеваний Александра Македонского на Востоке (с конца 4 до конца 1 в. до н.э.).

2. Слово или оборот речи, заимствованные из древнегреческого языка.

Эллинисти́ческий, -ая, -ое (1 зн.). Э-ая культура.

эллини́зм

период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 до н. э. (подчинение Египта Риму). Борьба за власть между диадохами привела к образованию на месте державы Александра Македонского нескольких государств: Селевкидов, Птолемеев, Пергама, Понтийского царства и др., политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса; в течение II-I вв. эти эллинистические государства постепенно попали под власть Рима. Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных восточных культур.

ЭЛЛИНИЗМ

ЭЛЛИНИ́ЗМ, период в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (см. АЛЕКСАНДР Македонский) (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом (см. РИМ) , завершившегося в 30 г. до н. э. подчинением Египта (см. ЕГИПЕТ) .
Термин «эллинизм» введен в историографию в 30-х гг. 19 в. немецким историком И. Г. Дройзеном (см. ДРОЙЗЕН Иоганн Густав) . Эллинизм воспринимается различными направлениями в истории по-разному. Зачастую эллинизм рассматривается не только как период существования эллинистических государств, образовавшихся в результате распада державы Александра Македонского (см. АЛЕКСАНДР Македонский) , но и как период культурного взаимовлияния греческой и местных, преимущественно восточных, культур, при этом хронологические рамки эллинизма могут быть расширены до падения Рима, а географические границы могут включать также Северную Африку, Италию, Испанию и другие завоеванные Римом государства. Культурное взаимодействие привело к образованию единой, несмотря на хорошо отличимые локальные отличия, эллинистической культуры, в которой общими для всех являлись греческий язык, греческие мифологические сюжеты и греческие эстетические ценности.
В 323 г. до н. э. умирает завоевавший большую часть известной грекам ойкумены Александр Македонский, к тому времени его держава охватывала Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Египет, Переднюю Азию, южные районы Средней Азии, часть Центральной Азии, вплоть до нижнего течения Инда. Важнейшей политической силой державы Александра была армия, которая и определила форму государственного устройства после его смерти. Фактически власть оказалась в руках небольшой группы знатных македонян, занимавших при Александре высшие воинские и придворные должности: Пердикка (см. ПЕРДИККА) стал регентом при слабоумном Арридее (тронное имя Филипп III, сын Филиппа II) и Александре IV (сыне Роксаны, родившемся после смерти Александра Македонского); Антипатр (см. АНТИПАТР) и Кратер стали править в Греции и Македонии; Фракия была передана Лисимаху (см. ЛИСИМАХ) . В Малой Азии самое влиятельное положение занимал Антигон - сатрап Фригии, Ликии и Памфилии. Египет был передан в управление Птолемею Лагу (см. ПТОЛЕМЕИ) (Птолемей I Сотер). Важнейшие командные посты были заняты Селевком и Кассандром (сын Антипатра). Пердикка, будучи регентом, претендовал на полноценность, его выступления против Антигона и Птолемея Лага положили начало длительному периоду борьбы диадохов. Поход Пердикки в Египет 321 г. до н. э. оказался малоуспешным и вызвал недовольство армии, в результате он был убит своими командирами. В это же время Кратер погиб в столкновении с сатрапом Пафлагонии и Каппадокии Евменом.
В 321 г. до н. э. в Трипарадейсе (Сирия) между диадохами произошло новое перераспределение должностей и сатрапий. Регентом царской семьи стал Антипатр, к которому вскоре она и была перевезена. Антигон получил полномочия стратега-автократора Азии, в его ведение перешли царские войска, находившиеся там. Селевк получил сатрапию Вавилонию; война с Евменом была поручена Антигону. В течение двух лет Антигон почти полностью вытеснил Евмена из Малой Азии.
В 319 г. до н. э. умер Антипатр, передав свои полномочия Полиперхонту - одному из старых и преданных македонской династии полководцев. Против него выступил Кассандр и поддержавший его Антигон. В новом этапе войны важнейшим театром военных действий стали Греция и Македония, где в борьбу между Полиперхонтом и Кассандром были втянуты и царский дом, и македонская знать, и греческие полисы. В результате царская династия окончательно утратила свое значение. Арридей (Филипп III), его жена Эвридика и мать Александра Македонского Олимпиада погибли, Роксану с сыном удалось захватить Кассандру, который к тому времени подчинил Македонию и большую часть материковой Греции. После этого военные действия между Евменом и Антигоном проходили преимущественно в Перейде и Сузиане. В начале 316 г. до н. э. Евмен был разбит Антигоном, который, таким образом, становится самым могущественным из диадохов.
Обеспокоенные усилением Антигона, Птолемей, Селевк и Кассандр заключили союз против Антигона, затем к ним примкнул и Лисимах. Основные сражения проходили на море и на суше преимущественно в Сирии, Финикии, Вавилонии, Малой Азии и, главным образом, в Греции. На этот раз война шла с переменным успехом и завершилась в 311 г. до н. э. заключением мира, по которому диадохи выступали как самостоятельные, независимые правители возникших таким образом эллинистических государств.
В 307 г. до н. э. начался новый этап борьбы диадохов, к началу этого этапа по распоряжению Кассандра были убиты Роксана и ее сын Александр IV, таким образом исчезла последняя формальная возможность для объединения бывшей державы Александра Македонского. Военные действия в Греции с целью завладеть Македонией и македонским престолом начал Антигон; его сыну Деметрию удалось изгнать македонские гарнизоны из Мегары и Афин и сместить ставленника Кассандра. В 306 г. до н. э. в морском сражении близ Кипра Деметрием был разбит флот Птолемея. После этой победы Антигон (Антигон I) присвоил себе и Деметрию (Деметрий I Полиоркет (см. ДЕМЕТРИЙ I Полиоркет) ) царские титулы. Другие диадохи, Птолемей и Селевк, также провозгласили себя царями.
В решающем сражении при Ипсе в 301 г. до н. э. Лисимах, Селевк I и Кассандр нанесли полное поражение войску Антигона I, который погиб в этом бою. Владения Антигона I были поделены главным образом между Селевком I и Лисимахом. К этому времени определились основные границы эллинистических государств: Птолемеев, Селевкидов, Вифинии и Понтийского царства.
Дальнейшая борьба диадохов развертывалась в основном на территории Греции и Македонии. После смерти Кассандра в 298 разгорелась борьба за македонский престол между Деметрием I, Пирром (см. ПИРР (царь)) - царем Эпира, сыновьями Кассандра и Лисимахом. Царем Македонии с 283 был сын Деметрия - Антигон II Гонат, положивший начало новой династии, объединявшей под своей властью Фракию и Македонию.
Расцветом эллинизма считается 3 - нач. 2 вв. до н. э. Военные столкновения на протяжении 3 в. до н. э. не прекращались, но носили более локальный характер. Наследники Птолемея I и Селевка I продолжали соперничать в Сирии, Финикии и Малой Азии (так называемые Сирийские войны). Птолемеи, владевшие самым сильным флотом, оспаривали господство Македонии в Эгейском море и Греции. Попытки Македонии расширить свои владения в Греции наталкивались на упорное сопротивление греческих полисов. Независимым от Селевкидов в 283 г. до н. э. стал Пергам, а в 260 г. до н. э. - Каппадокия. Около сер. 3 в. до н. э. северо-восточные сатрапии державы Селевкидов образовали независимые Парфянское царство и Греко-Бактрийское царства.
Наиболее характерной чертой экономического развития эллинистического общества был рост товарного производства и торговли. Возникли новые крупные торговые и ремесленные центры - Александрия (см. АЛЕКСАНДРИЯ (Египет)) в Египте, Антиохия на Оронте (см. АНТИОХИЯ) , Селевкия на Тигре; ремесленное производство которых в значительной мере было ориентировано на внешний рынок. В приморских районах Малой Азии и Сирии создавались новые полисы, которые были и стратегическими пунктами, и административными, и экономическими центрами. В эпоху эллинизма процветали греческие колонии как в Северном Причерноморье (см. СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ) , так и в Испании и Италии. Установились регулярные морские связи между Египтом, Сирией, Малой Азией, Грецией и Македонией; были налажены торговые пути по Красному морю, Персидскому заливу и дальше в Индию. Установились торговые связи Египта с Причерноморьем, Карфагеном и Римом. Расширились денежные обращение и денежные операции, чему способствовала перечеканка в монету драгоценных металлов, хранившихся в сокровищницах персидских царей и храмов. Возникшие на Востоке полисы объединяли ремесленников, торговцев и людей других профессий, каждый из которых мог иметь своих богов, принадлежать к любой национальности и к различным социальным группам.
Общим для всех эллинистических стран и полисов являлся разговорный диалект греческого языка («койне (см. КОЙНЕ) »). По сохранившимся в Египте папирусам можно судить, значительная часть городского населения могла читать и писать по-гречески, были найдены как сочинения классиков и современников, так и личная переписка и деловые записи. Единого культурного центра, как такового, в период эллинизма не было. Наиболее развитым эллинистическим центром являлась основанная Александром Македонским в дельте Нила Александрия, ставшая столицей египетской державы Птолемеев, которые приложили немало усилий для ее процветания. Была создана знаменитая Александрийская библиотека (см. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА) , в которой были собраны множество как художественных, так и научных и исторических книг, для работы в которой были созваны виднейшие поэты и ученые того времени. Кроме того, крупнейшими центрами эллинистической культуры были Пергам (см. ПЕРГАМ (древний город)) , Афины (см. АФИНЫ Древние) , Селевкия, острова Эгейского моря и сицилийские колонии. Широкое распространение в эллинистическом мире получил греческое (и, главным, афинское) театральное искусство, практически в каждом городе существовал амфитеатр, где регулярно ставили трагедии и комедии.
Сложившиеся эллинистические монархии сочетали в себе элементы восточной деспотии (монархическая форма власти, постоянная армия и централизованный административный аппарат) с элементами полисного устройства. Характерные для полисов земельные отношения - частная собственность граждан и собственность города - осложнялись тем, что к городам приписывались сельские территории с местными деревнями. Население этих территорий не становилось гражданами города, но продолжало владеть своими участками, уплачивая подати городу или частным лицам, которые получили эти земли от царя, а потом приписали их к городу. Цари, которым формально принадлежала вся земля вне города, предоставляли небольшие участки земли (клеры) воинам, которые назывались клерухами или катэками. На этих землях могли находиться также местные деревни, жители которых продолжали владеть своими наследственными наделами, уплачивая подати или налоги. Сложность земельных отношений обусловила многослойность социальной структуры эллинистических государств.
Иной тип социального развития имел место в Греции и Македонии. Греческие полисы пытались сохранить свои во многом более демократические традиции, и поскольку мелким полисам по отдельности было трудно отстаивать свою независимость, происходил процесс объединения полисов в федерации, наиболее известными были: Этолийский союз (см. ЭТОЛИЙСКИЙ СОЮЗ) (в конце 3 в. до н. э. в него входили почти вся центральная Греция, Элида и Мессения, а также некоторые острова Эгейского моря) и Ахейский союз (см. АХЕЙСКИЙ СОЮЗ) (возник в 284 г. до н. э., к 230 г. до н. э. союз насчитывал около 60 полисов и охватывал значительную часть Пелопоннеса). Олигархическое руководство Ахейского союза, напуганное ростом социального движения в Спарте (реформы Агиса IV и Клеомена III), обратилось за помощью к царю Македонии Антигону III Досону. В битве при Селласии (222/221 г. до н. э.) объединенные силы македонян и ахейцев уничтожили армию Клеомена III, в Спарту был введен македонский гарнизон. Последние годы 3 в. до н. э. были периодом наибольшего политического и экономического усиления Македонии.
Воспользовавшись внутренними осложнениями в Египте, македонский царь Филипп V в союзе с Антиохом III Великим из династии Селевкидов разделили владения Птолемеев за пределами собственно Египта. К Македонии отошли все принадлежавшие Птолемеям полисы на побережье Геллеспонта, в Малой Азии и по побережью Эгейского моря. Антиох III после победы при Панионе в 200 г. до н. э. овладел Финикией и Сирией.
Используя лозунг свободы греческих полисов, Рим, подчинивший к 200 г. до н. э. почти все Западное Средиземноморье, привлек на свою сторону Этолийский (в 199 г. до н. э.) и Ахейский (в 198 г. до н. э.) союзы, которые видели в римлянах силу, способную обеспечить их интересы. Вторая Македонская война (см. МАКЕДОНСКИЕ ВОЙНЫ) (200-197 гг. до н. э.) завершились заключением мира в 197 г. до н. э., по которому Македония лишилась всех владений в Малой Азии, Эгейском море и Греции.
Внутренние осложнения в Египте (волнения войск в 216 г. до н. э., восстание местных династов в 206 г. до н. э. в Фиваиде, придворные смуты) и поражение Македонии в войне с Римом создали благоприятные условия для роста политического могущества царства Селевкидов (см. СЕЛЕВКИДЫ) . Приблизительно в 212-205 гг. до н. э. Антиох III совершил восточный поход, повторив маршрут Александра, и заставил Парфию (см. ПАРФИЯ) и Бактрию (см. БАКТРИЯ) признать зависимость от Селевкидов. Начавшаяся в 192 г. до н. э. на территории Греции война с римлянами закончилась разгромом войск Антиоха III (см. АНТИОХ III Великий) у Магнесии на Сипиле в 190 г. до н. э., в результате чего он был вынужден отказаться от всех своих владений в Европе и Малой Азии. Сразу же после этого от Селевкидов отпали Парфия и Бактрия, отделилась находившиеся в зависимости от Селевкидов Великая Армения.
Победа римлян над Селевкидами коренным образом изменила политическую ситуацию: ни одно из оставшихся эллинистических государств не могло более претендовать на гегемонию в Восточном Средиземноморье, возросло значение мелких государств: Вифинии, Каппадокии, Понта и особенно Пергама, опиравшегося на поддержку Рима.
Во 2 в. до н. э. - конце 1 в. до н. э. происходит упадок и подчинение Риму эллинистических государств. Противостояние между городской знатью (заинтересованной в более тесных связях с римским миром) и знатью, связанной с царским административным аппаратом и храмами и жившей в основном за счёт традиционных форм эксплуатации сельского хозяйства, способствовало возникновению многочисленных дворцовых переворотов, династических распрей, городских восстаний. Немалую роль играла римская дипломатия, всячески поощрявшая обострение противоречий между эллинистическими государствами и династическую борьбу.
В третьей Македонской войне к македонскому царю Персею (см. ПЕРСЕЙ (царь Македонии)) , несмотря на его попытки привлечь на свою сторону для борьбы против Рима греческие полисы, присоединились только Эпир и Иллирия. В результате македонская армия была разбита римлянами при Пидне (см. ПИДНА) в 168 г. до н. э., после чего Македония была разделена на четыре различных округа. В Эпире римляне разрушили большую часть городов и продали в рабство более 150 тыс жителей, в Греции произвели пересмотр границ полисов, а вспыхнувшие в Македонии в 149-148 гг. до н. э. и в Ахейском союзе в 146 г. до н. э. восстания были жестоко подавлены римлянами. После этого Македония была превращена в римскую провинцию с одноименным названием. Союзы греческих полисов были распущены, в полисах были установлены олигархические режимы.
Подчинив Грецию и Македонию, Рим начал наступление на государства Малой Азии. В 133 г. до н. э. Пергам (см. ПЕРГАМ (государство)) (в соответствии с завещанием Аттала III (см. АТТАЛ III Филометор) ) перешел под власть Рима, но только после подавления массового восстания под руководством Аристоника (132-129 гг. до н. э.) римлянам удалось превратить его в римскую провинцию. Очагом сопротивления римской агрессии в Малой Азии стало Понтийское царство (см. ПОНТ (древнее государство)) , которое в начале 1 в. при Митридате VI Евпаторе (см. МИТРИДАТ VI Евпатор) стало крупным государством, подчинив почти всё побережье Чёрного моря. Войны Митридата VI с Римом завершились в 64 поражением Понтийского царства. Пока Рим был занят покорением Македонии, царство Селевкидов оправилось от ущерба, причинённого войной с Римом. Антиох IV Епифан в 170, затем в 168 совершил успешные походы в Египет и осадил Александрию, но вмешательство Рима заставило его отказаться от своих завоеваний. Политика эллинизации, проводившаяся Антиохом IV, вызвала восстания в Иудее (171 и 167-160), переросшие в войну против господства Селевкидов. Сепаратистские тенденции проявились и в восточных сатрапиях, которые ориентировались на Парфию. Попытки Антиоха VII Сидета (139/138-129) восстановить единство державы (вновь подчинил Иудею и предпринял поход против Парфии) окончились полным поражением и его гибелью. От Селевкидов отпали Вавилония, Персия и Мидия. В начале 1 в. самостоятельными стали области Коммагена (в Малой Азии) и Иудея. Территория государства Селевкидов сократилась до пределов собственно Сирии, Финикии, Келесирии и части Киликии. В 64 царство Селевкидов было присоединено к Риму как провинция Сирия. В 63 Иудея также была присоединена к Риму.
В Египте после походов Антиоха IV вновь начались народные движения и одновременно острая династическая борьба, перешедшая в настоящую внутреннюю войну, опустошавшую страну. Тем временем римляне всячески содействовали внешнеполитическому ослаблению Египта. В 96 к Риму была присоединена Киренаика, в 58 - Кипр. Римляне вплотную подошли к границам Египта, лишь гражданская война в самом Риме отсрочила его подчинение. В 30 до н. э. египетская держава Птолемеев, последнее эллинистическое государство, во главе которого находилась Клеопатра (см. КЛЕОПАТРА (царица)) , было завоевано Октавианом Августом. Эллинистический мир как политическая система был поглощен Римской империей, однако эллинистические культурные традиции и устоявшийся социально-экономический быт оказались сильнее завоевателей, распространив все свои достижения по всей территории Римской империи.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "эллинизм" в других словарях:

    Эллинизм период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно… … Википедия

    1) особенность греческого языка. 2) влияние древнегреческого образования на Востоке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭЛЛИНИЗМ особенности в языке, литературе и нравах древних греков. На Востоке… … Словарь иностранных слов русского языка

    эллинизм - Эллинизм. Руины дворца в Пелле. IV в. до н. э. Эллинизм. Руины дворца в Пелле. IV в. до н. э. эллинизм период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 гг. до н.э. (). Борьба за власть между полководцами Александра Македонского… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    эллинизм - а, м. hellénisme m. 1. Эпоха расцвета смешанной греко восточной культуры, наступившая после завоеваний Александра Македонского на Востоке. Поздний эллинизм. БАС 1. измененные и смягченные эллинизмом, эти дикие обряды в европейской Греции породили … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Первоначально Эллинизм обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками, затем распространение греческой культуры. После опубликования работы И. Г. Дройзена "История эллинизма; (1836 1843) понятие Эллинизм, вошло в… … Энциклопедия мифологии

Характеристика эллинистического периода

Заключительным этапом древнегреческой культуры стал эллинистический период (323-146 до н.э.), или период эллинизма, как его принято называть. Возникновение этого периода связывают с началом походов Александра Македонского ($IV$ век до н. э.), а окончание – с завоеванием эллинистических государств Древним Римом в $I$ веке до н. э. (последним был захвачен Египет). Победа Спарты над Афинами в Пелопонесской войне знаменовало начало конца целой эпохи. Греки почти перестали участвовать в жизни государства, и это не могло не ослабить конфедерацию греческих полисов.

Эллинская культура в это время в целом сохраняет свой высокий уровень. Однако главной особенностью эпохи эллинизма является активная экспансия греческой культуры на всех областях эллинистического мира. В результате этого процесса многие племена и народы, проживающие на этой территории, стали приобщаться ко всем достижениям Древней Греции в области литературы, изобразительного искусства, науки.

Замечание 1

Особенность этого периода заключается в том, что, распространяясь на огромной территории, элементы греческой культуры вступали во взаимодействие с местными, в основном, восточными культурными традициями.

Сложение общегреческого языка (койне) сыграло значительную роль в распространении греческой образованности.

В эпоху эллинизма продолжали развиваться философия, математика, естественные науки. На дальнейшее развитие материализма и атеизма, огромное влияние оказали естественно-научные воззрения и общефилософские взгляды Эпикура.

Искусство периода эллинизма

Отличительными чертами искусства, которое было призвано наглядно убеждать в превосходстве эллинской культуры, становятся помпезность и роскошь. В скульптуре и живописи под влиянием восточных культур появляются новые жанры, наблюдается рост реалистических исканий, расширение тематики искусства. В качестве примера можно привести попытки греков под влиянием иранского и египетского искусства создавать образ абсолютного правителя, что было, безусловно, новым для греческой культуры.

Главным видом искусства в период эллинизма остается архитектура. Очень быстро идет возведение новых городов и многочисленных торговых центров, разрабатываются схемы планировки полисов, предполагающие деление на кварталы и оформление центров городов, где должны появиться сооружения социального назначения:

  • городской совет,
  • народное собрание,
  • базилика (судебно-административное здание),
  • храмы,
  • гимназии,
  • школы.

В архитектуре можно найти влияние искусства Двуречья, представленного органическим сплавом архитектуры, пластики и цвета. Это Пергамский алтарь, посвященный Зевсу, в котором оформление цокольной части несвойственно древнегреческой архитектуре. Другое монументальное сооружение – Фаросский маяк в Александрии, простоявший полторы тысячи лет, входит в число семи чудес света. Величие этого сооружения является одной из основных черт древнегреческой архитектуры того времени.

От египетской и персидской культуры греки переняли традицию обожествления монарха. Статуи императоров в храмах возводились на месте статуй атлетов, что особенно наглядно проявилось в созданном архитекторами Пифеем и Сатиром Галикарнасском около 353 г. до н.э. Мавзолее, который также является одним из «семи чудес света».

В искусстве эпохи эллинизма широко представлена скульптура жанрового характера. Примером могут служить работы скульптора Боэфа «Мальчик с гусем», «Старый рыбак».

Стала использоваться также декоративная скульптура, которая широко применялась в качестве украшения садов и парков.

Замечание 2

Для искусства эпохи эллинизма были характерны индивидуализм, снижение философских и общественных мотивов, космополитизм, преобладание тем, прославляющих правителей, бытовых, любовных сюжетов, преувеличенное внимание к внешним формам произведений искусства, торжество реализма. Значение культуры эллинизма трудно переоценить, так как она оказала значительное влияние на культуру Рима, а затем и всю мировую культуру.